Формирование целостного миропонимания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

1. Формирование целостного миропонимания

1.1 Понятие миропонимания

1.2 Психолого-педагогические проблемы формирования целостного миропонимания

2. Значение уроков физики для формирования целостного миропонимания

2.1 Особенности содержания учебного предмета физика

2.2 Роль физических моделей в формировании физической картины мира и целостного миропонимания

3. Методические особенности уроков обобщения и систематизации знаний в контексте задач формирования целостного миропонимания

3.1 Урок-зачёт и его возможности в формировании целостного миропонимания

3.2 Методические особенности формирования механической картины мира

3.3 Методические особенности формирования электромагнитной картины мира

3.4 Методические особенности формирования квантово-полевой картины мира

3.5 Методические особенности формирования целостной физической картины мира

Заключение

Список литературы



Введение

 

В настоящее время, когда объём информации удваивается менее чем за три года (результаты исследований ЮНЕСКО), школьники перегружены не по количеству часов, а по объёму информации, приходящемуся на каждую минуту урока. У ребят не остаётся времени обдумать, осознать и «присвоить» полученные сведения, а это сказывается на уровне глубины усвоения знаний. Возможно – это одна из причин столь низких результатов российских школьников в международном исследовании PISA, которое проверяет умение применять знания в различных, в том числе нестандартных, ситуациях.

Многие педагоги признают необходимость перехода от учения как запоминания, накопления статичных знаний к учению как интеллектуальному развитию, к формированию динамически структурированных систем умственных действий. Перед школой стоит задача формирования у учащихся целостного миропонимания и научного мировоззрения, умения самостоятельно добывать и перерабатывать информацию. В связи с этим необходимо научить детей самостоятельно получать необходимые знания, самосовершенствоваться. Очевидно, что учебно-воспитательный процесс должен быть ориентирован на сформирование у школьников целостного миропонимания, как стержня мировоззрения человека.

Роль физики, как науки и как учебного предмета, в формировании целостного миропонимания трудно переоценить. Физическая картина мира (ФКМ) – часть естественнонаучной картины мира, которая в свою очередь является основой научной картины мира. Научная картина мира – стержень целостного миропонимания. Именно поэтому я выбрала для своей работы тему, раскрывающую вопросы формирования целостного миропонимания посредством уроков физики.

В качестве объекта моего исследования можно выделить процесс формирования целостного миропонимания при обучении физике; предметом исследования являются проблемы, возникающие при формировании целостного миропонимания на уроках физики.

Цель работы – исследовать возможности учебного предмета «физики» по формированию целостного миропонимания и вычленить проблемы, возникающие при формировании миропонимания на уроках физики, показать возможные пути их решения, разработать примерные конспекты уроков по физике, позволяющих сформировать у учащихся целостную ФКМ, включающую механическую, электромагнитную и квантово-полевую картины мира.

Задачи:

- изучение литературы,

- определение понятия «миропонимание» и выявление психолого-педагогических проблем формирования целостного миропонимания учащихся;

- изучение роли и возможностей учебного предмета физики в формировании целостного миропонимания);

- выявление методических особенностей формирования целостного миропонимания на уроках физики;

- изучение методических особенностей урока-зачёта, уроков по обобщению и систематизации знаний учащихся;

- разработка примерных конспектов уроков позволяющих решить проблему формирования целостного миропонимания учащихся на уроках физики.

Гипотеза:

Целенаправленная работа учителя физики по проектированию уроков, в частности уроков обобщения и систематизации знаний учащихся, позволит решить задачу формирования у учащихся целостного миропонимания.



Понятие миропонимания

В педагогике, педагогической психологии и методике преподавания отдельных предметов давно выделена такая цель образования, как формирование разносторонне и гармонично развитой личности ребёнка. Учёными-теоретиками и педагогами-практиками отмечается, что достижение данной цели непосредственно связано с необходимостью формирования мировоззрения учащихся. Большинство учителей при попытке реализации данной задачи обучения сталкивается с рядом трудностей, связанных с тем, что понятие мировоззрения до сих пор считается, в основном, категорией философской, и в педагогической литературе, проблема формирования мировоззрения школьников освещена не достаточно подробно.

Учителю достаточно трудно определить свои возможности, сформулировать цели и задачи урока (системы уроков) с учётом необходимости формирования целостного миропонимания учащихся, подобрать соответствующие формы, методы и средства обучения. Пытаясь передать ученикам как можно больше знаний по своему предмету, учитель не всегда осознаёт его роль в формировании научного мировоззрения детей, и его основного компонента – миропонимания.

Педагогический словарь определяет миропонимание как совокупность знаний о мире; основу мировоззрения. Для того, чтобы определить суть понятия миропонимания, рассмотрим сначала понятие мировоззрения.

Философский энциклопедический словарь определяет мировоззрение как «систему взглядов на объективный мир и место в нём человека, отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации».

Мировоззрение – это не просто система рациональных взглядов на мир, оно предполагает и эмоционально выраженную реакцию человека на окружающую действительность и, следовательно, представляет собой единство интеллектуальных и эмоциональных компонентов сознания. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения, переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятия, представлений и эмоций образуют мироощущение, миросозерцание и мировосприятие, которые эволюционируют на протяжении всей жизни человека.

Миропонимание составляет понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения, который базируется на обобщённых знаниях – повседневных, научных, профессиональных и т.п. Оно включает конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления сообщества, народа, эпохи, к которым относится человек, и практически полностью формируется в школьные годы.

Отношение человека к бытию, сущность и движущие силы природного мира, закономерности развития жизни, внутренний мир человека и его отношение к окружающей его действительности – вот основные группы знаний, относящихся к любой мировоззренческой системе, и, следовательно, определяющие миропонимание человека. Знания становятся мировоззренческими, если они способны выступать средством понимания и объяснения широкого спектра действительности, быть ориентиром в деятельности человека. Поэтому проблема формирования целостного миропонимания в процессе обучения школьников имеет огромное значение и никогда не потеряет актуальности.

Отметим, что целенаправленное и последовательное формирование целостного миропонимания учащихся позволяет обеспечить выполнение требований к выпускникам современных учебных заведений, сформировать у учащихся научную картину мира, способность к самообучению, самообразованию уже после окончания ими школы, это поможет им в дальнейшем при получении профессии и при совершенствовании их профессиональных знаний и умений.

 

Заключение

 

В настоящее время проблема формирования у школьников целостного миропонимания является очень актуальной. Работа учителя по решению этой проблемы сопряжена с некоторыми психолого-педагогическими трудностями, выявить которые и было целью данной работы, а также найти возможные пути их решения.

Современный человек должен обладать широкой культурой, чтобы ориентироваться в потоке информации; иметь возможность сменить при необходимости профессию; иметь возможность работать в полипредметной области (например, педагогом)… Поэтому формирование целостного миропонимания как фундамента мировоззрения человека является важнейшей целью образования, в частности физического. Постоянное увеличение объёма информации и повышение темпа его роста обуславливают необходимость формирования у учащихся целостного миропонимания, обще учебных знаний, умений и навыков, стремления и способности к самообучению.

В данной работе сделана попытка проанализировать возможности учебного предмета «физики» в формировании целостного миропонимания, в частности посредством уроков обобщения и систематизации знаний учащихся в форме зачёта, применить результаты исследования к проектированию урока по формированию у учащихся физической картины мира, как фундамента целостного миропонимания.

Результаты работы показали, что целенаправленная работа учителя физики по проектированию уроков, в частности уроков обобщения и систематизации знаний учащихся в форме зачёта, позволит решить задачу формирования у учащихся целостного миропонимания.



Список литературы

 

1. Алексеева М.Н. Физика – юным: Теплота. Электричество: книга для внеклассного чтения. 7кл. – М.: Просвещение, 1980.

2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение,1987.

3. Билимович Б.Ф. Физические викторины: пос. для учителей. – М.: Просвещение, 1967.

4. Зотов Ю.Б. Организация современного урока./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1984.

5. Иванов В.Г. Физика и мировоззрение. – Ленинград: Наука, 1975.

6. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 1980.

7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2005.

8. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

9. Кудрявцев П.С. Курс истории физики: Уч. пос. для студентов пед. ин-тов по физ.спец. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982.

10. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

11. Ловягин С.А. Физика для всех // Педагогическое самообразование. №50. 2000.

12. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике: Уч. пос. для учащихся 6-7кл. средн. школы. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1998.

13. Нестандартные уроки физики 7-11кл./ Сост. Демченко Е.А.

14. Общая психология./Пол ред. Петровского А.В. – М.,1991.

15. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1985.

16. Памятка педагогу // Воспитание школьников. №3. 2004, с.42.

17. Педагогика. Уч. пос. для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.:Педагогическое общество Росси, 2002.

18. Перельман Я.И. Занимательная физика: В 2 кн. – М.: Наука, 1976.

19. Плешакова Н.Л. Изучение элементов ядерной физики в основной общеобразовательной школе: Учебно-методич. пособие. – Тула: ИПК и ППРО ТО, 2002.

20. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология): методич. пособие. – М.: педагогическое общество России, 2003.

21. Разумовский В.Г., Хижнякова Л.С., Архипова А.И. и др. Современный урок физики в средней школе / Под ред. Разумовского В.Г., Хижняковой Л.С. – М.: Просвещение, 1983.

22. Физика: Учеб. для 10 кл. шк. и кл. с углубл.изуч.физики / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Э.Е. Эвенчик и др.; под ред. А.А. Пинского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1997.

23. Физика: Учеб. для 11 кл. шк. и кл. с углубл.изуч.физики / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Э.Е. Эвенчик и др.; под ред. А.А. Пинского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1997.

24. Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. – М.,1981.

25. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся. – М., 1979.

26. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1985.

27. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой, - М.: Изд.центр «Академия», 2000.

28. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Т.И. Носова и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого - М.: Изд.центр «Академия», 2000.

Содержание

 

Введение

1. Формирование целостного миропонимания

1.1 Понятие миропонимания

1.2 Психолого-педагогические проблемы формирования целостного миропонимания

2. Значение уроков физики для формирования целостного миропонимания

2.1 Особенности содержания учебного предмета физика

2.2 Роль физических моделей в формировании физической картины мира и целостного миропонимания

3. Методические особенности уроков обобщения и систематизации знаний в контексте задач формирования целостного миропонимания

3.1 Урок-зачёт и его возможности в формировании целостного миропонимания

3.2 Методические особенности формирования механической картины мира

3.3 Методические особенности формирования электромагнитной картины мира

3.4 Методические особенности формирования квантово-полевой картины мира

3.5 Методические особенности формирования целостной физической картины мира

Заключение

Список литературы



Введение

 

В настоящее время, когда объём информации удваивается менее чем за три года (результаты исследований ЮНЕСКО), школьники перегружены не по количеству часов, а по объёму информации, приходящемуся на каждую минуту урока. У ребят не остаётся времени обдумать, осознать и «присвоить» полученные сведения, а это сказывается на уровне глубины усвоения знаний. Возможно – это одна из причин столь низких результатов российских школьников в международном исследовании PISA, которое проверяет умение применять знания в различных, в том числе нестандартных, ситуациях.

Многие педагоги признают необходимость перехода от учения как запоминания, накопления статичных знаний к учению как интеллектуальному развитию, к формированию динамически структурированных систем умственных действий. Перед школой стоит задача формирования у учащихся целостного миропонимания и научного мировоззрения, умения самостоятельно добывать и перерабатывать информацию. В связи с этим необходимо научить детей самостоятельно получать необходимые знания, самосовершенствоваться. Очевидно, что учебно-воспитательный процесс должен быть ориентирован на сформирование у школьников целостного миропонимания, как стержня мировоззрения человека.

Роль физики, как науки и как учебного предмета, в формировании целостного миропонимания трудно переоценить. Физическая картина мира (ФКМ) – часть естественнонаучной картины мира, которая в свою очередь является основой научной картины мира. Научная картина мира – стержень целостного миропонимания. Именно поэтому я выбрала для своей работы тему, раскрывающую вопросы формирования целостного миропонимания посредством уроков физики.

В качестве объекта моего исследования можно выделить процесс формирования целостного миропонимания при обучении физике; предметом исследования являются проблемы, возникающие при формировании целостного миропонимания на уроках физики.

Цель работы – исследовать возможности учебного предмета «физики» по формированию целостного миропонимания и вычленить проблемы, возникающие при формировании миропонимания на уроках физики, показать возможные пути их решения, разработать примерные конспекты уроков по физике, позволяющих сформировать у учащихся целостную ФКМ, включающую механическую, электромагнитную и квантово-полевую картины мира.

Задачи:

- изучение литературы,

- определение понятия «миропонимание» и выявление психолого-педагогических проблем формирования целостного миропонимания учащихся;

- изучение роли и возможностей учебного предмета физики в формировании целостного миропонимания);

- выявление методических особенностей формирования целостного миропонимания на уроках физики;

- изучение методических особенностей урока-зачёта, уроков по обобщению и систематизации знаний учащихся;

- разработка примерных конспектов уроков позволяющих решить проблему формирования целостного миропонимания учащихся на уроках физики.

Гипотеза:

Целенаправленная работа учителя физики по проектированию уроков, в частности уроков обобщения и систематизации знаний учащихся, позволит решить задачу формирования у учащихся целостного миропонимания.



Формирование целостного миропонимания

Понятие миропонимания

В педагогике, педагогической психологии и методике преподавания отдельных предметов давно выделена такая цель образования, как формирование разносторонне и гармонично развитой личности ребёнка. Учёными-теоретиками и педагогами-практиками отмечается, что достижение данной цели непосредственно связано с необходимостью формирования мировоззрения учащихся. Большинство учителей при попытке реализации данной задачи обучения сталкивается с рядом трудностей, связанных с тем, что понятие мировоззрения до сих пор считается, в основном, категорией философской, и в педагогической литературе, проблема формирования мировоззрения школьников освещена не достаточно подробно.

Учителю достаточно трудно определить свои возможности, сформулировать цели и задачи урока (системы уроков) с учётом необходимости формирования целостного миропонимания учащихся, подобрать соответствующие формы, методы и средства обучения. Пытаясь передать ученикам как можно больше знаний по своему предмету, учитель не всегда осознаёт его роль в формировании научного мировоззрения детей, и его основного компонента – миропонимания.

Педагогический словарь определяет миропонимание как совокупность знаний о мире; основу мировоззрения. Для того, чтобы определить суть понятия миропонимания, рассмотрим сначала понятие мировоззрения.

Философский энциклопедический словарь определяет мировоззрение как «систему взглядов на объективный мир и место в нём человека, отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации».

Мировоззрение – это не просто система рациональных взглядов на мир, оно предполагает и эмоционально выраженную реакцию человека на окружающую действительность и, следовательно, представляет собой единство интеллектуальных и эмоциональных компонентов сознания. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения, переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятия, представлений и эмоций образуют мироощущение, миросозерцание и мировосприятие, которые эволюционируют на протяжении всей жизни человека.

Миропонимание составляет понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения, который базируется на обобщённых знаниях – повседневных, научных, профессиональных и т.п. Оно включает конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления сообщества, народа, эпохи, к которым относится человек, и практически полностью формируется в школьные годы.

Отношение человека к бытию, сущность и движущие силы природного мира, закономерности развития жизни, внутренний мир человека и его отношение к окружающей его действительности – вот основные группы знаний, относящихся к любой мировоззренческой системе, и, следовательно, определяющие миропонимание человека. Знания становятся мировоззренческими, если они способны выступать средством понимания и объяснения широкого спектра действительности, быть ориентиром в деятельности человека. Поэтому проблема формирования целостного миропонимания в процессе обучения школьников имеет огромное значение и никогда не потеряет актуальности.

Отметим, что целенаправленное и последовательное формирование целостного миропонимания учащихся позволяет обеспечить выполнение требований к выпускникам современных учебных заведений, сформировать у учащихся научную картину мира, способность к самообучению, самообразованию уже после окончания ими школы, это поможет им в дальнейшем при получении профессии и при совершенствовании их профессиональных знаний и умений.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 175.