Методика анализа прибыли и рентабельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям относят валовая прибыль, прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг), прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль.

К числу относительных показателей принадлежат различные соотношения прибыли и затрат. Важное место среди них занимают показатели рентабельности.

Чтобы прогнозировать размеры прибыли, управлять ею, необходим объективный системный анализ формирования, распределения и использования прибыли с целью выявить резервы её роста.

Анализ прибыли и рентабельности проводят в целом по торговому предприятию, его подразделениям, видам деятельности. В процессе анализа изучают выполнение плана и динамику прибыли и рентабельности, измеряют влияние внутренних и внешних факторов, выявляют и мобилизуют резервы роста чистой прибыли и рентабельности. Для этого определяют абсолютное отклонение прибыли и рентабельности за отчётный период от планового (базового):

∆Пр = Прф – Прпл  

 

Темп роста (снижения) прибыли и рентабельности:

 

 

Темп прироста прибыли и рентабельности:

Тпр =

 

Затем проводится факторный анализ прибыли с учётом её формирования.

Прибыль от продаж в целом по организации зависит от объёма продаж товаров, её структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.

Увеличение объёма продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объёма продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости.

На прибыль от продаж влияет изменение объёма розничного товарооборота, среднего уровня валового дохода, уровня налогов, взимаемых за счёт реализованных торговых надбавок, среднего уровня издержек обращения, производительности труда, фондоотдачи. Влияние этих факторов на прибыль определяется приёмом абсолютных разниц.

1) Влияние изменения объёма товарооборота на прибыль от продаж:

 

где ∆Пр – рост (снижение) прибыли;

∆ Np – рост (снижение) товарооборота;

∆Рпл – плановая рентабельность

Рпл= ,

 

где Пр,пл – плановая прибыль;

Np пл – плановый товарооборот.

2) Влияние изменения уровня валового дохода:

∆Пр=

 

где Np ф – фактический товарооборот;

∆Увд – отклонение по уровню валового дохода.

3) Влияние изменения уровня расходов на продажу:

 

Пр=

 

где ∆Уио – отклонение по уровню расходов на продажу.

4) Влияние изменения производительности труда:

∆Пр=

 

где ∆ N р Д – изменение товарооборота за счёт роста (снижения) производительности труда;

Рпл – плановая рентабельность.

5) Влияние изменения фондоотдачи:

∆Пр=

 

где ∆ N р фо – изменение товарооборота за счёт роста (снижения) фондоотдачи.

На прибыль до налогообложения, кроме того, влияют изменения сумм прибыли (или убытков) от реализации основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы, расходы, потери и убытки. Их влияние на прибыль определяется прямым счётом.

Для выявления влияния факторов на рентабельность продаж представим её в следующем виде:

 

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж оказывают влияние те же факторы, что и на прибыль от продаж. Используя метод цепной подстановки, определим влияние каждого фактора на рентабельность продаж.

Для этого используем следующие обозначения:

В1 и В0 – отчётная и базисная выручка;

С1 и С0 – отчётная и базисная покупная стоимость товаров;

ИО1 и ИО0 – отчётные и базисные расходы на продажу.

1. Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж:

 

 

2. Влияние изменения покупной стоимости товаров на рентабельность продаж:

3.

 

4. Влияние изменения расходов на продажу на рентабельность продаж:

 

 

Совокупное влияние факторов должно равняться общему абсолютному отклонению рентабельности продаж:

 

Чистая рентабельность предприятия в отчётном периоде рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли отчётного периода к выручке от продажи:

 

 

На чистую рентабельность оказывают влияние изменение уровней всех показателей факторов:

 

 

Экономическая рентабельность показывает эффективность использования всего имущества организации, т. е. сколько прибыли организация получает на один рубль своего имущества. При исчислении рентабельности совокупного капитала (всех активов) в расчёт следует включать все основные средства (собственные, арендованные, безвозмездно предоставленные), другие долгосрочные и нематериальные активы и все оборотные средства.

 

 

где  - среднегодовая стоимость основного капитала;

 - среднегодовая стоимость оборотного капитала.

Влияние на рентабельность прибыли, среднегодовой стоимости основного и оборотного капитала определяется методом цепной подстановки.

1. Влияние изменения чистой прибыли на экономическую рентабельность:

 

2. Влияние изменения среднегодовой стоимости основного капитала:

 

 

3. Влияние изменения среднегодовой стоимости оборотного капитала:

 

По окончании анализа разрабатываются рекомендации по повышению роста прибыли и рентабельности, уменьшению издержек обращения и увеличению объёма продаж наиболее рентабельной продукции.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 229.