Обслуживание государственного долга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Наличие государственного долга предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату по процентам. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Экономические последствия госдолга можно свести к четырем моментам:

1) Необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны.

2) Долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике.

3) Увеличение налогов для оплаты растущего госдолга выступает в качестве антистимула экономической активности.

4) Перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Динамика внешнего государственного долга РФ определялась принятием на себя обязательств бывшего СССР, а также участием МВФ в финансировании экономических реформ в России. Следует также учитывать, что продолжительный спад производства усугубил проблему обслуживания государственного долга и уменьшения его бремени.
 Необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительства балансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды. Хотя с другой стороны, большая часть процесса обслуживания долга (внутреннего) является лишь формой перераспределения, когда средства налогоплательщиков переходят владельцам государственных ценных бумаг.
 Обслуживание долга не имеет существенной альтернативной стоимости, эффект замещения (вытеснения) существенно влияет на будущее. За счет финансирования дефицита на финансовом рынке остаются недофинансированными какие-то проекты частного сектора, снижаются инвестиции. Именно здесь то и проявляется высокая альтернативная стоимость, как самих заимствований, так и всего процесса обслуживания долга в целом.

Также существует проблема соотношения величины государственного сектора и частного. Вследствие увеличенных расходов государства растет государственный сектор, а вследствие эффекта вытеснения сокращается частный сектор. Если же повышенные государственные расходы, кроме того, не сопряжены с повышенными государственными инвестициями, то из-за сокращения инвестиций пострадают будущие поколения.

«По данным Счетной палаты расходы на обслуживание государственного долга (процентные расходы) на период 2008–2010 годы (на три года) предусмотрены в сумме 647,6 млрд. рублей, в том числе на 2008 год – 187,9 млрд. рублей (0,5% ВВП), 2009 год – 212,6 млрд. рублей (0,5% ВВП), 2010 год – 247,1 млрд. рублей (0,6% ВВП).

Увеличение расходов на обслуживание государственного долга в 2010 году по сравнению с оценкой исполнения 2007 года составит 57,5%. Доля процентных расходов в общем объеме расходов федерального бюджета в 2008–2010 годах составит 2,9 – 3% (в 2007 году – 2,9%).

Расходы федерального бюджета на обслуживание внутреннего долга определены на 2008–2010 годы в сумме 411,6 млрд. рублей, в том числе на 2008 год – 106,5 млрд. рублей (0,3% ВВП), 2009 год – 134,2 млрд. рублей (0,3% ВВП), 2010 год – 170,9 млрд. рублей (0,4% ВВП). Таким образом, прогнозируется увеличение указанных расходов как в номинальном выражении – на 122% в 2010 году по сравнению с ожидаемой оценкой 2007 года, так и относительно ВВП – на 0,1 процентного пункта.

В 2008 году расходы на обслуживание внутреннего долга составляют в объеме 106,5 млрд. рублей, или 56,7% процентных выплат по государственному долгу, что на 7,7 процентного пункта больше, чем предусмотрено на 2007 год (49%). Более 90% указанных расходов предусмотрено на процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в российской валюте»[13].

В соответствии с бюджетными проектировками расходы федерального бюджета на обслуживание внешнего долга на 2008–2010 годы предусмотрены в сумме 236,0 млрд. рублей, в том числе на 2008 год – 81,4 млрд. рублей, на 2009 год – 78,4 млрд. рублей, на 2010 год – 76,2 млрд. рублей. Прогнозируется снижение указанных расходов в 2010 году по сравнению с оценкой исполнения 2007 года на 4,8%.

Расходы на обслуживание внешнего долга в 2008 году, предусмотренные в объеме 81,4 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США), превысят показатель, ожидаемый по исполнению 2007 года (80 млрд. рублей), на 1,4 млрд. рублей, или на 1,8%, и составят 43,3% расходов на обслуживание государственного долга.

 

 





Заключение

 

Система управления государственным долгом непосредственно связана с бюджетным процессом, поскольку долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно влияют на формирование бюджетной политики. Политика в области управления государственным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса. Упомянутая выше взаимосвязь определяет необходимость совершенствования и реформирования системы управления государственным долгом как одного из основных элементов формирования и проведения бюджетной политики.

В целом долговая политика при умелом использовании представляет собой достаточно мощный инструмент макроэкономической политики. Для эффективного применения этого инструмента необходимо создать стройную систему долгового управления, важными элементами которой являются надлежащий учет и оценка собственных обязательств. Существующая в России система управления долгами позволяет решать текущие задачи по реструктуризации обязательств, но ее эффективность в качестве полноценного инструмента макроэкономического управления остается низкой. За последние годы Правительством Российской Федерации проделана определенная работа по формированию системы управления государственным долгом, была значительно расширена и усовершенствована соответствующая законодательная база и проведен ряд успешных операций, приведших к сокращению долговой нагрузки на экономику.

Активная долговая политика подразумевает постоянную работу со всеми кредиторами и категориями долга, усиление взаимодействия различных ветвей власти и проведение ими энергичных действий в этой области. Активная долговая политика включает применение известных в мировой практике методов управления государственным долгом, сочетая традиционные финансовые приемы с использованием долговых свопов, товарных поставок, досрочного выкупа, погашения долга с дисконтом и т.п. Активная долговая политика также связана с учетом геополитических факторов, использованием возможностей международных политических и финансовых институтов, творческим применением мирового опыта, привлечением к решению долговых проблем региональных органов власти и негосударственных структур.

Главными целями активной долговой политики должно быть решение следующих задач:

– улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;

– обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;

– содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;

– гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

– обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;

– усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;

– прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;

– максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;

– более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;

– создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;

– совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.

 

 



Литература

 

1. Конституция РФ.

2. Федеральный конституционный Закон от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон №145-ФЗ от 31.07.98 г.

4. Федеральный закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года №3877–1

5. Федеральный закон «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ.

6. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.07 г. №198-ФЗ.

7. Приказ Минфина России от 23 августа 2006 г. №107н.

8. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года».

9. Аналитическая записка «Анализ системы управления государственным долгом Российской Федерации». Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №6 (102) / 2006 год.

10. Аналитическая записка по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга Российской Федерации. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №1 (121) / 2008 г.

11. Иванова Е.Е. Управление внешним долгом Российской Федерации. Правовые аспекты.

12. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. ¾ М.: ЮНИТИ, 2002. ¾ 687 с.

13. Шохин С.О. Все зависит от того, как считать // Финансовый контроль. 2003. №2. С. 35.

14. Ковалишин Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. 2003. №2. С. 20.

15. http://www.cbr.ru сервер Центрального Банка РФ. Проверено 12.02.2009

16. Государственные и муниципальные финансы / под ред. доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б., Юнити, М. 2007, 319 с

17. Финансы. Денежное обращение. Кредит / под ред. доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 639 с

18. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник, М., «Дашков и К», 2007, с. 151

 

 



Приложение 1

 

 

на 1.01.2008 г. закон

на 1.01.2009 г.

проект

на 1.01.2010 г.

проект

на 1.01.2011 г.

проект

 

млрд. руб. структура % млрд. руб. структура, % млрд. руб.

структура %

млрд. руб.

структура, %
Государственный внутренний долг, всего, в том числе:

1363,3

100

1824,7

100

2275,8

100

2856,8

100
Государственные ценные бумаги Российской Федерации

1244,7

91,3

1681,3

92,1

2079,8

91,4

2618,2

91,7
Государственные гарантии

113,6

8,3 137,8 7,6

190,1

8,3

232,5 8,1
Прочая задолженность

5,0

0,4 5,6 0,3

5,9

0,3

6,1 0,2
                         

 

 



Приложение 2

 

(млрд. долл. США)

  1 января 2001 г. 1 января 2002 г. 1 января 2004 г. 1 января 2005 г. 1 января 2006 г. 1 января 2007 г.
Органы государственного управления 117,2   104,2   97,9   97,4   71,3   44,7  
Федеральные органы управления 116,0   103,2   96,7   95,7   70,1   43,2  
Новый российский долг 49,5   41,9   38,6   39,6   35,7   33,8  
кредиты международных финансовых организаций 7,0   7,0   6,6   6,2   5,6   5,4  
МБРР 6,8 6,7 6,3 5,7 5,1 4,8
прочие 0,2 0,2 0,3 0,4 0,5 0,7
прочие кредиты (включая кредиты стран – членов Парижского клуба кредиторов) 8,4   6,3   4,9   4,2   3   2,6  
ценные бумаги в иностранной валюте 30,7   26,9   26,8   28,9   26,7   25,0  
еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО 8,0   7,1   7,7   7,3   4,9   4,7  
еврооблигации, выпущенные при 2-й реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов 1,4   1,4   16,8   18,6   19   19,3  
облигации внутреннего государственного валютного займа – VI и VII транши и облигации государственного валютного займа 1999 г. 20,5   17,4   2,4   3,0   2,8   1,0  
ценные бумаги в российских рублях (ГКО-ОФЗ) 0,7   1,0   0,1   0,0   0   0,5  
прочая задолженность 0,0   0,0   0,2   0,2   0,3   0,3  
Долг бывшего СССР 66,5   61,2   58,1   56,1   34,5   9,4  
кредиты стран – членов Парижского клуба кредиторов 39,0   36,3   42,7   43,3   22,2   0,6  
задолженность перед бывшими социалистическими странами 0,0   0,0   3,6   2,7   2,2   1,9  
облигации внутреннего государственного валютного займа – III, IV, V транши 14,6   11,5   1,4   1,9   2   3,3  
прочая задолженность 1,2   1,7   10,4   8,2   8,2   3,7  
Субъекты Российской Федерации 1,2   1,0   1,2   1,6   1,2   1,5  
Органы денежно-кредитного регулирования 12,0   9,7   7,8   8,2   11,0   3,9  
кредиты 11,8   9,5   7,5   7,5   10,2   3,0  
наличная национальная валюта и депозиты 0,2   0,2   0,3   0,7   0,8   0,9  
Банки (без участия в капитале) 9,0   11,3   24,9   32,5   50,2   101,2  
долговые обязательства перед прямыми инвесторами 0,2   0,1   0,1   0,1   0,2   0,4  
кредиты 2,6 2,9 12,9 19,8 34,5 67,8
текущие счета и депозиты 4,2   5,5   9,6   9,7   12,4   27,8  
долговые ценные бумаги 0,8   1,5   1,2   1,8   1,8   3,3  
прочая задолженность 1,3   1,3   1,0   1,1   1,2   1,9  
Прочие сектора (без участия в капитале) 22,3   23,8   55,1   77,0   126   159,9  
Всего 160,5 149,0 185,7 215,1 258,5 309,7

 

 



Приложение 3

 

(млрд. руб.)

  2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Государственный долг, всего 4430,2   4562,2   4190,2   3944,8   3076,8   2435,3  
внутренний долг 533,5   679,9   682,0   778,5   875,4   1064,8  
внешний долг 3896,7   3882,3   3508,2   3166,3   2201,4   1370,5  
Внешний долг, в долл. США 129,3   122,1   119,1   114,1   76,5   52,0  
В% к ВВП, всего 49,5   42,1   31,6   23,3   14,2   9,1  
внутренний долг 6,0   6,3   5,1   4,6   4,1   4,0  
внешний долг 43,5   35,8   26,5   18,7   10,1   5,1  

 

 



Приложение 4

 

 

на 1.01.2008 г. закон

на 1.01.2009 г. проект

на 1.01.2010 г. проект

на 1.01.2011 г. проект

 

млрд. долл. США структура % ммлрд. дол. США структура % млрд. долл. США структура % млрд. дол. США структура %
Государственный внешний долг, всего 46,7 100 43,3 100 43,9 100 45,0 100
Кредиты иностранных государств, МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц 11,0 23,6 10,3 23,8 9,1 20,7 7,9 17,6
Государственные ценные бумаги РФ, номинированные в иностранной валюте 32,8 70,2 29,5 68,1 28,0 63,8 26,7 59,3
Государственные гарантии в иностранной валюте 2,9 6,2 3,5 8,1 6,8 15,5 10,4 23,1

 


[1] Государственные и муниципальные финансы / под ред. Доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б., Юнити, М. 2007, с. 140

[2] Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник, М., «Дашков и К», 2007, с. 151

[3] Финансы. Денежное обращение. Кредит / под ред. доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007, с. 287

[4] Аналитическая записка по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга Российской Федерации. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №1 (121) / 2008 г.

[5] Аналитическая записка по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга Российской Федерации. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №1 (121) / 2008 г.

[6] Аналитическая записка по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга Российской Федерации. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №1 (121) / 2008 г.

[7] Аналитическая записка «Анализ системы управления государственным долгом Российской Федерации». Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №6 (102) / 2006 год

[8] Аналитическая записка «Анализ системы управления государственным долгом Российской Федерации». Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №6 (102) / 2006 год

[9] Аналитическая записка по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга Российской Федерации. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №1 (121) / 2008 г.

[10] Аналитическая записка «Анализ системы управления государственным долгом Российской Федерации». Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №6 (102) / 2006 год.

[11] Шохин С.О. Все зависит от того, как считать // Финансовый контроль. 2003. N2. С. 35.

[12] Ковалишин Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. 2003. N2. С. 20.

[13] Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года»


Дата: 2019-05-28, просмотров: 189.