Вопросы о месте и роли, возможностях и объектах, потенциале и пределах государственного и муниципального управления нельзя рассматривать абстрактно, из самих себя, сугубо умозрительно. Они обусловлены, причем в весьма существенных моментах, организованностью субъективного фактора, возникающей под влиянием многих общественных усилий. Организованность (как и дезорганизованность) создается объективными и субъективными источниками, импульсами и механизмами, в результате чего многое здесь определяется состоянием общественных связей и, в конечном счете, сознанием, поведением и деятельностью каждого отдельно взятого человека.
Большое место в организации субъективного фактора принадлежит менеджменту, общественному управлению и общественному самоуправлению. Эти виды управления связаны между собой тем, что их субъектом выступает непосредственно само общество, но различаются они по уровню и характеру организованности. В общественном самоуправлении проявляет себя общественная самодеятельность людей, опирающаяся на соответствующие общественные институты. Это: семья, собственность, мораль, право (в социологическом смысле), традиции, обычаи, иные регуляторы, используемые людьми при реализации своего статуса свободной личности (в отличие от статуса гражданина). В общественном управлении задействованы специальные общественные организационные структуры, создаваемые для осуществления определенных целей: общественные объединения, партии, религиозные организации, органы территориального общественного самоуправления и т. д. Статус таких структур регулируется законодательством, а сами они имеют сложную организацию, во многом выступают организационной основой того, что именуется «гражданским обществом».
Менеджмент организует активность субъективного фактора, главным образом, в экономической и социальной сферах, хотя он может трактоваться и шире. В системе рыночных отношений, как вид управления, он играет большую роль.
В условиях, когда организованность субъективного фактора за счет собственных сугубо общественных сил не вполне отвечает содержанию и актуальности проблем, стоящих перед людьми в наши дни, сохраняют и, скорее всего, укрепляют свое значение идеи государственности, которые как бы впитывают в себя другие консолидирующие идеи и организуют общество во всей его целостности и многообразии.
Именно государство, выражая всеобщие потребности, интересы и цели, представляя и законодательно закрепляя всеобщую волю, может и должно посредством своих управляющих воздействий ограничивать «поле» и ослаблять действие негативных стихийных механизмов, поддерживать и развивать общественную саморегуляцию.
Государство несвободно в определении своего места и роли, своих функций и поведения в общественной жизнедеятельности людей.
Оно, как уже отмечалось, связано обществом. И если в последнем деструктивные элементы выходят за пределы допустимого, если общественные связи разорваны или находятся в состоянии конфронтации, если общественные институты и структуры сами не справляются со своими задачами и т. п., то государство в интересах сохранения общества вправе и обязано использовать весь потенциал своего аппарата, в том числе его возможности принуждения. Ибо только в условиях спокойствия, безопасности людей, целесообразного труда возможно развитие общества и решение любых его проблем.
Осознание объективных основ и субъективного фактора государственного и муниципального управления имеет не только общетеоретический смысл, раскрывающий «среду» формирования и реализации соответствующих управляемых воздействий, но и практический. Каждый раз в каждом государственном или муниципальном органе, когда разрабатываются, принимаются и исполняются управленческие решения, а также совершаются управленческие действия, необходимо прежде всего уяснить и достоверно оценить те конкретные, порой уникальные, объективные условия и потенциал субъективного фактора, в рамках и с использованием которых осуществляются управленческие процессы. Это - одна из аксиом государственного и муниципального управления.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 210.