Анализ формирования цены на 1 куб. м. пиломатериалов и основные направления по его совершенствованию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Изучение причин изменения уровня отпускной цены за единицу продукции в стоимостном и структурном выражении в целом и по ее основным элементам осуществляется на ОАО "Мебельдревтех" путем сравнения значений ее планового уровня с фактическим.

Анализ основных элементов и уровня отпускной цены приведен в Приложении 4.

Для выявления фактической экономической эффективности отпускной цены продукции и обеспечения сопоставимости при проведении анализа фактическая цена продукции на рассматриваемом предприятии принимается равной плановой цене без учета налога на добавленную стоимость. Это обусловлено тем обстоятельством, что фактическая выручка, полученная при реализации продукции равна произведению отпускной цены единицы продукции на основании составленной плановой калькуляции и количества реализованной продукции.

Основными объектами анализа в данном случае являются себестоимость единицы продукции и прибыль в расчете на единицу продукции.

Так, в рассматриваемом примере отпускная цена за единицу продукции без учета налога на добавленную стоимость составляет 112 000 рублей. Фактическая цена единицы продукции принимается равной плановой цене.

Фактическая себестоимость 1 куб. м. доски обрезной в рассматриваемом случае составляет 81 015 рубля при плановом значении 86 134 рубля. Следовательно, отклонение уровня себестоимости продукции составит 86 134 - 81 015 = 5 119 рублей.

При отклонении фактического уровня себестоимости продукции и прочих равных статьях затрат и уровне отпускной цены в целом возможно изменение только прибыли в расчете на единицу продукции. Соответственно фактическая величина прибыли при прочих равных в рассматриваемом случае увеличивается на 5 119 рублей.

Соответственно изменение уровня фактической себестоимости и величины прибыли по отношению к аналогичным показателям калькуляции влияет на изменение структуры элементов отпускной цены за единицу продукции в целом. В рассматриваемом примере удельный вес прибыли в структуре плановой калькуляции составляет 19,2%. Превышение фактической прибыли по отношению к плановой прибыли вызывает структурные изменения в соотношении элементов фактической цены. Отклонение уровня плановой и фактической величины прибыли, равная 5 119 рублям приводит к увеличению удельного веса прибыли в структуре фактической цены до 23,8%.

Увеличение прибыли при неизменной цене вызвано снижением уровня себестоимости. Удельный вес себестоимости в структуре плановой калькуляции составляет 76,9%. Снижение фактического уровня себестоимости с 86 134 (по плану) до 81 015 рублей (фактически) вызывает соответственно снижение удельного веса себестоимости в структуре цены до 72,3%.

Оценивая анализ основных элементов и уровня отпускной цены можно сделать следующее заключение. С одной стороны, снижение величины фактической себестоимости по отношению к плановой увеличивает фактическую рентабельность продукции. Это положительный аспект, в результате которого предприятие получает больше прибыли. С другой стороны, данное отклонение может возникнуть вследствие завышения уровня себестоимости. Последнее обстоятельство может быть вызвано определенными просчетами в формировании цены.

Выявленные отклонения в структуре цены являются объектом факторного анализа элементов отпускной цены за единицу продукции.

Наибольший интерес представляет анализ себестоимости выпускаемой продукции (Приложение 5).

Анализ формирования себестоимости продукции в разрезе основных статей расходов позволяет выяснить тенденции и определить влияние факторов на изменение значения данного показателя, установить резервы и дать оценку предприятию по использованию возможностей снижения затрат на производство и выполнения плана по его уровню.

На рассматриваемом предприятии анализ себестоимости в разрезе основных статей затрат на производство единицы продукции сравнивается с фактическими значениями соответствующих статей затрат.

Отклонение фактического уровня материалов и комплектующих изделий в расчете на 1 куб. м. доски обрезной от планового уровня составляет 4 038 рублей. Это вызвано более рациональным использованием в производстве материальных ресурсов. Анализируя удельный вес статей затрат в структуре затрат себестоимости фактический удельный вес данного элемента затрат составляет 37,9% по сравнению с плановым значением в 40,3%.

Фактическая величина возвратных отходов при производстве 1 куб. м. доски обрезной составляет 2846 рублей при плане 3859 рублей. Возникшая экономия по данной статье составляет 1 013 рублей и вызывает снижение удельного веса возвратных отходов в структуре цены на 1,0% с 4,5% по плану до 3,5% фактически. Снижение затрат по данной статье вызвано более рациональным использованием исходного пиловочного материала.

Следует также отметить значительное увеличение фактического уровня транспортно-заготовительных расходов (2 178 рублей) по отношению к плановому (1 929 рублей), что составляет соответственно 0,5%. Это вызвано значительным ростом цен на топливо и энергию, потребляемую в процессе заготовки исходного сырья и материалов.

Также следует отметить перерасход по статье "Основная заработная плата" в размере 563 рубля (по плану - 7 889 рублей, фактически - 8 452 рубля). Таким образом, удельный вес основной заработной платы увеличился на 1,2% по отношению к плановому значению и составил 10,4% в структуре фактической себестоимости. Это обстоятельство вызвано повышением тарифной ставки 1 разряда на предприятии.

Изменение дополнительной заработной платы производственных рабочих зависит от размера дополнительной заработной платы в отчетном периоде, предусмотренной в плане и выплаченной по факту. При изготовлении 1 куб. м. доски обрезной фактический уровень выплаченной заработной платы в расчете на единицу продукции превышает плановый на 144 рубля. Удельный вес дополнительной заработной платы в структуре плановой себестоимости составляет 1,6%, возникший фактический перерасход увеличил данное значение до 1,9%. Это обстоятельство также вызвано ростом тарифной ставки 1 разряда на предприятии.

Увеличение величины основной и дополнительной заработной платы привело к увеличению налоговых отчислений, которые выплачиваются из заработной платы. В связи с этим фактическая величина налоговых отчислений на государственное социальное страхование составила 3 506 руб. вместо 3 258 по плану (4,3% в структуре себестоимости вместо 3,8%). Размер величины чрезвычайного налога и отчислений в фонд занятости составил соответственно 399 рублей вместо 372 (0,5% в структуре себестоимости), а фактическая величина отчислений на обязательное страхование от несчастных случаев превысила плановый показатель на 7 рублей (100 рублей вместо запланированных 93).

Увеличение объемов реализации продукции ОАО "Мебельдревтех" привело к снижению фактической величины общехозяйственных расходов. В рассматриваемом примере плановая величина затрат на общехозяйственные расходы составляет 14 595 рублей (16,9% в структуре плановой себестоимости). Фактическое значение общепроизводственных расходов, приходящихся на единицу продукции, составило 13753 рублей или 17,0% в структуре фактической себестоимости. Экономия по данной статье составляет 1 806 рублей.

Также рост объемов производства привел к значительному снижению затрат на общепроизводственные расходы. В рассматриваемом примере плановая величина затрат на общепроизводственные расходы составляет 18 539 рублей (21,5% в структуре плановой себестоимости). Фактическое значение общепроизводственных расходов, приходящихся на единицу доски обрезной, составило 16 956 рублей или 20,9% в структуре фактической себестоимости.

Распределение коммерческих расходов на рассматриваемом предприятии осуществляется пропорционально производственной себестоимости. Анализируя величину затрат на коммерческие расходы в себестоимости продукции следует отметить незначительное в размере 0,5% изменение фактической величины по отношению к плановой. Это связано с увеличением расходов на рекламу и маркетинговые исследования. Тем не менее подобное увеличение затрат на рекламу и маркетинговые исследования является оправданным, так как увеличение сбыта и рост объемов производства вызвали значительное снижение условно-постоянных расходов в целом. Это нашло отражение на величине фактической себестоимости в целом.



Заключение

 

Подводя итоги работы следует сказать, что цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса и предложения и денежного обращения.

Цена продукции, работ, услуг влияет на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции, выполняет стимулирующую функцию. Цена продукции можно представить как сумму себестоимости, прибыли и налоговых отчислений. Себестоимость продукции складывается из материальных затрат, затрат на заработную плату, налоговых отчислений от заработной платы, затрат на топливо и энергию на технологические расходы, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и другие виды затрат.

Анализируя функции цен и ценовую политику предприятия можно сделать вывод, что ценовая политика предприятия находится в тесной взаимосвязи с управленческой политикой. Ценовая политика предприятия является составной частью системы управления на предприятии и посредством механизма ценообразования способствует достижению поставленных целей перед предприятием - получению прибыли посредством производства и сбыта продукции, выполнения работ и оказания услуг в зависимости от ситуации на рынке.

Функции цены являются внешним проявлением ее внутреннего содержания. Функции цен тесно связаны с действием объективных экономических законов, поскольку последние в конечном итоге и определяют роль цены в хозяйственной жизни.

Практика хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных предприятий показывает, что убытки, а в некоторых случаях и банкротство отдельных предприятий является следствием серьезных просчетов при формировании цен. Подобные, просчеты, как правило, возникают вследствие отсутствия эффективно действующей системы ценообразования на предприятии, необходимых теоретических и практических знаний механизма ценообразования.

Также необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что формирование цен на продукцию должно осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством в области ценообразования.

Принимая во внимание, что величина налоговых отчислений от заработной платы является производной от заработной платы, выдерживать величину налоговых отчислений на запланированном уровне возможно путем регулирования величины заработной платы на уровне планового показателя.

Весьма существенным резервом снижения себестоимости продукции является сокращение расходов по обслуживанию и управлению производством (условно-постоянных расходов) в расчете на единицу продукции, достигаемом в результате роста объема производства.

Формирование цен необходимо осуществлять строго в соответствии с действующим законодательством в области ценообразования. Также необходимо контролировать правильность отнесения затрат на соответствующие статьи затрат.

Управленческая и ценовая политика находятся в прямой очень тесной взаимосвязи. Ценовая политика определяется совокупностью факторов, среди которых можно выделить следующие: вид продукции, тип и емкость рынка, насыщенность рынка, наличие на рынке продукции зарубежных товаропроизводителей и т.д.

Эффективная ценовая политика, оптимизация производственной стратегии невозможны без наличия достоверной информации об издержках на производство и реализации конкретной продукцию или ее партии. В связи с этим повышается значимость планирования и учета произведенных затрат, калькулирования себестоимости продукции (услуг).

Эффективная ценовая политика предприятия прежде всего должна быть направлена на получение прибыли посредством обеспечения сбыта выпускаемой продукции.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 159.