Чтобы полнее и глубже понять взаимосвязь между перцепцией и творчеством, необходимо выяснить, какие функции восприятия находят свое выражение в творческой деятельности. В поисках ответа на этот вопрос мы проанализировали природу, структуру и механизмы творчества и восприятия и попытались найти то общее, что объединяет эти две психические реальности. Анализ показал, что восприятие в процессе познания выполняет не только репродуктивные, но и продуктивные функции, играющие важную роль на различных этапах творческой мыслительной деятельности. Мы выделили следующие продуктивные функции восприятия, которые проявляются в процессе творчества: целеобразующая, моделирующая, преобразующая, эвристическая, регулирующая.
Целеобразующая функция — выделение в визуальном поле объекта, отвечающего цели и задачам деятельности. Образ восприятия, возникший в проблемной ситуации, является предметом исследовательской деятельности человека.
Моделирующая функция — упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов или явлений, которые выступают в качестве идеальных объектов преобразовательной деятельности человека в процессе творчества. Творческая деятельность предполагает преобразование исходной ситуации, наличной информации. С точки зрения Е.А. Ретановой, В. П. Зинченко, Н.Ю. Вергилеса [4], роль объекта, пригодного для преобразования, должна выполнять не реальная ситуация, а образ этой ситуации. Реальная ситуация не может служить объектом непосредственных мыслительных преобразований. «Объектом такого рода преобразований является образ предмета, который можно включить в новые отношения, которым можно манипулировать» [4; 45].
Преобразующая функция — способность зрительной системы манипулировать образами, находящимися в зрительном поле. На эту способность восприятия указывает В.П. Зинченко [3). Он считает, что видимое поле в условиях стабилизации непрерывно трансформируется. Возможны фрагментарные выпадения элементов поля, а также их восстановление в целом или по частям. В результате манипулятивных действий с образами восприятия исходная ситуация видоизменяется, что способствует выдвижению разнообразных гипотез решения творческой задачи.
Эвристическая функция — возникновение нового смысла образа восприятия. Появление нового смысла перцептивного образа есть результат увеличения количества альтернативных схем для восприятия одного и того же объекта. В основе такого восприятия лежат включение объекта познания в разные системы связей для обнаружения различных его свойств и сторон, рассмотрение предмета с различных точек зрения, усмотрение в одном предмете признаков других предметов и т.п. Отсюда вытекает, что смыслообразующая функция восприятия играет решающую роль в обеспечении новизны продукта творческой деятельности.
Регулирующая функция — соотнесение результатов отражения внешнего мира с самим же внешним миром. Она основывается на таком свойстве восприятия, как предметность, которая выражается в так называемом акте объективации, т.е. отнесении сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру. Регулирующая функция восприятия, обеспечивая адекватное отражение действительности, дает возможность на основе оценок промежуточных результатов определять направление поиска решения творческой задачи, отбрасывая одни гипотезы и принимая другие.
Продуктивные функции восприятия избирательно реализуются на всех этапах творческого процесса. Мы соотнесли выделенные продуктивные функции восприятия с этапами творческого процесса (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение этапов творческого процесса и продуктивных функций восприятия
Этапы творческого процесса | Функции восприятия |
1. Принятие или постановка цели 2. Анализ ситуации 3.Выдвижение гипотез и их проверка 4. Нахождение решения | Целеобразуюшая Моделирующая Преобразующая и регулирующая Эвристическая и регулирующая |
Таким образом, связь между перцепцией и творчеством выражается в том, что с одной стороны, восприятие включает в себя творческие процессы, с другой — перцептивные процессы выступают в качестве элементов творческой деятельности. В то же время при достаточно высоком уровне теоретической разработки данного вопроса имеется мало экспериментальных данных, характеризующих соотношение восприятия и творческого мышления. В еще большей степени это относится к выявлению взаимосвязи перцепции и творчества в различных возрастных группах. Цель нашего исследования состояла в выявлении особенностей взаимосвязи зрительного восприятия и творческого мышления в младшем школьном возрасте, когда активно формируются механизмы творческой и учебно-познавательной деятельности.
Были поставлены следующие задачи:
1) выявить характер связей между творческим мышлением и особенностями восприятия цветных пятен Роршаха у младших школьников: 2) изучить особенности взаимосвязи творческого мышления и способностей зрительного восприятия целостно и адекватно отражать объект в младшем школьном возрасте.
В экспериментальном исследовании участвовало 126 учащихся I, II. III классов, соответственно 40, 40 и 46 человек.
Диагностика творческого мышления осуществлялась при помощи тестДля а Торранса в адаптации Е.Е. Туник, использовались следующие задания: «Нарисуй картину», «Незаконченные фигуры», «Повторяющиеся фигуры»; вербальной креативности — «Вопросы», «Причины», «Следствия», «Улучшение предмета». «Необычное использование», «Необычная ситуация». Оценка образной креативности включала в себя такие показатели, как беглость, оригинальность, разработанность, абстрактность названий, сопротивление замыканию; оценка вербальной креативности — беглость, оригинальность и гибкость.
Для диагностики зрительного восприятия использовался тест Роршаха [1] и методика С.В. Филиной: анкета и изучение зрительного восприятия на материале художественного произведения [5].
Тест Роршаха применялся в качестве перцептивного теста для оценки особенностей зрительного восприятия. При обработке результатов использовались следующие показатели: общее количество ответов (К), процент целостных ответов (\У%), процент целостных ответов с хорошей формой (\У+%), процент ответов на детали (0%), процент ответов с четкой формой (Р+%), количество ответов по движению (М), показатель «суммы цвета» (2-С), формоцветовые ответы (РС), цветоформовые ответы (СР). Анкета С. В. Филиной направлена на диагностику четырех свойств способностей зрительного восприятия: свойство целостно и адекватно отражать объект при отсутствии его детализации, свойство отражать многообразные детали объекта в их полноте и точности, свойство отражать незаметные и замаскированные детали в их полноте и точности, свойство адекватно отражать объект целостным на основе полноты его детализации.
В качестве экспертов выступала группа учителей (основной учитель и учитель труда), которые по семибалльной шкале оценивали у каждого учащегося свойства способностей зрительного восприятия. Коэффициенты корреляции оценок учителей по классам варьировали от 0,53 до 0,78. Все показатели статистически значимы. Эти данные говорят о том, что эксперты имели относительно близкое понимание свойств зрительного восприятия.
Оценка способностей зрительного восприятия на материале художественной картины (Н.В. Невреев «Смотрины») осуществлялась на основе следующих показателей: а) общее количество воспринятых деталей объекта, в том числе малозаметных: б) количество правильно воспринятых незаметных деталей объекта.
Соотнесение результатов методик Торранса и Роршаха показывает, что в случае восприятия пятен в тесте Роршаха наблюдается наибольшее количество значимых корреляционных связей показателей зрительного восприятия с вербальной креативностью по сравнению с образной креативностью. Анализ полученных результатов показывает, что отсутствуют устойчивые значимые корреляционные связи между особенностями восприятия пятен теста Роршаха и показателями образной креативности, отражающие динамику их взаимосвязи у учеников 1—3 классов. Выявленные в эксперименте корреляционные связи представляют собой частные случаи взаимозависимости зрительного восприятия и образной креативности и не отражают ее закономерный характер.
Наличие устойчивых значимых корреляционных связей между особенностями восприятия пятен Роршаха и вербальной креативностью можно объяснить тем, что в основе восприятия неопределенных пятен Роршаха и вербальной креативности лежит один и тот же механизм интеллектуальной деятельности — механизм возникновения разнообразных образных ассоциаций на предъявляемый стимул и трансформации образной информации в словесную форму. Поэтому выявленная значимая связь между общим количеством ответов в тесте Роршаха и всеми свойствами вербальной креативности младших школьников свидетельствует о том, что дети, которые могут увидеть в неопределенном объекте большое количество конкретных зрительных образов и выразить их в речи (соединить образ со словом), проявляют По Роршаху целостные ответы — один из важных признаков интеллекта. Однако в большинстве дальнейших исследований было обнаружено, что «целостные ответы могут служить значимой характеристикой интеллекта только в том случае, если они представляют собой ответы с хорошей формой и при этом являются не банальными, а либо комбинаторными, либо оригинальными по особенностям восприятия» [1; 46—47]. Следовательно, целостные ответы с хорошей формой можно оценить только в единстве с другими показателями. Наиболее информативными с этой точки зрения являются показатели ответов по движению (М) и персеверации.
По нашим данным, у испытуемых в ответах часто встречаются персеверации, которые являются отражением инертности представлений. Количество персевераций составляет около 17 % в каждом классе, что примерно в два раза больше возрастных показателей, полученных в исследовании И. Г. Беспалько и М.Н. Раевой [2]. Кроме того, в эксперименте получена положительная корреляционная связь вербальной креативности с показателями персевераций в I и II классах. Наличие этой связи можно рассматривать как отражение несформированности у младших школьников механизмов зрительного восприятия.
В отношении ответов по движению существуют различные интерпретации. Сам Г. Роршах - ответы рассматривал как меру внутренней жизни, или интроверсию, которая может проявляться в творчестве(8стр5). Однако, как указывает Б. И. Белый (I стр12), специальное изучение связи между М-продукцией и творчеством не выявило значимых корреляций. В нашем эксперименте обнаружены только две значимые корреляционные связи ответов по движению с вербальной креативностью.
Таким образом, практическое отсутствие ответов по движению и большое количество персевераций у испытуемых указывают на то, что целостные ответы с хорошей формой в большинстве своем не являются комбинаторными и оригинальными и поэтому имеют отрицательную корреляционную связь с творческим мышлением. В этом случае целостные ответы с хорошей формой не могут рассматриваться в качестве показателя творческого потенциала ребенка.
Креативные дети. как показывает проведенный эксперимент, дают больше, чем некреативные, ответов в тесте Роршаха. Однако эти ответы чаще являются детализированными ответами с плохой формой, т.е. в редко встречающихся ответах наблюдается несоответствие между концепцией образа, которую предлагает испытуемый, и конфигурацией пятна, которое он при этом использует. Ответы креативных детей не привязаны к пятну. Ребенок видит в пятне такие образы, которые мало напоминают конфигурацию предъявляемого стимула и редко встречаются в протоколах испытуемых. В процесс восприятия таких детей активно вплетаются различные элементы воображения, благодаря чему увеличивается количество ассоциаций при восприятии пятен Роршаха или, как пишет М.А. Холодная, происходит «увеличение альтернативных схем восприятия одного и того же объекта» [б], что находит выражение в повышении показателя общего количества ответов на предъявляемый стимул.
Полученные данные позволяют нам рекомендовать тест Роршаха для практической деятельности психологов в качестве инструмента, с помощью которого по общему количеству ответов можно оценить вербальную креативность младших школьников.
Анализ возрастной динамики взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия показывает, что общее количество корреляционных связей от I к III классу увеличивается и составляет соответственно 6 и 12. Связь зрительного восприятия и вербальной креативности выявлена только в III классе.
Выявленная связь способностей зрительного восприятия с образной креативностью свидетельствует о том. что способность детально разрабатывать придуманные идеи и сопротивляться образованию привычных гештальтов в некоторой степени определяется тем, насколько у младшего школьника развиты такие свойства зрительного восприятия, как способность целостно и адекватно отражать объект, а также многообразные незаметные и замаскированные детали объекта в их полноте и точности.
Итак, корреляционная связь между творческим мышлением и зрительным восприятием у младших школьников проявляется по-разному. Особенности восприятия пятен Роршаха коррелируют преимущественно с вербальной креативностью, особенности восприятия зритель ной информации учебного характера (учебные тексты, плакаты, картины, схемы) и художественной картины — с образной креативностью.
Выявленные особенности корреляционной связи между творческим мышлением и зрительным восприятием отражают механизм влияния специфики объекта познания на процесс восприятия. В. Д. Шадриков отмечает, что содержание восприятия определяется не только спецификой функционирования сенсорных систем, но и особенностями самого объекта восприятия (7стр26).
Кроме того, несовпадение типов взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия также можно объяснить тем, что используемые в эксперименте методики диагносцируют разные механизмы восприятия. Тест Роршаха выявляет характер ассоциаций, возникающих при восприятии детьми пятен неопределенного содержания. Метод экспертных оценок и методика изучения восприятия художественной картины направлены на диагностику свойств способностей зрительного восприятия целостно и адекватно отражать объект.
Проведенное нами экспериментальное исследование показывает, что между творческим мышлением и зрительным восприятием у младших школьников существует взаимосвязь, но сила и характер связи между ними проявляется по-разному в отношении разных показателей творческого мышления. У одних школьников при высоком уровне зрительного восприятия формируется высокий уровень творческого мышления, у других детей между этими процессами существуют более сложные типы взаимосвязи: как отсутствие, так и наличие корреляционных зависимостей между зрительным восприятием и отдельными свойствами творческого мышления.
Таким образом, выявленная в эксперименте взаимосвязь зрительного восприятия и творческого мышления может рассматриваться как важный фактор развития творческого мышления в младшем
школьном возрасте. Зрительное восприятие является той детерминантой, воздействуя на которую можно существенным образом влиять на развитие творческого мышления младших школьников.
Однако в условиях традиционной образовательной школы, где преобладает информационная модель обучения, недостаточно используются возможности учебного процесса в развитии когнитивных способностей детей, в том числе и зрительного восприятия, хотя обучение детей строится преимущественно на основе визуальной репрезентации.
Развитие зрительного восприятия особенно важно в младшем школьном возрасте, так как этот период является сензитивным для формирования способов интеллектуальной деятельности. С целью развития творческого мышления необходимо научить детей целостному и адекватному отражению объекта, а также таким способам обработки визуального материала, которые обеспечивают новизну целостного перцептивного образа. В этом смысле восприятие должно рассматриваться учителем не только как репродуктивный, но и как продуктивный процесс, включенный в любую творческую деятельность в качестве ее элемента.
На основе экспериментального исследования были сделаны следующие выводы.
1. Существует связь между отдельными характеристиками творческого мышления и особенностями восприятия пятен Роршаха младшими школьниками. Наибольшее количество значимых корреляционных связей наблюдается между показателями зрительного восприятия и вербальной креативности. Характер связей между ними неоднороден: суммарный показатель вербальной креативности положительно связан с общим количеством ответов в тесте Роршаха и отрицательно связан с количеством целостных ответов с хорошей формой. Выявленные особенности взаимосвязи вербальной креативности и восприятия пя тен Роршаха можно рассматривать как результат активного подхода творческих детей к восприятию, т.е. включения элементов воображения в перцептивный процесс, благодаря чему увеличивается количество ассоциаций при восприятии пятен Роршаха, что находит выражение в повышении показателя общего количества ответов на предъявляемый стимул. Общее количество ответов в тесте Роршаха имеет не только диагностическое (показатель продуктивности зрительного восприятия), но и прогностическое значение (показатель уровня вербальной креативности младших школьников).
2. Способности зрительного восприятия целостно и адекватно отражать объект связаны преимущественно с образной креативностью и в первую очередь с такими ее характеристиками, как сопротивление замыканию и разработанность. Способность детально разрабатывать придуманные идеи и сопротивляться при этом образованию привычных гештальтов в некоторой степени определяется тем, насколько у младшего школьника сформированы операциональные механизмы зрительного восприятия, т.е. умение целостно и адекватно отражать объект, замечать многообразные малозаметные и замаскированные детали объекта в их полноте и точности.
3. Выявленная в эксперименте взаимосвязь творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников может рассматриваться как важный фактор развития творческого мышления в младшем школьном возрасте. Разработка методов формирования творческого мышления у младшего школьника должна осуществляться с учетом индивидуальных особенностей зрительного восприятия учащихся. При работе с творческими детьми необходимо учитывать особенности их зрительного восприятия. которое характеризуется активностью и способностью целостно и адекватно отражать объект. С этой точки зрения формирование творческого мышления младшего школьника должно включать в себя развитие таких операциональных механизмов зрительного восприятия, как механизмы целостного и адекватного отражения объекта и механизмы. обеспечивающие новизну целостного перцептивного образа.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 199.