Проблемы интеграции в процессе обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.

Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.

Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения: во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире; во-вторых, это нахождение общего в предметных знаниях.

Многолетние наблюдения показывают, что учащиеся, а позднее выпускники средней школы, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять знания, умения и навыки при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам в начальной школе [Сухаревская, 2007:165].

Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях. Отметим эти уровни:

- внутрипредметный;

- межпредметный

Обозначают и особенности отбора содержания при интеграции: интеграция материала из традиционных, классических предметов и включение нового для школы содержательного материала. При использовании этих подходов могут быть и разные результаты:

а) рождение абсолютно новых предметов;

б) рождение новых спец. курсов, обновляющих содержание предметов;

в) рождение цикла уроков, объединяющих материал одного или нескольких предметов с сохранением независимого существования;

г) разовые интегрированные уроки разного характера.

В настоящее время используются различные способы интеграции. Это, прежде всего объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет. Но различные способы осуществления интеграции не могут быть хорошими или плохими. Нельзя отвергать один из них и применять другой, а ввести систему интеграционных мер с учётом возрастных особенностей учащихся. Введение такой системы, не отвергает дифференциацию в обучении, а дополняет традиционное предметное обучение, способствует воспитанию широкоэрудированного молодого человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем [Сухаревская, 2007: 165].

Создание у школьника целостного представления об окружающем мире – это цель обучения. Интеграция должна дать ученику те же знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Реализация этой цели должна начаться уже в начальной школе.

Интеграция также - средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции, на обновление существующей узкой специализации в обучении и не заменить обучение классическим учебным предметам, а соединить получаемые знания в единую систему.

Интеграция должна способствовать созданию целостности мировосприятия - единства мира и человека, живущего в нём и познающего его, единство земли и космоса, природы и человека. В этом заключается общегуманистическая основа процесса - постановка в центр современного человека, с его местом и ролью в природной и социальной среде.

Для интеграции в обучении и воспитании существуют как благоприятные, так и неблагоприятные факторы. К позитивным факторам следует отнести наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ребёнка, которые в традиционном обучении используются недостаточно.

Первый негативный фактор - ограниченное число учебных предметов - можно компенсировать тем, что содержание небольшого объёма усваиваемых знаний должно отражать действительную картину мира, взаимосвязь её частей.

Второй негативный фактор - трудность изложения интегрированного курса. Необходимо преподнести материал так, чтобы детям было понятно и интересно.

Проблема интегрированного содержания образования имеет свои трудности. Но в то же время, есть факторы, облегчающие её решение. Например, в начальной школе основную часть всех предметов, за исключением некоторых, ведёт один учитель. И в этом видится положительная сторона. Учителю начальных классов легче перейти к интегрированному обучению [Осин, 2003: 15].

Создание интегрированных курсов названо одной из задач обновления содержания образования и методов обучения начальной школы. Обсуждение этой темы привело к выделению некоторых её аспектов:

1. Нужно ли вообще ставить вопрос об интегрированных курсах в школе?

Такие курсы в школе дело не новое. Литература включает помимо художественных литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика тоже сама по себе интегрированный предмет содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал.

2. Каковы пути реализации идеи интегрированного обучения?

Пока идёт поиск. Есть пути, которые возникают естественным образом. Это касается объединения таких курсов, как изобразительное искусство и художественный труд. Общий предметом здесь народное творчество, искусство. Проект программы такого курса уже разработан. Методисты при разработке новых курсов должны действовать совместно с физиологами и психологами.

3. О чём нельзя забывать при разработке новых курсов для школы?

Вопрос об интеграции - не только вопрос о создании программ, но и об учебниках, об уроке. Однотипность уроков в нашей школе давно стала тормозом развивающего обучения. Создание новых курсов требует пересмотра учебного плана.

Учебный план - важнейший показатель достоинств или недостатков учебного процесса. Учебные планы общеобразовательной школы страдают недостатками. Главный из них - многопредметность, т.е. в школе существуют предметы, на которые отводится малое количество часов. Возникают трудности в организации учебного процесса. Результатом чего является недостаточное качество обучения.

Ликвидировать многопредметность можно за счёт интеграции учебных дисциплин. Создаются крупные учебные предметы или курсы с большим числом часов, что решает проблему нагрузки учителей, а также проблему учебного времени. Интегрирование даст экономию времени и рациональное его распределение.

При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание учащихся и стимулирует их познавательную деятельность. Снимается проблема отношения учащихся ко "второстепенному" предмету, облегчает контроль, способствует формированию научной картины мира.

Интеграция учебных предметов перспективное средство совершенствования учебного плана и всей системы образования.

4.Когда возможна интеграция предметов?

Она предполагает выполнение трёх условий:

- объекты исследования должны совпадать или быть достаточно близкими;

- в интегрированных учебных предметах используются одинаковые, близкие методы исследования;

- интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.

«Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Общество нуждается в человеке-гражданине вне зависимости от того, из какой среды он вышел и кем собирается стать [Филиппов, 2006: 6].

Педагогическую систему, отвечающую этим задачам, разработал академик Л.В.Занков вместе со своими учениками. Её цель – достижение оптимального общего развития каждого школьника в процессе усвоения им знаний, умений и навыков. Общее развитие Л.В.Занков понимал как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает как следствие взаимодействия ума, воли, чувств ребёнка, его нравственных представлений в их нерасчленённом единстве».

Л.В.Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории, заложенных ещё в начальной школе, невозможно воспитание в детях качеств человека-гражданина. Эти знания содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Специфика естествознания, географии и истории заключается, по словам Л.В. Занкова, в том, что « они создают условия многообразия психической деятельности, которые столь необходимы для его [ученика] общего развития, а значит, и для усвоения знаний и навыков по всем предметам»[1].

Неприемлемым становится и обилие учебных предметов, особенно одночасовых, к которым относятся и естествознание, география, история.

Выделению курсов естествознания, географии и истории как самостоятельных не приемлемо поступающим в школу детям, воспринимающим мир слитно, нерасчленённо.

Решить эти проблемы помогает интегрированный курс, который представит детям широкую целостную картину мира с её внутренними взаимосвязями между различными областями знания – о природе, человеке, обществе в их историческом развитии.

Этот курс является фундаментом системы общего развития школьников и предупредит перегрузку, вызванную множеством изучаемых предметов.

«В пользу интегрированного курса свидетельствует и то, что в нашем современном мышлении, которое было воспитано при познании отдельных не связанных между собой сторон действительности, разорваны естественнонаучное познание Земли и общественное развитие человечества. Следствием этого разрыва становится надвигающаяся угроза экологической катастрофы на Земле, потому что темпы роста производства превышают способность Земли бороться с их отрицательными последствиями. А в результате изолированности естественного и общественного знания человек всё ещё игнорирует эту угрозу».

Одной из задач обучения в школе должно стать развитие способности человека устанавливать не только внутренние связи и связи между близкими науками, но и видеть взаимозависимости между далёкими естественными гуманитарными знаниями [Дик, 2008: 42].

«Интегрированный курс создаёт большие возможности для «многообразия психической деятельности» каждого ребёнка, независимо от индивидуальных особенностей познания окружающего мира. Исторические представления складываются у ребёнка в основном на образном и логическом (теоретическом) уровнях. В то же время познание исторических закономерностей в неразрывной связи со знаниями о природе позволяет активизировать все уровни мыслительной деятельности, в том числе и наглядно-действенный. Следовательно, каждый ребёнок (с практическим складом ума или образным, или логическим мышлением) найдёт нишу для осуществления успешной познавательной деятельности».

Интеграционный характер курса - это не механическое соединение сведений из естественнонаучных и исторических наук, а ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня. Понять, какими стали люди и почему они стали такими, невозможно без естественнонаучных и исторических знаний.

Для ребёнка даётся понятие «целостный окружающий мир» и курс построен по принципу дифференциации, как и говорил Л.В. Занков.

Представление знаний о природе, человеке и обществе в их взаимосвязях расширяет не только развивающие и образовательные возможности курса, но и его воспитательные возможности.

Современная необходимость сочетания естественно-научного и гуманитарного познания мира, возрастные особенности школьников, закономерности педагогического процесса определяет следующие этапы развития курса «Окружающий мир». В начальных классах, представляется целостная картина мира, раскрываются самые общие, глобальные (а значит, и самые яркие) взаимосвязи астрономических, географических, биологических, исторических знаний в их единстве и взаимопроникновении. В среднем звене школы, когда «учащиеся получают развёрнутый научный материал по отдельным предметам, познание характеризуется выраженной дифференциацией»[2]. Курс, целостно представляющий окружающий ребёнка мир, постепенно, к 9-му классу, распределяется на отдельные учебные предметы. На дальнейших этапах обучения, отличающихся специализацией, углубление предметного научного знания должно сопровождаться осознанием связей между разными областями знания, но уже на другом уровне по сравнению с начальными классами.

Единство мира во всех его проявлениях служит основой, которая заставляет говорить о необходимости интегрированных курсов на определённых этапах школьного обучения.

Новизна проблемы очевидна. Авторы предлагают один из возможных вариантов, который будет служить формированию нового интегрированного подхода к познанию окружающего мира и к жизнедеятельности в окружающем мире [Глинская, 2007:26].

 



Интеграция предметов

Дата: 2019-05-28, просмотров: 222.