Взаимосвязь творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Чтобы полнее и глубже понять взаи­мосвязь между перцепцией и творчест­вом, необходимо выяснить, какие функ­ции восприятия находят свое выражение в творческой деятельности. В поисках ответа на этот вопрос мы проанализи­ровали природу, структуру и механиз­мы творчества и восприятия и попыта­лись найти то общее, что объединяет эти две психические реальности. Ана­лиз показал, что восприятие в процессе познания выполняет не только репро­дуктивные, но и продуктивные функции, играющие важную роль на различных этапах творческой мыслительной деятель­ности. Мы выделили следующие продук­тивные функции восприятия, которые про­являются в процессе творчества: целеобразующая, моделирующая, преобразую­щая, эвристическая, регулирующая.

Целеобразующая функция — выделе­ние в визуальном поле объекта, отвечаю­щего цели и задачам деятельности. Об­раз восприятия, возникший в проблем­ной ситуации, является предметом ис­следовательской деятельности человека.

Моделирующая функция — упорядо­чение и объединение отдельных ощуще­ний в целостные образы предметов или явлений, которые выступают в качестве идеальных объектов преобразовательной деятельности человека в процессе твор­чества. Творческая деятельность предпо­лагает преобразование исходной ситуа­ции, наличной информации. С точки зрения Е.А. Ретановой, В. П. Зинченко, Н.Ю. Вергилеса [4], роль объекта, при­годного для преобразования, должна вы­полнять не реальная ситуация, а образ этой ситуации. Реальная ситуация не может служить объектом непосредственных мыслительных преобразований. «Объек­том такого рода преобразований являет­ся образ предмета, который можно вклю­чить в новые отношения, которым мож­но манипулировать» [4; 45].

Преобразующая функция — способ­ность зрительной системы манипулиро­вать образами, находящимися в зритель­ном поле. На эту способность восприя­тия указывает В.П. Зинченко [3). Он счи­тает, что видимое поле в условиях ста­билизации непрерывно трансформиру­ется. Возможны фрагментарные выпаде­ния элементов поля, а также их восста­новление в целом или по частям. В ре­зультате манипулятивных действий с об­разами восприятия исходная ситуация видоизменяется, что способствует выдви­жению разнообразных гипотез решения творческой задачи.

Эвристическая функция — возникно­вение нового смысла образа восприятия. Появление нового смысла перцептивно­го образа есть результат увеличения ко­личества альтернативных схем для вос­приятия одного и того же объекта. В ос­нове такого восприятия лежат включе­ние объекта познания в разные системы связей для обнаружения различных его свойств и сторон, рассмотрение предме­та с различных точек зрения, усмотре­ние в одном предмете признаков других предметов и т.п. Отсюда вытекает, что смыслообразующая функция восприя­тия играет решающую роль в обеспече­нии новизны продукта творческой дея­тельности.

Регулирующая функция — соотнесе­ние результатов отражения внешнего ми­ра с самим же внешним миром. Она ос­новывается на таком свойстве восприя­тия, как предметность, которая выража­ется в так называемом акте объектива­ции, т.е. отнесении сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру. Регу­лирующая функция восприятия, обеспе­чивая адекватное отражение действитель­ности, дает возможность на основе оце­нок промежуточных результатов опреде­лять направление поиска решения творческой задачи, отбрасывая одни гипоте­зы и принимая другие.

Продуктивные функции восприятия избирательно реализуются на всех эта­пах творческого процесса. Мы соотнес­ли выделенные продуктивные функции восприятия с этапами творческого про­цесса (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение этапов творческого процесса и продуктивных функций восприятия

 

Этапы творческого процесса   Функции восприятия  
1. Принятие или поста­новка цели 2. Анализ ситуации 3.Выдвижение гипотез и их проверка 4. Нахождение решения   Целеобразуюшая Моделирующая Преобразующая и регулирующая Эвристическая и регули­рующая  

Таким образом, связь между перцеп­цией и творчеством выражается в том, что с одной стороны, восприятие вклю­чает в себя творческие процессы, с дру­гой — перцептивные процессы выступа­ют в качестве элементов творческой дея­тельности. В то же время при достаточ­но высоком уровне теоретической раз­работки данного вопроса имеется мало экспериментальных данных, характери­зующих соотношение восприятия и твор­ческого мышления. В еще большей сте­пени это относится к выявлению взаи­мосвязи перцепции и творчества в раз­личных возрастных группах. Цель наше­го исследования состояла в выявлении особенностей взаимосвязи зрительного вос­приятия и творческого мышления в млад­шем школьном возрасте, когда активно формируются механизмы творческой и учебно-познавательной деятельности.

Были поставлены следующие задачи:

1) выявить характер связей между твор­ческим мышлением и особенностями восприятия цветных пятен Роршаха у младших школьников: 2) изучить особенности взаимосвязи творческого мышления и способностей зрительного восприятия це­лостно и адекватно отражать объект в младшем школьном возрасте.

В экспериментальном исследовании участвовало 126 учащихся I, II. III клас­сов, соответственно 40, 40 и 46 человек.

Диагностика творческого мышления осуществлялась при помощи тестДля а Торранса в адаптации Е.Е. Туник, использо­вались следующие задания: «Нарисуй кар­тину», «Незаконченные фигуры», «По­вторяющиеся фигуры»; вербальной креа­тивности — «Вопросы», «Причины», «Следствия», «Улучшение предмета». «Не­обычное использование», «Необычная си­туация». Оценка образной креативности включала в себя такие показатели, как беглость, оригинальность, разработан­ность, абстрактность названий, сопро­тивление замыканию; оценка вербальной креативности — беглость, оригиналь­ность и гибкость.

Для диагностики зрительного вос­приятия использовался тест Роршаха [1] и методика С.В. Филиной: анкета и изу­чение зрительного восприятия на мате­риале художественного произведения [5].

Тест Роршаха применялся в качест­ве перцептивного теста для оценки осо­бенностей зрительного восприятия. При обработке результатов использовались следующие показатели: общее количество ответов (К), процент целостных ответов (\У%), процент целостных ответов с хо­рошей формой (\У+%), процент отве­тов на детали (0%), процент ответов с четкой формой (Р+%), количество отве­тов по движению (М), показатель «сум­мы цвета» (2-С), формоцветовые ответы (РС), цветоформовые ответы (СР). Анкета С. В. Филиной направлена на диагностику четырех свойств способно­стей зрительного восприятия: свойство целостно и адекватно отражать объект при отсутствии его детализации, свой­ство отражать многообразные детали объ­екта в их полноте и точности, свойство отражать незаметные и замаскированные детали в их полноте и точности, свойст­во адекватно отражать объект целостным на основе полноты его детализации.

В качестве экспертов выступала груп­па учителей (основной учитель и учи­тель труда), которые по семибалльной шкале оценивали у каждого учащегося свойства способностей зрительного вос­приятия. Коэффициенты корреляции оце­нок учителей по классам варьировали от 0,53 до 0,78. Все показатели статистиче­ски значимы. Эти данные говорят о том, что эксперты имели относительно близ­кое понимание свойств зрительного вос­приятия.

Оценка способностей зрительного восприятия на материале художествен­ной картины (Н.В. Невреев «Смотрины») осуществлялась на основе следующих по­казателей: а) общее количество воспри­нятых деталей объекта, в том числе мало­заметных: б) количество правильно вос­принятых незаметных деталей объекта.

Соотнесение результатов методик Торранса и Роршаха показывает, что в слу­чае восприятия пятен в тесте Роршаха наблюдается наибольшее количество зна­чимых корреляционных связей показа­телей зрительного восприятия с вербаль­ной креативностью по сравнению с об­разной креативностью. Анализ получен­ных результатов показывает, что отсут­ствуют устойчивые значимые корреляци­онные связи между особенностями вос­приятия пятен теста Роршаха и показа­телями образной креативности, отражаю­щие динамику их взаимосвязи у учени­ков 1—3 классов. Выявленные в экс­перименте корреляционные связи пред­ставляют собой частные случаи взаимо­зависимости зрительного восприятия и образной креативности и не отражают ее закономерный характер.

Наличие устойчивых значимых кор­реляционных связей между особеннос­тями восприятия пятен Роршаха и вер­бальной креативностью можно объяс­нить тем, что в основе восприятия не­определенных пятен Роршаха и вербаль­ной креативности лежит один и тот же механизм интеллектуальной деятельно­сти — механизм возникновения разно­образных образных ассоциаций на предъ­являемый стимул и трансформации об­разной информации в словесную форму. Поэтому выявленная значимая связь меж­ду общим количеством ответов в тесте Роршаха и всеми свойствами вербальной креативности младших школьников сви­детельствует о том, что дети, которые могут увидеть в неопределенном объек­те большое количество конкретных зри­тельных образов и выразить их в речи (соединить образ со словом), проявляют По Роршаху целостные отве­ты — один из важных признаков интел­лекта. Однако в большинстве дальней­ших исследований было обнаружено, что «целостные ответы могут служить значимой характеристикой интеллекта только в том случае, если они пред­ставляют собой ответы с хорошей фор­мой и при этом являются не банальны­ми, а либо комбинаторными, либо ори­гинальными по особенностям восприя­тия» [1; 46—47]. Следовательно, целост­ные ответы с хорошей формой можно оценить только в единстве с другими показателями. Наиболее информативны­ми с этой точки зрения являются пока­затели ответов по движению (М) и пер­северации.

По нашим данным, у испытуемых в ответах часто встречаются персеверации, которые являются отражением инертно­сти представлений. Количество персе­вераций составляет около 17 % в каж­дом классе, что примерно в два раза больше возрастных показателей, полу­ченных в исследовании И. Г. Беспалько и М.Н. Раевой [2]. Кроме того, в эксперименте получена положительная корреляционная связь вербальной креа­тивности с показателями персевераций в I и II классах. Наличие этой связи можно рассматривать как отражение несформированности у младших школьни­ков механизмов зрительного восприятия.

В отношении ответов по движению существуют различные интерпретации. Сам Г. Роршах - ответы рассматривал как меру внутренней жизни, или интроверсию, которая может проявляться в творчестве(8стр5). Однако, как указывает Б. И. Белый (I стр12), специальное изучение связи между М-продукцией и творчест­вом не выявило значимых корреляций. В нашем эксперименте обнаружены толь­ко две значимые корреляционные связи ответов по движению с вербальной креа­тивностью.

Таким образом, практическое отсут­ствие ответов по движению и большое количество персевераций у испытуемых указывают на то, что целостные ответы с хорошей формой в большинстве своем не являются комбинаторными и ори­гинальными и поэтому имеют отрица­тельную корреляционную связь с твор­ческим мышлением. В этом случае це­лостные ответы с хорошей формой не могут рассматриваться в качестве пока­зателя творческого потенциала ребенка.

Креативные дети. как показывает про­веденный эксперимент, дают больше, чем некреативные, ответов в тесте Роршаха. Однако эти ответы чаще являют­ся детализированными ответами с пло­хой формой, т.е. в редко встречающих­ся ответах наблюдается несоответствие между концепцией образа, которую пред­лагает испытуемый, и конфигурацией пятна, которое он при этом использует. Ответы креативных детей не привязаны к пятну. Ребенок видит в пятне такие образы, которые мало напоминают кон­фигурацию предъявляемого стимула и редко встречаются в протоколах испы­туемых. В процесс восприятия таких де­тей активно вплетаются различные эле­менты воображения, благодаря чему уве­личивается количество ассоциаций при восприятии пятен Роршаха или, как пи­шет М.А. Холодная, происходит «увели­чение альтернативных схем восприятия одного и того же объекта» [б], что на­ходит выражение в повышении показа­теля общего количества ответов на предъ­являемый стимул.

Полученные данные позволяют нам рекомендовать тест Роршаха для прак­тической деятельности психологов в качестве инструмента, с помощью которо­го по общему количеству ответов можно оценить вербальную креативность млад­ших школьников.

Анализ возрастной динамики взаи­мосвязи творческого мышления и зри­тельного восприятия показывает, что об­щее количество корреляционных связей от I к III классу увеличивается и состав­ляет соответственно 6 и 12. Связь зри­тельного восприятия и вербальной креа­тивности выявлена только в III классе.

Выявленная связь способностей зри­тельного восприятия с образной креа­тивностью свидетельствует о том. что способность детально разрабатывать при­думанные идеи и сопротивляться обра­зованию привычных гештальтов в не­которой степени определяется тем, на­сколько у младшего школьника развиты такие свойства зрительного восприятия, как способность целостно и адекватно отражать объект, а также многообразные незаметные и замаскированные детали объекта в их полноте и точности.

Итак, корреляционная связь между творческим мышлением и зрительным восприятием у младших школьников про­является по-разному. Особенности вос­приятия пятен Роршаха коррелируют пре­имущественно с вербальной креативно­стью, особенности восприятия зритель ной информации учебного характера (учебные тексты, плакаты, картины, схе­мы) и художественной картины — с об­разной креативностью.

Выявленные особенности корреляци­онной связи между творческим мышле­нием и зрительным восприятием отра­жают механизм влияния специфики объ­екта познания на процесс восприятия. В. Д. Шадриков отмечает, что содержа­ние восприятия определяется не только спецификой функционирования сенсор­ных систем, но и особенностями самого объекта восприятия (7стр26).

Кроме того, несовпадение типов взаи­мосвязи творческого мышления и зри­тельного восприятия также можно объ­яснить тем, что используемые в экспе­рименте методики диагносцируют раз­ные механизмы восприятия. Тест Роршаха выявляет характер ассоциаций, воз­никающих при восприятии детьми пятен неопределенного содержания. Метод экс­пертных оценок и методика изучения восприятия художественной картины на­правлены на диагностику свойств спо­собностей зрительного восприятия цело­стно и адекватно отражать объект.

Проведенное нами эксперименталь­ное исследование показывает, что меж­ду творческим мышлением и зрительным восприятием у младших школьников су­ществует взаимосвязь, но сила и харак­тер связи между ними проявляется по-разному в отношении разных показателей творческого мышления. У одних школь­ников при высоком уровне зрительного восприятия формируется высокий уро­вень творческого мышления, у других детей между этими процессами суще­ствуют более сложные типы взаимосвя­зи: как отсутствие, так и наличие кор­реляционных зависимостей между зри­тельным восприятием и отдельными свойствами творческого мышления.

Таким образом, выявленная в экспе­рименте взаимосвязь зрительного вос­приятия и творческого мышления может рассматриваться как важный фактор раз­вития творческого мышления в младшем

школьном возрасте. Зрительное восприя­тие является той детерминантой, воздей­ствуя на которую можно существенным образом влиять на развитие творческого мышления младших школьников.

Однако в условиях традиционной об­разовательной школы, где преобладает информационная модель обучения, не­достаточно используются возможности учебного процесса в развитии когнитив­ных способностей детей, в том числе и зрительного восприятия, хотя обучение детей строится преимущественно на ос­нове визуальной репрезентации.

Развитие зрительного восприятия осо­бенно важно в младшем школьном воз­расте, так как этот период является сензитивным для формирования способов интеллектуальной деятельности. С це­лью развития творческого мышления не­обходимо научить детей целостному и адекватному отражению объекта, а так­же таким способам обработки визуаль­ного материала, которые обеспечивают новизну целостного перцептивного об­раза. В этом смысле восприятие долж­но рассматриваться учителем не только как репродуктивный, но и как продук­тивный процесс, включенный в любую творческую деятельность в качестве ее элемента.

На основе экспериментального ис­следования были сделаны следующие выводы.

1. Существует связь между отдельны­ми характеристиками творческого мыш­ления и особенностями восприятия пя­тен Роршаха младшими школьниками. Наибольшее количество значимых кор­реляционных связей наблюдается между показателями зрительного восприятия и вербальной креативности. Характер свя­зей между ними неоднороден: суммар­ный показатель вербальной креативно­сти положительно связан с общим ко­личеством ответов в тесте Роршаха и отрицательно связан с количеством це­лостных ответов с хорошей формой. Вы­явленные особенности взаимосвязи вер­бальной креативности и восприятия пя тен Роршаха можно рассматривать как результат активного подхода творческих детей к восприятию, т.е. включения эле­ментов воображения в перцептивный процесс, благодаря чему увеличивается количество ассоциаций при восприятии пятен Роршаха, что находит выражение в повышении показателя общего коли­чества ответов на предъявляемый стимул. Общее количество ответов в тесте Рор­шаха имеет не только диагностическое (показатель продуктивности зрительно­го восприятия), но и прогностическое значение (показатель уровня вербальной креативности младших школьников).

2. Способности зрительного восприя­тия целостно и адекватно отражать объ­ект связаны преимущественно с образ­ной креативностью и в первую очередь с такими ее характеристиками, как со­противление замыканию и разработан­ность. Способность детально разрабаты­вать придуманные идеи и сопротивлять­ся при этом образованию привычных гештальтов в некоторой степени опреде­ляется тем, насколько у младшего школь­ника сформированы операциональные механизмы зрительного восприятия, т.е. умение целостно и адекватно отражать объект, замечать многообразные мало­заметные и замаскированные детали объ­екта в их полноте и точности.

3. Выявленная в эксперименте взаи­мосвязь творческого мышления и зри­тельного восприятия у младших школь­ников может рассматриваться как важ­ный фактор развития творческого мы­шления в младшем школьном возрасте. Разработка методов формирования твор­ческого мышления у младшего школьни­ка должна осуществляться с учетом ин­дивидуальных особенностей зрительно­го восприятия учащихся. При работе с творческими детьми необходимо учиты­вать особенности их зрительного вос­приятия. которое характеризуется ак­тивностью и способностью целостно и адекватно отражать объект. С этой точки зрения формирование творческого мы­шления младшего школьника должно включать в себя развитие таких опера­циональных механизмов зрительного вос­приятия, как механизмы целостного и адекватного отражения объекта и меха­низмы. обеспечивающие новизну цело­стного перцептивного образа.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 167.