Содержание
Введение
1. Сущность государственного долга, его составляющие, классификация
1.1 Определение, составляющие, классификация, нормативно – правовая база по вопросу государственного долга Российской Федерации
1.2 Внутренний государственный долг
1.3 Внешний государственный долг
2. Основные направления стабилизации и повышения эффективности государственного внутреннего и внешнего долга РФ
2.1 Текущее состояние государственного долга Российской Федерации
2.2 Управление государственным долгом
2.3 Обслуживание государственного долга
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.
С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.
С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.
Специфика долговых отношений, которые складываются в процессе привлечения, размещения государством дополнительных финансовых ресурсов физических лиц и организаций на принципах добровольности, срочности, возвратности и возмездности для покрытия дефицита бюджета, а также отношения по погашению государственных долговых обязательств заключается в том, что государство в этих отношениях всегда выступает в роли заемщика (должника) и / или гаранта.
Правительства часто управляют большими портфелями валютных резервов, их бюджетная позиция нередко подвергается значительному риску по условным обязательствам и последствиям плохого управления бухгалтерским балансом в частном секторе. Поэтому при любых финансовых кризисах, как порожденных внутренними проблемами банковского сектора страны, так и привнесенных извне в результате распространения мирового финансового кризиса, обоснованная политика управления государственным долгом, наряду с надежной макроэкономической политикой и регулированием, имеют решающее значение для ограничения человеческих и производственных издержек, вызываемых такими кризисами.
Необходимо выделить вопросы, которые не могут быть решены исключительно за счет надежного управления долгом. Оно не заменяет взвешенную макроэкономическую и налогово-бюджетную политику, и его одного недостаточно, чтобы гарантировать надежную защиту страны от экономических и финансовых потрясений. Следует подчеркнуть необходимость надежной основы макроэкономической политики, характеризующейся адекватным режимом валютного курса; основ денежно-кредитной политики, надежно ориентированной на достижение стабильности цен; экономически приемлемых уровней государственного долга; устойчивой внешней позиции, а также финансовой системы, за которой осуществляется надлежащий надзор. Такая основа представляет собой важный фактор, способствующий появлению у участников финансового рынка уверенности в том, что они могут вкладывать средства в государственные ценные бумаги с минимальным уровнем неопределенности.
Таким образом, наличие этих основ является важным предварительным условием в создании такой структуры долга, которая отражает предпочтения органов государственного управления, касающиеся желаемого соотношения между риском и затратами, и в целом помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим и финансовым потрясениям.
Целью настоящей контрольной работы является изучение классификации, структуры, системы управления государственным долгом Российской Федерации. Для этой цели были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, результаты контрольных мероприятий Счетной палаты, а также иные материалы по этой теме.
Заключение
Система управления государственным долгом непосредственно связана с бюджетным процессом, поскольку долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно влияют на формирование бюджетной политики. Политика в области управления государственным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса. Упомянутая выше взаимосвязь определяет необходимость совершенствования и реформирования системы управления государственным долгом как одного из основных элементов формирования и проведения бюджетной политики.
В целом долговая политика при умелом использовании представляет собой достаточно мощный инструмент макроэкономической политики. Для эффективного применения этого инструмента необходимо создать стройную систему долгового управления, важными элементами которой являются надлежащий учет и оценка собственных обязательств. Существующая в России система управления долгами позволяет решать текущие задачи по реструктуризации обязательств, но ее эффективность в качестве полноценного инструмента макроэкономического управления остается низкой. За последние годы Правительством Российской Федерации проделана определенная работа по формированию системы управления государственным долгом, была значительно расширена и усовершенствована соответствующая законодательная база и проведен ряд успешных операций, приведших к сокращению долговой нагрузки на экономику.
Активная долговая политика подразумевает постоянную работу со всеми кредиторами и категориями долга, усиление взаимодействия различных ветвей власти и проведение ими энергичных действий в этой области. Активная долговая политика включает применение известных в мировой практике методов управления государственным долгом, сочетая традиционные финансовые приемы с использованием долговых свопов, товарных поставок, досрочного выкупа, погашения долга с дисконтом и т.п. Активная долговая политика также связана с учетом геополитических факторов, использованием возможностей международных политических и финансовых институтов, творческим применением мирового опыта, привлечением к решению долговых проблем региональных органов власти и негосударственных структур.
Главными целями активной долговой политики должно быть решение следующих задач:
– улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;
– обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;
– содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;
– гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
– обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;
– усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;
– прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;
– максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;
– более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;
– создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;
– совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.
Литература
1. Конституция РФ.
2. Федеральный конституционный Закон от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон №145-ФЗ от 31.07.98 г.
4. Федеральный закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года №3877–1
5. Федеральный закон «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ.
6. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.07 г. №198-ФЗ.
7. Приказ Минфина России от 23 августа 2006 г. №107н.
8. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года».
9. Аналитическая записка «Анализ системы управления государственным долгом Российской Федерации». Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №6 (102) / 2006 год.
10. Аналитическая записка по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга Российской Федерации. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №1 (121) / 2008 г.
11. Иванова Е.Е. Управление внешним долгом Российской Федерации. Правовые аспекты.
12. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. ¾ М.: ЮНИТИ, 2002. ¾ 687 с.
13. Шохин С.О. Все зависит от того, как считать // Финансовый контроль. 2003. №2. С. 35.
14. Ковалишин Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. 2003. №2. С. 20.
15. http://www.cbr.ru – сервер Центрального Банка РФ. Проверено 12.02.2009
16. Государственные и муниципальные финансы / под ред. доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б., Юнити, М. 2007, 319 с
17. Финансы. Денежное обращение. Кредит / под ред. доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 639 с
18. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник, М., «Дашков и К», 2007, с. 151
Приложение 1
| на 1.01.2008 г. закон | на 1.01.2009 г. проект | на 1.01.2010 г. проект | на 1.01.2011 г. проект | ||||||||
| млрд. руб. | структура % | млрд. руб. | структура, % | млрд. руб. | структура % | млрд. руб. | структура, % | ||||
Государственный внутренний долг, всего, в том числе: | 1363,3 | 100 | 1824,7 | 100 | 2275,8 | 100 | 2856,8 | 100 | ||||
Государственные ценные бумаги Российской Федерации | 1244,7 | 91,3 | 1681,3 | 92,1 | 2079,8 | 91,4 | 2618,2 | 91,7 | ||||
Государственные гарантии | 113,6 | 8,3 | 137,8 | 7,6 | 190,1 | 8,3 | 232,5 | 8,1 | ||||
Прочая задолженность | 5,0 | 0,4 | 5,6 | 0,3 | 5,9 | 0,3 | 6,1 | 0,2 | ||||
Приложение 2
(млрд. долл. США)
1 января 2001 г. | 1 января 2002 г. | 1 января 2004 г. | 1 января 2005 г. | 1 января 2006 г. | 1 января 2007 г. | |
Органы государственного управления | 117,2 | 104,2 | 97,9 | 97,4 | 71,3 | 44,7 |
Федеральные органы управления | 116,0 | 103,2 | 96,7 | 95,7 | 70,1 | 43,2 |
Новый российский долг | 49,5 | 41,9 | 38,6 | 39,6 | 35,7 | 33,8 |
кредиты международных финансовых организаций | 7,0 | 7,0 | 6,6 | 6,2 | 5,6 | 5,4 |
МБРР | 6,8 | 6,7 | 6,3 | 5,7 | 5,1 | 4,8 |
прочие | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,7 |
прочие кредиты (включая кредиты стран – членов Парижского клуба кредиторов) | 8,4 | 6,3 | 4,9 | 4,2 | 3 | 2,6 |
ценные бумаги в иностранной валюте | 30,7 | 26,9 | 26,8 | 28,9 | 26,7 | 25,0 |
еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО | 8,0 | 7,1 | 7,7 | 7,3 | 4,9 | 4,7 |
еврооблигации, выпущенные при 2-й реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов | 1,4 | 1,4 | 16,8 | 18,6 | 19 | 19,3 |
облигации внутреннего государственного валютного займа – VI и VII транши и облигации государственного валютного займа 1999 г. | 20,5 | 17,4 | 2,4 | 3,0 | 2,8 | 1,0 |
ценные бумаги в российских рублях (ГКО-ОФЗ) | 0,7 | 1,0 | 0,1 | 0,0 | 0 | 0,5 |
прочая задолженность | 0,0 | 0,0 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 |
Долг бывшего СССР | 66,5 | 61,2 | 58,1 | 56,1 | 34,5 | 9,4 |
кредиты стран – членов Парижского клуба кредиторов | 39,0 | 36,3 | 42,7 | 43,3 | 22,2 | 0,6 |
задолженность перед бывшими социалистическими странами | 0,0 | 0,0 | 3,6 | 2,7 | 2,2 | 1,9 |
облигации внутреннего государственного валютного займа – III, IV, V транши | 14,6 | 11,5 | 1,4 | 1,9 | 2 | 3,3 |
прочая задолженность | 1,2 | 1,7 | 10,4 | 8,2 | 8,2 | 3,7 |
Субъекты Российской Федерации | 1,2 | 1,0 | 1,2 | 1,6 | 1,2 | 1,5 |
Органы денежно-кредитного регулирования | 12,0 | 9,7 | 7,8 | 8,2 | 11,0 | 3,9 |
кредиты | 11,8 | 9,5 | 7,5 | 7,5 | 10,2 | 3,0 |
наличная национальная валюта и депозиты | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
Банки (без участия в капитале) | 9,0 | 11,3 | 24,9 | 32,5 | 50,2 | 101,2 |
долговые обязательства перед прямыми инвесторами | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,4 |
кредиты | 2,6 | 2,9 | 12,9 | 19,8 | 34,5 | 67,8 |
текущие счета и депозиты | 4,2 | 5,5 | 9,6 | 9,7 | 12,4 | 27,8 |
долговые ценные бумаги | 0,8 | 1,5 | 1,2 | 1,8 | 1,8 | 3,3 |
прочая задолженность | 1,3 | 1,3 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,9 |
Прочие сектора (без участия в капитале) | 22,3 | 23,8 | 55,1 | 77,0 | 126 | 159,9 |
Всего | 160,5 | 149,0 | 185,7 | 215,1 | 258,5 | 309,7 |
Приложение 3
(млрд. руб.)
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Государственный долг, всего | 4430,2 | 4562,2 | 4190,2 | 3944,8 | 3076,8 | 2435,3 |
внутренний долг | 533,5 | 679,9 | 682,0 | 778,5 | 875,4 | 1064,8 |
внешний долг | 3896,7 | 3882,3 | 3508,2 | 3166,3 | 2201,4 | 1370,5 |
Внешний долг, в долл. США | 129,3 | 122,1 | 119,1 | 114,1 | 76,5 | 52,0 |
В% к ВВП, всего | 49,5 | 42,1 | 31,6 | 23,3 | 14,2 | 9,1 |
внутренний долг | 6,0 | 6,3 | 5,1 | 4,6 | 4,1 | 4,0 |
внешний долг | 43,5 | 35,8 | 26,5 | 18,7 | 10,1 | 5,1 |
Приложение 4
| на 1.01.2008 г. закон | на 1.01.2009 г. проект | на 1.01.2010 г. проект | на 1.01.2011 г. проект | ||||
| млрд. долл. США | структура % | ммлрд. дол. США | структура % | млрд. долл. США | структура % | млрд. дол. США | структура % |
Государственный внешний долг, всего | 46,7 | 100 | 43,3 | 100 | 43,9 | 100 | 45,0 | 100 |
Кредиты иностранных государств, МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц | 11,0 | 23,6 | 10,3 | 23,8 | 9,1 | 20,7 | 7,9 | 17,6 |
Государственные ценные бумаги РФ, номинированные в иностранной валюте | 32,8 | 70,2 | 29,5 | 68,1 | 28,0 | 63,8 | 26,7 | 59,3 |
Государственные гарантии в иностранной валюте | 2,9 | 6,2 | 3,5 | 8,1 | 6,8 | 15,5 | 10,4 | 23,1 |
[1] Государственные и муниципальные финансы / под ред. Доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б., Юнити, М. 2007, с. 140
[2] Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник, М., «Дашков и К», 2007, с. 151
[3] Финансы. Денежное обращение. Кредит / под ред. доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007, с. 287
[4] Аналитическая записка по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга Российской Федерации. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №1 (121) / 2008 г.
[5] Аналитическая записка по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга Российской Федерации. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №1 (121) / 2008 г.
[6] Аналитическая записка по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга Российской Федерации. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №1 (121) / 2008 г.
[7] Аналитическая записка «Анализ системы управления государственным долгом Российской Федерации». Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №6 (102) / 2006 год
[8] Аналитическая записка «Анализ системы управления государственным долгом Российской Федерации». Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №6 (102) / 2006 год
[9] Аналитическая записка по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга Российской Федерации. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №1 (121) / 2008 г.
[10] Аналитическая записка «Анализ системы управления государственным долгом Российской Федерации». Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №6 (102) / 2006 год.
[11] Шохин С.О. Все зависит от того, как считать // Финансовый контроль. 2003. N2. С. 35.
[12] Ковалишин Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. 2003. N2. С. 20.
[13] Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года»
Содержание
Введение
1. Сущность государственного долга, его составляющие, классификация
1.1 Определение, составляющие, классификация, нормативно – правовая база по вопросу государственного долга Российской Федерации
1.2 Внутренний государственный долг
1.3 Внешний государственный долг
2. Основные направления стабилизации и повышения эффективности государственного внутреннего и внешнего долга РФ
2.1 Текущее состояние государственного долга Российской Федерации
2.2 Управление государственным долгом
2.3 Обслуживание государственного долга
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.
С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.
С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.
Специфика долговых отношений, которые складываются в процессе привлечения, размещения государством дополнительных финансовых ресурсов физических лиц и организаций на принципах добровольности, срочности, возвратности и возмездности для покрытия дефицита бюджета, а также отношения по погашению государственных долговых обязательств заключается в том, что государство в этих отношениях всегда выступает в роли заемщика (должника) и / или гаранта.
Правительства часто управляют большими портфелями валютных резервов, их бюджетная позиция нередко подвергается значительному риску по условным обязательствам и последствиям плохого управления бухгалтерским балансом в частном секторе. Поэтому при любых финансовых кризисах, как порожденных внутренними проблемами банковского сектора страны, так и привнесенных извне в результате распространения мирового финансового кризиса, обоснованная политика управления государственным долгом, наряду с надежной макроэкономической политикой и регулированием, имеют решающее значение для ограничения человеческих и производственных издержек, вызываемых такими кризисами.
Необходимо выделить вопросы, которые не могут быть решены исключительно за счет надежного управления долгом. Оно не заменяет взвешенную макроэкономическую и налогово-бюджетную политику, и его одного недостаточно, чтобы гарантировать надежную защиту страны от экономических и финансовых потрясений. Следует подчеркнуть необходимость надежной основы макроэкономической политики, характеризующейся адекватным режимом валютного курса; основ денежно-кредитной политики, надежно ориентированной на достижение стабильности цен; экономически приемлемых уровней государственного долга; устойчивой внешней позиции, а также финансовой системы, за которой осуществляется надлежащий надзор. Такая основа представляет собой важный фактор, способствующий появлению у участников финансового рынка уверенности в том, что они могут вкладывать средства в государственные ценные бумаги с минимальным уровнем неопределенности.
Таким образом, наличие этих основ является важным предварительным условием в создании такой структуры долга, которая отражает предпочтения органов государственного управления, касающиеся желаемого соотношения между риском и затратами, и в целом помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим и финансовым потрясениям.
Целью настоящей контрольной работы является изучение классификации, структуры, системы управления государственным долгом Российской Федерации. Для этой цели были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, результаты контрольных мероприятий Счетной палаты, а также иные материалы по этой теме.
Сущность государственного долга, его составляющие, классификация
Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.