При рыночной экономики результаты деятельности торгового предприятия оцениваются системой показателей, главным из которых является рентабельность. Толкование этого термина не вызывает особых разногласий, поскольку под ним понимается отношение, в числителе которого всегда фигурирует прибыль, а в знаменателе могут быть капитал, себестоимость, выручка от реализации продукции (в зависимости от того, какой показатель исчисляется: рентабельность капитала, издержек или продаж). Другими словами, рентабельность – это уровень прибыльности организации.
Рентабельность — это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки эффективности деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели рентабельности продаж;
3) показатели, определяющие доходность капитала и его частей.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) – R3 исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Пр) или чистой прибыли от основной деятельности (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (ИО):
, или .
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции.
Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:
1. Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации ( без НДС);
2. Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);
3. Рентабельность продаж по чистой прибыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
4. Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.
Рентабельность продаж (оборота) - Rоб рассчитывается делением прибыли на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
R п , или R п .
Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (∑К) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.:
R к , или R ч .
1.3 Нормативная база и требования по составлению формы № 2 «Отчёт о прибылях и убытках»
Чтобы сформировать бухгалтерскую отчетность, отвечающую всем требованиям действующего законодательства, необходимо руководствоваться следующими законодательными и нормативными актами:
1) Федеральный закон от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
2) Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ
3) ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»
4) ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации»
В соответствии с выше перечисленными документами:
− организация должна составлять бухгалтерскую отчётность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчётного года;
− бухгалтерская отчётность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатов её деятельности;
− содержание и формы бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках, других отчётов и приложений применяются последовательно от одного отчётного периода к другому;
− в бухгалтерской отчётности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года – отчётный и предшествовавший отчётному;
− бухгалтерская отчётность составляется за отчётный год. Отчётным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно;
− каждая составляющая часть бухгалтерской отчётности должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указание отчётной даты или отчётного периода, за который составлена бухгалтерская отчётность; наименование организации с указанием её организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчётности;
− бухгалтерская отчётность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации;
− отчёт о прибылях и убытках должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчётный период;
− отчёт о прибылях и убытках должен содержать следующие числовые показатели:
выручка от продажи за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т. п. налогов и обязательных платежей (нетто-выручка);
себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов);
валовая прибыль;
коммерческие расходы;
управленческие расходы;
прибыль/убыток от продаж;
проценты к получению;
проценты к уплате;
доходы от участия в других организациях;
прочие операционные доходы;
прочие операционные расходы;
внереализационные доходы;
внереализационные расходы;
прибыль/убыток до налогообложения;
налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи;
прибыль/убыток от обычной деятельности;
чрезвычайные доходы;
чрезвычайные расходы;
чистая прибыль (нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)).
− организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчётность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 269.