Методы и методики исследования деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми.
Исследование деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми проводилось на базе МОУ сш № 7 г. Балашова. В эксперименте участвовало 3 ребенка от 11 до 13 лет. Критериями выборки послужили сведения журнала успеваемости и посещаемости в трех классах.
Цель: исследование педагогической запущенности детей и разработка коррекционной программы.
Объект исследования – педагогически запущенные дети.
Предмет исследования – методики и технологии социального педагога по работе с педагогически запущенными детьми.
Гипотеза исследования – методики и технологии социального педагога по работе с педагогически запущенными детьми определяются степенью педагогической запущенности, что требует комплексного решения проблеммы.
Методы исследования:
· наблюдение
· анализ
· беседа
· объяснение
· разъяснение
· анкетирование
· интервью
Были использованы следующие методики:
· Социальный паспорт личности ребенка (Приложение 5), направленный на выявление причин и условий социальной адаптации, детско-родительских отношений, бытовых условий и т.д.
· Комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей (Овчаровой) (Приложение 6), направленная на определение степени педагогической запущенности в процентном соотношении. Целью ее является определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка. Она состоит из 5 шкал, включающих в себя вопросы, определяющие свойства самосознания, направленности субъекта на общение, деятельность, общую тревожность, влияние воспитательной микросреды школы и семьи. Педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по 1, 4, 5 и одной из оставшихся шкал (2, 3) либо по всем шкалам. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10-25%, при выраженной степени – 25-50%, при высокой – 50% и более.
· Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Приложение 7), проводимая путем опроса испытуемого по 98 утверждениям. Используя ключ по шкалам:
1. Шкала установки на социально-желательные ответы:
2(нет), 4(нет), 6(нет), 13(да), 21(нет), 23(нет), 30(да), 32(да), 33(нет), 38(нет), 47(нет), 54(нет), 79(нет), 83(нет), 87(нет).
2. Шкала склонности к преодолению норм и правил:
1(нет), 10(нет), 11(да), 22(да), 34(да), 41(да), 44(да), 50(да), 53(да), 55(нет), 59(да), 61(нет), 80(да), 86(нет), 88(да), 91(да), 93(нет).
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению:
14(да), 18(да), 22(да), 26(да), 27(да), 31(да), 34(да). 35(да), 43(да), 46(да), 59(да), 60(да), 62(да), 63(да), 64(да), 67(да), 74(да), 81(да), 91(да), 95(нет).
При совпадении ключа, в процентном соотношении выявляется степень выраженности каждой склонности.
· Фрейбурская анкета агрессивности (Приложение 8), направленная на выявление степени агрессивности в процентном отношении полученного числа положительных ответов к количеству утверждений.
Анализ полученных данных с помощью выбранных методик.
В результате использования данных методик получены результаты по каждому ребенку:
Клиент № 1.
13 лет, 7 класс.
Ребенок пропускает занятия в школе без уважительных причин. Успеваемость ниже среднего, «троечник». Отставание в учебе происходит также по медицинским показаниям: слабое здоровье, часто болеет.
Социальный паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: Семья неполная, фактически ребенка воспитывает бабушка, отца нет, мать в воспитании ребенка участия не принимает, так как живет и работает в г. Москва. Ребенок маму почти не видит, только на праздники, к маме относится с любовью и уважением. Материальное положение семьи ниже среднего, ребенок проживает с бабушкой в частном доме, у него есть отдельная комната. Ребенок часто приходит в школу без учебников и тетрадей, выглядит неухоженным. Признаков насилия над ребенком в семье нет, подросток попрошайничеством не занимается, домашнее задание практически не выполняет, к урокам не готов. При опросе выяснилось, что направленность интересов в наибольшей степени на трудовую деятельность. Ребенок редко принимает участие в общественных делах, учителя с неохотой доверяют ему повседневные задания, сетуя на медлительность. Ребенок безынициативен, замкнут, необщителен. Редко принимает ответственное решение, авторитетом в классе не пользуется, агрессивность проявляется через угрозы, ругань, враждебные выкрики (без применения физической силы). Отношение к алкоголю терпимое, курение эпизодическое, сквернословие.
В результате проведение комплексной экспресс-диагностики педагогической запущенности детей уровень педагогической запущенности находится в выраженной степени – 45%.
Результаты проведения методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению: склонность к аддиктивному поведению – средне выражена, склонность к преодолению норм и правил – средне выражена, установки на социально-желательные ответы – мало выражены.
Диагноз
После проведения данных методик можно сказать, что уровень педагогической запущенности в выраженной степени, необходима работа с родителями, коррекция недостатков нравственного развития, работа по устранению слабоуспеваемости и неуспеваемости, работа по преодолению недостатков физического развития и здоровья.
Прогноз
После мероприятий, предлагаемых в комплексной программе для клиента №1, считаем, что ситуация с клиентом №1 должна нормализоваться, а уровень педагогической запущенности существенно снизиться.
Клиент № 2.
11 лет, 5 класс.
Ребенок пропускает занятия в школе без уважительных причин. Социальный паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: семья полная, но обстановка неблагоприятная, контроль за поведением ребенка со стороны матери отсутствует, отца нет, есть отчим, который также воспитанием не занимается, к матери ребенок относится нормально, но с отчимом отношения напряженные. Мать постоянного места работы не имеет, в данный момент подрабатывает на оптовом рынке, отчим нигде не работает, периодически употребляет спиртные напитки. Материальное положение семьи ниже среднего, бытовые условия в доме сносные, у ребенка отдельная комната. Признаков насилия над ребенком в семье нет, подросток попрошайничеством не занимается, домашнее задание регулярно не выполняет, к урокам бывает не готов. При опросе выяснилось, что направленность интересов в наибольшей степени на трудовую и спортивную деятельность (посещает секцию борьбы). Ребенок редко принимает участие в общественных делах, безынициативен, но со сверстниками активно общается, в основном вне школы, свое нежелание учиться объясняет сложившейся конфликтной ситуацией с учителями. Авторитетом в классе не пользуется, часто проявляет агрессивность и физическую силу, особенно в отношении женского пола, агрессивно настроен и в отношении учителей. Алкоголь употребляет эпизодически, курит эпизодически.
В результате проведение комплексной экспресс-диагностики педагогической запущенности детей уровень педагогической запущенности находится в выраженной степени – 49%.
Результаты проведения методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению: склонность к аддиктивному поведению – ярко выражена, склонность к преодолению норм и правил – ярко выражена, установки на социально-желательные ответы – средне выражены.
По Фрейбурской анкете агрессивности, агрессии в степени выше среднего.
Диагноз
После проведения данных методик можно сказать, что уровень педагогической запущенности в высокой степени, необходима работа с родителями, коррекция недостатков нравственного развития, работа по половому воспитанию, работа по воспитанию правильного отношения к закону и навыков правомерного поведения, работа по преодолению недостатков физического развития и здоровья, работа с неуспевающими учащимися.
Прогноз
После мероприятий, предлагаемых в комплексной программе для клиента №2, считаем, что ситуация с клиентом №2 должна улучшиться, а уровень педагогической запущенности - снизиться.
Клиент № 3.
12 лет, 6 класс.
Ребенок пропускает занятия. Успеваемость ниже среднего, «троечник», нежелание учиться мотивирует ленью.
Социальный паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: семья полная, отец работает вахтовым методом, в воспитании прямого участия не принимает, мать не выполняет надлежащим образом обязанности по обучению сына, не контролирует посещаемость им занятий, что способствует уклонению подростка от учебы. Отношение между родителями и ребенком неконфликтные. Материальное положение семьи среднее, у ребенка есть отдельная комната, компьютер. При опросе выяснилось, что направленность своих интересов ребенок определить не может. Ребенок безынициативен, большим авторитетом в классе не пользуется, но и число аутсайдеров не входит. Открытую агрессию не выражает. Отношение к алкоголю и курению нейтральное.
В результате проведения комплексной экспресс-диагностики педагогической запущенности детей уровень педагогической запущенности находится в низкой степени – 22%.
Результаты проведения методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению: склонность к аддиктивному поведению – мало выражена, склонность к преодолению норм и правил – мало выражена, установки на социально-желательные ответы – мало выражены.
Диагноз
После проведения данных методик можно сказать, что уровень педагогической запущенности находится в низкой степени, но необходима работа с родителями, коррекция недостатков нравственного развития, работа по устранению слабоуспеваемости и неуспеваемости, необходимо заинтересовать ребенка, помочь ему самовыразиться, почувствовать интерес не только к окружающему миру, но и в первую очередь к самому себе.
Прогноз
После мероприятий, предлагаемых в комплексной программе для клиента №3, считаем, что ситуация с клиентом №3 должна нормализоваться, а уровень педагогической запущенности существенно снизиться.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 212.