Задача трудового обучения – развитие творческого мышления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одна из задач уроков трудового обуче­ния — развитие у детей младшего школь­ного возраста творческого мышления и во­ображения. В методической литературе приводятся некоторые виды творческих заданий, предлагаемых на уроках труда. Они могут быть связаны, например, с из­менением конструкции изделия, а именно: формы, размеров, количества, способов соединения комплектующих деталей; с за­меной материалов и с различным оформ­лением изделия.

В настоящей статье мы хотим рассмо­треть задания творческого характера на этапе работы с чертежами и графически­ми картами, а также предложить в по­мощь учителю возможные способы раз­метки к некоторым изделиям.

Обратимся к самому распространенно­му на уроках труда виду работы с бумагой и картоном — аппликации из геометричес­ких фигур. Эти работы выполняются уча­щимися начальной школы в разных классах в зависимости от дидактических целей и сложности конструкции изображения.

При изготовлении аппликаций из гео­метрических фигур у детей совершенству­ются навыки разметки, приемы работы с ножницами и клеем; решаются задачи сен­сорного развития учащихся, так как, рас­членяя сложные фигуры на простые и, на­оборот, составляя из простых фигур более сложные, школьники закрепляют и углуб­ляют свои знания о геометрических фигу­рах, учатся различать их по форме, величи­не, цвету, пространственному расположе­нию. Кроме того, эти уроки дают возмож­ность знакомить младших школьников с различными техническими объектами (ма­шинами, орудиями труда), их применением в народном хозяйстве, устройством, прин­ципом действия, а также с технической терминологией. Занятия с элементами пло­скостного конструирования способствуют в дальнейшем изготовлению объемных мо­делей технических устройств. Та­ким образом, эти занятия открывают воз­можность для развития творческого конст­рукторского мышления.

Изображения в данном случае носят силуэтный характер. Однако аппликации можно сделать и цветными, если органи­зовать работу в парах, т.е. обменяться ка­кой-либо деталью (деталями) другого цве­та с соседом по парте. Возможен и дру­гой вариант — перевернуть деталь нео­крашенной стороной (рис. 2).

Рисунок 1


Парусник (рис. 1а) — одна из первых аппликаций из геометрических фигур, ко­торую можно изготовить с первоклассни­ками, Необходимо организовать деятель­ность учащихся на уроке таким образом, чтобы она развивала воображение детей. В данном случае у них должен возникнуть образ парусника на основе предложенного графического изображения его деталей.

Для первоклассников эту работу лучше организовать в игровой форме. Учитель может создать ситуацию с любимым геро­ем какой-либо сказки или мультфильма. Например: у Айболита, который в Африке лечит обезьян, кончились лекарства, и ему нужно помочь — отвезти новые.

— Кто помнит, как добирался Айбо­лит до Африки? (Плыл на корабле.)

— Значит, и нам предстоит плыть. Ка­кие средства передвижения по воде вы знаете? (Плот, лодка, корабль, катер, вод­ный велосипед и др.)

— У вас на столах лежат квадраты цветной бумаги, из которых нужно будет построить то, на чем мы поплывем.

— Посмотрите на доску. Какая фигу­ра здесь изображена? (Квадрат.)

— На какие фигуры разделен квадрат? (На два треугольника и четырехугольник.) Это детали будущего изделия.

— Сколько всего геометрических фи­гур в квадрате, т.е. в заготовке изделия? (Три.) Есть ли одинаковые? Какие? (Тре­угольники.) Чем они отличаются друг от друга? (Размером.)

— На части какого плавающего сред­ства похожи эти геометрические фигу­ры? Посмотрите на четырехугольник. Что он вам напоминает? (Лодочку.)

— На что похожи треугольники? (На паруса.)

Далее следует выставить готовый об­разец аппликации или техникой мокрых деталей собрать на доске изображение парусника (смочить в воде заранее заго­товленные детали из бумаги и приклеить на доску.)

— Покажите на аппликации и назови­те части парусника. (Корпус, большой па­рус и маленький парус.) Какую форму они имеют?

— Покажите на рисунке большой па­рус. Маленький парус. Корпус.

Таким образом, анализ чертежа и со­отнесение геометрических форм с частя­ми реальных технических объектов поз­волили создать образ парусника.

В любой работе учителю важно выде­лить то главное, что поможет детям вос­создать необходимый образ. В данной ра­боте таким ключевым моментом является вопрос о том, на что похож четырехуголь­ник. При этом существенным может ока­заться даже пространственное располо­жение чертежа, отражающее более или менее естественное положение фигуры в пространстве (четырехугольника) и помо­гающее увидеть в этой фигуре образ бу­дущего объекта (лодочку).

К тому же оба варианта разметки ква­драта могут быть использованы на уроке как задание на развитие воссоздающего воображения. Например: какая лодочка — на берегу, а какая — в море? Почему?

Заготовка деталей аппликации начина­ется с разметки. Разметка — исходная, ос­новная операция при изготовлении любо­го изделия. От того, насколько точно и правильно она выполнена, зависит качест­во работы. При этом нужно отметить, что разметка — одна из сложнейших опера­ций как для учащихся, в силу их возраст­ных особенностей, так и для учителя, по­скольку в литературе, где предлагаются конкретные практические работы, дается только чертеж и в лучшем случае указы­вается порядок изготовления изделия. А то, каким способом выполнять разметку по данному чертежу, — решать учителю.

Очень важно знать все способы раз­метки и владеть ими, чтобы выбрать наи­более рациональный, приемлемый, до­ступный.

Рассмотрим возможные способы раз­метки деталей аппликации парусника.

Во-первых, можно использовать раз­метку сгибанием с последующим разреза­нием заготовки по линиям сгиба. В I клас­се, особенно в первом полугодии, дети еще не умеют пользоваться чертежными инст­рументами и не владеют необходимым ма­тематическим материалом. Поэтому раз­метка сгибанием, где вычерчивание линий заменяется линиями сгибов, часто исполь­зуется уже в начале учебного года (рис. 2).

 

 

Рисунок 2


Однако нужно помнить, что данный прием несколько снизит качество аппли­кации, так как резать по сгибу неудобно, ровный разрез получить трудно.

Во-вторых, для разметки можно ис­пользовать и линейный шаблон (полоску картона нужной ширины). Шаблоном мо­жет служить также обычная линейка. В этом случае несколько изменятся пропор­ции деталей (корпус лодочки уменьшится, т.е. будет уже, а маленький парус соответ­ственно увеличится), но для данной апп­ликации это несущественно.

В-третьих, разметку можно выполнить и с помощью линейки. Однако для уча­щихся I класса это будет самый сложный вариант. Разметка диагонали сама по себе не вызовет у детей затруднений, так какне требует разметки точек — достаточно только провести по линейке линию из уг­ла в угол. Сложнее разметить вторую ли­нию, так как нужно найти и отметить точ­ками середину сторон квадрата, а затем по линейке соединить найденные точки. Важ­но учитывать размер заготовки, чтобы при делении стороны квадрата пополам полу­чилось целое количество сантиметров.

Далее рассмотрим задание творческо­го характера на примере изготовления аппликации ракеты. В этом случае зада­ние требует от детей деятельности на восстановление недостающих линий чер­тежа. На начало работы учащимся пред­лагается образец изделия и неполная схе­ма деления квадрата .

Анализ данного образца и построение чертежа к нему можно организовать сле­дующим образом.

— Ребята, для того чтобы вы смогли собрать такую ракету (показ образца), я сделала на доске чертеж ее деталей. Но злая колдунья Ундина решила вам поме­шать и испортила его: стерла несколько линий. Перед нами встала задача восста­новить их.

Посмотрите на аппликацию. Из ка­ких геометрических фигур построен кор­пус ракеты? (Из квадрата и прямоуголь­ника.) Покажите их.

— Какую форму имеет нос ракеты? (Форму треугольника.) Ступени? (Тоже треугольники.) Чем они отличаются друг от друга? (Размером.) Сколько всего треуголь­ников использовано в аппликации? (Три.)

— Посмотрите на рисунок, Какую форму имеет заготовка, из кото­рой будем собирать ракету? (Форму ква­драта.)

— На какие фигуры разделен квад­рат? (На прямоугольники.) Сколько их? (Два.) Сколько прямоугольников нужно для изготовления ракеты? (Один.)

— Значит, из второго прямоугольника мы можем получить недостающие детали. Какие? (Нос, ступени и верхнюю часть корпуса ракеты.) Какую геометрическуюорму они имеют? (Форму квадрата и треугольников.)

— Как получить квадрат (? (Прямоугольник разделить пополам.) Сколько квадратов получилось? (Два.) Сколько нам нужно? (Один.)

— Какой формы детали нам нужно еще заготовить? (Треугольники.) Сколь­ко? (Три.) Какие? (Один большой и два маленьких.)

— Как из второго квадрата разметить треугольники? (Разделить по диагонали.) Сколько треугольников получили? (Два.)

— Какую часть ракеты можем офор­мить? (Нос.) Что осталось разметить? (Ступени.) Покажите, как вы это сделае­те Целесообразно, чтобы всю работу по разметке линий чертежа дети выполняли на доске сами.

Работа по разметке деталей ракеты немного сложнее парусника, так как ква­драт нужно разделить на большее коли­чество деталей, но способы разметки ана­логичны. Разметка сгибанием.

Порядок разметки и раскроя деталей указан в графической инструкционной карте (рис. 7).

 


 


 

2. Разметка с помощью линейного

шаблона.

Если в качестве шаблона, как и в пре­дыдущей работе, использовать линейку, то нужно знать ее ширину. Она может быть 25 мм и 30 мм. При ширине квадра­та в 10 см нам нужна узкая линейка (25 мм). Чтобы найти середину стороны заго­товки, линейку нужно будет приложить дважды. При разметке первая линия бу­дет вспомогательной, а вторая уже рабо­чей — линией разреза. Порядок размет

ки и раскроя показан на графической карте.

Если используется другой размер ква­драта, то нужно заготовить полоску кар­тона, ширина которой будет равна поло­вине ширины квадрата. При помощи та­кого линейного шаблона можно будет сразу размечать рабочую линию.

3, Разметка по линейке.

При данном способе порядок разметки фигур сохраняется: прямоугольник, квад­рат, треугольники. Сначала удобнее сделать всю разметку, а затем выполнить рас­крой деталей. Такая организация работы (когда это возможно) является наиболее целесообразной, так как повторение оди­наковых операций (сначала разметка по линейке, а затем разрезание ножницами) больше способствует формированию тру­довых умений. Кроме того, это позволяет экономить время на уроке.

Итак, мы рассмотрели задания творче­ского характера на этапе работы с черте­жами и графическими картами, а также предложили возможные способы размет­ки на примере лишь двух аппликаций из квадратов цветной бумаги. Однако суще­ствует много работ подобного типа.

 

                     







Заключение

Главный принцип формирования мышления учащих­ся—системность. Все основные компоненты мыслитель­ного развития (целевой, содержательный, операционный, мотивационный и контрольно-коррекционный) неразрыв­но связаны между собой: знания—основа мыслительного развития; чем целесообразнее способы добывания знаний, тем они полноценнее; учение с интересом, с увлечением активизирует процесс мышления, воспитания положитель­ных качеств личности. Если, пользуясь аналогией, целе­направленно добытые знания можно представить в виде фундамента здания, то способы мыслительной деятель­ности — это орудия труда, а мотивы деятельности — это энергия, которая движет строителями. Н если в данной системе не будет какого-то компонента, то не будет и «здания».

Ведущая роль в умственном развитии принадлежит содержанию образования, системе научных знаний, кото­рыми овладевают учащиеся. Поэтому, предлагая детям ту или иную задачу, мы прежде всего учитываем наличие знаний по данному вопросу, так как знаем, что «пустая голова не рассуждает» (П. П. Блонский). И вместе с тем бывает, что ученик десять лет лихорадочно заполнял «ем­кости» своей памяти самой разнообразной информацией, а самостоятельно применять знания не умеет. По выра­жению академика А. Л. Минца, такой человек напомина­ет фаршированную рыбу, которая плавать неспособна.

Известно, что если у ребенка нет желания учиться, от­сутствует интерес к знаниям, к способам их освоения, то и нет надежды воспитать из него человека-творца. Вот почему содержательная сторона обучения, являясь веду­щей, не должна умалять роли мотивационной и опера­ционной сторон. Поэтому не случайно, как подчеркивал П. П. Блонский, развитое мышление проявляет себя в ра­циональных способах запоминания и припоминания. И только низким уровнем развития мышления, его опера­ционных структур можно объяснить те случаи, когда уче­ники заучили материал, но не умеют выделить в нем глав­ное, сопоставить факты, явления, обобщить, доказать свою мысль и т. п. Наряду с этим нельзя развивать мыш­ление вне мотивацнонного аспекта. С какой целью, для чего учится школьник? С каким настроением? Каковы мотивы и потребности учащегося? Все это есть своеобраз­ный движитель мысли, ее пытливости, глубины, широты и т. п. В этой связи следует заметить, что принцип созна­тельности в обучении иногда трактуется упрощенно: по­нимают учащиеся материал, уверенно отвечают на воп­росы учителя,—значит, и усваивают сознательно. Истин­ная же сознательность заключается в том, что ученик убежден, знает, почему ему необходимо учиться, зачем нужны те или иные знания, умения, навыки, как и где применить.

Школьник учится, думая и думает, учась: там, где нуж­но найти ответ на вопрос, что-то понять, и начинается мышление. Однако думает, мыслит каждый ученик по-своему. Поэтому, изучая характер мышления ученика, важно выяснить, как он преимущественно мыслит: поня­тиями или образами? Известно, что И. П. Павлов на этой основе различал «мыслителей», «художников» и смешан­ный тип людей. На практике нетрудно и среди учащихся отличить «мыслителя» от «художника» по приемам его работы. Например, составляя план, ученики с развитым понятийным мышлением кратко, обобщенно формулируют пункты, делают пометки в виде вопросов, выводов и др. Ученики с образным типом мышления делают план в ри­сунках, цитатный план. При этом надо учитывать, что развитие мышления школьников в возрастном аспекте осуществляется от наглядно-действенного в дошкольном возрасте к образно-речевому в младшем и к понятийному, теоретическому в среднем и старшем школьных возрастах. Конечно, границы эти подвижны, динамичны; многое тут зависит от характера и качества процесса обучения, ко­торое «ведет за собой развитие». Данное положение Л. С. Выготского имеет методологическое значение для понимания детского мышления.

Таким образом, учить мыслить школьников в процессе обучения—это значит, учитывая их природные особеннос­ти, опираться на методологические и психологические ос­новы их развития, обеспечивать усвоение содержания учебных предметов при одновременном учете операцион­ного и мотивационного аспектов учения.



Литература

1. Выбор методов обучения в средней школе.-М.,1981

2. Дусавицкий.А.К .2*2=?.-М.,1995

3. Еремеева.О.О.Один из приемов поиска решения задач.//Начальная школа.-№7.-2003.-с.43

4. ЗанковМ.И.Обучение и развитие.-М.,1975

5. Лук.А.Н.Мышление и творчество.- М.,1976

6. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.,1987

7. Пономерев.Я.А.Знания, мышления и умственное развитие.-М.,1967

8. Пономарев.Я.А.-Психология творческого мышления.-М.,1960

9. Развитие творческой активности школьника. – М.,1991

10. РубинштейнС.Л.О мышлении и путях его исследования.-М,1958

11. СуриковаМ.В.Задания творческого характера//Начальная школа.-№12.-1997.-с.51


Приложение

 

Задание 1.

На рассмотроение слов по одному общему признаку: по буквам. обозначающим гласные звуки.

Сон, сын, сад, рот, рак, дом, дым, дал, вол, выл, вал, рыл.

Устно дается инструкция; "Прочитайте слова. На какие три равные группы можно разделить эти слова?"

Целью данного задания является привлечение учащихся к обдумы­ванию, сравнению слов, рассуждению, высказыванию собственного суж­дения. Данное задание дает простор мысли ученика. Первые же слова сон-сын наблюдательных детей приведут к выводу: слова различаются буквами, обозначающими гласные звуки. Если этот признак будет рас­пространен на все остальные слова, последует вывод, что в словах встре­чаются все три буквы, обозначающие гласные звуки: о, ы, а, и в каж­дой группе должны быть слова с одной из этих букв.

сон        сын          сад

рот        рыл         рак

дом       дым        дал

вал         выл           вал

Другие дети могут зафиксировать различия слов по их значениям. Допустим, дети разделят так:

1) одушевленные - сын, рак, вол (само понятие одушевленности им еще неизвестно, но интуитивно дети могут выделить признак "живые";

2) неодушевленные (неживые) - сон, сад, рот, дом, дым, вал.

3) "что-то делают" - рыл, дал, выл.

Во всех этих случаях получается неравное количество слов, что проти­воречит условию задания. Может возникнуть и предложение разделить слова по начальным или конечным согласным. Но разных согласных больше, чем три, следовательно, искомых трех групп тоже не получится.

Путем коллективного обсуждения, привлечения всех учашихся к учас­тию в выполнении задания, оно будет выполнено. В заключение учитель дает задание записать каждую группу слов в отдельный столбик.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 188.