Выбор электродвигателя и кинематический расчёт
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Инженер-конструктор является творцом новой техники, и уровнем его творческой работы в большей степени определяются темпы научно-технического прогресса. Деятельность конструктора принадлежит к числу наиболее сложных проявлений человеческого разума. Решающая роль успеха при создании новой техники определяется тем, что заложено на чертеже конструктора. С развитием науки и техники проблемные вопросы решаются с учетом все возрастающего числа факторов, базирующихся на данных различных наук. При выполнении проекта используются математические модели, базирующиеся на теоретических и экспериментальных исследованиях, относящихся к объемной и контактной прочности, материаловедению, теплотехнике, гидравлике, теории упругости, строительной механике. Широко используются сведения из курсов сопротивления материалов, теоретической механики, машиностроительного черчения и т. д. Все это способствует развитию самостоятельности и творческого подхода к поставленным проблемам.

При выборе типа редуктора для привода рабочего органа (устройства) необходимо учитывать множество факторов, важнейшими из которых являются: значение и характер изменения нагрузки, требуемая долговечность, надежность, КПД, масса и габаритные размеры, требования к уровню шума, стоимость изделия, эксплуатационные расходы.

Из всех видов передач зубчатые передачи имеют наименьшие габариты, массу, стоимость и потери на трение. Коэффициент потерь одной зубчатой пары при тщательном выполнении и надлежащей смазке не превышает обычно 0,01. Зубчатые передачи в сравнении с другими механическими передачами обладают большой надежностью в работе, постоянством передаточного отношения из-за отсутствия проскальзывания, возможностью применения в широком диапазоне скоростей и передаточных отношений. Эти свойства обеспечили большое распространение зубчатых передач; они применяются для мощностей, начиная от ничтожно малых (в приборах) до измеряемых десятками тысяч киловатт.

К недостаткам зубчатых передач могут быть отнесены требования высокой точности изготовления и шум при работе со значительными скоростями.

Косозубые колеса применяют для ответственных передач при средних и высоких скоростях. Объем их применения - свыше 30% объема применения всех цилиндрических колес в машинах; и этот процент непрерывно возрастает. Косозубые колеса с твердыми поверхностями зубьев требуют повышенной защиты от загрязнений во избежание неравномерного износа по длине контактных линий и опасности выкрашивания.

Одной из целей выполненного проекта является развитие инженерного мышления, в том числе умение использовать предшествующий опыт, моделировать используя аналоги. Для курсового проекта предпочтительны объекты, которые не только хорошо распространены и имеют большое практическое значение, но и не подвержены в обозримом будущем моральному старению.

Существуют различные типы механических передач: цилиндрические и конические, с прямыми зубьями и косозубые, гипоидные, червячные, глобоидные, одно- и многопоточные и т. д. Это рождает вопрос о выборе наиболее рационального варианта передачи. При выборе типа передачи руководствуются показателями, среди которых основными являются КПД, габаритные размеры, масса, плавность работы и вибронагруженность, технологические требования, предпочитаемое количество изделий.

При выборе типов передач, вида зацепления, механических характеристик материалов необходимо учитывать, что затраты на материалы составляют значительную часть стоимости изделия: в редукторах общего назначения - 85%, в дорожных машинах - 75%, в автомобилях - 10% и т. д.

Поиск путей снижения массы проектируемых объектов является важнейшей предпосылкой дальнейшего прогресса, необходимым условием сбережения природных ресурсов. Большая часть вырабатываемой в настоящее время энергии приходится на механические передачи, поэтому их КПД в известной степени определяет эксплуатационные расходы.

Наиболее полно требования снижения массы и габаритных размеров удовлетворяет привод с использованием электродвигателя и редуктора с внешним зацеплением.



Проектный расчёт

 

Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками (см. гл.3, табл. 3.3[1]):

- для шестерни : сталь : 45

 термическая обработка : улучшение

 твердость : HB 230

- для колеса : сталь : 45

 термическая обработка : улучшение

 твердость : HB 200

Допустимые контактные напряжения (формула (3.9)[1]) , будут:

 

[H] = H lim b x KHL / [SH]

 

По таблице 3.2 гл. 3[1] имеем для сталей с твердостью поверхностей зубьев менее HB 350 :


H lim b = 2 x HB + 70 .

H lim b (шестерня) = 2 x 230 + 70 = 530 МПа;

H lim b (колесо) = 2 x 200 + 70 = 470 МПа;

 

KHL - коэффициент долговечности; при числе циклов нагружения больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора принимаем KHL = 1 ; коэффициент безопасности [Sh]=1,1.

Допустимые контактные напряжения:

 

для шестерни [ H1 ] = 530 x 1 / 1,1 = 481,818 МПа;

для колеса [ H2 ] = 470 x 1 / 1,1 = 427,273 МПа.

 

Для прямозубых колес за расчетное напряжение принимается минимальное допустимое контактное напряжение шестерни или колеса.

Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение будет:

 

[ H ] = [ H2 ] = 427,273 МПа.

 

Принимаем коэффициент симметричности расположения колес относительно опор по таблице 3.5[1] : KHb = 1,15 .

Коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию принимаем:

 

ba = b / aw = 0,2 , (см. стр.36[1]).

 

Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев найдем по формуле 3.7 гл. 3[1]:

 

aw = Ka x (U + 1) x (T2 x KHb / [ H ] 2 x U2 x ba ) 1/3 =

 49.5 x (5,6 + 1) x (955266,557 x 1,15 / 427,2732 x 5,62 x 0,2)1/3 = 322,219 мм.

 

где для прямозубых колес Кa = 49.5, передаточное число передачи U = 5,6; T2 = Тколеса = 955266,557 Нxм - момент на колесе.

Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66 будет : aw = 315 мм .

Нормальный модуль зацепления берем по следующей рекомендации:

mn = (0.01...0.02) x aw мм, для нас: mn = 3,15 . . . 6,3 мм, принимаем:

по ГОСТ 9563-60* (см. стр. 36[1]) mn = 3,5 мм.

Задаемся суммой зубьев:

 

Z = z1 + z2 = 2 x aw / mn = 2 x 315 / 3,5 = 180

 

Числа зубьев шестерни и колеса:

 

z1 = Z  (U + 1) = 18  (5,6 + 1) = 27,273

 

Принимаем: z1 = 27

 

z2 = Z - z1 = 180 - 27 = 153

 

Угол наклона зубьев  = o .

Основные размеры шестерни и колеса:

диаметры делительные:

 

d1 = mn x z1 / cos() = 3,5 x 27 / cos(0o) = 94,5 мм;

d2 = mn x z2 / cos() = 3,5 x 153 / cos(0o) = 535,5 мм.

Проверка: aw = (d1 + d2) / 2 = (94,5 + 535,5) / 2 = 315 мм.

диаметры вершин зубьев:

 

da1 = d1 + 2 x mn = 94,5 + 2 x 3,5 = 101,5 мм;

da2 = d2 + 2 x mn = 535,5 + 2 x 3,5 = 542,5 мм.

 

ширина колеса: b2 = ba x aw = 0,2 x 315 = 63 мм;

ширина шестерни: b1 = b2 + 5 = 63 + 5 = 68 мм;

 

Определим коэффициент ширины шестерни по диаметру:

 

bd = b1 / d1 = 68 / 94,5 = 0,72

 

Окружная скорость колес будет:

 

V = 1 x d1 / 2 = 47,86 x 94,5 x 10-3 / 2 = 2,261 м/c;

 

При такой скорости следует принять для зубчатых колес 8-ю степень точности.

Коэффициент нагрузки равен:

 

KH = KHb x KHa x KHv .

 

Коэффициент KHb=1,026 выбираем по таблице 3.5[1], коэффициент KHa=1 выбираем по таблице 3.4[1], коэффициент KHv=1,05 выбираем по таблице 3.6[1], тогда:

 

KH = 1,026 x 1 x 1,05 = 1,077




Предварительный расчёт валов

 

Предварительный расчёт валов проведём на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.

Диаметр вала при допускаемом напряжении [к] = 20 МПа вычисляем по формуле 8.16[1]:

 

dв  (16 x Tк / ( x [к]))1/3

 

Ведущий вал

 

dв  (16 x 176715,629 / (3,142 x 20))1/3 = 35,569 мм.

 

Под 1-й элемент (ведомый) выбираем диаметр вала: 40 мм.

Под 2-й элемент (подшипник) выбираем диаметр вала: 45 мм.

Под 3-й элемент (ведущий) выбираем диаметр вала: 50 мм.

Под 4-й элемент (подшипник) выбираем диаметр вала: 45 мм.

 

Выходной вал

 

dв  (16 x 955266,557 / (3,142 x 20))1/3 = 62,424 мм.

 

Под свободный (присоединительный) конец вала выбираем диаметр вала: 65 мм.

Под 2-й элемент (подшипник) выбираем диаметр вала: 70 мм.

Под 3-й элемент (ведомый) выбираем диаметр вала: 75 мм.

Под 4-й элемент (подшипник) выбираем диаметр вала: 70 мм.

Диаметры участков валов назначаем исходя из конструктивных соображений.


Диаметры валов, мм

Валы

Расчетный диаметр

Диаметры валов по сечениям

1-е сечение 2-е сечение 3-е сечение 4-е сечение
Ведущий вал. 35,569 Под 1-м элементом (ведомым) диаметр вала: 40 Под 2-м элементом (подшипником) диаметр вала: 45 Под 3-м элементом (ведущим) диаметр вала: 50 Под 4-м элементом (подшипником) диаметр вала: 45
Выходной вал. 62,424 Под свободным (присоединительным) концом вала: 65 Под 2-м элементом (подшипником) диаметр вала: 70 Под 3-м элементом (ведомым) диаметр вала: 75 Под 4-м элементом (подшипником) диаметр вала: 70

 

Длины участков валов, мм

Валы

Длины участков валов между

1-м и 2-м сечениями 2-м и 3-м сечениями 3-м и 4-м сечениями
Ведущий вал. 105 80 80
Выходной вал. 130 80 80

 




Расчёт реакций в опорах

Й вал

 

Силы, действующие на вал и углы контактов элементов передач:

 

Fx1 = -2966,63 H

Fx3 = -1361,253 H

Fy3 = 3740,013 H

 

Из условия равенства суммы моментов сил относительно 1-й опоры:

 

Rx2 = ((-Fx1 * (L1 + L2 + L3)) - Fx2 * L3) / (L2 + L3)

 = ((-(-2966,63) * (105 + 80 + 80)) - (-1361,253) * 80) / (80 + 80)

 = 5594,107 H

Ry2 = ((-Fy1 * (L1 + L2 + L3)) - Fy3 * L3) / (L2 + L3)

 = ((-0 * (105 + 80 + 80)) - 3740,013 * 80) / (80 + 80)

 = -1870,007 H

 

Из условия равенства суммы сил относительно осей X и Y:

 

Rx4 = (-Fx1) - Rx2 - Fx2

 = (-(-2966,63)) - 5594,107 - (-1361,253)

 = -1266,224 H

Ry4 = (-Fy1) - Rx2 - Fy3

 = (-0) - (-1870,007) - 3740,013

 = -1870,006 H


Суммарные реакции опор:

 

R1 = (Rx12 + Ry12)1/2 = (5594,1072 + -1870,0072)1/2 = 5898,386 H;

R2 = (Rx22 + Ry22)1/2 = (-1266,2242 + -1870,0062)1/2 = 2258,373 H;

 


Й вал

 

Силы, действующие на вал и углы контактов элементов передач:

 

Fx3 = 1361,253 H

Fy3 = -3740,013 H

 

Из условия равенства суммы моментов сил относительно 1-й опоры:

 

Rx2 = (-Fx2 * L3) / (L2 + L3)

 = (-1361,253 * 80) / (80 + 80)

 = -680,626 H

Ry2 = (-Fy3 * L3) / (L2 + L3)

 = (-(-3740,013) * 80) / (80 + 80)

 = 1870,006 H

 

Из условия равенства суммы сил относительно осей X и Y:

 

Rx4 = (-Rx2) - Fx2

 = (-(-680,626)) - 1361,253

 = -680,626 H

Ry4 = (-Rx2) - Fy3

 = (-1870,006) - (-3740,013)

 = 1870,006 H


Суммарные реакции опор:

R1 = (Rx12 + Ry12)1/2 = (-680,6262 + 1870,0062)1/2 = 1990,019 H;

R2 = (Rx22 + Ry22)1/2 = (-680,6262 + 1870,0062)1/2 = 1990,019 H;




Расчёт моментов 1-го вала

 

1-е сечение

 

Mx = 0 Н x мм

My = 0 Н x мм

M = (Mx12 + My12)1/2 = (02 + 02)1/2 = 0 H x мм

 

2-е сечение

 

Mx = 0 Н x мм

My = Fx1 * L1 =

(-2966,63) * 105 = -311496,15 H x мм

M = (Mx12 + My12)1/2 = (02 + -311496,152)1/2 = 311496,15 H x мм

 

3-е сечение

 

Mx = Fy1 * (L1 + L2) + Rx2 * L2 =

0 * (105 + 80) + (-1870,007) * 80 = -149600,52 H x мм

My = Fx1 * (L1 + L2) + Rx2 * L2 =

(-2966,63) * (105 + 80) + 5594,107 * 80 = -101297,955 H x мм

M = (Mx12 + My12)1/2 = (-149600,522 + -101297,9552)1/2 = 180669,841 H x мм

 


4-е сечение

 

Mx = 0 Н x мм

My = 0 Н x мм

M = (Mx12 + My12)1/2 = (02 + 02)1/2 = 0 H x мм


Эпюры моментов 1-го вала

                   
Mx, Hxмм
My, Hxмм
 

 

Расчёт моментов 2-го вала

 

1 - е сечение

 

Mx = 0 Н x мм

My = 0 Н x мм

M = (Mx12 + My12)1/2 = (02 + 02)1/2 = 0 H x мм

 

2 - е сечение

 

Mx = 0 Н x мм

My = 0 Н x мм

M = (Mx12 + My12)1/2 = (02 + 02)1/2 = 0 H x мм

 

3 - е сечение

 

Mx = Rx2 * L2 =

1870,006 * 80 = 149600,52 H x мм

My = Rx2 * L2 =

(-680,626) * 80 = -54450,12 H x мм

M = (Mx12 + My12)1/2 = (149600,522 + -54450,122)1/2 = 159201,543 H x мм

 

4 - е сечение

 

Mx = 0 Н x мм

My = 0 Н x мм

M = (Mx12 + My12)1/2 = (02 + 02)1/2 = 0 H x мм



Эпюры моментов 2-го вала

         
 

 

 

Й вал

 

Выбираем шарикоподшипник радиальный однорядный (по ГОСТ 8338-75) 409 тяжелой серии со следующими параметрами:

d = 45 мм - диаметр вала (внутренний посадочный диаметр подшипника);

D = 120 мм - внешний диаметр подшипника;

C = 76,1 кН - динамическая грузоподъёмность;

Co = 45,5 кН - статическая грузоподъёмность.

Радиальные нагрузки на опоры:

 

Pr1 = 5898,386 H;

Pr2 = 2258,373 H.

 

Будем проводить расчёт долговечности подшипника по наиболее нагруженной опоре 1.

Эквивалентная нагрузка вычисляется по формуле:

 

Рэ = (Х x V x Pr1 + Y x Pa) x Кб x Кт,

 

где - Pr1 = 5898,386 H - радиальная нагрузка; Pa = Fa = 0 H - осевая нагрузка; V = 1 (вращается внутреннее кольцо подшипника); коэффициент безопасности Кб = 1,4 (см. табл. 9.19[1]); температурный коэффициент Кт = 1 (см. табл. 9.20[1]).

Отношение Fa / Co = 0 / 45500 = 0; этой величине (по табл. 9.18[1]) соответствует e = 0.

Отношение Fa / (Pr1 x V) = 0 / (5898,386 x 1) = 0  e; тогда по табл. 9.18[1]: X = 1; Y = .

Тогда: Pэ = (1 x 1 x 5898,386 + 0 x 0) x 1,4 x 1 = 8257,74 H.

Расчётная долговечность, млн. об. (формула 9.1[1]):

L = (C / Рэ)3 = (76100 / 8257,74)3 = 782,655 млн. об.

Расчётная долговечность, ч.:

Lh = L x 106 / (60 x n1) = 782,655 x 106 / (60 x 457,031) = 28541,281 ч,

что больше 10000 ч. (минимально допустимая долговечность подшипника), установленных ГОСТ 16162-85 (см. также стр.307[1]), здесь n1 = 457,031 об/мин - частота вращения вала.

 

Й вал

 

Выбираем шарикоподшипник радиальный однорядный (по ГОСТ 8338-75) 314 средней серии со следующими параметрами:

d = 70 мм - диаметр вала (внутренний посадочный диаметр подшипника);

D = 150 мм - внешний диаметр подшипника;

C = 104 кН - динамическая грузоподъёмность;

Co = 63 кН - статическая грузоподъёмность.

Радиальные нагрузки на опоры:

 

Pr1 = 1990,019 H;

Pr2 = 1990,019 H.

 

Будем проводить расчёт долговечности подшипника по наиболее нагруженной опоре 2.

Эквивалентная нагрузка вычисляется по формуле:

 

Рэ = (Х x V x Pr2 + Y x Pa) x Кб x Кт,

где - Pr2 = 1990,019 H - радиальная нагрузка; Pa = Fa = 0 H - осевая нагрузка; V = 1 (вращается внутреннее кольцо подшипника); коэффициент безопасности Кб = 1,4 (см. табл. 9.19[1]); температурный коэффициент Кт = 1 (см. табл. 9.20[1]).

Отношение Fa / Co = 0 / 63000 = 0; этой величине (по табл. 9.18[1]) соответствует e = 0.

Отношение Fa / (Pr2 x V) = 0 / (1990,019 x 1) = 0  e; тогда по табл. 9.18[1]: X = 1; Y = .

Тогда: Pэ = (1 x 1 x 1990,019 + 0 x 0) x 1,4 x 1 = 2786,027 H.

Расчётная долговечность, млн. об. (формула 9.1[1]):

 

L = (C / Рэ)3 = (104000 / 2786,027)3 = 52016,851 млн. об.

 

Расчётная долговечность, ч.:

 

Lh = L x 106 / (60 x n2) = 52016,851 x 106 / (60 x 81,613) = 10622664,486 ч,

 

что больше 10000 ч. (минимально допустимая долговечность подшипника), установленных ГОСТ 16162-85 (см. также стр.307[1]), здесь n2 = 81,613 об/мин - частота вращения вала.

 


Подшипники

Валы

Подшипники

1-я опора

2-я опора

Наименование d, мм D, мм Наименование d, мм D, мм
1-й вал шарикоподшипник радиальный однорядный (по ГОСТ 8338-75) 409тяжелой серии 45 120 шарикоподшипник радиальный однорядный (по ГОСТ 8338-75) 409тяжелой серии 45 120
2-й вал шарикоподшипник радиальный однорядный (по ГОСТ 8338-75) 314средней серии 70 150 шарикоподшипник радиальный однорядный (по ГОСТ 8338-75) 314средней серии 70 150

 




Уточненный расчёт валов

Расчёт 1-го вала

 

Крутящий момент на валу Tкр. = 176715,629 Hxмм.

Для данного вала выбран материал: сталь 45. Для этого материала:

- предел прочности b = 780 МПа;

- предел выносливости стали при симметричном цикле изгиба

-1 = 0,43 x b = 0,43 x 780 = 335,4 МПа;

- предел выносливости стали при симметричном цикле кручения

-1 = 0,58 x -1 = 0,58 x 335,4 = 194,532 МПа.

 

2 - е сечение.

Диаметр вала в данном сечении D = 45 мм. Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом (см. табл. 8.7[1]).

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:

 

S = -1 / ((k / ( x )) x v +  x m) , где:

 

- амплитуда цикла нормальных напряжений:

 

v = Mизг. / Wнетто = 311496,15 / 8946,176 = 34,819 МПа,

 

здесь

Wнетто =  x D3 / 32 =

 

 3,142 x 453 / 32 = 8946,176 мм3


- среднее напряжение цикла нормальных напряжений:

 

m = Fa / ( x D2 / 4) = 0 / (3,142 x 452 / 4) = 0 МПа, Fa = 0 МПа - продольная сила,

-  = 0,2 - см. стр. 164[1];

-  = .97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1];

- k/ = 3,102 - находим по таблице 8.7[1];

 

Тогда:

 

S = 335,4 / ((3,102 / 0,97) x 34,819 + 0,2 x 0) = 3,012.

 

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

 

S = -1 / ((k  / (t x )) x v + t x m), где:

- амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла:

 

v = m = max / 2 = 0,5 x Tкр. / Wк нетто = 0,5 x 176715,629 / 17892,352 = 4,938 МПа,

 

здесь

Wк нетто =  x D3 / 16 =

 3,142 x 453 / 16 = 17892,352 мм3

- t = 0.1 - см. стр. 166[1];

-  = .97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1].

- k/ = 2,202 - находим по таблице 8.7[1];


Тогда:

 

S = 194,532 / ((2,202 / 0,97) x 4,938 + 0,1 x 4,938) = 16,622.

 

Результирующий коэффициент запаса прочности:

 

S = S x S / (S2 + S2)1/2 = 3,012 x 16,622 / (3,0122 + 16,6222)1/2 = 2,964

 

Расчётное значение получилось больше минимально допустимого [S] = 2,5. Сечение проходит по прочности.

 

3 - е сечение.

 

Диаметр вала в данном сечении D = 50 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки. Ширина шпоночной канавки b = 14 мм, глубина шпоночной канавки t1 = 5,5 мм.

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:

 

S = -1 / ((k / ( x )) x v +  x m) , где:

 

- амплитуда цикла нормальных напряжений:

 

v = Mизг. / Wнетто = 180669,841 / 10747,054 = 16,811 МПа,

 

здесь

 

Wнетто =  x D3 / 32 - b x t1 x (D - t1)2/ (2 x D) =

3,142 x 503 / 32 - 14 x 5,5 x (50 - 5,5)2/ (2 x 50) = 10747,054 мм3,

где b=14 мм - ширина шпоночного паза; t1=5,5 мм - глубина шпоночного паза;

- среднее напряжение цикла нормальных напряжений:

 

m = Fa / ( x D2 / 4) = 0 / (3,142 x 502 / 4) = 0 МПа, Fa = 0 МПа - продольная сила,

 

-  = 0,2 - см. стр. 164[1];

-  = .97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1];

- k = 1,8 - находим по таблице 8.5[1];

-  = 0,85 - находим по таблице 8.8[1];

Тогда:

 

S = 335,4 / ((1,8 / (0,85 x 0,97)) x 16,811 + 0,2 x 0) = 9,139.

 

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

 

S = -1 / ((k  / (t x )) x v + t x m), где:

 

- амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла:

 

v = m = max / 2 = 0,5 x Tкр. / Wк нетто = 0,5 x 176715,629 / 23018,9 = 3,838 МПа,

 

здесь

 

Wк нетто =  x D3 / 16 - b x t1 x (D - t1)2/ (2 x D) =

3,142 x 503 / 16 - 14 x 5,5 x (50 - 5,5)2/ (2 x 50) = 23018,9 мм3,

 

где b=14 мм - ширина шпоночного паза; t1=5,5 мм - глубина шпоночного паза;

 

- t = 0.1 - см. стр. 166[1];

-  = .97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1].

- k = 1,7 - находим по таблице 8.5[1];

-  = 0,73 - находим по таблице 8.8[1];

 

Тогда:

 

S = 194,532 / ((1,7 / (0,73 x 0,97)) x 3,838 + 0,1 x 3,838) = 20,268.

 

Результирующий коэффициент запаса прочности:

 

S = S x S / (S2 + S2)1/2 = 9,139 x 20,268 / (9,1392 + 20,2682)1/2 = 8,331

 

Расчётное значение получилось больше минимально допустимого [S] = 2,5. Сечение проходит по прочности.

 



Расчёт 2-го вала

 

Крутящий момент на валу Tкр. = 955266,557 Hxмм.

Для данного вала выбран материал: сталь 45. Для этого материала:

- предел прочности b = 780 МПа;

- предел выносливости стали при симметричном цикле изгиба

-1 = 0,43 x b = 0,43 x 780 = 335,4 МПа;

- предел выносливости стали при симметричном цикле кручения

-1 = 0,58 x -1 = 0,58 x 335,4 = 194,532 МПа.

1 - е сечение.

Диаметр вала в данном сечении D = 65 мм. Это сечение при передаче вращающего момента через муфту рассчитываем на кручение. Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки.

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

 

S = -1 / ((k  / (t x )) x v + t x m), где:

 

- амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла:

 

v = m = max / 2 = 0,5 x Tкр. / Wк нетто = 0,5 x 955266,557 / 50662 = 9,428 МПа,

 

здесь

 

Wк нетто =  x D3 / 16 - b x t1 x (D - t1)2/ (2 x D) =

3,142 x 653 / 16 - 18 x 7 x (65 - 7)2/ (2 x 65) = 50662 мм3

 

где b=18 мм - ширина шпоночного паза; t1=7 мм - глубина шпоночного паза;

- t = 0.1 - см. стр. 166[1];

-  = .97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1].

- k = 1,7 - находим по таблице 8.5[1];

-  = 0,7 - находим по таблице 8.8[1];

Тогда:

S = 194,532 / ((1,7 / (0,7 x 0,97)) x 9,428 + 0,1 x 9,428) = 7,925.

 

ГОСТ 16162-78 указывает на то, чтобы конструкция редукторов предусматривала возможность восприятия консольной нагрузки, приложенной в середине посадочной части вала. Величина этой нагрузки для редукторов должна быть 2,5 x Т1/2.

Приняв у ведущего вала длину посадочной части под муфту равной длине полумуфты l = 80 мм, получим Мизг. = 2,5 x Tкр1/2 x l / 2 = 2,5 x 955266,5571/2 x 80 / 2 = 97737,739 Нxмм.

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:

 

S = -1 / ((k / ( x )) x v +  x m) , где:

 

- амплитуда цикла нормальных напряжений:

 

v = Mизг. / Wнетто = 97737,739 / 23700,754 = 14,846 МПа,

 

здесь

 

Wнетто =  x D3 / 32 - b x t1 x (D - t1)2/ (2 x D) =

3,142 x 653 / 32 - 18 x 7 x (65 - 7)2/ (2 x 65) = 23700,754 мм3,

 

где b=18 мм - ширина шпоночного паза; t1=7 мм - глубина шпоночного паза;

- среднее напряжение цикла нормальных напряжений:

 

m = Fa / ( x D2 / 4) = 0 / (3,142 x 652 / 4) = 0 МПа, где


Fa = 0 МПа - продольная сила в сечении,

-  = 0,2 - см. стр. 164[1];

-  = .97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1];

- k = 1,8 - находим по таблице 8.5[1];

-  = 0,82 - находим по таблице 8.8[1];

Тогда:

 

S = 335,4 / ((1,8 / (0,82 x 0,97)) x 14,846 + 0,2 x 0) = 9,983.

 

Результирующий коэффициент запаса прочности:

 

S = S x S / (S2 + S2)1/2 = 9,983 x 7,925 / (9,9832 + 7,9252)1/2 = 6,207

 

Расчётное значение получилось больше минимально допустимого [S] = 2,5. Сечение проходит по прочности.

 

3 - е сечение.

Диаметр вала в данном сечении D = 75 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием двух шпоночных канавок. Ширина шпоночной канавки b = 20 мм, глубина шпоночной канавки t1 = 7,5 мм.

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:

 

S = -1 / ((k / ( x )) x v +  x m) , где:

 

- амплитуда цикла нормальных напряжений:

 

v = Mизг. / Wнетто = 159201,543 / 32304,981 = 4,928 МПа,

здесь

Wнетто =  x D3 / 32 - b x t1 x (D - t1)2/ D =

 

 3,142 x 753 / 32 - 20 x 7,5 x (75 - 7,5)2/ 75 = 32304,981 мм3,

 

где b=20 мм - ширина шпоночного паза; t1=7,5 мм - глубина шпоночного паза;

- среднее напряжение цикла нормальных напряжений:

 

m = Fa / ( x D2 / 4) = 0 / (3,142 x 752 / 4) = 0 МПа, Fa = 0 МПа - продольная сила,

-  = 0,2 - см. стр. 164[1];

-  = .97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1];

- k = 1,8 - находим по таблице 8.5[1];

-  = 0,76 - находим по таблице 8.8[1];

Тогда:

 

S = 335,4 / ((1,8 / (0,76 x 0,97)) x 4,928 + 0,2 x 0) = 27,874.

 

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

 

S = -1 / ((k  / (t x )) x v + t x m), где:

 

- амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла:

 

v = m = max / 2 = 0,5 x Tкр. / Wк нетто = 0,5 x 955266,557 / 73722,463 = 6,479 МПа,

здесь

 

Wк нетто =  x D3 / 16 - b x t1 x (D - t1)2/ D =

 

3,142 x 753 / 16 - 20 x 7,5 x (75 - 7,5)2/ 75 = 73722,463 мм3,

где b=20 мм - ширина шпоночного паза; t1=7,5 мм - глубина шпоночного паза;

 

- t = 0.1 - см. стр. 166[1];

-  = .97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1].

- k = 1,7 - находим по таблице 8.5[1];

-  = 0,65 - находим по таблице 8.8[1];

Тогда:

S = 194,532 / ((1,7 / (0,65 x 0,97)) x 6,479 + 0,1 x 6,479) = 10,738.

Результирующий коэффициент запаса прочности:

 

S = S x S / (S2 + S2)1/2 = 27,874 x 10,738 / (27,8742 + 10,7382)1/2 = 10,02

 

Расчётное значение получилось больше минимально допустимого [S] = 2,5. Сечение проходит по прочности.

 




Тепловой расчёт редуктора

 

Для проектируемого редуктора площадь теплоотводящей поверхности А = 0,73 мм2 (здесь учитывалась также площадь днища, потому что конструкция опорных лап обеспечивает циркуляцию воздуха около днища).

По формуле 10.1[1] условие работы редуктора без перегрева при продолжительной работе:

 

t = tм - tв = Pтр x (1 - )  (Kt x A)  [t],

 

где Ртр = 8,899 кВт - требуемая мощность для работы привода; tм - температура масла; tв - температура воздуха.

Считаем, что обеспечивается нормальная циркуляция воздуха, и принимаем коэффициент теплоотдачи Kt = 15 Вт/(м2xoC). Тогда:

 

t = 8899 x (1 - 0,899) / (15 x 0,73) = 82,082o > [t],

 

где [t] = 5oС - допускаемый перепад температур.

Для уменьшения t следует соответсвенно увеличить теплоотдающую поверхность корпуса редуктора пропорционально отношению:

t  [t] = 82,82  5 = 1,642, сделав корпус ребристым.



Выбор сорта масла

 

Смазывание элементов передач редуктора производится окунанием нижних элементов в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение элемента передачи примерно на 10-20 мм. Объём масляной ванны V определяется из расчёта 0,25 дм3 масла на 1 кВт передаваемой мощности:

 

V = 0,25 x 8,899 = 2,225 дм3.

 

По таблице 10.8[1] устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях H = 380,784 МПа и скорости v = 2,261 м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна 30 x 10-6 м/с2. По таблице 10.10[1] принимаем масло индустриальное И-30А (по ГОСТ 20799-75*).

Выбираем для подшипников качения пластичную смазку УТ-1 по ГОСТ 1957-73 (см. табл. 9.14[1]). Камеры подшинпиков заполняются данной смазкой и периодически пополняются ей.



Выбор посадок

 

Посадки элементов передач на валы - Н7/р6, что по СТ СЭВ 144-75 соответствует легкопрессовой посадке.

Посадка муфты на выходной вал редуктора - Н8/h8.

Шейки валов под подшипники выполняем с отклонением вала k6.

Остальные посадки назначаем, пользуясь данными таблицы 8.11[1].



Технология сборки редуктора

 

Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку производят в соответствии с чертежом общего вида редуктора, начиная с узлов валов.

На валы закладывают шпонки и напрессовывают элементы передач редуктора. Мазеудерживающие кольца и подшипники следует насаживать, предварительно нагрев в масле до 80-100 градусов по Цельсию, последовательно с элементами передач. Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу. После этого в подшипниковые камеры закладывают смазку, ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок, регулируют тепловой зазор. Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают войлочные уплотнения, пропитанные горячим маслом. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышку винтами. Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель. Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой, закрепляют крышку болтами. Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.



Заключение

 

При выполнении курсового проекта по “Деталям машин” были закреплены знания, полученные за прошедший период обучения в таких дисциплинах как: теоретическая механика, сопротивление материалов, материаловедение.

Целью данного проекта является проектирование привода цепного конвейера, который состоит как из простых стандартных деталей, так и из деталей, форма и размеры которых определяются на основе конструкторских, технологических, экономических и других нормативов.

В ходе решения поставленной передо мной задачей, была освоена методика выбора элементов привода, получены навыки проектирования, позволяющие обеспечить необходимый технический уровень, надежность и долгий срок службы механизма.

Опыт и навыки, полученные в ходе выполнения курсового проекта, будут востребованы при выполнении, как курсовых проектов, так и дипломного проекта.

Можно отметить, что спроектированный редуктор обладает хорошими свойствами по всем показателям.

По результатам расчета на контактную выносливость действующие напряжения в зацеплении меньше допускаемых напряжений.

По результатам расчета по напряжениям изгиба действующие напряжения изгиба меньше допускаемых напряжений.

Расчет вала показал, что запас прочности больше допускаемого.

Необходимая динамическая грузоподъемность подшипников качения меньше паспортной.

При расчете был выбран электродвигатель, который удовлетворяет заданные требования.

 



Список использованной литературы

 

1. Чернавский С.А., Боков К.Н., Чернин И.М., Ицкевич Г.М., Козинцов В.П. 'Курсовое проектирование деталей машин': Учебное пособие для учащихся. М.:Машиностроение, 1988 г., 416с.

2. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. 'Конструирование узлов и деталей машин', М.: Издательский центр 'Академия', 2003 г., 496 c.

3. Шейнблит А.Е. 'Курсовое проектирование деталей машин': Учебное пособие, изд. 2-е перераб. и доп. - Калининград: 'Янтарный сказ', 2004 г., 454 c.: ил., черт. - Б.ц.

4. Березовский Ю.Н., Чернилевский Д.В., Петров М.С. 'Детали машин', М.: Машиностроение, 1983г., 384 c.

5. Боков В.Н., Чернилевский Д.В., Будько П.П. 'Детали машин: Атлас конструкций.' М.: Машиностроение, 1983 г., 575 c.

6. Гузенков П.Г., 'Детали машин'. 4-е изд. М.: Высшая школа, 1986 г., 360 с.

7. Детали машин: Атлас конструкций / Под ред. Д.Р.Решетова. М.: Машиностроение, 1979 г., 367 с.

8. Дружинин Н.С., Цылбов П.П. Выполнение чертежей по ЕСКД. М.: Изд-во стандартов, 1975 г., 542 с.

9. Кузьмин А.В., Чернин И.М., Козинцов Б.П. 'Расчеты деталей машин', 3-е изд. - Минск: Вышейшая школа, 1986 г., 402 c.

10. Куклин Н.Г., Куклина Г.С., 'Детали машин' 3-е изд. М.: Высшая школа, 1984 г., 310 c.

11. 'Мотор-редукторы и редукторы': Каталог. М.: Изд-во стандартов, 1978 г., 311 c.

12. Перель Л.Я. 'Подшипники качения'. M.: Машиностроение, 1983 г., 588 c.

13. 'Подшипники качения': Справочник-каталог / Под ред. Р.В. Коросташевского и В.Н. Нарышкина. М.: Машиностроение, 1984 г., 280 с.

14. 'Проектирование механических передач' / Под ред. С.А. Чернавского, 5-е изд. М.: Машиностроение, 1984 г., 558 c.

Введение

 

Инженер-конструктор является творцом новой техники, и уровнем его творческой работы в большей степени определяются темпы научно-технического прогресса. Деятельность конструктора принадлежит к числу наиболее сложных проявлений человеческого разума. Решающая роль успеха при создании новой техники определяется тем, что заложено на чертеже конструктора. С развитием науки и техники проблемные вопросы решаются с учетом все возрастающего числа факторов, базирующихся на данных различных наук. При выполнении проекта используются математические модели, базирующиеся на теоретических и экспериментальных исследованиях, относящихся к объемной и контактной прочности, материаловедению, теплотехнике, гидравлике, теории упругости, строительной механике. Широко используются сведения из курсов сопротивления материалов, теоретической механики, машиностроительного черчения и т. д. Все это способствует развитию самостоятельности и творческого подхода к поставленным проблемам.

При выборе типа редуктора для привода рабочего органа (устройства) необходимо учитывать множество факторов, важнейшими из которых являются: значение и характер изменения нагрузки, требуемая долговечность, надежность, КПД, масса и габаритные размеры, требования к уровню шума, стоимость изделия, эксплуатационные расходы.

Из всех видов передач зубчатые передачи имеют наименьшие габариты, массу, стоимость и потери на трение. Коэффициент потерь одной зубчатой пары при тщательном выполнении и надлежащей смазке не превышает обычно 0,01. Зубчатые передачи в сравнении с другими механическими передачами обладают большой надежностью в работе, постоянством передаточного отношения из-за отсутствия проскальзывания, возможностью применения в широком диапазоне скоростей и передаточных отношений. Эти свойства обеспечили большое распространение зубчатых передач; они применяются для мощностей, начиная от ничтожно малых (в приборах) до измеряемых десятками тысяч киловатт.

К недостаткам зубчатых передач могут быть отнесены требования высокой точности изготовления и шум при работе со значительными скоростями.

Косозубые колеса применяют для ответственных передач при средних и высоких скоростях. Объем их применения - свыше 30% объема применения всех цилиндрических колес в машинах; и этот процент непрерывно возрастает. Косозубые колеса с твердыми поверхностями зубьев требуют повышенной защиты от загрязнений во избежание неравномерного износа по длине контактных линий и опасности выкрашивания.

Одной из целей выполненного проекта является развитие инженерного мышления, в том числе умение использовать предшествующий опыт, моделировать используя аналоги. Для курсового проекта предпочтительны объекты, которые не только хорошо распространены и имеют большое практическое значение, но и не подвержены в обозримом будущем моральному старению.

Существуют различные типы механических передач: цилиндрические и конические, с прямыми зубьями и косозубые, гипоидные, червячные, глобоидные, одно- и многопоточные и т. д. Это рождает вопрос о выборе наиболее рационального варианта передачи. При выборе типа передачи руководствуются показателями, среди которых основными являются КПД, габаритные размеры, масса, плавность работы и вибронагруженность, технологические требования, предпочитаемое количество изделий.

При выборе типов передач, вида зацепления, механических характеристик материалов необходимо учитывать, что затраты на материалы составляют значительную часть стоимости изделия: в редукторах общего назначения - 85%, в дорожных машинах - 75%, в автомобилях - 10% и т. д.

Поиск путей снижения массы проектируемых объектов является важнейшей предпосылкой дальнейшего прогресса, необходимым условием сбережения природных ресурсов. Большая часть вырабатываемой в настоящее время энергии приходится на механические передачи, поэтому их КПД в известной степени определяет эксплуатационные расходы.

Наиболее полно требования снижения массы и габаритных размеров удовлетворяет привод с использованием электродвигателя и редуктора с внешним зацеплением.



Выбор электродвигателя и кинематический расчёт

 

По табл. 1.1[1] примем следующие значения КПД:

- для ременной передачи с клиновым ремнем: 1 = 0,96

- для закрытой зубчатой цилиндрической передачи: 2 = 0,975

Общий КПД привода будет:

 

 = 1 x ... x n x подш.2 x муфты

 = 0,96 x 0,975 x 0,992 x 0,98 = 0,899

 

где подш. = 0,99 - КПД одного подшипника.

муфты = 0,98 - КПД муфты.

Угловая скорость на выходном валу будет:

 

вых. =  x nвых. / 30 = 3,142 x 80 / 30 = 8,378 рад/с

 

Требуемая мощность двигателя будет:

 

Pтреб. = Pвых. /  = 8  ,899 = 8,899 кВт

 

В таблице П.1[1](см. приложение) по требуемой мощности выбираем электродвигатель 160M8, с синхронной частотой вращения 750 об/мин, с параметрами: Pдвиг.=11 кВт и скольжением 2,5% (ГОСТ 19523-81). Номинальная частота вращения nдвиг. = 750-750x2,5/100=731,25 об/мин,угловая скорость двиг. =  x nдвиг. / 30 = 3,14 x 731,25 / 30 = 76,576 рад/с.

Oбщее передаточное отношение:


U = вход. / вых. = 76,576 / 8,378 = 9,14

 

Для передач выбрали следующие передаточные числа:

 

U1 = 1,6

U2 = 5,6

 

Рассчитанные частоты и угловые скорости вращения валов сведены ниже в таблицу :

 Вал 1-й  n1 = nдвиг. / U1 =  731,25 / 1,6 = 457,031 об./мин.  1 = двиг. / U1 =  76,576 / 1,6 = 47,86 рад/c.
 Вал 2-й  n2 = n1 / U2 =  457,031 / 5,6 = 81,613 об./мин.  2 = 1 / U2 =  47,86 / 5,6 = 8,546 рад/c.

 

Мощности на валах:

 

P1 = Pтреб. x 1 x подш. = 8899 x 0,96 x 0,99 = 8457,61 Вт

P2 = P1 x 2 x подш. = 8457,61 x 0,975 x 0,99 = 8163,708 Вт

 

Вращающие моменты на валах:

 

T1 = P1 / 1 = (8457,61 x 103) / 47,86 = 176715,629 Нxмм

T2 = P2 / 2 = (8163,708 x 103) / 8,546 = 955266,557 Нxмм

 

По таблице П.1(см. приложение учебника Чернавского) выбран электродвигатель 160M8, с синхронной частотой вращения 750 об/мин, с мощностью Pдвиг.=11 кВт и скольжением 2,5% (ГОСТ 19523-81). Номинальная частота вращения с учётом скольжения nдвиг. = 731,25 об/мин.

 


Передаточные числа и КПД передач

Передачи Передаточное число КПД
1-я ременная передача с клиновым ремнём 1,6 0,96
2-я закрытая зубчатая цилиндрическая передача 5,6 0,975

 

Рассчитанные частоты, угловые скорости вращения валов и моменты на валах

Валы Частота вращения, об/мин Угловая скорость, рад/мин Момент, Нxмм
1-й вал 457,031 47,86 176715,629
2-й вал 81,613 8,546 955266,557

 





Дата: 2019-05-28, просмотров: 183.