Обращение к субъективному фактору в теории государственного и муниципального управления имеет двоякий смысл. Во-первых, государственное и муниципальное управление само составляет часть субъективного фактора и тем самым во многом определяется его состоянием, зависит от его потенциала; во-вторых, место, роль и другие проявления государственного и муниципального управления в свою очередь также зависят от уровня развития и организованности субъективного фактора. Без ориентации на субъективный фактор и на его влияние на управленческие процессы трудно понять практически любой вопрос государственного и муниципального управления. Например, почему даже в условиях глобализации в одних странах имеет место быстрое экономическое развитие, а в других - нет?
Субъективный фактор олицетворяет собой (что важно подчеркнуть) сознание в действии, определенное слияние мыслительного и практического процессов. Именно воплощение сознания в деятельности, его «материализации», объективное закрепление и представление позволяют судить о содержании, возможностях и силе сознания.
Оба связанных между собой элемента субъективного фактора - сознание и деятельность - имеют многогранный характер и сложную структуру. Они исследуются в философской, социологической и психологической науках, и сказанное здесь является лишь выводом из них, и то применительно к запросам теории государственного и муниципального управления. Сознание отличается разными уровнями - общественное, обыденное, массовое, коллективное, индивидуальное, выступает во многих формах - мифологическое, религиозное, научное, художественное, историческое и т. д., имеет разные социально-психологические параметры.
Определяющими для государственного и муниципального управления, которое имеет дело с самыми разными людьми, являются противоречивость, неустойчивость, пластичность и разнообразие сознания. В этом - источник многих проблем. Люди с разным сознанием действуют в иерархии государственных и муниципальных органов и должностей. Одни и те же решения они интерпретируют различно, исходя из собственного понимания. Тоже относится к управляемым объектам и условиям их функционирования. Люди, занятые в управляемых объектах, естественно руководствуются своим сознанием, которое может весьма отличаться от того, в соответствии с которым принимались те или иные управленческие решения. В результате и государственное, и муниципальное управление, и его управляющие воздействия, и их восприятия управляемыми объектами состоят из множества разнокачественных элементов сознания, создающих сложнейшие условия для управленческих процессов. Отсюда имеют место неопределенность, вероятность как в содержании управленческих решений, его толковании и аутентичности понимания, так и в надежности его реализации.
Деятельность - многомерное явление, выражающее в совокупности способность человека (сообществ людей) физически и интеллектуально производить (создавать, творить) необходимые ему продукты и условия его жизнедеятельности. Она служит моментом перехода, «превращения» сознания в материальность, вследствие чего сформированные в сознании идеи, сюжеты, представления, образы, логические конструкции (проекты), интересы, замысли и т. д. приобретают соответствующую предметность, превращаются в реальность, пригодную для потребления. В то же время это - способ реализации сущности человека и механизм его взаимодействия с другими людьми (обмен деятельностью), основной канал его социализации. Деятельность - единственный способ создания людьми материальных и духовных продуктов и социальных условий своей жизни, определяющий фактор развития сознания как отдельного человека, так и общественного сознания, непременное, неотъемлемое и главное основание личности. Только говорящий человек еще не человек, надо чтобы он делал дело, важное для других, поскольку все взаимозависимы.
Все уровни и аспекты человеческой деятельности важны для органов государственного и муниципального управления, поскольку их главный общественный смысл состоит в активизации и организации деятельности.
Для государственного и муниципального управления имеют значение все процессы, свойства и возможности субъективного фактора.
Прежде всего, речь идет о соотношении интересов и целей субъективного фактора и интересов и целей, реализуемых государственным и муниципальным управлением. Сложная структура субъективного фактора приводит к тому, что часто индивидуальные, а также и групповые (коллективные) интересы и цели весьма отличаются от всеобщих интересов и целей, объективно стоящих в поле зрения государственного и муниципального управления.
Важное значение принадлежит «наложению» и взаимодействию социальных норм, которые признаны субъективным фактором, с одной стороны, и которыми руководствуется государственное и муниципальное управление, с другой. Ведь субъективный фактор исторически сформировался и поддерживается многообразной совокупностью религиозных, моральных, эстетических, правовых и других норм, традициями и обычаями.
Следует, наконец, принимать во внимание связанность мотивов и стимулов поведения людей в личной и общественной жизни и, соответственно, в процессах государственного и муниципального управления. Весьма часто «должное» и «сущее» в поведении и деятельности людей дистанцируются далеко друг от друга. Проповедуется и утверждается одно, делается совсем другое, и это другое получает свою мотивацию в сознании многих людей. Несовпадение мотивов и стимулов приводит к тому, что стимулы, особенно содержащиеся в государственном и муниципальном управлении, не срабатывают.
Вырисовывается сложная система элементов субъективного фактора: «потребности - интересы - цели - воля - нормы - мотивы (установки) - стимулы», в рамках которой формируется и реализуется государственное и муниципальное управление. Развитость и организованность этой системы во многом определяют возможности государственного и муниципального управления и характер его взаимоотношений с обществом.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 212.