Выбор пути выполняется на основании анализа всех условий плавания с учётом осадки судна, его мореходных качеств и эксплуатационных требований.
Выбираемый путь должен удовлетворять правовым ограничениям, обеспечивать навигационную безопасность плавания и предотвращения угрозы столкновения с другими судами. Среди вариантов, удовлетворяющих этим требованиям, выбирается наиболее экономичный путь.
Часто скорость судна не зависит от выбора того или иного пути, и найвыгоднейшый путь судна из одной точки в другую совпадает с кратчайшим расстоянием между точками. На поверхности сфероида кратчайшей линией между двумя точками является геодезическая линия ,совпадающая на сфере с дугой большого круга .Поэтому при больших переходах целесообразно идти по дуге большого круга (ДБК)- ОРТОДРОМИИ.
Поетому имея всю информацыю для выбора найвыгоднейшего пути судоводитель принимает решение с учетом гидрометеорологических условий как безопасно провести судно с одной точки в другую.
Подготовка технических средств навигации.
Таблица 1.13 - Точностные характеристики технических средств навигации
Тип, Марка ТСН | Условия | Измеряемый параметр | СКП Одного измерения | Модуль градиента параметра |
Радиопеленгатор «Рыбка -М» | Днем, ночью визир | Радиопеленг пеленг | ± 1,0° ± 2,1° | D = 1 |
ПИ РНС | КПИ – 5Ф | Измерение радионавигац. параметров | ±0,1-0,3 мкс | |
Вспомогательная РЛС «МИУС» | Эл. визир Шкалы 4 8 Шкалы 8 12 | Пеленг Дистанция Дистанция | ±1,2° ± 1,2 % от Д ±1,0 % от Д | D = 1 |
Основная РЛС «Печора » | Эл. визир Шкалы 4 8 Шкалы 8 12 | Пеленг Дистанция Дистанция | ±0,7° ±1,0 % Д ± 0,7 % Д | D = 1 |
Гирокомпас «ВЕГА» | Курс | Пеленг | 1° | |
Лаг «МГЛ-25М» | 0 5 уз. Более 5 уз. | Скорость Скорость | 0,1 уз 0,3 уз | |
Магнитный комп. «КМО-Т» | КУРС | ПЕЛЕНГ | ± 1,5° | |
Спутниковая навигационная система GPS -«ГЛОНАСС» | контроль движения (скорость, пройденное расстояние) | местоположе-ния дистанция до точки поворота | ±30 м ±5 м (в дифференциальном режиме) | |
Эхолот «НЭЛ -5» | До 5 м 5 10 м 10 20 м Более 20 м | Глубина Глубина Глубина Глубина | ± 0 м. 0,3 м 0,7 м 0,9 м |
Подготовка судовых технических средств навигации к работе в рейсе выполняется в соответствии с инструкцией по их эксплуатации. С приходом аппаратуры в рабочее состояние, проверяются ее технические параметры. Аппаратура считается в рабочем состоянии, если ее параметры в рабочем режиме соответствуют техническим условиям завода-изготовителя, устанавливаются или уточняются поправки приборов. Также приборы укомплектовываются ЗИПом (обязательно).
Рабочее состояние технических средств проверяется следующим образом:
для гирокомпаса – постоянством контрольных пеленгов береговых ориентиров, если за время стоянки он не выключается;
для приемоиндикатора СНС – наличием индикации данных о последних обсервациях;
для приемоиндикатора РНС- постоянством отсчетов навигационного параметра.
В печатающих устройствах проверяется наличие бумаги, включаются тумблеры датчиков и видов печати, делается контрольная распечатка, устанавливается выбранный интервал печати для портовых вод. Кроме того, устанавливаются показания времени курсографа, делается контрольная распечатка, на курсограме делается отметка времени.
Проверяется наличие времени, бумага в эхолоте и при необходимости устанавливается сигнализация опасной глубины. Выбираются датчики информации навигационного комплекса или видеопрокладчиков, очищается оперативная память ЭЦВМ.
Включается сигнализация автоматического контроля для удержания судна в заданной полосе движения.
Ограничения характерные для технических средств и способов навигации.
Магнитный компас. Недостатком магнитного компаса является то, что девиация меняется с изменением широты района плавания и перевозимым грузом. Правильность табличных значений девиаций контролируется путём сличения показаний магнитного и гироскопических компасов. Девиация уничтожается по необходимости (с обязательным составлением таблицы девиации), как правило, не реже одного раза в год. Остаточная девиация у главного магнитного компаса не должна превышать - 3°, а у путевого - 5°.
Гироазимуткомпас. Основным недостатком гироазимуткомпаса является возможность неожиданного ухода из меридиана, в режиме «Гирокомпаса», при маневрировании. Достоверность информации гирокомпаса следует систематически контролировать путём сличения его показаний с показаниями магнитного компаса. Сличения выполняются каждый час, а при приближении к опасности – чаще. Также, для того чтобы избежать неожиданный уход из меридиана, необходимо переключить на режим «Гироазимута», перед началом маневрирований. Постоянная поправка гироазимуткомпаса определяется после: длительной стоянки судна; ремонта периферийных приборов; выявления изменения поправок; периодически, во время плавания судна. Расхождение времени по курсограмме не должно превышать 10 минут за вахту. Если при разовом определении поправки в рейсе её величина отличается от учитываемой более чем на 2° или средняя величина 4 – 5-ти определений поправок отличается от постоянной поправки более чем на 1°, следует принять меры к выяснению причин такого расхождения.
Лаг. Лаг как и всякий прибор дает показания с некоторой ошибкой. Для того чтобы измерить действительное расстояние с помощью лага, пройденное судном, показания лага следует исправлять соответствующей поправкой. Поправка лага называется величина выраженная в процентах, и служащая для перехода от расстояния, показанного лагом, к фактически пройденному судном расстоянию относительно воды.
Радиолокационная станция. РЛС имеет большие систематические погрешности угломерного устройства. Также недостатком РЛС является значительный разброс дальности обнаружения объектов в зависимости от гидрометеоусловий и наличия теневых секторов. Если теневые секторы находятся впереди траверза, необходимо периодически отворачивать с курса для их просмотра. Поправки угломерного и дальномерного устройства определяются на стоянке судна по точечным ориентирам. Радиодевиация определяется и компенсируется не реже одного раза в год.
Эхолот. Поправка эхолота определяется путём сличёния глубин измеренных эхолотом с глубинами, измеренными ручным лотом по обоим бортам судна в районе установки вибраторов. Перед измерением глубин проверяют частоту вращения исполнительного двигателя эхолота и размеренность ручного лота.
Хронометр. По последовательным значениям поправок хронометра ежесуточно вводится ход хронометра, который не должен превышать 4-х секунд при суточной вибрации хода до 2,5-й секунд. Ход секундомера проверяется по хронометру. Часы и лента риверсографа согласовываются с хронометром один раз в сутки. Допустимое расхождение не более 20 секунд.
Приёмоиндикаторы РНС. Правильность информации приёмоиндикатора РНС контролируется обсервациями, периодически выполняемыми с помощью других технических средств. При этом возможно проверка индикатора каждого канала РНС путём определения линий положения, параллельных изолиний радионавигационного параметра нанесённых на радионавигационную карту.
Приёмоиндикаторы СНС. В приёмоиндикаторах СНС точность спутниковой обсервации зависит от различая систем координат, в которых работает СНС и составлена навигационная карта.
Обслуживание судового навигационного оборудования включает в себя комплекс мероприятий направленных на обеспечение в период навигации постоянной готовности к действию «безотказной работе».
При внешнем техническом осмотре проверяют состояние и исправность дверок, блокировок, крепления, окраски и амортизации.
При внутреннем осмотре проверяют состояние и исправность монтажных проводов, и их крепление, механической прочности, деталей узлов, и блоков систем, контактов поверхностей и остальных разъемов.
Во время технических осмотров, выполняемых при включенной аппаратуре, проверяют соответствие показаний всех измерительных приборов номинальным значениям, контролируют исправность ламп и полупроводниковых приборов.
Проектирование перехода
Подъём карт
При подъёме карт выполняется как минимум следующее:
- обводятся красным карандашом опасные для данного судна изобаты и отдельные опасности с учётом его осадки, приливоотливных и сгонно-нагонных колебаний уровня моря;
- наносятся границы территориальных вод, запретных для плавания и постановки на якорь районов и районов действия местных правил;
- приводится к году правил магнитное склонение;
- пересчитываются для высоты мостика своего судна и отличаются на карте дугами окружностей от маяков дальность видимости огней маяков;
- намечаются приметные ориентиры для визуальных и радиолокационных обсерваций;
- отмечаются границы действия радиомаяков вдоль пути судна, надписываются их позывные и частоты;
- предвычисляются и отмечаются вдоль линии пути сведения об освещённости.
Предварительная прокладка
После изучения и анализа всех условий плавания выполняется предварительная прокладка. Такая прокладка вначале производится на генеральных картах, что даёт общую ориентировку и позволяет наметить протяжённость и продолжительность плавания по участкам, выявить место и время прохождения сложных и опасных участков, где потребуется временная вахта на мостике. После окончания работы на генеральных картах предварительную прокладку переносят на путевые и частые карты с выполнением необходимых расчётов, результаты которых заносятся в таблицу:
Таблица 2.1 – Предварительные расчёты перехода
№ п/п | ИК | Плавание S мили | V (уз) | Время На курсе | Точки поворота | Ориентир, ИП (Д) в момент поворота | ||
Т оп. Т суд. | φс.(N) | λc(Е) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Выход из порта | 15.00 01.09. 2006 | 45°02,0 | 35° 24,2 | Мк Феодосийский 125 ° (0,8) | |||
3 | 166° | 6,3 | 9.0 | 00.42 | 15.42 | 44° 58,0 | 35° 30,0 | Мк Ильи 291° (5,9) |
232º | 350 | 9,0 | 38.53 | 06.35 03.09. 2006 | 41 °18,0 | 29° 08,0 | Мк Румели 1930/15,0 | |
194° | 6,0 | 9.0 | 00.40 | 07.15 | 41°14,0 | 29° 08,0 | Мк Румели 2700/0,9 Мк Анадолу 1380/1,3 | |
210° | 2,0 | 9,0 | 00.13 | 07.28 | 41°12,3 | 29°07,5 | Мк Филь 1230/0,4 Мк Чалы 3030/0,4 | |
223° | 1,9 | 9,0 | 00.12 | 07.40 | 41° 10,9 | 29 °05,0 | Мк Дикиликия 3030/0,2 Мк Кавак 1330/0,3 | |
219° | 1,9 | 9,0 | 00.12 | 07.52 | 41°09,4 | 29°03,5 | Мк Бююкдере 2950/0,6 Мк Мола 1280/0,8 | |
180 ° | 0,55 | 9,0 | 00.04 | 07.56 | 41°08,9 | 29°03,5 | Мк Мола 900/0,7 Мк Киреч 2240/0,2 | |
146° | 1,9 | 9,0 | 00.12 | 08.08 | 41°07,4 | 29°04,8 | Мк Еникей 2770/0,2 Мк Гюмюшсую760/0,9 | |
218° | 1,5 | 9,0 | 00.09 | 08.17 | 41°06,3 | 29°03,6 | Мк Канлиджа 1000/0,3 | |
180° | 1,1 | 9,0 | 00.07 | 08.24 | 41°05,0 | 29°03,6 | Мк Ашыян 2650/0,2 | |
225° | 0,6 | 9,0 | 00.04 | 08.28 | 41°04,5 | 29°03,0 | Мк Кандиллии1020/0,3 Мк Бебек 3120/0,2 | |
180° | 0,4 | 9,0 | 00.03 | 08.31 | 41°04,1 | 29°03,0 | Мк Кандиллии 740/0,3 Мк Акынты 2600/0,2 | |
207° | 1,2 | 9,0 | 00.08 | 08.39 | 41°03,0 | 29°02,3 | Мк Дефтердар2830/0,3 Мк Бейлербейн 1550/0,4 | |
232° | 2,4 | 9,0 | 00.16 | 08.55 | 41°01,6 | 28°59,7 | Мк Салыпазары 3060/0,4 Мк Кызкулеси 1200/0,4 | |
184° | 1,8 | 9,0 | 00,12 | 09.07 | 40°59,6 | 28°59,5 | Мк Инджи 1020/1,1 Мк Ахыркапы 3430/0,7 | |
182° | 6,7 | 9,0 | 00,45 | 09.52 | 40°55,2 | 28°52,8 | Мк Емилькей 322 ° (3,0) | |
255° | 78,0 | 9,0 | 08.40 | 18.32 | 40°46,2 | 27°37,0 | Мк Домуз 170.5° (6,0) | |
245° | 31,0 | 9,0 | 03.27 | 21.59 | 40°25,9 | 26°44,6 | Мк Гелиболу 246°(3.0) | |
232.5° | 3,3 | 9,0 | 00,22 | 22.21 | 40°23,9 | 26°41,2 | Мк Гелиболу 348° (0,8) | |
219° | 6.4 | 9,0 | 00,43 | 23.04 | 40°18,2 | 26°36,0 | Мк Каракова 300° (0,6) | |
230° | 8,2 | 9,0 | 00,55 | 23.59 | 40°13,6 | 26°22,8 | Мк Акбаш 258° (1,8) | |
243° | 4.2 | 9,0 | 00.28 | 00.27 04.09. 2006 | 40°11,6 | 26°22,8 | Мк Эджедбад 244° (1.4) | |
174° | 3.3 | 9,0 | 00,22 | 00.49 | 40°08,5 | 26°23,2 | Мк Намазгях 312° (0.4) | |
226° | 5.8 | 9,0 | 00.39 | 01.28 | 40°04,2 | 26°17,8 | Мк Каранфиль 26° (1.6) | |
236° | 7,2 | 9,0 | 00.48 | 02.16 | 40° 01,9 | 26 °12,5 | Мк Кумкале 194/°1,5 | |
268° | 9,9 | 9,0 | 01.06 | 03.22 | 40° 01,5 | 26 °00,0 | Мк Тавшан 150°/6,0 | |
208° | 142 | 9,0 | 15.53 | 19.15 | 37° 55,0 | 24 °33,0 | Мк Мандилли 318°/1,4 | |
225° | 20,0 | 9,0 | 02.13 | 21.28 | 37° 41,7 | 24° 17,1 | Мк Айос-Николайос 140°/2,1 | |
211° | 90,0 | 9,0 | 10.00 | 07.28 05.09. 2006 | 36° 25,5 | 23° 17,4 | Мк Малеас 290/°4,5 | |
264° | 39,5 | 9,0 | 04.23 | 11.51 | 36° 20,0 | 22° 18,0 | Мк Тенарон 76°/12,0 | |
286º | 350 | 9,0 | 38.53 | 02.44 07.09. 2006 | 37° 56,4 | 15 °34,0 | Мк Реджо-де Калабрия 42°/4,6 | |
26° | 18,0 | 9,0 | 02.00 | 04.44 | 38° 12,3 | 15° 38,2 | Мк Пеццо 96°/2,3 | |
43° | 4,3 | 9,0 | 00.29 | 05.13 | 38° 15,4 | 15 °43,2 | Мк Педоро 265°/3,8 | |
323° | 9,0 | 9.0 | 01.00 | 06.13 | 38° 22,0 | 15° 32,0 | Мк Милаццо 238° (13,2) | |
264° | 96,0 | 9.0 | 10.40 | 16.53 | 38° 12,2 | 13° 30,0 | Мк Дзаферано 180 ° (4,3) | |
229° | 7,1 | 9.0 | 00.47 | 17.40 | 38° 07,6 | 13° 23,6 | Мк ДЛ Пр 5с 5М 269° (1,0) |
∑S=1318миль ∑T=146.40ч ∑V=9.0уз
Приливные явления
Учитывая то, что величины приливоотливных явлений на всей акватории Чёрного моря, незначительны, расчёт приливов выполняется только для портов назначения на 5 суток планируемой стоянки. Время наступления полных и малых вод и их высоты для основных и дополнительных пунктов определяются по таблицам приливов, а результаты расчёта заносятся в таблицу.
Таблица 2.2 – Приливы
Дата
Утренние воды
Вечерние воды
ПВ
МВ
ПВ
МВ
Оценка точности места
Навигационная безопасность мореплавания обеспечивается счислением пути судна и периодическими обсервациями только с учётом их точности, которая традиционно оценивается среднеквадратической погрешностью СКП (М), вероятность которой составляет Р = 63%.
Однако «Стандартами точности судовождения» ИМО для оценки точности текущего (счислимого) места судна принята вероятность Р = 95%. Этому требованию практически удовлетворяет круг радиусом R = 2 М.
Требования к точности судовождения при плавании в любой зоне (стеснённого плавания, прибрежная зона, зона открытого моря), допустимое время плавания по счислению, значения СКП измерения возможных на переходе навигационных параметров, а также формулы для расчёта СКП счисления(Мсt), СКП счислимого места (Мсч), СКП возможных обсерваций (Мо) приведены в таблицах №2.4.1 -№2.4.6 . Руководствоваться их данными необходимо при ведении исполнительной прокладки.
Таблица 2.3 - Количественные параметры Международного стандарта точности плавания
Зона судна | плавания | Радиальная СКП определения места | Частота обсерваций | Допустимое время обработки параметров |
Зона стеснённого плавания | - акватория портов, гаваней | 5¸20 м | непрерывно | мгновенно |
- узкие (100¸200м) каналы, фарватеры | 0,15 их ширины | 1¸5 мин | 0,5¸1 мин | |
Прибрежная зона | -фарватеры шириной 2¸20кб | 0,2 их ширины | 1¸5 мин. | 0,5¸1 мин. |
- СРДС | 0,2 ширины полосы движения (1¸5кб) | 10¸30 мин. | 1¸3 мин. | |
- рекомендованные пути до 25 миль от берега | 2% от расстояния до берега, но не > 2 миль | 20¸30 мин. | 1¸3 мин. | |
- рекомендованные пути в расстоянии > 25 миль от берега | не > 2 миль | 1¸2 часа | 5¸10 мин. | |
Зона открытого моря | 2% от расстояния до навиг. опасности, но не > 2 миль | 2¸4 часа | 10¸15 мин. |
Таблица 2.4 - Допустимое время плавания по счислению (мин.)
Кратчайшее расстояние до навигационной опасности, (мили) | Допустимая Р=95° погрешность места Мд (мили) | Погрешность последней обсервации Мo (Р = 95%) мили. | |||||
< 0,1 | 0,1 | 0,25 | 0,5 | 1,0 | 2,0 | ||
10 | 0,4 | 12 | 12 | 9 | - | - | - |
20 | 0,8 | 28 | 28 | 27 | 22 | - | - |
30 | 1,2 | 48 | 48 | 47 | 44 | 27 | - |
40 | 1,6 | 72 | 72 | 71 | 68 | 56 | - |
50 | 2,0 | 100 | 100 | 97 | 97 | 99 | - |
60 | 2,4 | 132 | 132 | 131 | 129 | 120 | 73 |
70 | 2,8 | 168 | 168 | 167 | 165 | 157 | 118 |
80 | 3,2 | 208 | 208 | 207 | 206 | 198 | 162 |
90 | 3,6 | 252 | 252 | 251 | 250 | 242 | 210 |
100 | 4,0 | 300 | 300 | 300 | 298 | 291 | 260 |
Таблица 2.5 - Вероятность обнаружения подходного буя в зависимости от точности места и расстояния до буя
СКП места, М (мили) | Дальность обнаружения буя (мили) | |||||
2,5 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 5,0 | |
0,5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1,0 | 0,956 | 0,989 | 0,9982 | 0,9997 | 1 | 1 |
1,5 | 0,753 | 0,865 | 0,934 | 0,973 | 0,989 | 0,9963 |
Таблица 2.6 – Значение коэффициента Кр2 в зависимости от заданной вероятности (Рзад) при неизвестных элементах эллипса погрешностей
Рзад. | 0,950 | 0,990 | 0,993 | 0,997 | 0,999 |
Кр2 | 1,73 | 2,15 | 2,23 | 2,41 | 3,0 |
Таблица 2.7 – Значения Средней квадратичной погрешности навигационных параметров
Навигационный параметр (НП) | Средст ва измерения Н.П. | СКП Н.П. (из опыта плавания) | Навигационная функция | Навигационная изолиния | Направление и модуль градиента Н.П. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Высота светила (h°) | Навиг. секстан (СНО) | 0,4 ¸ 0,8¢ 0,6 ÷ 1,2¢ | sin h = sinjxsinδ+cosjx cosδxcos (tгр-λ) | Круг равных высот - малый круг с центром в полюсе освещения и сферическим радиусом R = = z = 90° - h | τ = Ac g = 1 | ||
Горизонтальный угол (α°) | Навиг. cекстан | 1,1 ÷ 2,1' | cos α = = где D1,2 – расстояние до ориентиров; d – расстояние между ориентирами | Изогона – окружность, проходящая через оба ориентира и имеющая вписанный угол «α» | τ =П g=1.85 H D |
Или
g=0.54β2
D
Где
Н - высота ориентира
Окружность радиусом D с центром в точке ориентира и имеющая вписанным угол «β»
τ =П1+δ±90° - на центр изогоны
g=3438xD
D1xD2
δ – угол между П1 и П2
ctg П = =
Или
tg П =
Δφ - разность широт ориентира и судна
Δλ - разность долгот ориентира и судна
φm= φc-φор
2
ctg П = tgφx cosφxcosecΔλ-sinφxctg Δλ
Δλ=λрм - λс
Дата: 2019-05-28, просмотров: 282.