К настоящему времени сложились три основных традиции в определении происхождения собственности:
Во–первых, через сведение категории «собственность» к категории «мое».
Во–вторых, через понимание собственности как нечто привнесенного человеку извне: Богом, государством, правом, общественным договором и т.п.
В–третьих, через трактовку собственности как самодостаточного явления, не нуждающегося в установлении причины.
Первый подход внутри неоднороден, - связывая происхождение собственности с личностью человека, исследователи выделяют четыре ее значимых свойства, способные порождать собственность: физиологические потребности, целесообразную деятельность человека, его дух и волю, а так же включенность в общественные связи.
Собственность как атрибут человеческого тела. Первое свойство, вызванное существованием человеческого тела в условиях ограниченных ресурсов, определяет собственность как порождение инстинкта выживания и самосохранения, как неотъемлемый атрибут человека.
Строго говоря, потребности человеческого организма сами по себе собственности не рождают, они создают необходимость в ней и мотивацию к соответствующей деятельности, которая и выступает непосредственным источником тех или иных благ.
Собственность – результат труда. С XVIIв. крепнет традиция признавать человеческие потребности и инстинкты лишь за первоначальный импульс возникновения собственности, а сам этот процесс рассматривать в связи с человеческой деятельностью, как материальной, так и духовной.
Возникновение общин натуральных производителей нарушило неразвитое единство человека, труда и собственности. Собранный или созданный продукт уже не принадлежал индивиду, он становился достоянием общины. Появляется основа для различия «моё – не моё». Возможность внешнего управления, отчуждение созданного продукта и даже самого человека обусловлена отделением собственности от труда, началом ее самостоятельного существования.
Собственность как порождение духа и воли человека. Для реализации инстинкта самосохранения и удовлетворения потребности в еде, человеку приходилось распространять свою власть на соответствующие предметы. Появляется определенное пространство, где человек волен распоряжаться свободно и независимо.
Собственность как порождение включенности человека в общество. Общественный характер человека, представление индивида как части общества обусловливает необходимость общественного признания притязаний личности на тот или иной объект собственности. В рамках трактовки происхождения собственности в непосредственной связи с личностью человека, это признание принимает форму обязательного санкционирования обществом прав собственности: какое бы свойство человека – его тело, дух, труд, - ни порождали собственность, обязательно этот процесс опосредует общество.
В рамках второго основного подхода признание источником собственности некой внешней для человека силы имеет социально – политическую подоплеку и приводит к мысли о нарушении институтом частной собственности естественного порядка вещей, - дано было всем, а оказалось в руках у немногих. Остается сделать еще один шаг и призвать к перераспределению собственности, к возврату к естественному порядку.
Третий подход, рассматривающий собственность как самодостаточное явление, не так популярен – собственность выступает основанием себя самой.
В целом происхождение собственности объясняется в рамках первого подхода, т.е. источником и причиной возникновения собственности выступают потребности физического выживания индивида, духовного самовыражения и его общественного самоопределения.
Таблица 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОБСТВЕННОСТИ [1]
Степень вещной зависимости | Вещная зависимость не осознается, слита с человеком | Вещная зависимость осознается и принимается как естественная | Вещная зависимость доминирует | Вещная зависи мость снижается |
Роль экономической власти | Ограничена телом человека | Находится в ряду других регуляторов общественной жизни – религии, традиций и т.п. | Доминирует в организации человеческого общества | Уступает место в организа ции человеческого общества социаль ным факторам |
Цель производства | Выживание – удовлетворение первичных потребностей | Существование – стабильное и устойчивое удовлетворение определенного типа, набора потребностей | Развитие – расширенное удовлетворе ние потребностей | Превращение – создание нового в условиях полного снятия материальных потреб ностей |
Тип хозяйства, общества | Общество собирателей | Натуральное производящее хозяйство | Рыночное производящее хозяйство | Постэкономическое общество |
Свойства собственности | Утилитарность | Материальность | Прибыльность | Креатив ность |
Основные источники, факторы собственности | Сила, свойства организма | Труд, право, традиции | Деньги, право, обмен | Способ ности личности |
Основные объекты собственности | Территория как место добывания пищи | Земля как средство производства | Средства произ-ва как овеществ ленный труд | Способность к творчеству |
( Продолжение таблицы 1)
Основные субъекты собственности | Индивид, племя | Племя, община, владельцы земли | Владельцы капитала | Владельцы творчес ких способностей |
Перераспределение собственности | Сила, традиции | Традиции, обмен, право, сила | Деньги, право, обмен | Добровольный обмен |
Связь между субъектом и объектом | Неразрывная, неотчужденная | Внешне направляемая, но неразрывная, неотчужденная | Отчужденная и внешне направляемая | Неразрыв ная и неотчуж денная |
Тип экономического роста | Экономичес кий рост отсутствует, прогресс общества выражается в выживании человека | Экономический рост фрагментарен | Экономичес кий рост экстенсивный, при исчерпании его возможностей- интенсивный экономичес кий рост, доминируют количествен-ные показатели | Экономи ческий рост преимущественно интенсив ный, с доминиро ванием качественных характе ристик |
Факторы Экономического роста | Природа, труд | Земля, труд | Капитал, труд | НТП, творчество |
Связывая происхождение собственности с необходимостью удовлетворения потребностей индивида и общества в их неразрывном единстве, можно определить собственность как вещное соотношение людей, определяющее субъекта экономической власти.
В качестве основного закона выступает процесс возрастающе-убывающей значимости экономической власти в организации общества, а границы существования собственности связывают с угасанием вещной зависимости людей и возможностью использования неэкономических способов организации их деятельности.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 229.