Содержание работы
Введение……………………………………………………………..……….…...3
ГЛАВА I Основные сведения…………………………………..……………….6
1.1. Классификация средств для похудения……………………………6
1.2. Характеристика основных средств для похудения представленных на Российском рынке…………………...……………………..8
ГЛАВА II Маркетинговые исследования с углубленным товароведческим анализом препарата Ксеникал…………………….…………………………….20
2. 1. Общая характеристика препарата……………………….………………..20
2. 2. Ситуационный анализ…………………………………..……………..….20
2.2.1. Продукт ………………………………………………..………………....22
2.2.2. Производитель………………………………………….……………..….24
2.2.3. Цена………………………………………………………………………...34
2.2.4. Потребитель……………………………………………….……………....35
2.2.5. Продвижение………………………………………………………….….37
Заключение…………………………………………………………………..…..40
Список литературы…………………………………………..………………....42
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема избыточного веса особенно актуальна и стоит очень остро во всем мире. Всемирная ассоциация здравоохранения (ВОЗ) назвала ожирение эпидемией XXI в. В большинстве стран Западной Европы от 9% до 20% взрослого населения страдают от ожирения, и еще более четверти имеют избыточную массу тела; в США — 25% и 50% соответственно. По данным Минздрава РФ, свыше 60% взрослого населения страны страдает от избыточного веса, а около 25% из них имеют все признаки клинической формы ожирения.
В последние годы в большинстве стран мира отмечается значительный рост распространенности ожирения, как среди взрослого, так и детского населения. Во многих экономически развитых странах за последнее десятилетие распространенность ожирения увеличилась вдвое. По прогнозам экспертов ВОЗ, при сохранении существующих темпов роста заболеваемости к 2025 г. в мире будет насчитываться более 300 млн. страдающих ожирением.
Ожирение можно определить как избыточное накопление жира в организме, представляющее опасность для здоровья. По статистике, приводимой страховыми компаниями США, от сахарного диабета тучные люди умирают в 4 раза чаще, чем те, кто имеет нормальную массу тела, от ишемической болезни сердца — в 2 раза чаще, от желчекаменной болезни — в 2—2,8 раза, а от цирроза печени — в 1,5—2 раза. Продолжительность жизни тучных людей сокращается на 5—10 лет.
Однако, несмотря на такую ситуацию, среди населения России отсутствует отношение к ожирению не только как к серьезному заболеванию, но и как к патологии вообще. Низкая информационная культура населения, а также порой недостаток внимания врачей к данной проблеме привели к тому, что в последнее время в России широкое распространение получили различные средства для похудения, основная часть которых естественно являются БАДами.
В августе 2007 г. компанией «Infowave» было проведено исследование рынка средств для похудения. Цель исследования состояла в том, чтобы описать ситуацию, сложившуюся на данном рынке, определить основные каналы распространения этих препаратов, а также дать краткую характеристику наиболее распространенных средств.
Основные причины, подтолкнувшие к этому исследованию, были таковы. Сегодня на рынке присутствует множество средств, предназначенных для снижения веса. Не все из них отвечают своим рекламным обещаниям. Была поставлена задача выявить наиболее популярные (представленные в местах продажи) препараты, провести сравнительный анализ цен на препараты в различных местах продажи, оценить затраты на приобретение того или иного препарата в сочетании со сроком его действия, а также кратко описать наиболее популярные средства.
Методика исследования. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе исследования был проведен сбор и анализ вторичной информации, а именно:
· анализ статей, посвященных БАД (биологически активным добавкам), в сети Internet;
· анализ ассортимента Web-аптек;
· частичный анализ сайтов фирм-производителей БАД для похудения;
· анализ содержания форумов, посвященных проблемам похудения;
· анализ содержания web-страниц, посвященных конкретным препаратам для похудения;
· анализ содержания телефонных справочников.
В результате проведения этого этапа были получены: перечень существующих препаратов для похудения с их характеристикой, данные по эффективности применения отдельных препаратов,
На втором этапе исследования был проведен телефонный опрос аптек. Выборка для опроса была сформирована следующим образом. По результатам анализа содержимого различных телефонных справочников было выявлено около 630 аптек. Размер выборки составил 83 аптеки; применялась квотная выборка, аптеки каждой группы были включены в выборку в соответствии с долей данной группы в объеме генеральной совокупности. Квотная выборка в данном случае была использована вследствие предположения, что как ассортимент, так и уровень цен аптек, принадлежащих к разным сетям, могут значительно различаться между собой. Доверительная вероятность составила 95%, величина ошибки выборки ±10%.
ГЛАВА I Основные сведения
Нутрицевтики
На рынке препаратов для снижения веса нутрицевтики представлены плохо, их доля по маркам составляет только 8,3% от общего количества средств для похудения, а доля по частоте появления в аптеках — 2,4% (табл. 4). В основном нутрицевтики можно найти в Internet-магазинах (московских, но осуществляющих доставку лекарств во многие регионы России); доля нутрицевтиков по наличию марок в различных местах продажи составляет 7,2% в web-аптеках и 0,4% по обычным аптекам. В продаже имеются препараты как российского («Доктор Слим», разработанный в Самаре), так и иностранного производства. Среди нутрицевтиков иностранного производства встречаются китайские («Экстракт ГУО»), французские («Коктейль красоты»), американские и немецкие («Fit Line») препараты.
Таблица 4. Сравнение нутрицевтиков и парафармацевтиков
* Доля от числа аптек, в которых продаются препараты для снижения веса.
Средняя стоимость этих препаратов колеблется от 105 до 1 420 рублей за упаковку; таким образом, при пересчете на день (с учетом размеров упаковки и инструкций по использованию) затраты на похудение составляют от 15 («Доктор Слим») до 178,8 («Мини-Диета») рублей в день. Следует отметить, что большинство нутрицевтиков может использоваться как для снижения веса (при замене ими обычной пищи), так и для его набора (при совмещении обычной пищи с приемом препарата). При этом нутрицевтики могут использоваться как в качестве полной замены питания на несколько дней («Экстракт ГУО», «Мини-Диета»), так и в качестве частичной замены одного или нескольких приемов пищи в день («Доктор Слим», «Fit Line», «Коктейль красоты»).
Как правило, нутрицевтики не только помогают скорректировать фигуру, но и улучшают общее состояние организма. Их рекомендуется употреблять вместо еды во время разгрузочных дней, а также для замены определенных высококалорийных блюд. Эти препараты облегчают контроль над количеством калорий, потребляемых за день, помогают соблюдать диеты; таким образом, за одну неделю применения коктейлей можно похудеть на 2—3 кг, снизить аппетит и уменьшить объем желудка. Производители некоторых препаратов обещают значительно большее снижение веса — до 10 кг за 10 дней применения «Экстракта ГУО». Однако следует отметить, что об этом препарате встречаются очень негативные отзывы — как о его ужасном вкусе, так и низкой эффективности; кроме того, по мнению специалистов, 10 кг человек может сбросить только за месяц при условии полного голодания.
Сравнительная характеристика препаратов-нутрицевтиков, представленных на рынке, приведена в таблице 5.
Таблица 5. Сравнительная характеристика нутрицевтиков
Парафармацевтики
Парафармацевтики на рынке представлены значительно лучше, чем нутрицевтики — доля марок парафармацевтиков в местах продажи составляет около 92%; а доля имеющихся в наличии парафармацевтиков в аптеках составляет 99,6% от всего ассортимента средств для похудения, а в web-аптеках — 92,8% (см. табл. 4). При этом следует отметить, что некоторые группы парафармацевтиков (например, очищающие чаи), продаются не только в аптеках, но и на рыночных лотках. Лучше всего на рынке представлены парафармацевтики американского (27,3%), российского (26,0%), индонезийского (7,8%) и китайского (6,5%) производства. Также достаточно хорошо представлены немецкие, польские и французские препараты (по 5,2%).
На рынке можно найти все типы парафармацевтиков — аноретики, сжигатели жира (как поглотители, так и расщепители жира), очищающие и балластные вещества, а также комплексные препараты, сочетающие в себе действие нескольких типов средств для похудения. При этом лидером по поставкам аноретиков является Германия (57,1% от общего числа аноретиков, представленных на рынке), комплексные препараты и поглотители жира поступают в основном из США (66,7% и 45,5% соответственно), большая часть расщепителей жира, представленных на рынке, произведены в Индонезии (60,0%). По очищающим веществам (к которым относятся в основном чаи для похудения) лидируют Россия (33,3%), Китай (20,8%) и Польша (16,7%). Что касается балластных веществ, то на рынке представлена только продукция отечественного производства (табл. 6).
Таблица 6. Распределение нутрицевтиков по странам-производителям
Цены на различные парафармацевтики колеблются в весьма широком диапазоне: от 10 руб. за упаковку микрокристаллической целлюлозы «Анкир-Б» производства ЗАО «Эвалар» до 3765 руб. за немецкий препарат «Меридиа» производства Knoll AG BASF Pharma. Следует отметить, что дороже всего обходятся аноректики и поглотители жира, а дешевле всего худеть с применением балластных и очищающих веществ (табл. 7). Так, средняя стоимость похудения с помощью аноректиков составляет 47,78 руб. в день, а если для этого использовать балластные вещества, то можно похудеть, тратя всего лишь в среднем по 4,4 руб. в день. Разброс цен на препараты одной и той же группы может доходить до трех с половиной тысяч рублей.
Таблица 7. Характеристика цен на различные группы парафармацевтиков
Среди парафармацевтиков в аптеках (табл. 8) можно найти больше всего наименований очищающих средств (24 препарата) и комплексных препаратов (21 препарат). Что же касается наличия данных марок в аптеках, то тут безусловное лидерство принадлежит комплексным средствам (наличие в аптеках того или иного препарата данной группы было зафиксировано 112 раз), далее с достаточно большим отрывом следует группа расщепителей жира (их наличие было отмечено 80 раз), затем — очищающие средства и поглотители жира (59 и 56 раз соответственно).
Таблица 8. Представленность различных групп парафармацевтиков
Перечень наиболее часто встречающихся препаратов для похудения приведен в табл. 9 (препараты отсортированы по убыванию частоты их появления).
Таблица 9. Наиболее популярные препараты
Чаще всего в аптеках и web-аптеках из препаратов для похудения встречается «Ксеникал» производства швейцарской фирмы Хоффманн Ля Рош Лтд (Hoffmann- La Roche Ltd). По заявлению производителей, Ксеникал блокирует часть жиров, поступающих с пищей, препятствуя их усвоению, за счет чего и достигается снижение веса. В аннотации к препарату сказано, что он препятствует усвоению примерно 30% жиров, поступающих с пищей; однако там же предупреждают, что при большом потреблении жиров на фоне приема Ксеникала возможны очень неприятные побочные явления. Поэтому при употреблении препарата разработчики рекомендуют снизить потребление жиров и соблюдать диету. Отзывы людей, принимавших Ксеникал, можно разделить на две примерно равные группы. По мнению одних, Ксеникал дисциплинирует, помогает снизить потребление жирной пищи, начать заниматься спортом, то есть все-таки способствует похудению. Другая группа заявляет, что ничего, кроме неприятных побочных явлений, от применения Ксеникала они не получили. Средняя стоимость Ксеникала в аптеках и web-аптеках Санкт-Петербурга составляет 868,20 руб. за упаковку, которой при трехразовом питании хватает на неделю. Однако у него есть одно преимущество — этот препарат, в отличие от многих других, прошел клинические испытания. Но подробнее на нем остановимся чуть позже.
Набирает свою популярность новинка на рынке средств для похудения – БАД СЛИМ КОД. В основе действия СЛИМ КОДа лежит жиросжигающее действие лекарственных растений, дополненных L-карнитином, коэнзимом Q10 и микроцеллюлозой. Данная формула была разработана в Швейцарии специалистами компании Newman nutrients AG и представляет программу снижения веса и коррекции фигуры.
Производители СЛИМ КОДа утверждают, что действие препарата влияет на восстановление способности организма регулировать вес и количество потребляемой пищи самостоятельно. Изначально саморегуляция веса заложена в нас природой, а нарушаться она может из-за несбалансированного питания и малоподвижного образа жизни. Гиподинамия, употребление большого количества жирной пищи, пустых углеводов, еды, насыщенной красителями и консервантами приводят к нарушению обменных процессов и влекут за собою повышение веса. Составляющие СЛИМ КОДа восстанавливают нормальный уровень метаболизма и активизируют сжигание жира в организме. При этом нормализуется работа центров головного мозга, ответственных за регуляцию аппетита и чувства насыщения. Прием препарата позволяет не допускать переедания, что приводит к постепенному, физиологичному снижению веса. Кроме этого СЛИМ КОД стимулирует работу внутренних органов - почек, печени, желчевыводящих путей, кишечника и способствует выведению из организма шлаков и токсинов. Снижение веса влияет как на улучшение качества жизни, так и на общее оздоровление организма, повышение физической и умственной активности.
Средняя стоимость 1 упаковки по городу составляет 1000 рублей, это значит, что один день похудения обойдется в 50рублей, а это уже достаточно много, учитывая, что это все-таки БАД, а не лекарственный препарат.
И еще один, но забытый, препарат - знаменитая «СуперСистема 6», реклама которой с Ларисой Долиной достаточно часто появляется на различных телеканалах (правда, во многих источниках можно найти утверждения, что артистка похудела совсем не с помощью «СуперСистемы 6»). По утверждению производителей, данный препарат оказывает комплексное действие на организм: он снижает аппетит, предотвращает образование жировых запасов в организме, разрушает уже имеющиеся жировые отложения, подавляет тягу к сладкой пище, делает мышцы упругими и многое другое. Что касается отзывов о применении препарата, то, во-первых, худеют далеко не все принимающие «СуперСистему 6», во-вторых, «Суперсистема 6» многие после похудения очень легко снова набирают вес, и, в-третьих, у некоторых пациентов при приеме препарата наблюдается плохое самочувствие. В то же время на сайтах распространителей этого препарата о нем можно найти только положительные отзывы (что вполне естественно) — прилив энергии, похудение до 10 кг за один месяц, улучшение состояния кожи и ногтей и т. п. В заключение можно сказать, что стоимость одной упаковки препарата, рассчитанной на 25—30 дней, составляет в среднем 2 074,18 руб.
Отдельно нужно остановиться на препаратах для похудения, продаваемых через телемагазины, но которые уже начали появляться и в аптеках. Таким образом, продаются индонезийская биодобавка для снижения веса «Идеал», разработка французских ученых «BioBalance», недавно появившийся индонезийский же препарат и др. В то же время ни один из этих препаратов не зарегистрирован в России как лекарственное средство, поэтому на вопросы пациентов о них врачи чаще всего отвечают, что не советуют им применять неизвестные препараты, не прошедшие клинических испытаний. Про «БиоБаланс» сказать что-либо определенное трудно вследствие отсутствия необходимой информации; из отзывов о применении этого препарата следует лишь то, что эффективность его применения не превышает 3%. Отзывы о «Флоресине» не лучше — женщины, принимавшие этот препарат, во-первых, поправились, вместо того чтобы похудеть, во-вторых, ухудшилось общее самочувствие, состояние ногтей и волос. А что касается мнения врачей об этом препарате, то их ответы говорят сами за себя: препараты являются биодобавками, не имеют конкретного механизма действия; исследования по поводу показаний и «Флоресина» противопоказаний к приему этого препарата не проводились; состав препарата неизвестен, побочные эффекты также неизвестны. Комментарии излишни[10].
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
В 1999 году на российском фармацевтическом рынке появился новый препарат для лечения ожирения, представленный швейцарской фармацевтической компанией Ф. Хоффман - Ля Рош, называемый Ксеникал (Орлистат).
Состав: одна капсула содержит орлистата 120мг.
Ксеникал - мощный и специфический ингибитор желудочно-кишечных липаз, обладающий продолжительным действием. Его терапевтическое действие осуществляется в просвете желудка и тонкого кишечника и заключается в образовании ковалентной связи с активным сериновым участком желудочной и панкреатической липаз, Инактивированный фермент при этом теряет способность расщеплять жиры пищи, поступающие в форме триглицеридов, на всасывающиеся свободные жирные кислоты и моноглицериды. Поскольку нерасщепленные триглицериды не всасываются, возникающее вследствие этого уменьшение поступления калорий в организм приводит к уменьшению массы тела. Таким образом, терапевтическое действие препарата осуществляется без всасывания в системный кровоток.
Показан для терапии ожирения или избыточной массы тела в сочетании с умеренно гипокалорийной диетой.
СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Анализ ситуации на Российском рынке проводится по шести переменным маркетингового комплекса:
"PRODUCT" (ПРОДУКТ)
"PRODUCER" (ПРОИЗВОДИТЕЛЬ)
"PRICE" (ЦЕНА)
"PEOPLE" (ПОТРЕБИТЕЛИ)
"PLACE" (ПОЗИЦИЯ, МЕСТО)
"PROMOTION" (ПРОДВИЖЕНИЕ)
Анализ потребности. Определение базового сегмента рынка.
По данным Госкомстата и Минздрава, Российского статистического ежегодника 1998 года издания.
Таблица 10. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ. Заболеваемость[5].
Год | Заболеваемость. | На 1000 населения |
1990 | 539 | 3,6 |
1991 | 586 | 4 |
1992 | 617 | 4,2 |
1993 | 672 | 4,5 |
1994 | 770 | 5,2 |
1995 | 817 | 5,5 |
1996 | 908 | 6,2 |
1997 | 979 | 6,7 |
Численность населения на 1998 год всего составляла 146,7 млн. человек, из них мужчин - 68,8 млн. человек (47%) и женщин - 77,9 млн. человек (53%)[5] .
Таблица 2. Распределение по возрастным группам (на 1998 год) [5].
Возрастная группа, лет | Кол-во человек, тыс. |
0 - 4 | 6748 |
5 - 9 | 9916 |
10-14 | 12354 |
15 - 19 | 11182 |
20 - 24 | 10527 |
25 - 29 | 9849 |
30 - 34 | 10170 |
35 - 39 | 12738 |
40 - 44 | 12240 |
45 - 49 | 10802 |
50 - 54 | 5915 |
55 - 59 | 8510 |
60 - 64 | 7404 |
65 - 69 | 7171 |
70 и бол. | 11214 |
ПРОДУКТ
Анализ ассортимента
а) промышленного (на основании справочных данных):
Фирма Ф. Хоффман-Ля Рош выпускает препарат Ксеникал в трех лекарственных формах: капсулы 120 мг х 21 в блистерной упаковке, капсулы 120 мг х 42 в блистерной упаковке и капсулы 120 мг х 84 в блистерной упаковке, и все они в России зарегистрированы
б) торгового ассортимента в одной из конкретных аптек, выбранных мною для изучения, раз в месяц в течение 7 месяцев - сеть аптек фирмы ООО "Биофарм".
В выбранных аптеках в течение 7 месяцев наблюдения присутствовал полный торговый ассортимент.
в) расчет коэффициентов широты, глубины и полноты ассортимента в аптеке.
* Расчет коэффициента широты:
Широта ассортимента - это количество групп товаров, имеющихся в аптеке. Для оценки используется относительный показатель - коэффициент широты:
Кш = Шф/Шб , где
Шф - (широта фактическая) - кол-во групп товаров, имеющихся в аптеке, равна 16 (ООО "Биофарм" Семашко, 32).
Шб - (широта базовая) - кол-во групп товаров, представленных в ОКП, равна 18 (по РЛС 2007, стр. 1127).
Кш = 16/18 = 0,89
* Расчет коэффициента полноты.
Полнота ассортимента - это кол-во товарных подвидов одной группы, имеющихся в аптеке. Для оценки используется относительный показатель - коэффициент полноты:
Кп = Пф/Пб , где
Пф - (полнота фактическая) - кол-во товарных подвидов одной группы, имеющихся в аптеке, равна 8 (ООО "Биофарм" Семашко, 32).
Пб - (полнота базовая) - кол-во товарных подвидов одной группы, представленных в ОКП, равна 12 (по РЛС 2007, стр. 1159).
Кп = 8/12 = 0,67
* Расчет коэффициента глубины:
Глубина ассортимента - это кол-во товарных разновидностей одной группы, имеющихся в аптеке. Для оценки используется относительный показатель - коэффициент глубины:
Кг = Гф/Гб , где
Гф - (глубина фактическая) - кол-во товарных разновидностей одной группы, имеющихся в аптеке, равна 3 (ООО "Биофарм" Семашко, 32).
Гб - (глубина базовая) - кол-во товарных разновидностей одной группы, представленных в ОК, равна 3 (по РЛС 2007, стр. 1477).
Кг = 3/3 = 1
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ.
История Рош в России
Стремительно достигнутое процветание Рош было тесно связано с дореволюционной Россией. Во время деловой поездки по Австрии в 1896 году Фриц Хоффманн встретился с доктором Шнирером, который установил контакты с Россией. За короткое время и благодаря хорошо организованной рекламной компании продукция Рош становится все более популярной в России. Такие препараты, как Соролин, Айрол и Тиокол завоевывают высокий спрос. Но глубокие связи Рош с Россией возникли не только благодаря развитию бизнеса. Фриц Хоффманн по достоинству оценил "широту души и твердость купеческого слова", когда дважды путешествовал по России.
Капиталы Адель Ля Рош удачно сочетались с энергией и предприимчивостью Фрица Хоффманна, да и время это - последнее десятилетие прошлого века - было временем создания фармацевтической промышленности и ее быстрого и бурного расцвета. Первым препаратом, принесшим компании огромный доход, был сироп от кашля - Сиролин.
С самого своего рождения, то есть с 1886 г. компания Хоффман-Ля Рош имела своего представителя в России. Вот он - господин Иосиф Аронштамм. Сначала представитель, затем крупная аптека на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, а затем и создание собственного фармацевтического производства в России.
До Великой октябрьской социалистической революции на Россию приходилось 25% торгового оборота Хоффманн-Ля Рош. Уже в 1914 году Рош имела довольно большое количество сотрудников в Швейцарии, Германии, Италии, Франции, Австрии, Великобритании, России, США и Японии. Такие фармацевтические компании международного типа были в начале 20-го века большой редкостью.
Бизнес в России развивался быстро. За короткое время была создана сеть субагентов на территории от Варшавы до Одессы и от Ростова до Казани. Однако после революции 1917 года ситуация начала ухудшаться. Атмосфера опасности, царившая в России, вынудила агентов Рош покинуть страну. Соответственно, после революции компании пришлось свернуть свою деятельность в нашей стране, что, однако, не помешало ей успешно развиваться дальше. В 1919 году новые власти национализировали имущество компании, и торговля с Россией практически прекратилась.
Торговые контакты с Россией возобновились только в 60-х годах. В мае 1988 года Рош получила аккредитацию при Государственном комитете СССР по науке и технике. В январе 1989 года в Москве с участием Рош было создано совместное предприятие "ДИАплюс" для производства наборов для иммунологических тестов.
После распада Советского Союза в 1991 году Рош нуждалась в структурных и организационных изменениях. Эти изменения выразились в разделении совместного предприятия и регистрации ЗАО "Рош Москва" как независимого юридического лица. С тех пор Рош имеет два юридических лица: ЗАО "Рош Москва", с одной стороны, и Представительство "Ф. Хоффманн-Ля Рош Лтд.", с другой. Если первое является коммерческим предприятием, то второе фокусирует свои усилия на научно-информационной деятельности, в частности, исследованиях рынка, клинических испытаниях и предоставлении медицинской информации о продукции фирмы.
Структура Рош
Рош в России включает шесть рабочих структурных подразделений (ODG's - Operating Divisional Groups), а именно:
* ФАРМА Rх (рецептурные препараты)
* ФАРМА ОТС (безрецептурные препараты)
* Витамины и особо чистые химические вещества
* Диагностическое оборудование
* Пищевые ароматизаторы и парфюмерные композиции
В настоящее время фирма занимает ведущее место в мировом фармацевтическом производстве. Фармацевтическое отделение, отделение по произодству витаминов и высокоочищенных химических веществ, а также отделение диагностики охватывают весь спектр здравоохранения: профилактику, диагностику и терапию.
"Ф. Хоффман-Ля Рош Лтд" имеет прочную репутацию новатора в области здравоохранения, ежегодно вкладывая более 1,2 миллиарда швейцарских франков в научные исследования и разработки, проводимые в различных странах мира. Многие препараты, созданные фирмой, стали вехами в разработке новых, оригинальных лекарственных средств. Компания "Хоффман-Ля Рош" занимает ведущее положение на мировых рынках по таким группам препаратов, как психотропные, антибиотики и противовирусные, противовоспалительные, противораковые, дерматологические, витамины, а также предпринимает значительные усилия в создании сердечно-сосудистых средств и препаратов, влияющих на обмен веществ[4].
2.2.2.2. Разрешено ли предприятию и фирме поставлять продукцию в Россию по паспортам ОТК ( для отечественной продукции) или их сертификатам качества (для импортной продукции):
Фирме "Ф. Хоффманн-Ля Рош Лтд" разрешено поставлять продукцию в Россию по сертификатам качества.
2.2.2.3. Адрес и телефон представительства в Москве:
"Ф. Хоффманн-Ля Рош Лтд", (Базель, Швейцария) 125445, Москва, ул. Смольная, 24Д, • тел. 258-27-77, факс 258-77-71
ЦЕНА.
2.2.3.1. Оптовая цена с учетом НДС 1 упаковки Ксеникал 120 мг №21 у различных посредников (по прайс-листам фирм - дистрибьюторов)- состояние на октябрь 2008 года
1. ООО «Ситифарм» 794р. 49к.
2. ООО «Норманн - плюс» 744р. 68к.
3. ЗАО «Империя - Фарма» 785р. 06к.
4. ЗАО «ЦВ Протек» 713р. 23к.
5. ЗАО «СИА Интернейшнл» 742р. 54к.
6. ООО «Трэдифарм» 744р. 62к.
7. ООО «Морон» 761р. 82к.
8. ООО «Аптека – Холдинг» 737р. 28к.
9. ООО «Оптофарм – Плюс» 780р. 43к.
ПОТРЕБИТЕЛЬ.
ПРОДВИЖЕНИЕ.
2.2.5.1.Каналы товародвижения от производителя к потребителю ПРОИЗВОДИТЕЛЬ - ПОСРЕДНИК Ф.Хоффман-Ля Рош Оптовое звено (Базель, Швейцария) в Москве - ул. Смольная, 24Д, т.258-27-77. ПОСРЕДНИК - ПОТРЕБИТЕЛЬ Мелкорозничное звено(аптечная сеть), врач, пациенты, страдающие ожирением.
Методы распространения
а) оптовая торговля (перечень фирм дистрибьюторов):
- ЗАО НПК «Катрен»
- ООО «Норманн-плюс»
- ООО «РИА Панда»
- ООО «Генезис»
- ЗАО «ЦВ Протек»
- ЗАО «СИА Интернейшнл»
- ООО «Трэдифарм»
- ООО «Морон»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так как проблема ожирения сейчас является актуальной как в России, так и в мире, то появилось огромное количество людей, желающих сбросить лишний вес, и не меньшее количество препаратов, обещающих им помочь в самые кратчайшие сроки. Средства для похудения присутствуют в 93% аптек и в 100% web-аптек; при этом в большинстве мест продажи в наличии есть от 1 до 3 препаратов для похудения.
Все средства для похудения, представленные на рынке, можно разделить на две большие группы: препараты, предназначенные для наружного применения (различные гели, кремы, мыло для похудения, специальная одежда) и БАДы (биологически активные добавки), среди которых выделяют нутрицевтики (заменители пищи) и парафармацевтики. Похудение с помощью нутрицевтиков обходится несколько дороже — средние затраты в день по этой группе составляют 92,96 руб., однако если пользоваться российским препаратом «Доктор Слим», то лечение обойдется всего лишь в 15 руб. в день. Кроме того, употребление нутрицевтиков позволяет экономить на еде, так как этими препаратами заменяется один или несколько приемов пищи в день. Однако нутрицевтики достаточно сложно найти: они присутствуют в 20% web-аптек и лишь в 1% аптек (через телемагазины нутрицевтики не продаются), в то время как парафармацевтики можно найти абсолютно во всех местах продажи.
Таким образом, с парафармацевтиками дело обстоит несколько лучше. Во-первых, средняя стоимость похудения с использованием парафармацевтиков составит 20,45 руб. в день; во-вторых, их можно приобрести в 93% аптек и во всех web-аптеках. На рынке основная часть имеющихся в продаже парафармацевтиков приходится на долю препаратов российского и американского производства; на третьем месте находятся индонезийские препараты. Разброс средних затрат в день на похудение с помощью парафармацевтиков достаточно значительный — от 4,40 руб. при использовании балластных веществ до 47,78 руб. при использовании аноретиков.
Что касается эффективности средств для похудения, представленных на рынке, то результат от применения большинства препаратов не совпадает с рекламными обещаниями. Есть и откровенно бесполезные и даже вредные препараты. В большинстве случаев врачи не советуют возлагать большие надежды на таблетки, объясняя, что они могут оказать действие только в сочетании с физическими упражнениями и умеренной диетой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Краснокутский, А.Б., Лагунова, А.А. Фармакоэкономика. Т. 1/ Системный анализ мирового фармацевтического рынка. - Научн. Ред. Падалкин В.П. - М.: Классик-Консалтинг, 1998. - 344с.
2. Ванецова, О.А. Маркетинг в фармации. - М.: Книжный мир, 1999. - 334с.
3. Васнецова, О.А. Учебно-методическое пособие к лабораторно-практическим занятиям по медицинскому и фармацевтическому товароведению для студентов фармацевтических институтов и факультетов. - М.: 1993. - 118с.
4. Научная монография о препарате Ксеникал (Орлистат). Новый подход к безопасности и эффективному уменьшению массы тела и ее длительному контролю.
5. Российский статистический ежегодник. - Официальное издание.: 2000.
6. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
7. Регистр лекарственных средств. Энциклопедия лекарств. - 2000.
8. Справочник ВИДАЛЬ. Лекарственные препараты в России. - 2007.
9. Белявский, И.К., Маркетинг: Курс лекций/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 1997.
10. Журнал «Практический маркетинг» №10 2001 – Теория и практика финансового анализа, инвестиции, менеджмент.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………..……….…...3
ГЛАВА I Основные сведения…………………………………..……………….6
1.1. Классификация средств для похудения……………………………6
1.2. Характеристика основных средств для похудения представленных на Российском рынке…………………...……………………..8
ГЛАВА II Маркетинговые исследования с углубленным товароведческим анализом препарата Ксеникал…………………….…………………………….20
2. 1. Общая характеристика препарата……………………….………………..20
2. 2. Ситуационный анализ…………………………………..……………..….20
2.2.1. Продукт ………………………………………………..………………....22
2.2.2. Производитель………………………………………….……………..….24
2.2.3. Цена………………………………………………………………………...34
2.2.4. Потребитель……………………………………………….……………....35
2.2.5. Продвижение………………………………………………………….….37
Заключение…………………………………………………………………..…..40
Список литературы…………………………………………..………………....42
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема избыточного веса особенно актуальна и стоит очень остро во всем мире. Всемирная ассоциация здравоохранения (ВОЗ) назвала ожирение эпидемией XXI в. В большинстве стран Западной Европы от 9% до 20% взрослого населения страдают от ожирения, и еще более четверти имеют избыточную массу тела; в США — 25% и 50% соответственно. По данным Минздрава РФ, свыше 60% взрослого населения страны страдает от избыточного веса, а около 25% из них имеют все признаки клинической формы ожирения.
В последние годы в большинстве стран мира отмечается значительный рост распространенности ожирения, как среди взрослого, так и детского населения. Во многих экономически развитых странах за последнее десятилетие распространенность ожирения увеличилась вдвое. По прогнозам экспертов ВОЗ, при сохранении существующих темпов роста заболеваемости к 2025 г. в мире будет насчитываться более 300 млн. страдающих ожирением.
Ожирение можно определить как избыточное накопление жира в организме, представляющее опасность для здоровья. По статистике, приводимой страховыми компаниями США, от сахарного диабета тучные люди умирают в 4 раза чаще, чем те, кто имеет нормальную массу тела, от ишемической болезни сердца — в 2 раза чаще, от желчекаменной болезни — в 2—2,8 раза, а от цирроза печени — в 1,5—2 раза. Продолжительность жизни тучных людей сокращается на 5—10 лет.
Однако, несмотря на такую ситуацию, среди населения России отсутствует отношение к ожирению не только как к серьезному заболеванию, но и как к патологии вообще. Низкая информационная культура населения, а также порой недостаток внимания врачей к данной проблеме привели к тому, что в последнее время в России широкое распространение получили различные средства для похудения, основная часть которых естественно являются БАДами.
В августе 2007 г. компанией «Infowave» было проведено исследование рынка средств для похудения. Цель исследования состояла в том, чтобы описать ситуацию, сложившуюся на данном рынке, определить основные каналы распространения этих препаратов, а также дать краткую характеристику наиболее распространенных средств.
Основные причины, подтолкнувшие к этому исследованию, были таковы. Сегодня на рынке присутствует множество средств, предназначенных для снижения веса. Не все из них отвечают своим рекламным обещаниям. Была поставлена задача выявить наиболее популярные (представленные в местах продажи) препараты, провести сравнительный анализ цен на препараты в различных местах продажи, оценить затраты на приобретение того или иного препарата в сочетании со сроком его действия, а также кратко описать наиболее популярные средства.
Методика исследования. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе исследования был проведен сбор и анализ вторичной информации, а именно:
· анализ статей, посвященных БАД (биологически активным добавкам), в сети Internet;
· анализ ассортимента Web-аптек;
· частичный анализ сайтов фирм-производителей БАД для похудения;
· анализ содержания форумов, посвященных проблемам похудения;
· анализ содержания web-страниц, посвященных конкретным препаратам для похудения;
· анализ содержания телефонных справочников.
В результате проведения этого этапа были получены: перечень существующих препаратов для похудения с их характеристикой, данные по эффективности применения отдельных препаратов,
На втором этапе исследования был проведен телефонный опрос аптек. Выборка для опроса была сформирована следующим образом. По результатам анализа содержимого различных телефонных справочников было выявлено около 630 аптек. Размер выборки составил 83 аптеки; применялась квотная выборка, аптеки каждой группы были включены в выборку в соответствии с долей данной группы в объеме генеральной совокупности. Квотная выборка в данном случае была использована вследствие предположения, что как ассортимент, так и уровень цен аптек, принадлежащих к разным сетям, могут значительно различаться между собой. Доверительная вероятность составила 95%, величина ошибки выборки ±10%.
ГЛАВА I Основные сведения
КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ДЛЯ ПОХУДЕНИЯ
Бoльшая часть препаратов для похудения (рис. 1) относится к биологически активным добавкам (БАД). БАД представляют собой концентраты биоактивных веществ, получаемых или из натуральных продуктов, или синтезируемых химическими и биотехнологическими способами (определение специалистов Института питания РАМН). Все БАД (самые известные из них витамины), содержатся в различных продуктах, но в количествах, недостаточных для организма.
Рисунок 1
Классификация препаратов для похудения
Все БАД делятся на две большие группы.
Первая группа БАД — нутрицевтики. Их название происходит от латинского слова nutricium, обозначающего питание. Нутрицевтики обычно приравнивают к еде, так как они содержат в себе минимум лекарственных компонентов, их можно принимать самостоятельно, не опасаясь, что они нанесут вред здоровью. Суть применения нутрицевтиков для снижения массы тела заключается в том, что этими препаратами (низкокалорийными, но содержащими все необходимые организму витамины и элементы) заменяют один или несколько приемов пищи в день, снижая, таким образом, общую калорийность рациона. К нутрицевтикам относятся все заменители пищи.
· Заменители пищи — как правило, применяются для облегчения проведения низкокалорийных диет. Эти препараты содержат некоторое количество разбухающей клетчатки и вещества, снижающие аппетит, а также взвесь аминокислот, белков и витаминов, имитирующих нормальную полноценную пищу. Эти препараты лишь слегка корректируют фигуру; при этом обращаться с ними нужно очень осторожно — если их заедать обычной пищей, можно не похудеть, а поправиться.
Вторая группа БАД — парафармацевтики. По своим свойствам парафармацевтики ближе к лекарственным препаратам, их можно использовать как вспомогательные терапевтические средства при различных заболеваниях. Они обладают достаточно сильным лечебным действием, и принимать такие препараты следует по рекомендации и под наблюдением врача. К парафармацевтикам относятся регуляторы чувства голода (аноректики), сжигатели жира, очищающие и балластные вещества.
· Аноректики — препараты, подавляющие аппетит. Основное предназначение аноректиков заключается в том, что они, притупляя чувство голода, помогают выдержать необходимую диету, но избавить от накопленного жира без физических нагрузок не в состоянии. В настоящее время наиболее известными аноректическими препаратами, представленными на российском рынке, являются «Меридиа» (Knoll AG BASF Pharma, Германия) и «Стройность Мерцаны» (ООО «Курортмедсервис», Россия). Следует отметить, что все аноректики должны приниматься только под наблюдением врача.
· Балластные вещества — способны разбухать в желудке, создавая таким образом иллюзию насыщения и уменьшая количество пищи, съедаемой человеком. К балластным веществам можно отнести микрокристаллическую целлюлозу («Анкир-Б», выпускаемый ООО «Эвалар» и МКЦ-229 фирмы «Лавка жизни») и препараты серии «Нутрикон» («Арго»), основой которых являются отруби.
· Очищающие средства — мочегонные и слабительные. Мочегонные компоненты входят практически в любой комплексный препарат для похудения, в том числе и в широко известную «СуперСистему 6». Как правило, к данной группе препаратов относятся почти все чаи для похудения — «Канкура («Cancura Interna», Китай), «Летящая ласточка» («Синвей», Китай), «Red Slim Tea», «Похудей!» («Еланда», Польша) и другие.
· Сжигатели жира. Данную группу препаратов для похудения можно разделить на две подгруппы в зависимости от их действия. Первая подгруппа расщепляет жиры, поступающие в организм вместе с пищей, не давая им откладываться. Наиболее известными представителями этой группы препаратов являются препараты типа «Хитозана» (в состав которых входит хитин, получаемый из панцирей ракообразных). Препараты второй подгруппы — это сжигатели, или расщепители жира, уже имеющегося в организме. Чаще всего такие препараты производятся на основе бромелайна — фермента, выделяемого из ананаса, а также на основе травы гуараны южноамериканской.
· Препараты для наружного применения, к ним относятся различные пластыри, мыло для похудения, антицеллюлитные гели и кремы, массажеры, а также различные термопрепараты, которые наносятся на определенные участки тела и способствуют расщеплению жиров при условии активных занятий спортом.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 248.