Учет расходов на реализацию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Д-т сч. 43 К-т сч. 20, 23, 29.

Отгрузка готовой продукции покупателям производится, как правило, в соответствии с договорами поставок. Отдел маркетинга (сбыта) предприятия ведет оперативный учет отгрузки и контроль за выполнением договоров поставок. Все документы (товарно-транспортные накладные, приемо-сдаточные акты) по отгруженной готовой продукции, выполненным работам и оказанным услугам передаются в бухгалтерию или финансовый отдел, где выписываются платежные документы (счета-фактуры, платежные требования) на имя покупателя.

Продукция считается отгруженной с момента отпуска ее со склада до оплаты покупателями.

При заключении договора между поставщиком и покупателем делается оговорка о франко-месте, до которого все расходы по отгрузке продукции несет поставщик, исходя из чего формируются фактурные цены, т.е. цены, которые будут указаны в счете-фактуре.

Различают следующие их виды:

1. Франко-склад поставщика – все расходы, связанные с отгрузкой и доставкой продукции, возмещает покупатель и, как следствие, поставщик включает их в платежное требование.

2. Франко-станция отправления – расходы, связанные с перевозкой продукции от склада до станции несет поставщик, а расходы, связанные с погрузкой продукции в вагоны и железнодорожный тариф, производятся за счет покупателя.

3. Франко-вагон станция назначения – все расходы по погрузке и перевозке продукции до станции назначения несет поставщик, а со станции назначения – возмещается покупателем.

4. Франко-склад покупателя – поставщик несет все расходы по транспортировке готовой продукции.

При отражении реализации на момент предъявления покупателям платежно-расчетных документов за отгруженную продукцию на основании предъявленных к оплате платежных документов составляются записи:

На фактическую производственную себестоимость отгруженной и реализованной продукции

Д-т сч. 90/4 К-т сч. 43

2) На стоимость продукции по отпускным ценам реализации с НДС

Д-т сч. 62 К-т сч. 90/1

Учет выполненных работ, оказанных услуг ведется аналогично, но списание их фактической себестоимости производится непосредственно со счетов 20, 23.

 

 

2. Расходами на реализацию называются расходы, связанные со сбытом и реализацией продукции. Вместе с производственной себестоимостью эти расходы составляют полную себестоимость продукции.

К коммерческим расходам относят расходы на доставку продукции к месту отправления, ее погрузку, разгрузку, комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и посредническим предприятиям, рекламные расходы, дилерские расходы, расходы на хранение, подработку, подсортировку продукции, расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции, другие расходы, связанные со сбытом продукции (работ, услуг).

Для обобщения информации о расходах, связанных с реализацией продукции, предназначен синтетический активный счет 44 «Расходы на реализацию». Расходы на реализацию, отражаются в бухгалтерском учете следующими записями:

1) на стоимость тары и упаковки, использованных на складе готовой продукции для упаковки готовой продукции

Д-т сч. 44/1 К-т сч. 10

2) на фактическую себестоимость оказанных услуг цехами вспомогательных производств (например, услуги транспортного цеха по перевозке продукции)

Д-т сч. 44/1 К-т сч. 23

3) на оплаченные через кассу (или со счетов) работы и услуги, связанные с реализацией продукции

Д-т сч. 44/1 К-т сч. 50, 51, 52, 55

4) на суммы начисленной заработной платы рабочим за погрузочно-разгрузочные работы

Д-т сч. 44/1 К-т сч. 70

5) на суммы отчислений от начисленной заработной платы рабочим за погрузочно-разгрузочные работы в соответствии с законодательством

Д-т сч. 44/1 К-т сч. 69, 76-2

6) на стоимость оплаченных подотчетными лицами услуг по отгрузке

Д-т сч. 44/1 К-т сч. 71

По окончании месяца расходы на реализацию, списываются для включения в себестоимость реализованной продукции следующей записью:

Д-т сч. 90/6 К-т сч. 44/1.

Аналитический учет расходов на реализацию при полной журнально-ордерной форме ведется в ведомости № 15 в разрезе статей установленной номенклатуры.

 



Таблица 3 -Корреспонденция счетов, отражающая начисленную амортизацию по основным средствам

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Дебет Кредит
1. Начислена амортизация основных средств вспомогательного производства 23 02-1
2. Начислена амортизация основных средств общепроизводственного характера 25 02-1
3. Начислена амортизация основных средств заводоуправления 26 02-1
4. Начислена амортизация основных средств обслуживающих производств и хозяйств 29 02-1
5. Начислена амортизация основных средств, связанных с реализацией готовой продукции 44/1 02-1
6. Начислена амортизация основных средств некоммерческого характера 90/10 02-1

 

       Пример расчета амортизации за месяц при линейном способе: Приобретен воздушный компрессор стоимостью 12617500 руб. со сроком полезного использования 13 лет. Годовая норма амортизации 7,69% (100:13). Годовая сумма амортизационных отчислений составит 970286 руб. (12617500 х7,69 : 100).

Нелинейный способ заключается в неравномерном (по годам) начислении организацией амортизации в течение срока полезного использования объекта основных средств или нематериальных активов. Годовые нормы начисления амортизации в первом и каждом из последующих лет совпадают.

При нелинейном способе годовая сумма амортизационных отчислений рассчитывается методом суммы чисел лет либо методом уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения от 1 до 2,5 раза. Нормы начисления амортизации в первом и каждом из последующих лет срока применения нелинейного способа могут быть различными.

Метод суммы чисел лет: Приобретен компьютер стоимостью 1739880 руб. со сроком полезного использования 5 лет. Сумма чисел лет срока полезного использования составляет 15 лет. Расчет может производиться двумя способами:

сложением суммы чисел лет (1+2+3+4+5=15);

используя формулу:

               СЧЛ=Спи х (Спи + 1):2, где                                           

СЧЛ – сумма чисел лет выбранного организацией самостоятельно в пределах установленного диапазона срока полезного использования объекта;

Спи – выбранный организацией самостоятельно в пределах установленного диапозона срок полезного использования объекта;

СЧЛ=5х6:2=15

В первый год эксплуатации указанного объекта будет начислена амортизация в размере 5:15 или 33,3%, что составит 579960 руб. (1739880х5:15);

Во второй год – 4/15, что составит 463968 р. (1739880х4:15);

В третий год – 3/15, что составит 347976 р. (1739880х3:15);

В четвертый год – 2/15, что составит 231984 р.(1739880х2:15);

В пятый год – 1/15, что составит 115992 р. (1739880х1:15).

Общая сумма начисленной амортизации в течение срока полезного использования компьютера составит 1739880 р. (579960+463968+347976 + 231984 +115992).

Обратный метод суммы чисел лет заключается в определении годовой суммы амортизационных отчислений исходя из амортизируемой стоимости объектов основных средств и нематериальных активов и отношения, в числителе которого - разность срока полезного использования и числа лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, увеличенная на 1, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования.

При использовании метода уменьшаемого остатка годовая сумма начисленной амортизации рассчитывается исходя из определяемой на начало отчетного года недоамортизированной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента ускорения (от 1 до 2,5 раза), принятого организацией.

Метод уменьшаемого остатка: Приобретен компьютер амортизируемой стоимостью 1739880 р. со сроком полезного использования в течение 5 лет. Годовая норма амортизационных отчислений – 40% (норма амортизации 20%, исчисленная исходя из срока полезного использования, увеличивается на коэффициент ускорения 2). В первый год эксплуатации годовая сумма амортизационных отчислений определяется, исходя из амортизируемой стоимости, и составит 695952 руб. (1739880х40:100);

Во второй год эксплуатации амортизация начисляется от разницы между амортизируемой стоимостью компьютера (1739880 р.) и суммой амортизации, начисленной за первый год эксплуатации (695952 р.) и составит 417571 р. (1043928х40:100);

В третий год эксплуатации амортизация начисляется от разницы между амортизируемой стоимостью компьютера (1739880 р.) и суммой амортизации, начисленной за первый и второй годы эксплуатации (695952+417571) и составит 250543 р. (626357х40:100);

В четвертый год эксплуатации амортизация начисляется от разницы между амортизируемой стоимостью компьютера (1739880 р.) и суммой амортизации, начисленной за первый-третий годы эксплуатации (695952.+417571+250543), и составит 150326 р (375814х40:100);

В пятый (последний) год эксплуатации амортизация представляет собой разницу между амортизируемой стоимостью компьютера (1739880 р.) и суммой амортизации, начисленной за первый-четвертый годы эксплуатации (695952+417571+250543+150326), и составит 225488 р.    

Производительный способ начисления амортизации объекта основных средств или нематериальных активов заключается в начислении организацией амортизации, исходя из амортизируемой стоимости объекта и отношения натуральных показателей объема продукции (работ, услуг), выпушенной (выполненных) в текущем периоде, к ресурсу объекта.

Амортизационные отчисления рассчитываются производительным способом в каждом отчетном году по формуле :

                                              

где АОt – сумма амортизационных отчислений в году t;

  АС – амортизируемая стоимость объекта;

  ОПРt – прогнозируемый в течение срока эксплуатации объекта объем продукции (работ, услуг) в году t;

  t=1, … n – годы срока полезного действия объекта.

Месячная норма амортизации при линейном и нелинейном способах ее начисления составляет 1/12 ее годовой нормы с месяца начала начисления амортизации.

Пример расчета амортизации производительным способом: приобретен объект амортизируемой стоимостью 150500000 р. Прогнозируемый в течение срока эксплуатации объекта объем продукции – 250 тыс. ед. выпущено за отчетный месяц 5 тыс.ед. Амортизация на единицу продукции – 602 р. (150500000:250000). Амортизационные отчисления за отчетный месяц 3010000 руб. (602х5000).

Начисленная амортизация за отчетный период должна оформляться расчетом амортизации основных средств

 

 

8. Переоценка основных средств проводится по постановлению правительства в целях приведения их стоимости в соответствии со складывающимся уровнем цен. Проводят ее по состоянию на 1 января. При переоценке изменяется первоначальная стоимость (после переоценки она называется переоцененной), остаточная и сумма амортизации. Переоценненная стоимость, установленная при переоценке, считается первоначальной стоимостью после отражения ее в бухгалтерском учете.

Переоценненная стоимость объектов основных средств определяется по усмотрению организации одним из методов:

- методом прямого пересчета стоимости объекта в цены, сложившиеся на конец отчетного года на новые аналогичные объекты, подтвержденные документально;

- методом индексации первоначальной стоимости с применением коэффициентов пересчета стоимости основных средств, дифференцированных по группам основных средств и периодам ввода в эксплуатацию;

- переоценненная стоимость импортируемых основных средств, по усмотрению организации может быть определена либо методом прямого пересчета или индексным методом либо путем пересчета первоначальной стоимости в иностранной валюте по курсу Национального банка РБ на 31 декабря отчетного года.

Для оформления результатов переоценки основных средств составляет ведомость переоценки основных средств.

Инвентаризация объектов основных средств и немате­риальных активов проводится с целью контроля их со­хранности, уточнения оценки и выявления неиспользуе­мых предметов, которые могут быть проданы, другим ор­ганизациям или списаны по актам в связи с непригоднос­тью для дальнейшего использования. Сроки проведения инвентаризации основных средств определяются руко­водителем организации, собственником имущества или уполномоченным им органом. Обычно инвентаризацию объектов основных средств проводят во время их пере­оценки.

Инвентаризация проводится в соответствии с Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 г. №180. Инвентаризацию проводит комиссия, назначенная приказом (распоряжением) руководителя организации. В состав инвентаризационной комиссии включают специ­алиста технической службы организации (инженера, ме­ханика и т.п.). До начала инвентаризации основных средств комиссии необходимо проверить наличие и состояние инвентарных карточек (книг), описей и других регистров аналитическо­го учета, технических паспортов и документации, под­тверждающих право собственности на основные средства, а также правильность оформления документов на объек­ты, принятые или сданные в аренду. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости, объектов природных ресурсов, земельных участков комиссия обра­щает внимание на наличие документов, подтверждающих право собственности на эти объекты.

Инвентаризационная комиссия проводит осмотр всех объектов и регистрацию их в описи. В описи указывают полное наименование и назначение объектов, их инвен­тарные номера, основные технические (эксплуатацион­ные) показатели и стоимость.

Одновременно с инвентаризацией собственных основ­ных средств проверяют объекты, находящиеся на ответ­ственном хранении и арендованные. По ним составляют отдельные описи, в которых дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответствен­ное хранение или в аренду. Такие объекты учитывают по инвентарным номерам, присвоенным арендодателем.

Результаты инвентаризации основных средств определяют по данным сличительной ведомости. В учете их отражают в следующем порядке: из­лишки приходуют, а недостачу взыскивают с виновных лиц. По сличительной ведомости вносят исправительные записи в инвентарные карточки учета основных средств.

Корреспонденция счетов по учету результатов инвента­ризации основных средств приведена в таблице 4.

Таблица 4- Корреспонденция счетов бухгалтерского учета результатов переоценки и инвентаризации основных средств

Содержание операций

Корреспонденция

счетов

дебет кредит
Учтены результаты переоценки основных средств 01 83 83 02
Оприходованы излишки основных средств 01 91-1
Отражена недостача (порча) основных средств:    
остаточная стоимость 94 01
начисленная амортизация 02 01
Списана недостача (порча) основных средств: на виновных лиц по остаточной стоимости 73 94

 



Таблица 12 -Корреспонденция счетов бухгалтерского учета кредитов

 

Содержание операции

Корреспонденция счетов

дебет кредит
Кредитные средства зачислены на счета в банке Оплачены счета поставщиков за счет кредита банка Начислены проценты по краткосрочным и долгосрочным кредитам : по кредитам на приобретение основных средств Погашение задолженности банку по полученным кредитам и процентам 51, 52 60   91 08 66, 67 66, 67 66, 67   66, 67 66, 67, 51

 

Аналитический учет по счетам 66 “Расчеты по краткосрочным кредитам и займам” и 67 “Расчеты по долгосрочным кредитам и займам” ведется по каждому кредитному договору на основании выписок банка.

 


Вопросы к экзамену

по учебной дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет в промышленности»

1. Документальное оформление и методика учета движения готовой продукции.

2. Методика учета расходов на реализацию.

3. Особенности учета готовой продукции в условиях автоматизированной обработки данных.

4. Характеристика вложений в долгосрочные активы, их классификация, задачи и принципы учета.

5. Учет затрат на создание долгосрочных нефинансовых активов.

6. Учет затрат на приобретение долгосрочных нефинансовых активов.

7. Особенности учета вложений в долгосрочные активы в условиях автоматизированной обработки данных.

8. Сущность, оценка, учет изменения стоимости, методика учета поступления и выбытия инвестиционной недвижимости.

9. Состав, классификация, оценка и учет изменения стоимости основных средств.

10. Документальное оформление и методика учета поступления основных средств.

11. Документальное оформление и методика учета выбытия основных средств.

12. Виды и методика учета ремонтов основных средств.

13. Организация учета и контроля сохранности основных средств.

14. Учет долгосрочных активов, предназначенных для реализации.

15. Особенности учета основных средств в условиях автоматизированной обработки данных.

16. Сущность, классификация, оценка и учет изменения стоимости нематериальных активов.

17. Документальное оформление и методика учета поступления нематериальных активов.

18. Документальное оформление и методика учета выбытия нематериальных активов.

19. Методы и способы начисления амортизации. Учет сумм амортизации основных средств и нематериальных активов.

20. Особенности учета нематериальных активов на производство в условиях автоматизированной обработки данных.

21. Документальное оформление и учет денежных средств в кассе.

22. Документальное оформление и учет денежных средств на расчетных счетах в банке.

23. Документальное оформление и учет денежных средств на валютных счетах в банке.

24. Особенности учета кассовых операций в условиях автоматизированной обработки данных.

25. Особенности учета денежных средств на расчетных и валютных счетах в условиях автоматизированной обработки данных.

26. Учет расчетов по претензиям.

27. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками,

28. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.

29. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

30. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям.

31. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

32. Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.

33. Учет расчетов с подотчетными лицами.

34. Учет расчетов с учредителями.

35. Особенности учета расчетных операций в условиях автоматизированной обработки данных.

36. Учет расчетов по краткосрочным кредитам и займам.

37. Учет расчетов по долгосрочным кредитам и займам.

38. Особенности учета кредитов и займов в условиях автоматизированной обработки данных.

 


Учет расходов на реализацию.

 

1. Готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам, принятые на склад или заказчиком и снабженные сертификатом качества.

Готовая продукция составляет основную часть продукции предприятия. Кроме того, в состав объема продукции включаются также отпущенные на сторону полуфабрикаты собственного производства, выполненные работы и оказанные услуги промышленного характера как своим непромышленным производствам, так и сторонним организациям. Готовая продукция в основном предназначена для реализации на сторону, но часть ее может использоваться внутри предприятия.

Важное значение для правильной организации учета движения готовой продукции имеет разработка ее номенклатуры, т.е. перечня наименований видов продукции, производимой в данной организации. За основу его составления берется классификация готовых изделий по определенным признакам: маркам, фасонам, артикулам, размерам, сортам и т.д.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» готовая продукция должна оцениваться в бухгалтерском учете и отчетности по фактической производственной себестоимости. Фактическую производственную себестоимость готовой продукции можно определить только по окончании отчетного месяца. Поэтому в текущем учете оценку готовой продукции производят по учетным ценам, в качестве которых могут выступать: плановые, свободные отпускные, свободные розничные цены. При этом плановые цены могут разрабатываться исходя из среднегодовой или среднеквартальной плановой производственной себестоимости.

При учете готовой продукции в течение отчетного месяца по учетным ценам отдельно выделяются отклонения фактической производственной себестоимости от этих цен. Указанные отклонения учитываются по однородным группам готовой продукции.

Процент отклонений определяется по следующей формуле:        

где  – сумма отклонений на остаток готовой продукции на складе на начало месяца;  – сумма отклонений по продукции, поступившей на склад в течение отчетного месяца;  – остаток готовой продукции на складе на начало отчетного месяца по учетным ценам;  – поступление на склад из производства готовой продукции в течение отчетного месяца по учетным ценам. 

Отклонения учитывают на тех же счетах, что и готовую продукцию. При этом экономия записывается методом «красное сторно», а перерасход – дополнительной проводкой.

Для учета готовой продукции на складе предназначен активный синтетический счет 43 «Готовая продукция». Начальное сальдо счета 43 показывает фактическую себестоимость остатка готовой продукции на складах на начало месяца, оборот по дебету – фактическую себестоимость выпущенной из производства и возвращенной покупателями на склад продукции за месяц, а оборот по кредиту – фактическую себестоимость отгруженной (реализованной) в отчетном месяце покупателям продукции.

Готовые изделия, приобретенные для комплектации (стоимость которых не включается в себестоимость выпускаемой продукции предприятия) или в качестве товаров для продажи, учитываются отдельно на счете 41 «Товары».

Если готовая продукция полностью направляется для использования на самом предприятии, то она может не приходоваться на счет 43 «Готовая продукция», а учитываться на счете 10 «Материалы» и других аналогичных счетах в зависимости от назначения этой продукции.

Сдача готовых изделий из производства на склад оформляется приемо-сдаточными накладными, в которых указывается цех, сдающий продукцию, склад, принимающий ее, номенклатурный номер, наименование, единица измерения, количество и другие реквизиты, являющимися, как правило, бланками строгой отчетности.

Оказанные услуги и выполненные работы оформляются приемо-сдаточными актами.

В бухгалтерии на основании приемо-сдаточных накладных ведут накопительные ведомости выпуска готовой продукции за месяц.

Непосредственно на складе учет готовой продукции осуществляется аналогично учету материалов, т.е. в карточках складского учета или книгах количественно-сортового учета.

Все первичные документы, оформленные реестром, ежедневно или один раз в несколько дней материально ответственные лица сдают в бухгалтерию. При сальдовом методе связь количественно-сортового учета готовых изделий на складе с их суммовым учетом в бухгалтерии осуществляется с помощью ведомости учета остатков продукции на складе. В конце месяца кладовщик из карточек складского учета проставляет в ведомости остатки готовой продукции в количественном выражении по каждому номенклатурному номеру. Затем ведомость передают в бухгалтерию, где остатки таксируют и подсчитывают их суммы.

В бухгалтерии ведут ведомость выпуска готовой продукции в натуральном и суммовом выражениях, а также при полной журнально-ордерной форме – ведомость № 16, в которой в разделе 1 «Движение готовых изделий в ценностном выражении» ведомости № 16 отражается движение готовой продукции на складе по учетным ценам и фактической себестоимости по однородным группам продукции. Здесь определяется удельный вес фактической себестоимости остатка и поступившей из производства продукции в их стоимости по учетным ценам.

На фактическую производственную себестоимость выпущенной готовой продукции составляется бухгалтерская запись:

Д-т сч. 43 К-т сч. 20, 23, 29.

Отгрузка готовой продукции покупателям производится, как правило, в соответствии с договорами поставок. Отдел маркетинга (сбыта) предприятия ведет оперативный учет отгрузки и контроль за выполнением договоров поставок. Все документы (товарно-транспортные накладные, приемо-сдаточные акты) по отгруженной готовой продукции, выполненным работам и оказанным услугам передаются в бухгалтерию или финансовый отдел, где выписываются платежные документы (счета-фактуры, платежные требования) на имя покупателя.

Продукция считается отгруженной с момента отпуска ее со склада до оплаты покупателями.

При заключении договора между поставщиком и покупателем делается оговорка о франко-месте, до которого все расходы по отгрузке продукции несет поставщик, исходя из чего формируются фактурные цены, т.е. цены, которые будут указаны в счете-фактуре.

Различают следующие их виды:

1. Франко-склад поставщика – все расходы, связанные с отгрузкой и доставкой продукции, возмещает покупатель и, как следствие, поставщик включает их в платежное требование.

2. Франко-станция отправления – расходы, связанные с перевозкой продукции от склада до станции несет поставщик, а расходы, связанные с погрузкой продукции в вагоны и железнодорожный тариф, производятся за счет покупателя.

3. Франко-вагон станция назначения – все расходы по погрузке и перевозке продукции до станции назначения несет поставщик, а со станции назначения – возмещается покупателем.

4. Франко-склад покупателя – поставщик несет все расходы по транспортировке готовой продукции.

При отражении реализации на момент предъявления покупателям платежно-расчетных документов за отгруженную продукцию на основании предъявленных к оплате платежных документов составляются записи:

Дата: 2019-04-23, просмотров: 230.