Выбор пути на морских участках
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выбор пути выполняется на основании анализа всех условий плавания с учётом осадки судна, его мореходных качеств и эксплуатационных требований.

Выбираемый путь должен удовлетворять правовым ограничениям, обеспечивать навигационную безопасность плавания и предотвращения угрозы столкновения с другими судами. Среди вариантов, удовлетворяющих этим требованиям, выбирается наиболее экономичный путь.

Часто скорость судна не зависит от выбора того или иного пути, и найвыгоднейшый путь судна из одной точки в другую совпадает с кратчайшим расстоянием между точками. На поверхности сфероида кратчайшей линией между двумя точками является геодезическая линия ,совпадающая на сфере с дугой большого круга .Поэтому при больших переходах целесообразно идти по дуге большого круга (ДБК)- ОРТОДРОМИИ.

Поетому имея всю информацыю для выбора найвыгоднейшего пути судоводитель принимает решение с учетом гидрометеорологических условий как безопасно провести судно с одной точки в другую.



Подготовка технических средств навигации.

Таблица 1.13 - Точностные характеристики технических средств навигации

Тип, Марка ТСН Условия Измеряемый параметр СКП Одного измерения Модуль градиента параметра
Радиопеленгатор «Рыбка -М» Днем, ночью визир Радиопеленг пеленг ± 1,0° ± 2,1° D = 1
ПИ РНС КПИ – 5Ф Измерение радионавигац. параметров ±0,1-0,3 мкс  
Вспомогательная РЛС «МИУС» Эл. визир Шкалы 4 8 Шкалы 8 12 Пеленг Дистанция Дистанция ±1,2°  ± 1,2 % от Д ±1,0 % от Д D = 1
Основная РЛС «Печора » Эл. визир Шкалы 4 8 Шкалы 8 12 Пеленг Дистанция Дистанция ±0,7° ±1,0 % Д ± 0,7 % Д D = 1
Гирокомпас «ВЕГА» Курс Пеленг  1°  
Лаг «МГЛ-25М» 0 5 уз. Более 5 уз. Скорость Скорость 0,1 уз 0,3 уз  
Магнитный комп. «КМО-Т» КУРС ПЕЛЕНГ ± 1,5°    
Спутниковая навигационная система GPS -«ГЛОНАСС» контроль движения (скорость, пройденное расстояние) местоположе-ния дистанция до точки поворота ±30 м ±5 м (в дифференциальном режиме)    
Эхолот «НЭЛ -5» До 5 м 5 10 м 10 20 м Более 20 м Глубина Глубина Глубина Глубина ± 0 м. 0,3 м 0,7 м 0,9 м  

 

Подготовка судовых технических средств навигации к работе в рейсе выполняется в соответствии с инструкцией по их эксплуатации. С приходом аппаратуры в рабочее состояние, проверяются ее технические параметры. Аппаратура считается в рабочем состоянии, если ее параметры в рабочем режиме соответствуют техническим условиям завода-изготовителя, устанавливаются или уточняются поправки приборов. Также приборы укомплектовываются ЗИПом (обязательно).

Рабочее состояние технических средств проверяется следующим образом:

для гирокомпаса – постоянством контрольных пеленгов береговых ориентиров, если за время стоянки он не выключается;

для приемоиндикатора СНС – наличием индикации данных о последних обсервациях;

для приемоиндикатора РНС- постоянством отсчетов навигационного параметра.

В печатающих устройствах проверяется наличие бумаги, включаются тумблеры датчиков и видов печати, делается контрольная распечатка, устанавливается выбранный интервал печати для портовых вод. Кроме того, устанавливаются показания времени курсографа, делается контрольная распечатка, на курсограме делается отметка времени.

Проверяется наличие времени, бумага в эхолоте и при необходимости устанавливается сигнализация опасной глубины. Выбираются датчики информации навигационного комплекса или видеопрокладчиков, очищается оперативная память ЭЦВМ.

Включается сигнализация автоматического контроля для удержания судна в заданной полосе движения.

Ограничения характерные для технических средств и способов навигации.

Магнитный компас. Недостатком магнитного компаса является то, что девиация меняется с изменением широты района плавания и перевозимым грузом. Правильность табличных значений девиаций контролируется путём сличения показаний магнитного и гироскопических компасов. Девиация уничтожается по необходимости (с обязательным составлением таблицы девиации), как правило, не реже одного раза в год. Остаточная девиация у главного магнитного компаса не должна превышать - 3°, а у путевого - 5°.

Гироазимуткомпас. Основным недостатком гироазимуткомпаса является возможность неожиданного ухода из меридиана, в режиме «Гирокомпаса», при маневрировании. Достоверность информации гирокомпаса следует систематически контролировать путём сличения его показаний с показаниями магнитного компаса. Сличения выполняются каждый час, а при приближении к опасности – чаще. Также, для того чтобы избежать неожиданный уход из меридиана, необходимо переключить на режим «Гироазимута», перед началом маневрирований. Постоянная поправка гироазимуткомпаса определяется после: длительной стоянки судна; ремонта периферийных приборов; выявления изменения поправок; периодически, во время плавания судна. Расхождение времени по курсограмме не должно превышать 10 минут за вахту. Если при разовом определении поправки в рейсе её величина отличается от учитываемой более чем на 2° или средняя величина 4 – 5-ти определений поправок отличается от постоянной поправки более чем на 1°, следует принять меры к выяснению причин такого расхождения.

Лаг. Лаг как и всякий прибор дает показания с некоторой ошибкой. Для того чтобы измерить действительное расстояние с помощью лага, пройденное судном, показания лага следует исправлять соответствующей поправкой. Поправка лага называется величина выраженная в процентах, и служащая для перехода от расстояния, показанного лагом, к фактически пройденному судном расстоянию относительно воды.

Радиолокационная станция. РЛС имеет большие систематические погрешности угломерного устройства. Также недостатком РЛС является значительный разброс дальности обнаружения объектов в зависимости от гидрометеоусловий и наличия теневых секторов. Если теневые секторы находятся впереди траверза, необходимо периодически отворачивать с курса для их просмотра. Поправки угломерного и дальномерного устройства определяются на стоянке судна по точечным ориентирам. Радиодевиация определяется и компенсируется не реже одного раза в год.

Эхолот. Поправка эхолота определяется путём сличёния глубин измеренных эхолотом с глубинами, измеренными ручным лотом по обоим бортам судна в районе установки вибраторов. Перед измерением глубин проверяют частоту вращения исполнительного двигателя эхолота и размеренность ручного лота.

Хронометр. По последовательным значениям поправок хронометра ежесуточно вводится ход хронометра, который не должен превышать 4-х секунд при суточной вибрации хода до 2,5-й секунд. Ход секундомера проверяется по хронометру. Часы и лента риверсографа согласовываются с хронометром один раз в сутки. Допустимое расхождение не более 20 секунд.

Приёмоиндикаторы РНС. Правильность информации приёмоиндикатора РНС контролируется обсервациями, периодически выполняемыми с помощью других технических средств. При этом возможно проверка индикатора каждого канала РНС путём определения линий положения, параллельных изолиний радионавигационного параметра нанесённых на радионавигационную карту.

Приёмоиндикаторы СНС. В приёмоиндикаторах СНС точность спутниковой обсервации зависит от различая систем координат, в которых работает СНС и составлена навигационная карта.

Обслуживание судового навигационного оборудования включает в себя комплекс мероприятий направленных на обеспечение в период навигации постоянной готовности к действию «безотказной работе».

При внешнем техническом осмотре проверяют состояние и исправность дверок, блокировок, крепления, окраски и амортизации.

При внутреннем осмотре проверяют состояние и исправность монтажных проводов, и их крепление, механической прочности, деталей узлов, и блоков систем, контактов поверхностей и остальных разъемов.

Во время технических осмотров, выполняемых при включенной аппаратуре, проверяют соответствие показаний всех измерительных приборов номинальным значениям, контролируют исправность ламп и полупроводниковых приборов.



Проектирование перехода

 

Подъём карт

 

При подъёме карт выполняется как минимум следующее:

- обводятся красным карандашом опасные для данного судна изобаты и отдельные опасности с учётом его осадки, приливоотливных и сгонно-нагонных колебаний уровня моря;

- наносятся границы территориальных вод, запретных для плавания и постановки на якорь районов и районов действия местных правил;

- приводится к году правил магнитное склонение;

- пересчитываются для высоты мостика своего судна и отличаются на карте дугами окружностей от маяков дальность видимости огней маяков;

- намечаются приметные ориентиры для визуальных и радиолокационных обсерваций;

- отмечаются границы действия радиомаяков вдоль пути судна, надписываются их позывные и частоты;

- предвычисляются и отмечаются вдоль линии пути сведения об освещённости.

 

Предварительная прокладка

 

После изучения и анализа всех условий плавания выполняется предварительная прокладка. Такая прокладка вначале производится на генеральных картах, что даёт общую ориентировку и позволяет наметить протяжённость и продолжительность плавания по участкам, выявить место и время прохождения сложных и опасных участков, где потребуется временная вахта на мостике. После окончания работы на генеральных картах предварительную прокладку переносят на путевые и частые карты с выполнением необходимых расчётов, результаты которых заносятся в таблицу:

 

Таблица 2.1 – Предварительные расчёты перехода

п/п

ИК

Плавание

S мили

V (уз)

Время

На курсе

Точки поворота

Ориентир, ИП (Д)

в момент поворота

Т оп. Т суд. φс.(N) λc(Е)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1

Выход из порта

15.00 01.09. 2006 45°02,0 35° 24,2 Мк Феодосийский 125 ° (0,8)
3 166° 6,3 9.0 00.42 15.42 44° 58,0 35° 30,0 Мк Ильи 291° (5,9)
  232º 350 9,0 38.53 06.35 03.09. 2006 41 °18,0 29° 08,0 Мк Румели 1930/15,0
  194° 6,0 9.0 00.40 07.15 41°14,0 29° 08,0 Мк Румели 2700/0,9 Мк Анадолу 1380/1,3
  210° 2,0 9,0 00.13 07.28 41°12,3 29°07,5 Мк Филь 1230/0,4 Мк Чалы 3030/0,4
  223° 1,9 9,0 00.12 07.40 41° 10,9 29 °05,0 Мк Дикиликия 3030/0,2 Мк Кавак 1330/0,3
  219° 1,9 9,0 00.12 07.52 41°09,4 29°03,5 Мк Бююкдере 2950/0,6 Мк Мола 1280/0,8
  180 ° 0,55 9,0 00.04 07.56 41°08,9 29°03,5 Мк Мола 900/0,7 Мк Киреч 2240/0,2
  146° 1,9 9,0 00.12 08.08 41°07,4 29°04,8 Мк Еникей 2770/0,2 Мк Гюмюшсую760/0,9
  218° 1,5 9,0 00.09 08.17 41°06,3 29°03,6 Мк Канлиджа 1000/0,3
  180° 1,1 9,0 00.07 08.24 41°05,0 29°03,6 Мк Ашыян 2650/0,2
  225° 0,6 9,0 00.04 08.28 41°04,5 29°03,0 Мк Кандиллии1020/0,3 Мк Бебек 3120/0,2
  180° 0,4 9,0 00.03 08.31 41°04,1 29°03,0 Мк Кандиллии 740/0,3 Мк Акынты 2600/0,2
  207° 1,2 9,0 00.08 08.39 41°03,0 29°02,3 Мк Дефтердар2830/0,3 Мк Бейлербейн 1550/0,4
  232° 2,4 9,0 00.16 08.55 41°01,6 28°59,7 Мк Салыпазары 3060/0,4 Мк Кызкулеси 1200/0,4
  184° 1,8 9,0 00,12 09.07 40°59,6 28°59,5 Мк Инджи 1020/1,1 Мк Ахыркапы 3430/0,7
  182° 6,7 9,0 00,45 09.52 40°55,2 28°52,8 Мк Емилькей 322 ° (3,0)
  255° 78,0 9,0 08.40 18.32 40°46,2 27°37,0 Мк Домуз 170.5° (6,0)
  245° 31,0 9,0 03.27 21.59 40°25,9 26°44,6 Мк Гелиболу 246°(3.0)
  232.5° 3,3 9,0 00,22 22.21 40°23,9 26°41,2 Мк Гелиболу 348° (0,8)
  219° 6.4 9,0 00,43 23.04 40°18,2 26°36,0 Мк Каракова 300° (0,6)
  230° 8,2 9,0 00,55 23.59 40°13,6 26°22,8 Мк Акбаш 258° (1,8)
  243° 4.2 9,0 00.28 00.27 04.09. 2006 40°11,6 26°22,8 Мк Эджедбад 244° (1.4)
  174° 3.3 9,0 00,22 00.49 40°08,5 26°23,2 Мк Намазгях 312° (0.4)
  226° 5.8 9,0 00.39 01.28 40°04,2 26°17,8 Мк Каранфиль 26° (1.6)
  236° 7,2 9,0 00.48 02.16 40° 01,9 26 °12,5 Мк Кумкале 194/°1,5
  268° 9,9 9,0 01.06 03.22 40° 01,5 26 °00,0 Мк Тавшан 150°/6,0
  208° 142 9,0 15.53 19.15 37° 55,0 24 °33,0 Мк Мандилли 318°/1,4
  225° 20,0 9,0 02.13 21.28 37° 41,7 24° 17,1 Мк Айос-Николайос 140°/2,1
  211° 90,0 9,0 10.00 07.28 05.09. 2006 36° 25,5 23° 17,4 Мк Малеас 290/°4,5
  264° 39,5 9,0 04.23 11.51 36° 20,0 22° 18,0 Мк Тенарон 76°/12,0
  286º 350 9,0 38.53 02.44 07.09. 2006 37° 56,4 15 °34,0 Мк Реджо-де Калабрия 42°/4,6
  26° 18,0 9,0 02.00 04.44 38° 12,3 15° 38,2 Мк Пеццо 96°/2,3
  43° 4,3 9,0 00.29 05.13 38° 15,4 15 °43,2 Мк Педоро 265°/3,8
  323° 9,0 9.0 01.00 06.13 38° 22,0 15° 32,0 Мк Милаццо 238° (13,2)
  264° 96,0 9.0 10.40 16.53 38° 12,2 13° 30,0 Мк Дзаферано 180 ° (4,3)
  229° 7,1 9.0 00.47 17.40 38° 07,6 13° 23,6 Мк ДЛ Пр 5с 5М 269° (1,0)

∑S=1318миль ∑T=146.40ч ∑V=9.0уз



Приливные явления

 

Учитывая то, что величины приливоотливных явлений на всей акватории Чёрного моря, незначительны, расчёт приливов выполняется только для портов назначения на 5 суток планируемой стоянки. Время наступления полных и малых вод и их высоты для основных и дополнительных пунктов определяются по таблицам приливов, а результаты расчёта заносятся в таблицу.

Таблица 2.2 – Приливы

Дата

Утренние воды

Вечерние воды

ПВ

МВ

ПВ

МВ

Тс h Тс h Тс h Тс h 07.09 - - 00.05 -0,2 18.43 0,8 12.42 -0,1 08.09 06.57 0,6 01.43 -0,2 19.27 0,8 13.26 -0,1 09.09 07.39 0,6 02.04 -0,1 20.05 0,7 13.58  0,0 10.09 08.16 0,5 02.44  0,0 20.38 0,7 14.28 0,0 11.09 08.51 0,5 03.15 0,1 21.10 0,7 14.57 0,1

 

Оценка точности места

 

Навигационная безопасность мореплавания обеспечивается счислением пути судна и периодическими обсервациями только с учётом их точности, которая традиционно оценивается среднеквадратической погрешностью СКП (М), вероятность которой составляет Р = 63%.

Однако «Стандартами точности судовождения» ИМО для оценки точности текущего (счислимого) места судна принята вероятность Р = 95%. Этому требованию практически удовлетворяет круг радиусом R = 2 М.

Требования к точности судовождения при плавании в любой зоне (стеснённого плавания, прибрежная зона, зона открытого моря), допустимое время плавания по счислению, значения СКП измерения возможных на переходе навигационных параметров, а также формулы для расчёта СКП счисления(Мсt), СКП счислимого места (Мсч), СКП возможных обсерваций (Мо) приведены в таблицах №2.4.1 -№2.4.6 . Руководствоваться их данными необходимо при ведении исполнительной прокладки.

 

Таблица 2.3 - Количественные параметры Международного стандарта точности плавания

Зона судна плавания Радиальная СКП определения места Частота обсерваций Допустимое время обработки параметров

Зона стеснённого плавания

- акватория портов, гаваней 5¸20 м непрерывно мгновенно
- узкие (100¸200м) каналы, фарватеры 0,15 их ширины 1¸5 мин 0,5¸1 мин

Прибрежная зона

-фарватеры шириной 2¸20кб 0,2 их ширины 1¸5 мин. 0,5¸1 мин.
- СРДС 0,2 ширины полосы движения (1¸5кб) 10¸30 мин. 1¸3 мин.
- рекомендованные пути до 25 миль от берега 2% от расстояния до берега, но не > 2 миль 20¸30 мин. 1¸3 мин.
- рекомендованные пути в расстоянии > 25 миль от берега не > 2 миль 1¸2 часа 5¸10 мин.

Зона открытого моря

2% от расстояния до навиг. опасности, но не > 2 миль 2¸4 часа 10¸15 мин.

 

Таблица 2.4 - Допустимое время плавания по счислению (мин.)

Кратчайшее расстояние до навигационной опасности, (мили)

Допустимая Р=95° погрешность места Мд (мили)

Погрешность последней обсервации Мo (Р = 95%) мили.

< 0,1 0,1 0,25 0,5 1,0 2,0
10 0,4 12 12 9 - - -
20 0,8 28 28 27 22 - -
30 1,2 48 48 47 44 27 -
40 1,6 72 72 71 68 56 -
50 2,0 100 100 97 97 99 -
60 2,4 132 132 131 129 120 73
70 2,8 168 168 167 165 157 118
80 3,2 208 208 207 206 198 162
90 3,6 252 252 251 250 242 210
100 4,0 300 300 300 298 291 260

 

Таблица 2.5 - Вероятность обнаружения подходного буя в зависимости от точности места и расстояния до буя

СКП места, М (мили)

Дальность обнаружения буя (мили)

2,5 3,0 3,5 4,0 4,5 5,0
0,5 1 1 1 1 1 1
1,0 0,956 0,989 0,9982 0,9997 1 1
1,5 0,753 0,865 0,934 0,973 0,989 0,9963

 

Таблица 2.6 – Значение коэффициента Кр2 в зависимости от заданной вероятности (Рзад) при неизвестных элементах эллипса погрешностей

Рзад. 0,950 0,990 0,993 0,997 0,999
Кр2 1,73 2,15 2,23 2,41 3,0

 

Таблица 2.7 – Значения Средней квадратичной погрешности навигационных параметров

Навигационный параметр (НП) Средст ва измерения Н.П. СКП Н.П. (из опыта плавания) Навигационная функция

Навигационная изолиния

Направление и модуль градиента Н.П.

1 2 3 4

5

6

Высота светила (h°) Навиг. секстан (СНО) 0,4 ¸ 0,8¢ 0,6 ÷ 1,2¢ sin h = sinjxsinδ+cosjx cosδxcos (tгр-λ)

Круг равных высот - малый круг с центром в полюсе освещения и сферическим радиусом R = = z = 90° - h

τ = Ac

g = 1

Горизонтальный угол (α°) Навиг. cекстан 1,1 ÷ 2,1' cos α = = где D1,2 – расстояние до ориентиров; d – расстояние между ориентирами

Изогона – окружность, проходящая через оба ориентира и имеющая вписанный угол «α»

 τ =П

g=1.85 H

 D

Или

g=0.54β2

 D

Где

Н - высота ориентира

Вертикаль-ный угол (β) Навиг. секстан (СНО) 0,5÷1,0' Нxctgβ= √ ((х-х0)2 + + (у-у0)2) х, у - рямоугольные координаты точки места измерения

Окружность радиусом D с центром в точке ориентира и имеющая вписанным угол «β»

 τ =П1+δ±90° - на центр изогоны

g=3438xD

 D1xD2

δ – угол между П1 и П2

Визуальный пеленг (ИП) ПГК-2 сопряжён-ный с ГК, пеленга-тор сопряжён-ный с МК 0,5÷1,6° 0,8÷1,9°

ctg П = =

Или

tg П =

Δφ - разность широт ориентира и судна

Δλ - разность долгот ориентира и судна

φm= φcор

 2

ctg П = tgφx cosφxcosecΔλ-sinφxctg Δλ

Δλ=λрм - λс

Дата: 2019-05-28, просмотров: 249.