Регулирование денежного обращения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Денежное обращение представляет собой форму движения денег, в процессе которого они выполняют функции средства обращения и средства платежа. Функцию средства обращения выполняют полноценные деньги и их заменители (бумажные и кредитные деньги) в момент обмена товара на деньги. Бумажные деньги выпускаются государством, оно устанавливает курс, но реальная их стоимость не зависима от власти и определяется законами денежного обращения.

В обязательствах, погашениях долгов деньги выступают как средство платежа. Долговое обязательство покупателя перед продавцом, переходя из рук в руки, становится платежным средством и при прочной гарантии (банка) превращается в банкноту или кредитные деньги. Кредитные деньги, имея первоначально золотое и кредитное обеспечение, постепенно становятся неразменными на золото, сохраняется лишь кредитное обеспечение денег. Не участвующие по каким-либо причинам в обращении деньги уходят в сокровище, обусловливая концентрацию хранения денег в банках, которые посредством кредитования находят им прибыльное применение.

Согласно Конституции в ведении Российской Федерации находятся денежная эмиссия, валютное регулирование, основы ценовой политики. Целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он выполняет в процессе реализации денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика заключается в воздействии Банка России на денежное обращение и денежную массу, на рынок денежного капитала, цену денег в интересах ускорения социально-экономического развития и дополняет финансово-бюджетную политику страны.

Фактически в России утвердилась монетарная денежно-кредитная политика, главной целью которой было (и остается) ограничение инфляции. Основными инструментами денежно-кредитной политики Банка России являются контроль за денежной массой в обращении, процентные ставки по вкладам и кредитам, рефинансирование коммерческих банков, нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Банке России, операции Банка России на открытом рынке, валютное регулирование. Денежно-кредитная политика связана с бюджетной политикой. Минфин России, обеспечивая профицит бюджета и, перечисляя средства финансового резерва в Центральный банк РФ, способствует снижению инфляции. В то же время Минфин России заинтересован в повышении курса рубля, чтобы дешевле покупать валюту для выплаты внешних долгов. Денежно-кредитная политика является элементом государственной экономической политики и не должна ей противоречить. Экономическая политика формулируется в решениях законодательной и исполнительной власти, на ее направления влияют и интересы крупного капитала. В настоящее время таковым является капитал, связанный с экспортом сырья. Денежно-кредитная политика России во многом определяется внешними факторами, зависит от международных финансовых организаций, перспектив рефинансирования и реструктуризации внешнего долга. Тем не менее в России имеется достаточно широкое поле для проведения собственной денежно-кредитной политики в интересах развития национальной экономики. Направления денежно-кредитной политики ежегодно представляются на рассмотрение Государственной Думы.



Заключение

 

После работы над своей курсовой, я должна признать превосходство рыночной экономической системы в большинстве сфер, но и она имеет свои недостатки. Как мы видим, экономическую систему России можно отнести только к смешанной, до «рынка» ей ещё далеко. Огрублено, путь к рынку можно представить в виде ста шагов, из которых мы сделали примерно двадцать пять. Переход к равновесной, в рыночном понимании, экономике – это примерно 40 шагов. Мы продвинулись на 20. У нас нет рынка земли, недвижимости, акций и т.д. Да и рынок товаров беден. Нет общероссийского перелива товаров, цены сильно разнятся в зависимости от региона. Какой может быть рынок труда, если в Москве доходы в 10-12 раз больше, чем в Саратове, например? Создание рыночного механизма, который толкал бы экономику вперёд – это еще 60 шагов. Здесь мы почти совсем не продвинулись. У нас нет нормальной частной собственности, государственной монополии, нет конкуренции. Переход к рынку, как уже отмечалось, - очень сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.

В период реформ государственное регулирование осуществляется с помощью административных методов и экономических. Административные методы основываются на силе и авторитете государства, и их роль недооценивать нельзя. Экономические методы – это механизмы финансовой и денежно-кредитной политики, направленной на создание финансовой системы, в которую входят федеральный, региональный, местный бюджет, внебюджетные государственные фонды, денежные средства государственных и муниципальных предприятий. Экономические методы используются для регулирования спроса и предложения на товарных, денежных и валютных рынках.

Фондовый рынок, или рынок ценных бумаг (РЦБ), играет важную роль в экономике, затрагивает интересы всех предприятий, организаций, миллионов граждан. Он позволяет решать разнообразные экономические задачи: перераспределять деньги в реальный сектор, мобилизовать инвестиции, трансформировать накопления в доступные для производства финансовые ресурсы, содействовать предприятиям в их выходе на рынок капиталов, вовлекать частные сбережения в экономический оборот, через пакеты акций формировать активных собственников. Основными инструментами денежно-кредитной политики Банка России являются контроль за денежной массой в обращении, процентные ставки по вкладам и кредитам, рефинансирование коммерческих банков, нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Банке России, операции Банка России на открытом рынке, валютное регулирование. Денежно-кредитная политика связана с бюджетной политикой.

Бюджет - это форма планомерного образования и использования централизуемого фонда денежных средств, сбалансированная смета доходов и расходов на определенную дату. Целями бюджетной политики являются поддержание макроэкономической сбалансированности, устойчивых темпов экономического роста, высокая эффективность государственных расходов, уменьшения социального неравенства. Расходная часть бюджета является инструментом достижения экономических и социальных целей и определяет масштабы государственного накопления и потребления. При планировании государственных расходов обосновываются приоритеты, реструктурируются обязательства, составляются программы реализации экономии средств. Безвозмездные расходы государственного бюджета называются трансфертами. Различают капитальные, текущие трансферты и выплачиваемые населению. Деньги также могут предоставляться в форме дотаций, субсидий и субвенций, которые поддерживают дефицитные бюджеты субъектов федерации.

Одним из действенных методов регулирования экономики косвенного действия является налоговая политика, позволяющая государственному органу выполнять фискальные, распределительные, стимулирующие, стабилизирующие функции.

Экспорт и импорт как методы экономического регулирования позволяют государству обеспечивать реализацию права субъектов хозяйствования на внешнеэкономическую деятельность, защищает их позиции на мировом рынке, нейтрализует приемы недобросовестной конкуренции иностранных фирм на внутреннем рынке.

Важная роль в государственном регулировании отводится регулированию материального производства, поддержке предпринимательства и малого бизнеса. Однако при этом контроль со стороны государства за различными нарушениями и ухищрениями предпринимателей, например, слияние фирм, осуществляется через антимонопольную политику, включающую в себя антимонопольный контроль, который осуществляет Министерство антимонопольной политики России. Оно вправе давать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о расторжении противоречащих закону договоров, об отмене органами власти и управления принятых неправомерных актов. Оно может также принимать решения о наложении штрафов за нарушение антимонопольного законодательства и неисполнение предписаний министерства, обращаться в суд или арбитраж с исками и заявлениями, направлять в прокуратуру материалы о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.

Я думаю, что нельзя сворачивать с правильно выбранного пути. Ведь переход к рынку является показателем демократизации России, предоставления свободы экономической деятельности каждому человеку и укрепления прав собственника. Данные категории выступают самыми яркими показателями возрождения России. И пусть переход к рынку у нас происходит очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно, однако, я уверена, если мы пройдем, весь этот трудный путь до конца, Россия будет цивилизованным государством во всех отношениях.



Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 февраля 2006 года). – М.: Омега – Л, 2006.

3. Таможенный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 апреля 2006 года). // http://www.tamognia.ru

4. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон. №88-ФЗ. 14 июня 1995 г // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., №12, ст. 1093.

5. О лицензировании отдельных видов деятельности. Федеральный закон. №128-ФЗ. 8 августа 2001 г. // http://info.rk-audit.ru

6. О техническом регулировании. Федеральный закон. №184-ФЗ. 27 декабря 2002 г. // http://www.rg.ru

7. О приватизации государственного и муниципального имущества. Федеральный закон. №178-ФЗ. 21 декабря 2001 г. // http://www.rg.ru

8. О несостоятельности (банкротстве). Федеральный закон. №127-ФЗ. 26 октября 2002г. // http://www.rg.ru

9. Балацкий Е. Особенности российской модели управления государственным сектором // Проблемы теории и практики управления - 2002. №2.

10. Биктимирова З. Государственное управление и качество жизни населения // Общество и экономика. - 2003. - №3.

11. Конышев С. Проблемы управления государственным сектором в России // Государственная служба – 2005. №2.

12. Койчхев Н. Государственное управление при переходе от планового хозяйства к рыночному // Проблемы теории и практики управления - 1998. №1.

13. Лугвин С. Переход к новой модели государственного управления в постиндустриальном обществе // Проблемы теории и практики управления – 2004. №4.

14. Макаревич Л. Государство в России должно научиться управлять рыночными реформами // Общество и экономика - 2003. - №9.

15. Наумов С., Слонов Н. Президентский проект и исторический тип управления // Государственная служба – 2005. №1.

16. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

17. Чернышева А. Механизм государственного управления в переходный период //Государственная служба -2002. №5.

18.  Ярцун С.В. Оптимизация системы государственного регулирования рыночной экономики страны на базе экономико-математических методов // Проблемы теории и практики управления - 2000. № 7.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 188.