Среди мероприятий, способствующих поддержке эффективности страховой и финансовой деятельности предприятия, следует назвать:
смену руководящего звена страховой организации;
инвентаризацию имущества;
оптимизацию дебиторской задолженности;
снижение расходов на ведение дела;
оптимизацию количества персонала;
продажу излишнего оборудования, средств компьютерной техники и т.д.;
автоматизацию и использование новых программных продуктов;
совершенствование организации труда.
В плане мероприятий по финансовому оздоровлению необходима выработка перспективного бизнес-плана, где следует провести анализ страховых тарифов, используя при этом объем страховых услуг таким образом, чтобы можно было определить ожидаемый размер страховых поступлений. Данный анализ должен учитывать различные альтернативные варианты.(2)
Если в результате анализа будет установлено, что расходы на агентские услуги и ведение дела в первые периоды (месяцы) или даже в течение более длительного времени будут непомерно высокими и полный их учет в структуре тарифной ставки окажет серьезное влияние на количество реализованных страховых услуг, то необходимо тщательно изучить вероятные последствия. В таких случаях иногда может оказаться невозможным установление первоначального размера страхового тарифа, в котором нагрузка покрыла бы все расходы по ведению дела и комиссионные агентам и обеспечила бы конкурентоспособные цены на страховые услуги со стабильной долей прибыли. Во многих случаях, особенно при длительном периоде освоения нового рынка, назначение цены на услуги должно быть таким образом приспособлено к конъюнктуре рынка, что на некоторое время цена включала лишь комиссионные агентам и не учитывала расходов на ведение дела. Последние следует покрывать за счет инвестиционного дохода.
Несмотря на существование различных видов контроля за страховой деятельностью более прибыльные виды рисков страхования представляют наибольший интерес для страховщика. Более правильным является образование страховых пулов в перестраховочных целях для гарантии финансовой устойчивости страховых операций по страхованию крупных рисков. При этом требуется более гибкий подход, который заключается в установлении таких тарифных ставок, которые приносили бы страховщикам умеренный доход и привлекали бы новых участников. Введение более высоких тарифных ставок способно только ухудшить положение страховщика.
В плане финансового оздоровления обязательно описываются и маркетинговые методы распространения страховых продуктов, включая паблик рилейшенз - организацию общественного мнения, основной задачей которого является создание и сохранение имиджа страховой организации.
Кроме того, исходя из потребностей рынка в объеме страховых услуг определяется необходимый производственный потенциал страховщика как за счет внутренних резервов, так и за счет введения дополнительных средств автоматизации и обработки информации.
Выбираются один или несколько вариантов, которые являются наиболее эффективными для данной страховой организации с точки зрения обеспечения потребностей рынка, составляющих основу плана организации.
Далее составляется финансовый план. Следует отметить, что разработка раздела плана финансового оздоровления (бизнес-плана по поддержанию эффективной страховой и финансовой деятельности страховщики) исходит из предпосылки, что выделение средств в целях оказания финансовой поддержки (государственной) предполагает оценку его экономической эффективности как инвестиционного проекта. Принятие решения о целесообразности инвестирования капитал реализуется путем экономического анализа эффективности намечаемых вложений.(7)
Характерной чертой инвестиционного проекта является то, что вкладываются денежные средства сегодня с тем, чтобы возместить их и получить некоторую дополнительную сумму в будущем, т.е. предполагается возврат инвестиций - приток доходов сверх вложенной суммы на протяжении периода функционирования капитала. Если приобретаются долгосрочные активы, то возврат инвестиций и доход на них - это фактические денежные поступления, полученные в результате эксплуатации приобретаемых активов; если приток денежных поступлений превышает первоначальный вклад средств, то это свидетельствует о том, что средства, направленные на капитальные вложения, были возмещены (возврат инвестиций) и получена некоторая прибыль (доход на инвестиции).
Таким образом, инвестирование рассматривается как покупка ожидаемого в будущем притока денежных поступлений. Анализ экономической эффективности инвестиционного проекта позволяет ответить на вопрос: будет ли приток денежных поступлений достаточно велик, чтобы оправдать инвестиции.
Следует обратить внимание на следующий факт. Для целей анализа применяются лишь действительные изменения в денежном потоке, т.е. изменения соотношения денежных поступлений и отчислений, а не просто операции, отражаемые в бухгалтерских проводках как перераспределение затрат и, следовательно, не имеющие денежного характера.
Необходимо учитывать, что определенная сумма средств предназначается для инвестирования в настоящий момент при условии, что результатом будет приток денежных поступлений в последующие годы. Предполагается два типа денежных средств: во-первых, средства, идущие на инвестиции, которые предоставляются в полном объеме в начале осуществления проекта (момент вложения средств в аналитических целях называется нулевым временем). Во-вторых, имеется ожидаемый поток денежных поступлений на продолжении нескольких следующих лет как результат этих инвестиций. Оба вида средств не могут сравниться непосредственно, поскольку ожидаются они в разные моменты времени. Поэтому поток будущих поступлений дисконтируется к нулевому времени, чтобы сравнить его с величиной вкладываемых средств.
Следующим этапом анализа является определение приемлемого варианта по ожидаемому уровню доходности. Для этого рассчитывается чистая текущая приведенная стоимость как разница между инвестиционными затратами и дисконтированными будущими поступлениями. По этому показателю можно определить, достигнут ли инвестиции желаемого уровня отдачи.
Положительное значение показателя текущей приведенной стоимости свидетельствует о том, что денежные поступления превышают сумму вложенных средств и обеспечивают получение прибыли выше требуемого уровня доходности, а отрицательное значение - что проект не обеспечивает достижения ожидаемого уровня доходности. Вариант считается приемлемым, если показатель имеет положительное значение.
Далее рассчитывается внутренняя норма прибыли (внутренний предельный уровень доходности), или специальная ставка дисконта, при которой суммы поступлений и отчислений денежных средств дают нулевую текущую приведенную стоимость.
Избранный вариант считается приемлемым, если внутренняя норма прибыли больше или равна ожидаемому уровню доходности. Таким образом, на основе деятельности страховщика в сфере маркетинга (определения потребности в том или ином виде продукции и его объеме по средним тарифам, сложившимся на рынке) и возможности увеличения объема страховых услуг с учетом рыночной потребности осуществляется прогнозирование финансовых результатов. На основе прогнозных объемов продажи страховых услуг по годам и прогнозных цен на одну страховую услугу определяется выручка от реализации страховых услуг, рассматривается ожидаемый ежегодный ее прирост от новых видов страхования, прогнозируются возможности страховщика с учетом перспектив развития страховой сферы и ретроспективных тенденций развития организации. Дается оценка ежегодного изменения тарифных ставок, которая базируется на макроэкономических исследованиях тенденций развития страхового рынка и экономики в целом.
Сопоставляя потребности в дополнительных инвестициях, рассчитанных на проект финансового оздоровления, с источниками их покрытия (финансирования), определяется размер финансовой (государственной) поддержки. При этом в качестве источников финансирования рассматриваются:
собственные средства в части возможного увеличения уставного капитала в течении периода реализации проекта;
привлеченные средства, если предполагается использование долгосрочных или краткосрочных кредитов (за исключением средств господдержки);
прочие источники финансирования, например текущие краткосрочные пассивы.
На основе программы развития страховой и инвестиционной деятельности, рассчитанной в составе плана финансового оздоровления и прогноза финансовых результатов деятельности, формируется модель дисконтированных денежных потоков. При этом общий результат от инвестиций рассчитывается как сумма дисконтированных денежных потоков каждого года и текущей (дисконтированной) остаточной стоимости за пределами планируемого периода.
Следует отметить, что получаемые денежные потоки являются результатом функционирования не только выделенных средств, но и всех ранее вложенных инвестиционных ресурсов, величина которых определяется по балансу на последнюю отчетную дату.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Таким образом, можно подвести итог о проделанной курсовой работе. В данной курсовой работе была всеобще раскрыта тема построения страховых тарифов имущественного страхования. Задачи исследования выполнены, а именно:
1. Была обозначена теоретическая часть темы и решена практическая ее часть.
2. Определена проблематика построения страховых тарифов с опорой на сегодняшний день;
3. Представлены пути решения и теоретический расчет с экономической эффективностью там, где это необходимо;
По теме курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Стоимость страховой услуги (или ее цена) выражается в страховом взносе (тарифе, премии), которую страхователь уплачивает страховщику.
Структура страхового тарифа — это соотношение частей тарифа, идущих на покрытие непосредственно обязательств страховщика (нетто-ставка) и на покрытие организационных и административно-управленческих расходов, создание фонда финансирования превентивных мероприятий, получение прибыли.
Исчисление нетто-премии по риску (нетто-ставки) традиционно относится к области страховой математики. В основе построения нетто-ставки по любому виду страхования лежит вероятность наступления страхового случая, которая заключена в пределах от 0 до 1.
Брутто-ставка (страховой тариф) представляет собой денежную плату страхователя с единицы страховой суммы или объекта страхования либо процентную ставку от совокупной страховой суммы.
Главной статьей нагрузки при исчислении тарифной ставки являются расходы на ведение дела. В страховой практике принято различать расходы на ведение дела внутренней службы страхового общества и расходы на ведение дела внешней сети страхового общества.
Под тарифной политикой в страховании понимают систематическую работу страховой организации по разработке, уточнению и упорядочению страховых тарифов в целях успешного и безубыточного развития страхового дела.
В заключение темы, можно сказать, что, одной из важнейших проблем создания полномасштабного страхового рынка в Украине, является формирование современной законодательной базы, которая удовлетворяла бы интересы страхователей и страховщиков в проведении страховых операций. Реально же правовые отношения закрепляются в правилах и условиях страхования, предусматриваемых в страховых полисах различных страховых обществ, причем такие правила и условия характеризуются большим разнообразием и нестабильностью. Анализ указанных источников и практика их применения показывает несовершенство, а точнее незавершенность правового регулирования страховых отношений. Все это усугубляется отсутствием серьезных аналитических материалов по состоянию и перспективам развития страховой индустрии, а также научно обоснованных методик и пособий по организации деятельности страховщиков, регулирующих механизм предпринимательской деятельности.
Для дальнейшего развития страхового дела не хватает также профессиональных публикаций по видам страховой деятельности, представляющих интерес для потенциальных потребителей страховых услуг.
Стоит отметить, что введение новых видов страхования не означает, что исчерпаны все возможности совершенствования правового регулирования страховых отношений. Наука и практика должны искать пути дальнейшего развития страхования, улучшения условий действующих и разработку перспективных видов личного страхования, отвечающих потребностям граждан.
На основании проведенных исследований можно порекомендовать следующие мероприятия.
Для повышения защиты интересов потребителей страховых услуг необходимо усовершенствовать порядок лицензирования деятельности страховщиков;
повысить требования к источникам формирования уставного капитала и финансового состояния, оценке деловой репутации основателей и лиц, имеющих долю капитала.
При этом внедрить беспрерывный мониторинг деятельности страховщиков и усилить контроль над выполнением страховщиками требований, касающихся обеспечения платежеспособности, финансовой устойчивости, размера чистых активов и уставного капитала. Разработать методические рекомендации по составлению планов мероприятий финансового оздоровления страховщиков, с использованием оценки рыночной стоимости их активов.
В интересах потребителей нужно усовершенствовать нормативно-правовую базу, относительно внедрения временных администраций по управлению страховщиками и внедрить систему надзора, который предполагал бы максимальный учет в деятельности страховщиков таких параметров, как уровень рисков, адекватность оценки страховщиком реального уровня риска, качество внутренней системы управления и контроля за рисками, соответствующий бухгалтерский учет и финансовую отчетность, выявление недочетов в деятельности страховщиков на ранних стадиях их возникновения.
Для того чтобы удовлетворить интересы потребителей страховых услуг, необходимо обеспечить консолидированный надзор за страховщиком страховой группы (страхового холдинга) и отработать порядок консолидированной оценки всех рисков, принятых им и создать при этом фонд гарантирования страховых выплат по договору страхования жизни, воздействовать созданию фондов страховых гарантий. Также усовершенствовать нормативно-правовую базу, касательно правил формирования и размещения страховых резервов, порядок покупки валюты, доступ страховщиков до рынков ценных бумаг иностранных эмитентов и воздействовать принятию законов, касательно внедрения в оборот ценных ипотечных бумаг; разработать нормативно-правовые акты, направленные на развитие страхового посредничества, способного обеспечить альтернативное решение споров на рынке страховых услуг. Необходимо повысить требования к финансовой надежности страховщиков и страховых брокеров, разработать и внедрить требования, касательно функционирования системы внутреннего контроля страховщиков, внедрить международные нормы корпоративного управления для страховщиков и обеспечить усовершенствование анализа статистической информации по страхованию и отчетности страховщиков и страховых посредников.
Необходимо внести изменения в Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины, Законы Украины « О финансовых услугах и государственное регулирование рынков финансовых услуг», «О страховании», «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных средств», касательно их согласия между собой, усовершенствования договорных отношений в сфере страхования, усиления системы государственного регулирования рынков страховых услуг.
Для дальнейшей стабилизации страхового рынка нужно усовершенствовать правовое, организационное и ресурсное обеспечение деятельности центрального органа исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг и способствовать защите экономической конкуренции на страховом рынке для усовершенствования условий его функционирования на конкурентных мероприятиях.
Согласно с законодательством Украины необходимо уменьшить количество обязательных видов страхования и обеспечить госконтроль за внедрением новых видов обязательного страхования и его проведением.
Для того чтобы страховой рынок стабильно функционировал, необходимо усовершенствовать законодательство в части порядка осуществления страховщиками расследования обстоятельств наступления сомнительных страховых случаев, нормативно-правовое обеспечение деятельности актуариев с постепенной передачей этих функций саморегулирующей организации и усовершенствовать нормативно-правовое обеспечение деятельности страховых агентов и аварийных комиссаров и внедрить регистрацию страховых агентов.
Для повышения капитализации страховщиков и конкурентоспособности национального страхового рынка путем внесения изменений в законодательство в части формирования уставного капитала, гарантийного фонда и свободных резервов, разработать и реализовать план мероприятий, касающихся поэтапного допуска филиалов страховщиков-нерезидентов к страховому рынку Украины, в соответствии к международным договорам, ратифицированных Украиной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Украины « О страховании».-- «Налоги и Бух. Учет», № 96, 2001.
2. Самойловский А.Л. Предложения о совершенствовании страхового рынка в Украине.- «Фінанси України», №11, 2000.
3. Субачев И.И., Олейник В.Я. Терещенко Т.Е. Заволока Л.А. Розвиток страхового ринку в Україні як фактору фінансової стабілізації економіки.-- «Фінанси України», №5 2001 год.
4. Островерха Р. Платоспроможність страхової компанії та умови її забезпечення.-- Збірник наукових праць Академії ДПС України, № 4 (10) 2000.
5. Гарматій Т. Проблеми розвитку страхового ринку України. --«Банківська справа», №5 2000.
6. Івашина Г. Страховий ринок України перехідного періоду.-- «Банківська справа», № 7 2000.
7. Самойловський А.Л. Пропозиції щодо вдосконалення страхового ринку України. –«Банківська справа», № 5 2000.
8. Базилевич В., Уманцев Ю. Розвиток конкуренції на страховому ринку України.—Вісник КНТЕУ, 5/2000.
9. Внукова Н., Прудкий А. Оценка эффективности страхового предпринимательства в Украине.—«Финансовые услуги» №7-9 2000.
10. Александрова М.М. Страхование: Научно-методический пособник. – К.: ЦУЛ, 2002 – 208 с.
11. Александров А. А. Страхование. — М.: ПРИОР, 1998. — 186 с
12. Андриенко С. Как происходит страхование коммерческих рисков. // Все о бухгалтерском учете. – К., 2003 – № 102 – с. 7 - 9.
13. Базилевич В.Д., Базилевич К.С. Страхова справа.– К.:Знания,1998–216 с.
14. Бечко П., Гайдай В., Бечко В. Проблемы имущественного страхования предприятий сельского хозяйства. // Бухгалтерия в сельском хозяйстве – 2003 №1 – с. 20 – 22.
15. Борисова В.А., Огаренко О.В. Организационно-экономический механизм страхования. – Суммы: Издательство „Довкілля”, 2001. – 194 с.
16. Виленчук О.М. Состояние и перспективы развития экологического страхования в аграрной сфере// Економика АПК – 2002 - №5 – с. 85-90
17. Внукова Н.М., Чернишов С.И., Сокол С.В. Оценка активов страховых компаний// Финанси Украины – 2002 - №4 – с. 126-132
18. Влияние финансовой глобализации на страхование в Украине/ Л, Шипинян, А.Глущенко// Экономика Украини: журнал: К., 2004 -№5 – с. 2430
19. Гвозденко А.А. Основы страхования.: Учебник – М.: Финансы и статистика, 2001 – 304 с.
20. Гвозденко А.А, Основы страхования: Ученик.- М.: Финансы и статистика, 2001- 304с.
21. Гринь Д. Социально-экономические и правовые предусловия существования общего обязательного государственного социального страхования. // Право України – 2002 - №11 – с.37-4
22. Губар О.Є. Медичне страхування у країнах Європейського Ссоюзу. //Фінанси України – К.,2003 - №7 – с. 130 – 136.
23. Губенко І.А. Страхування кредитного ризику // Економика АПК: журнал – К., 2003 - №7 – с.94-100
24. Гутко Л.М. Досвід провідних країн світу у галузі страхування (текст) // Економіка. Фінанси. Право: журнал: К., 2005 – №11 - с. 22-24
25. Гутко Л.М. Проблеми розвитку національного страхового ринку. //Фінанси України. – К.,2003 -№ 11 - с. 146 – 148.
26. Досвід функціонування страхового ринку зарубіжних країн.// Економіка. Фінанси. Право. – 2002 - №5 – с. 38-39
27. Еременко И. Общеобязательное государственное страхование. //Вестник налоговой службы Украины –К.,2003. - №34 – с. 53 – 55.
28. Залетов А.Н. Страхование в Украине. – К.: Международное агенство «Bee-Zone», 2002 – 452 с.
29. Заруба О. Страхова справа.: підручник – К.: Знання, 1998 – 321 с.
30. Кирш А. Как платить социальное страхование // Бухгалтерия: журнал – Харьков: ХГАГХ – 2003 - № 37 – с. 39
31. Клюй С.В. Добровільне страхування врожаю сільськогосподарських культур на основі індексу врожайності. // Економіка АПК – К.,2003 - № 9 – с. 55 – 65.
32. Компаніченко О.С. Перестрахування у системі страхових послуг. //Фінанси України – К.,2003 - №4 – с. 130 – 138.
33. Концептуальні засади страхування/ Ховтун О.В. // Фінанси України: журнал.- К., 2004 – №2 –с 28-29.
34. Крутик А.В., Никитина Т.В. Организация страхового дела.: Учебное пособие – СПб: Изд. дом «Бизнес-пресса», 1999 – 304с.
35. Маркетингове дослідження та маркетингова політика у страхуванні/ М.В. Мних, Н.М.Мних// Економіка. Фінанси. Право: журнал: К., 2004- №2 – с.12-15.
36. Мних М.В. Визначення ризиків та їх страхування// Економіка. Фінанси. Право: журнал: К., 2003-№ 10 – с. 37-39.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 185.