Оценив конкурентоспособность конкретного вида товара предприятия ФБУ ИК-2 по Смоленской области, мы видим, что объект исследования уступает товару-конкуренту по основным техническим и экономическим параметрам.
Одним из путей повышения конкурентоспособности товаров данного предприятия может являться обеспечение их организационного и информационного подкрепления в форме предоставления дополнительных сервисных услуг, а также доведение до потребителей необходимой и достоверной информации.
Кроме того, повысить конкурентоспособность товаров в сфере производства и обслуживания можно путем разработки и внедрения систем обеспечения конкурентоспособности.
Система обеспечения конкурентоспособности (СОК) — совокупность систем управления организаций, направленных на создание потребительских предпочтений.
СОК состоит из внешней среды (вход, выход, связь с внешней средой, обратная связь) и внутренней структуры (подсистемы научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая).
Компонентами "входа" СОК товаров являются материальные и нематериальные ресурсы (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, информация), которые необходимы для производства и получения на выходе готовой продукции или результата услуги. Для обеспечения конкурентоспособности таких товаров или услуг необходимо, чтобы на "входе" были конкурентоспособные ресурсы (по качеству и цене). Вероятность получения таких ресурсов тем больше, чем выше конкуренция среди поставщиков.
Связь с внешней средой позволяет организации учитывать ее неконтролируемые факторы, которые влияют на конкурентоспособность товаров и услуг. К ним относятся социально-экономические, правовые, экологические, природные, научно-технические и другие факторы.
К компонентам обратной связи относятся потребительские предпочтения (их формирование и поддержание), рекламации потребителей, информация от потребителей о приемлемости качества и цены.
Вместе с тем перечисленных компонентов внешней среды недостаточно для обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг. В дополнение к ним важную роль играют компоненты внутренней структуры. При создании, реализации и поддержании подсистем внутренней структуры (научного сопровождения, целевой, обеспечивающей и т. п.) решающее значение имеет персонал.
Управление персоналом как одним из компонентов подсистемы внутренней структуры отличается следующими характерными признаками:
• нацеленность работы персонала на обеспечение и поддержание конкурентоспособности товаров и услуг по всему технологическому циклу.
• быстрая адаптация к постоянно изменяющейся конкурентной среде;
• постоянное повышение своей квалификации;
• систематический анализ конкурентной среды, а так же преимуществ своей организации, реализуемых ею товаров, оказываемых услуг и организации-конкурента, ее товаров и услуг;
• учет факторов, влияющих на формирование и поддержание потребительских предпочтений;
• знание методов обеспечения конкурентоспособности и умение применять их в сфере обслуживания.
В связи с тем, что указанные методы обеспечения конкурентоспособности имеют важное значение в международной практике, можно предположить, что их внедрение на предприятии ФБУ ИК-2 по Смоленской области позволит повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции по основным параметрам.
Заключение
В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции. Особую актуальность приобретает основной принцип маркетинга – выпускать то, что продается, а не то, что выпускается. Оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции, изучение воздействующих на нее факторов, а также разработка мер по обеспечению необходимого уровня являются важнейшими предпосылками эффективного осуществления коммерческой деятельности предприятий, функционирующих на принципах маркетинга.
Важное направление повышения конкурентоспособности продукции получили:
· совершенствование организации торговли;
· сервисное обслуживание покупателей;
· реклама продукции.
Эти три направления являются мощными инструментами стимулирования спроса.
Предприятие ФБУ ИК-2 по Смоленской области по ряду критериев уступает предприятиям-конкурентам при производстве аналогичной продукции (в частности, радиаторов). Это объясняется низкой организацией производственных и сбытовых процессов. Но так как финансовое состояние предприятия начинает стабилизироваться, мы можем предположить, что в ближайшем будущем будут созданы дополнительные возможности для наращивания конкурентных преимуществ изготавливаемой продукции.
Список используемой литературы
1. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие.- М.:ИНФРА-М, 2003.
2. Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения// Маркетинг. – 2003.
3. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
4. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.Т. Гиляровская (и др.). – М.: ТК Велби Изд-во Проспект, 2006.
5. Любушин Н.П., Лещева В.Б. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов/Под ред. Проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001.
6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.- М.: ИНФРА – М, 2002.
7. ШереметА.Д. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2008.
Приложение А
Рисунок 1. Классификационная схема показателей, раскрывающих конкурентоспособность продукции
Приложение Б
Рисунок 2. Типовая схема оценки конкурентоспособности (по А.Н. Литвиненко)
Дата: 2019-05-28, просмотров: 202.