Раздел I . Анализ особенностей налогообложения в сельском хозяйстве и при выполнении СРП
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение

Раздел I. Анализ особенностей налогообложения в сельском хозяйстве и при выполнении СРП.

1.1 Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей

1.2 Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Раздел II. Специальные налоговые режимы для малого бизнеса.

2.1 Исходные данные.

2.1.1 Характеристика предприятия

2.1.2 Финансово-хозяйственная деятельность

2.1.3 Специальные налоговые режимы в деятельности предприятия

2.2. Налогообложение предприятия, применяющего специальные налоговые режимы.

2.2.1 Упрощенная система налогообложения.

2.2.2 Единый налог на вмененный доход

2.3 Эффективность применения специальных налоговых режимов для предприятия.

2.3.1 Налоги при общей системе налогообложения

2.3.2 Сравнительная характеристика систем налогообложения.

Заключение.

Список использованных источников информации.

Приложение



Введение

 

Важная роль при решении задач стимулирования развития экономики страны через регулирующую функцию налогов принадлежит и специальным налоговым режимам как наиболее оперативному направлению налоговой политики. Согласно Налоговому кодексу РФ специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения, система налогообложения для отдельных видов деятельности в виде единого налога на вмененный доход, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) и упрощенная система налогообложения (УСН) начали применяться сравнительно недавно. Положения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), посвященные ЕНВД, заменили действовавший до 1 января 2003 года Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".[8]

Изменение налоговой системы в результате проводимых реформ предполагает необходимость решения множества новых вопросов, носящих как более комплексный, так и более детальный характер. Требуется продолжение научных исследований в отношении налоговой системы России с целью ее доработки и улучшения. Естественно, для правильного и обоснованного использования специальных налоговых режимов требуется развитие теоретических основ этого вновь формируемого инструмента налоговой политики, а также разработка механизма их работы, учитывающего особенности российской налоговой системы и результаты накопленного опыта.

В настоящее время проблема введения, применения и разработки специальных налоговых режимов вызывает оживленные дискуссии как в правительственных, так и в научных кругах. Налоговый кодекс Российской Федерации лишь обозначил данный инструмент налоговой политики. Разработка и совершенствование соответствующих глав Налогового кодекса и отдельных федеральных законов требуют много времени. Некоторые виды специальных налоговых режимов до сих пор не регулируются Налоговым кодексом РФ и действующим федеральным налоговым законодательством. Нормы законодательства, существующие на данный момент, требуют тщательной доработки с учетом накопленного российского и зарубежного опыта. Налоговая система современной России формировалась в сложных условиях: экономический кризис и вызванный им спад производства обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, приватизация и отсутствие налоговой культуры в обществе лишили государство важнейших источников финансовых накоплений, рост внешней задолженности требовал отвлекать огромные суммы государственных средств на ее обслуживание. Все эти факторы привели к тому, что налоговая политика была и продолжает быть направленной главным образом на достижение фискальных целей. Но в условиях криминализации общественной жизни1 ориентация на ужесточение налогового режима обычно приводит к результатам, обратным ожидаемым. Как следствие, теневой сектор в российской экономике достиг значительных масштабов, массовое уклонение от уплаты налогов стало обыденной характеристикой нормального функционирования экономики, наметились тенденции к сокращению налоговой базы. По некоторым оценкам, в теневом (т.е. укрываемом от налогов) секторе экономики сосредоточено до 40% всей коммерческой деятельности российского бизнеса2. Власти были вынуждены задуматься о проведении налоговой реформы, пойти на некоторое ослабление налогового бремени. Но, несмотря на то, что ставки по отдельным налогам и были снижены, о подлинном реформировании налоговой системы говорить пока преждевременно.

Налоговая система должна строиться и реформироваться исходя из целей, лежащих во главе грамотной, взвешенной налоговой политики. Для реализации налоговой политики необходимо наличие работающих инструментов: полновесная единая система налогового законодательства, эффективно работающие налоговые органы и, конечно, специальные налоговые режимы, придающие налоговой политике гибкость.

Для снижения налоговой нагрузки малых предприятий были приняты специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог, заменяющие уплату части налогов единым налогом.

С введением данных единых налогов номинальная нагрузка на предприятие снижается, а доходы бюджетов должны расти за счет расширения налогооблагаемой базы.

Специальный налоговый режим создается в рамках специальной (и не обязательно льготной) системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно.

Специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности.

Специальный налоговый режим следует рассматривать с двух методологических позиций: как организационно-финансовую категорию управления объективными налоговыми отношениями и как особую форму (механизм) налогового регулирования.

 



Исходные данные

Характеристика предприятия

Клининговая компания «Чистая Уфа» представляет все виды профессиональной уборки (клининга) в Уфе и пригороде. Используя богатый опыт европейских клининговых компаний, компания адаптировала его под реалии российского рынка. Этот подход касается не только уборки торговых и складских помещений, а также уборки квартир, офисов, магазинов, домов, уборки территорий в Уфе. Квалифицированные менеджеры в удобное для клиента время сделают бесплатный выезд на любой объект, согласуют сроки и стоимость проведения работ. Опыт сотрудников, новейшее зарубежное оборудование, самые эффективные моющие средства гарантируют отличное качество уборки квартир, офисов и других помещений.

Тел.:266-42-75; 8-927-23-64-275

E-mail: mail@ufa-cleaning.ru

Организация ведет деятельность как по всем видам уборки, так и деятельность по продаже бытовых средств, оставшихся неиспользованными на складе. Торговое помещение используется для торгового зала, офиса, склада.

 

I квартал

Расходы, связанные с производственной деятельностью =

 

(1000*0,27)+(600*0,27)+3000+(10000*0,27)+(300*0,27)+(1200*0,27)+(2500*0,27)

+(300*0,27)+37000=

=270+162+3000+2700+81+324+675+81+37000 = 44293 руб.

 

Доходы от розничной торговли (УСН) = 450000 руб.

 

ФОТ = (50000*3*0,27)+(40000*3*0,27)+(20000*2+20000*1)+

+(17000*3)+(17000*3)+(5000*3*0,27)=

= 40500+32400+60000+51000+4050 = 187950 руб.

ОПС = 187950*14% = 26313руб.

 

Расходы на основные средства:

 

Р здание = 4640070*10%/4*0,27 = 31320,5 руб.

Р авто = 862182/2/4*0,27 = 29098,6 руб.

Р ПК = 25000*0,27 = 6750 руб.

АП за I квартал = (450000– 44293 -187950-26313-33640-31254-7250)*15% = 17895руб.

Полугодие

Расходы, связанные с производственной деятельностью =

 

40000+1500+(500*0,26)+2500+(700*0,26)+(1200*0,26)+(2000*0,26)+(2300*0,26)

+(300*0,26)+ 44293 =

=40000+1500+130+2500+182+312+520+598+78+44293= 90113руб.

 

Доходы от УСН = 450000 руб. + 500000 руб. = 950000руб.

 

ФОТ = (50000*6*0,26)+(40000*6*0,26)+(20000*6+20000*1)+

+(17000*6)+(17000*6)+(5000*6*0,26)+5000=

= 78000+62400+31200+102000+102000+7800+5000= 388400руб.

ОПС = 388400*14%= 54376 руб.

 

Расходы на основные средства:

 

Р здание = 4640070*10%/4*0,32*2 = 74241 руб.

Р авто = 862182/4*50%*2*0,32 = 68975 руб.

Р ПК = 25000*0,32 = 8000 руб.

АП за полугодие = (950000-90113 -388400-54376-74241-68975-8000) *15% = 39884,2 руб.

АП за полугодие к уплате = 39884,2 -17895= 21989,2 руб.

 

Месяцев

Расходы, связанные с производственной деятельностью =

 

42000+(700*0,27)+4000+(2500*0,27)+(700*0,27)+(1200*0,27)+(400*0,27)+(2100*0,27)+(300*0,27)+90113=

=42000+189+4000+675+189+324+108+567+81+90113= 138246руб.

Доходы от УСН = 950000+570000=1520000 руб.

ФОТ = (50000*9*0,27)+(40000*9*0,27)+(20000*9+20000*1)+

+(17000*9)+(17000*9)+(5000*9*0,27)+5000=

= 121500+97200+200000+153000+153000+12150+5000=741850руб.

ОПС = 741850* 14% =103859руб.

ППН = 7803,6руб.,в расходы включаем 5848,6руб., командировочные расходы составили 4100 руб.

 

Расходы на основные средства:

 

Р здание = 4640070*10%/4*0,32*3= 111362 руб.

Р авто = 862182/4*50%*3*0,32 = 103462 руб.

Р ПК = 25000*0,32 = 8000 руб.

АП за 9 месяцев = (1520000-138246-741850-103859-5848,6-4100-111362-103462-8000)* 15% = 45490,8руб.

АП за 9 месяцев к уплате = 45490,8- 39884,2 = 5606,6 руб.

Год

Расходы, связанные с производственной деятельностью =


44000+(700*0,27)+4000+(2500*0,27)+(700*0,27)+(1200*0,27)+(400*0,27)+(2100*0,27)+(300*0,27)+ 138246=

=44000+189+4000+675+189+324+108+567+81+138246= 188379руб.

Доходы от УСН = 1520000 + 620000 = 2140000руб.

ФОТ = (50000*12*0,27)+(40000*12*0,27)+(20000*12+20000*1)+

+(17000*11+4100)+(17000*12)+(5000*12*0,27)+5000=

16200+129600+84800+191100+201000+16200+5000=643900руб.

ОПС=643900*14%=90146 руб.

 

Расходы на основные средства:

 

Р здание = 4640070*10%/4*0,17*4= 78881 руб.

Р авто = 862182/4*50%*4*0,17= 73285 руб.

Р ПК = 25000*0,17 = 4250 руб.

ЕН за год = (2140000-188379-643900-90146 -78881-73285-4250)*15% =159173,8руб.

ЕН к уплате = 159173,8 - 45490,8= 154583 руб.

Н min = 2140000 * 1% = 21400 руб.

Итого ЕН = 159173,8руб.

 


I квартал

 

АП = 450000*6% = 27000 (50% = 13500 руб.)

ОПС = 26313 руб.

АП уменьш. = 27000-26313 = 687 руб.

АП к уплате = 687 руб.

Полугодие

 

АП = 950000 *6% = 57000 руб. ( 50% = 28500 руб.)

ОПС = 54376 руб.

АП уменьш. = 57000-54376 = 2624 руб.

АП к уплате =28500 – 2624 = 25876 руб.

Месяцев

 

АП = 1520000*6% = 91200 руб. ( 50% = 45600 руб.)

ОПС = 103859 руб.

ППН = 5848,6 руб.

АП уменьш. = 91200-103859-5848,6 = 0руб.

АП к уплате = 45600 руб.

Год

 

ЕН = 2140000*6% = 128400 руб. ( 50% = 64200 руб.)

ОПС = 90146 руб.

ЕН уменьш. = 128400-90146= 38254 руб.

ЕН к уплате =64200 – 45600 = 18600 руб.

Итого ЕН = 64200 руб.

Заключение

 

Рассчитанные суммы налогов при специальных налоговых режимах, на много меньше, чем при общем режиме налогообложения. Таким образом следует вести налоговый учет на специальных режимах, дабы сократить расходы на налоговые отчисления.

На данном этапе экономического развития существуют 4 спец. налоговых режима:

-УСН (упрощенная система налогообложения)

-ЕНВД (единый налог на вмененный доход)

-ЕСХН (единый сельхоз налог)

-СРП (соглашения о разделе продукции)

В основе всех этих указанных режимов налогообложения лежит замена уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за отчетный период.

Например, введению единого сельхозналога способствовал эксперимент, который проводился в ряде регионов России. Таким образом, единый сельскохозяйственный налог значительно упрощает правила налогообложения и призван снизить налоговое бремя для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако 2002г. выявил целый ряд недоработок в механизме налога, что предусматривает необходимость совершенствования законодательства. В частности, предполагается устанавливать данный режим в добровольном порядке, использовать его смешанными хозяйствами, а также ввести прямое действие режима на всей территории Российской Федерации. По сельскохозяйственным организациям, не перешедшим на специальный режим, предполагается постепенное поэтапное увеличение ставки налога на прибыль.

Применение вмененного налога в России вряд ли определяется только фискальными целями. При этом методика налога не отличается гибкостью и не может учитывать всю совокупность факторов, влияющих на результаты финансовой деятельности хозяйствующих лиц. Универсальным показателем является прибыль (доход) организации. Именно налог на прибыль отвечает всем требованиям либеральной рыночной экономики. Однако, коль скоро отдельные представители бизнеса «уходят» от налога на прибыль, а налоговые органы не в силах его собрать в полной мере, вводиться вмененный налог, основная задача которого - перевести всех потенциальных плательщиков в легальный сектор экономики. Поэтому вмененный налог должен носить временный характер.

Что касается вмененного налога, нужно отметить, что вмененное налогообложение не является «изобретением» нашей страны, его применяют многие страны. Во Франции, например, подобный налог был введен сразу после Второй мировой войны и рассчитан на вовлечение малых организаций в цивилизованные рамки налогообложения, но при относительно низких ставках. Налог просуществовал до 1998 г., затем был отменен. Во-первых, потому, что во Франции действует весьма эффективная система налогового контроля. Во-вторых, решая фискальные задачи, вмененный налог почти не содержит стимулирующих элементов. В-третьих, уровень экономического развития Франции позволяет использовать типично рыночные объекты налогообложения: прибыль, имущество.

Установленный законодательством Российской Федерации специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения предоставляет субъектам малого предпринимательства возможность снижения налогового бремени, упрощения учета и отчетности, сокращения документооборота.

Упрощенная система налогообложения обладает рядом преимуществ по сравнению с общим режимом. Так, например, ряд налогов, такие как налог на прибыль организации (налог на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей), налог на имущество организаций (налог на имущество физических лиц для индивидуальных предпринимателей), ЕСН, НДС заменяются единым налогом, с сохранением обязанности выплат страховых взносов в пенсионный фонд и оплаты больничных листов в предусмотренном порядке. Данное обстоятельство значительно упрощает ведения налогового учета и сдачи налоговой отчетности, так как обязанность вести налоговый учет и сдачу налоговой отчетности по каждому, указанному выше, налогу в отдельности заменяется необходимостью проведения указанных мероприятия только в отношении одного налога.

Есть необходимость обратить внимание еще на один недостаток упрощенной системы налогообложения, который заключается в необходимости возврата на основной режим в случае превышения установленных лимитов в отношении суммы полученного дохода в течении года, а также величины остаточной стоимости объектов основных средств. Налоговое законодательство устанавливает требование возврата на основной режим в случае нарушения указанных лимитов, начиная с того квартала, в котором произошло данное нарушение. В такой ситуации у налогоплательщика возникает сложность восстановления бухгалтерского и налогового учета за относительно большой промежуток времени (от нескольких дней до более двух месяцев). Но такую опасность возможно исключить, если налогоплательщик будет постоянно следить за размером получаемого дохода и остаточной стоимости объектов основных средств, и в случае приближения данных величин своевременно организовать налоговый и бухгалтерский учет по правилам, установленным для налогоплательщиков, применяющих основной режим налогообложения.

Одна из положительных сторон упрощенной системы налогообложения проявляется в возможности переноса полученных убытков на последующие налоговые периоды.

Таким образом можно сделать вывод о необходимости применения специальных налоговых режимов РФ.


Список использованных источников информации:

1. http://gras.oryol.ru/Inform/exp/END-eshn.html - статья про ЕСХН Е.Н. Дубровин

2. http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a45/44839.html - Бухгучет.Налобл.Ауд

3. http://www.rosbuh.ru/article - Российский Бухгалтер

4. http://ru.wikipedia - ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия

5. http://www.consultant.ru - Консультант+, Налоговый Кодекс РФ

6. http://www.linkseonet.ru - Бизнес.На просторах экономики и финансов

7. http://www.econ-profi.ru - ЗАО «Консалтинговая группа «Экон-Профи»

8. http://www.glavbuh.net - ГлавБух

9. http://www.lawmsk.ru/ - Юридический отдел по арбитражным спорам

 


Приложение N 1

 

I. Доходы и расходы

Регистрация

Сумма

N п/п дата и номер первичного документа содержание операции доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы
1 2 3 4 5
1. 7.01.2009 Покупка оборудования для оказания клининговых услуг   23000
2. 10.01.2009 Покупка товаров для розничной торговли   37000
3. 12.02.2009 Расходы на юридические услуги   1000
4. 20.02.2009 Расходы на канцелярские товары для бухгалтерии   600
5. 23.02.2009 Расходы на рекламу реализуемых товаров   3000
6. 25.02.2009 Расходы на рекламу клининговых услуг   3000
7. 7.03.2009 Расходы на оказание услуг по уборке   800
8. 10.03.2009 Расходы на приобретение контрольно-кассовой техники   10000
9. 15.03.2009 Расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники   300
10. 25.03.2009 Расходы на услуги по охране имущества   1200
11. 26.03.2009 Расходы на приобретение ПК   25000
12. 27.03.2009 Оплата коммунальных услуг   2500
13. 29.03.2009 Расходы по вывозу бытовых отходов   300
14. 30.03.2009 Доходы от розничной торговли 450000  
15. 30.03.2009 Доходы от услуг 1200000  

Итого за I квартал

1650000 107700

 

I. Доходы и расходы

Регистрация

Сумма

N п/п дата и номер первичного документа содержание операции доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы
1 2 3 4 5
1. 02.04.2009 Покупка оборудования для оказания клининговых услуг   25000
2. 02.04.2009 Покупка товаров для розничной торговли   40000
3. 11.04.2009 Расходы на аудиторсике услуги   1500
4. 23.04.2009 Расходы на канцелярские товары для бухгалтерии   500
5. 01.05.2009  Расходы на рекламу реализуемых товаров   2500
6. 02.05.2009 Расходы на рекламу клининговых услуг   4000
7. 10.05.2009 Расходы на оказание услуг по уборке   1200
8.   15.05.2009 Расходы на приобретение контрольно-кассовой техники     18000
9. 28.05.2009 Расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники   700
10. 23.06.2009 Расходы на услуги по охране имущества   1200
11. 25.06.2009 Расходы на услуги пожарной сигнализации   2000
12. 28.06.2009 Оплата коммунальных услуг   2300
13. 29.06.2009 13. Расходы по вывозу бытовых отходов   300
14. 30.06.2009 Доходы от розничной торговли 500000  
15. 30.06.2009 Доходы от услуг 1400000  

Итого за II квартал

1900000 99200

Итого за полугодие

18400000 206900

 

I. Доходы и расходы

Регистрация

Сумма

N п/п дата и номер первичного документа содержание операции доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы
1 2 3 4 5
1. 02.07.2009 Покупка оборудования для оказания клининговых услуг   30000
2. 02.07.2009 Покупка товаров для розничной торговли   42000
3. 14.07.2009 Расходы на приобретение мебели для торгового зала   18000
4. 25.07.2009 Расходы на канцелярские товары для бухгалтерии   700
5. 13.08.2009 Расходы на рекламу реализуемых товаров   4000
6. 15.08.2009 Расходы на рекламу клининговых услуг   6000
7. 23.08.2009 Расходы на оказание услуг по уборке   5000
8.   15.092009 Расходы на обновление ПК     2500
9. 28.092009 Расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники   700
10. 28.09.2009 Расходы на услуги по охране имущества   1200
11. 28.09.2009 Расходы на услуги пожарной сигнализации   400
12. 28.09.2009 Оплата коммунальных услуг   2100
13. 29.09.2009 Расходы по вывозу бытовых отходов   300
14. 30.09.2009 Доходы от розничной торговли 570000  
15. 30.09.2009 Доходы от услуг 1500000  

Итого за III квартал

2070000 112900

Итого за 9 месяцев

20470000 319800

 

I. Доходы и расходы

Регистрация

Сумма

N п/п дата и номер первичного документа содержание операции доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы (руб.) расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы (руб.)
1 2 3 4 5
1. 02.10.2009 Покупка оборудования для оказания клининговых услуг   29000
2. 02.10.2009 Покупка товаров для розничной торговли   44000
3. 15.10.2009 Расходы на приобретение дополнительной техники   13000
4. 26.10.2009 Расходы на канцелярские товары для бухгалтерии   700
5. 14.11.2009 Расходы на рекламу реализуемых товаров   4000
6. 15.11.2009 Расходы на рекламу клининговых услуг   6000
7. 26.11.2009  Расходы на оказание услуг по уборке   12000
8. 15.122009 Расходы на ремонт ПК   2500
9. 28.12.2009 Расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники   700
10. 28.12.2009 Расходы на услуги по охране имущества   1200
11. 28.12.2009 Расходы на услуги пожарной сигнализации   400
12. 28.12.2009 Оплата коммунальных услуг   2100
13 29.12.2009 Расходы по вывозу бытовых отходов   300
14. 30.12.2009 Доходы от розничной торговли 620000  
15 30.12.2009 Доходы от услуг 1700000  

Итого за IV квартал

17620000 115900

Итого за год

38090000 435700

 

Содержание

Введение

Раздел I. Анализ особенностей налогообложения в сельском хозяйстве и при выполнении СРП.

1.1 Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей

1.2 Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Раздел II. Специальные налоговые режимы для малого бизнеса.

2.1 Исходные данные.

2.1.1 Характеристика предприятия

2.1.2 Финансово-хозяйственная деятельность

2.1.3 Специальные налоговые режимы в деятельности предприятия

2.2. Налогообложение предприятия, применяющего специальные налоговые режимы.

2.2.1 Упрощенная система налогообложения.

2.2.2 Единый налог на вмененный доход

2.3 Эффективность применения специальных налоговых режимов для предприятия.

2.3.1 Налоги при общей системе налогообложения

2.3.2 Сравнительная характеристика систем налогообложения.

Заключение.

Список использованных источников информации.

Приложение



Введение

 

Важная роль при решении задач стимулирования развития экономики страны через регулирующую функцию налогов принадлежит и специальным налоговым режимам как наиболее оперативному направлению налоговой политики. Согласно Налоговому кодексу РФ специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения, система налогообложения для отдельных видов деятельности в виде единого налога на вмененный доход, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) и упрощенная система налогообложения (УСН) начали применяться сравнительно недавно. Положения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), посвященные ЕНВД, заменили действовавший до 1 января 2003 года Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".[8]

Изменение налоговой системы в результате проводимых реформ предполагает необходимость решения множества новых вопросов, носящих как более комплексный, так и более детальный характер. Требуется продолжение научных исследований в отношении налоговой системы России с целью ее доработки и улучшения. Естественно, для правильного и обоснованного использования специальных налоговых режимов требуется развитие теоретических основ этого вновь формируемого инструмента налоговой политики, а также разработка механизма их работы, учитывающего особенности российской налоговой системы и результаты накопленного опыта.

В настоящее время проблема введения, применения и разработки специальных налоговых режимов вызывает оживленные дискуссии как в правительственных, так и в научных кругах. Налоговый кодекс Российской Федерации лишь обозначил данный инструмент налоговой политики. Разработка и совершенствование соответствующих глав Налогового кодекса и отдельных федеральных законов требуют много времени. Некоторые виды специальных налоговых режимов до сих пор не регулируются Налоговым кодексом РФ и действующим федеральным налоговым законодательством. Нормы законодательства, существующие на данный момент, требуют тщательной доработки с учетом накопленного российского и зарубежного опыта. Налоговая система современной России формировалась в сложных условиях: экономический кризис и вызванный им спад производства обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, приватизация и отсутствие налоговой культуры в обществе лишили государство важнейших источников финансовых накоплений, рост внешней задолженности требовал отвлекать огромные суммы государственных средств на ее обслуживание. Все эти факторы привели к тому, что налоговая политика была и продолжает быть направленной главным образом на достижение фискальных целей. Но в условиях криминализации общественной жизни1 ориентация на ужесточение налогового режима обычно приводит к результатам, обратным ожидаемым. Как следствие, теневой сектор в российской экономике достиг значительных масштабов, массовое уклонение от уплаты налогов стало обыденной характеристикой нормального функционирования экономики, наметились тенденции к сокращению налоговой базы. По некоторым оценкам, в теневом (т.е. укрываемом от налогов) секторе экономики сосредоточено до 40% всей коммерческой деятельности российского бизнеса2. Власти были вынуждены задуматься о проведении налоговой реформы, пойти на некоторое ослабление налогового бремени. Но, несмотря на то, что ставки по отдельным налогам и были снижены, о подлинном реформировании налоговой системы говорить пока преждевременно.

Налоговая система должна строиться и реформироваться исходя из целей, лежащих во главе грамотной, взвешенной налоговой политики. Для реализации налоговой политики необходимо наличие работающих инструментов: полновесная единая система налогового законодательства, эффективно работающие налоговые органы и, конечно, специальные налоговые режимы, придающие налоговой политике гибкость.

Для снижения налоговой нагрузки малых предприятий были приняты специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог, заменяющие уплату части налогов единым налогом.

С введением данных единых налогов номинальная нагрузка на предприятие снижается, а доходы бюджетов должны расти за счет расширения налогооблагаемой базы.

Специальный налоговый режим создается в рамках специальной (и не обязательно льготной) системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно.

Специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности.

Специальный налоговый режим следует рассматривать с двух методологических позиций: как организационно-финансовую категорию управления объективными налоговыми отношениями и как особую форму (механизм) налогового регулирования.

 



Раздел I . Анализ особенностей налогообложения в сельском хозяйстве и при выполнении СРП

Дата: 2019-05-28, просмотров: 167.