В Российской Федерации в настоящее время происходят коренные преобразования, как в базисных структурах общества, так и в надстроечных. Применительно к экономике, это означает переход от системы хозяйствования, организованной как своего рода одна большая фабрика, целиком принадлежащая государству и им же управляемая, к системе рыночного хозяйства, характеризующегося смешанной экономикой при доминировании частной и коллективной форм собственности на средства производства, конкуренцией и состязательностью самостоятельных хозяйствующих субъектов, особой ролью государства как одного из регуляторов производства.
В переходный период при формировании рыночной экономики принципиальные различия в стратегии преобразований и развитии хозяйства страны определяются тремя постулатами: ролью государственных институтов, соотношением разных форм собственности, степенью решения социальных вопросов в рамках понятия социальной справедливости.
Экономическая теория оказалась недостаточно подготовленной для описания сущности переходного периода экономики от плановой к рыночной, обоснования сроков и последовательности проведения общеэкономических и отраслевых преобразований, стратегии действий в целом. Практика показала, что в переходный период в странах СНГ, Центральной и Восточной Европы не сложился комплекс теоретических положений, которые могли бы послужить прочной основой для осуществления деликатного процесса превращения плановой экономики в рыночную. Отсюда большой разброс в общей стратегии, сроках, последовательности и очередности осуществляемых преобразований, а также их эффективности среди стран, осуществляемых переход к рыночной экономике. Отличительная особенность переходного периода - это процесс, требующий достаточно продолжительного времени, в течение которого должно произойти формирование смешанной экономики, основанной на разных формах собственности; рыночной инфраструктуры; преобразование хозяйственной деятельности, власти и управления; должны сформироваться институты рыночной экономики, сложиться новые формы общественных отношений, утвердиться новые ценности. Прежде чем окончательно оформиться и начать эффективно функционировать, новая система должна пройти через естественные фазы развития и роста. Таким образом, на протяжении пятнадцати-двадцати лет в стране предстоит иметь дело с качественно особой системой хозяйствования переходного типа, характеризующейся специфическими закономерностями функционирования, регулирования и развития. Это уже не плановая командно-административная система, но еще и не рыночная. К ней неприложимы существующие рыночные экономические доктрины, а потому она нуждается в собственной теоретической базе, требует специальной институциональной структуры регулирования производства, новых подходов к ее объяснению и описанию.
Первоочередной задачей настоящего периода является стабилизация производства, решение которой в огромной степени зависит от способности государства осуществлять контроль за ходом экономических процессов, обеспечить управляемость экономической системы. Следует создать адекватную новым условиям систему государственного регулирования производства и практически овладеть его тонким и сложным искусством с помощью действенных инструментов государственной экономической политики. Государство в новых условиях может и должно располагать другими достаточно мощными средствами воздействия на хозяйственные и производственные процессы. Это: во-первых, авторитетные и эффективные институты законодательной, исполнительной и судебной власти; во-вторых, аккумулируемые через государственный бюджет финансовые ресурсы, достигающие в странах с развитой рыночной экономикой 30-60% валового национального продукта и используемые на реализацию государственных программ; в-третьих, крупномасштабная государственная собственность, представляемая имуществом, активами, предприятиями государственного и смешанного секторов экономики. Для обеспечения системы государственного управления всеми секторами экономики целесообразно энергично овладеть новыми эффективными методами. Институциональным структурам предстоит научиться не повелевать и командовать, а разумно управлять и координировать. Необходим принципиально новый стиль государственного управления, основанный на учете интересов объектов управления, отказе от методов силового давления, необходимости достижения согласия и компромиссов, ведении с партнерами переговоров, заключении с ними договоров и соглашений. Целесообразно вновь вернуться к планированию, но уже на качественно другой основе.
В условиях перехода к рынку нельзя обойтись без хорошо продуманных и организованных государственных регулирующих механизмов. Необходимо постоянно заботиться о создании благоприятных условий для нормального функционирования рынка, самым непосредственным образом влиять на его конъюнктуру, становление.
В России назрела необходимость тщательного анализа результатов проведенных преобразований, всестороннего изучения мирового опыта регулирования рыночной экономики, и внесения необходимых корректив в теоретические и методологические основы проводимых преобразований. Экономическая теория считает, что центральный вопрос экономической реформы - приватизация государственной собственности - совсем не обязательно приводит к повышению эффективности производства. Программа разгосударствления и приватизации, осуществляемая в нашей стране, несомненно, поспешна и во многом порочна. Преобразования под лозунгом народной приватизации привели к тому, что стоимость национального богатства страны обесценена в 30 раз. Об этом свидетельствуют заниженный именно в 30 раз курс рубля и практика продажи предприятий за бесценок. Изучение законности и влияния действующего механизма приватизации по 78 тыс. преобразованных предприятий на достижение ее главных целей: создания социально ориентированной рыночной экономики, повышения эффективности производства, социальной защиты населения, создания конкурентной среды - показывает, что ни одно из перечисленных намерений не достигнуто, кроме создания слоя частных собственников. От приватизации как таковой нельзя ожидать «скачка эффективности». Государственные предприятия могут быть столь же эффективными, как и частные, но им предстоит действовать в условиях достаточно высокого уровня конкуренции, хотя таких условий в нашей стране в настоящее время не существует.
Рынок как сфера товарного обмена не может выдвигать требований по поводу каких-либо определенных форм собственности. Этот механизм не имеет избирательной способности: его содержание в наличии спроса и предложений. Чтобы спрос и предложения в товарном производстве находились в необходимом равновесии, обеспечивающем удовлетворение производственных и личных потребностей и предотвращающем при этом как избыток, так и недостаток товарных масс, должна иметь место специально выделенная координирующая деятельность. Такая деятельность может находиться в интервале максимума централизации управления процессами обмена товара на деньги и минимума, когда отношения на рынке полностью освобождаются от институциональных регуляторов. В этой связи в качестве необходимых условий полноценных отношений товарного рыночного обмена можно выделить: достаточность товарных масс по количеству, качеству и ассортименту; надежное состояние финансово-кредитной системы; правовой характер отношений поставщиков и потребителей, развитую инфраструктуру движения товаров.
Рынок как экономическая категория в состоянии обеспечивать регулирование и способствовать развитию и социалистического способа производства, имеющего преимущества в социальной защите населения, формировании многоукладной экономики и рациональном использовании природных ресурсов.
Подводя итог, следует сделать вывод, что стратегия переходного периода должна быть направлена на формирование эффективной, экологичной, социально ориентированной рыночной экономики, обеспечивающей устойчивый ежегодный прирост вновь созданной стоимости - национального дохода и наивысшую производительность труда на уровне наиболее развитых стран мира. Необходимо также определить соотношения в экономической системе различных форм собственности с тем, чтобы установить контуры смешанной экономики. Центральным звеном здесь может стать государственный сектор экономики, его пределы и критерии, максимальное стимулирование его рыночных конкурентных механизмов. При этом следует последовательно осуществлять разгосударствление, передачу собственности коллективам, восстановить управляемость экономикой, обеспечить ее стабилизацию и последующий рост.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 207.