Содержание
Введение
1. Межпредметные связи в обучении
1.1 Анализ интегрированных уроков
1.2 Проблемы интеграции в процессе обучения
2. Интеграция предметов
2.1 Интегрированные уроки как основное средство повышения активности учащихся
2.2 Роль информатики в интеграции
2.3 Концепция интегрированного обучения
3. Интеграция информатики с другими предметами
3.1 Применение информационных компьютерных технологий на уроках
3.2 Результаты интегрированного обучения и его значение
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории так и для практики.
Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.
Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.
Интеграция, на наш взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных.
Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Важно учесть тот факт, что интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне.
В связи с этим мы разработали следующий аппарат исследования:
Цель: раскрыть сущность интеграции как инновационной формы работы в обучении.
Задачи:
1. Рассмотреть причины потребности интегрированных уроков.
2. Разработать практические рекомендации по проведению интегрированных уроков.
3. Найти преимущества и проблемы интеграции.
4. Выявить результаты интегрированного обучения и его значение.
Объект: учебный процесс в школе.
Предмет: процесс интеграции учебных предметов в школе.
При написании дипломной работы основными методами были изучение и анализ литературы, наблюдение, обобщение.
Межпредметные связи в обучении
Интеграция предметов
Перспективы развития интегрированного обучения
Практика показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению. На данном этапе разрабатывается единая альтернативная программа обучения физике, математике, астрономии, информатике, при внедрении которой интеграция будет являться дидактическим принципом обучения. На этом, продвинутом, этапе интегрированного обучения главной целью будет формирование научного стиля мышления учащихся. Такое обучение возможно лишь при условии создания специализированного класса, набор учащихся в который должен проводиться на конкурсной основе.
Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования.
Организационный момент.
Учитель русского языка и литературы:
- Сегодня мы будем работать над ошибками, допущенными в диктанте, используя компьютер, поговорим о роли различных типов сказуемых в художественном тексте, попытаемся составить связный текст заданного жанра и стиля с помощью изучаемых синтаксических конструкций.
Учитель информатики:
- Со стороны информатики мы сегодня с вами повторим основные функции и возможности тестового редактора, вспомним как правильно набирать и форматировать текст, редактировать ошибки, вставлять информацию в текстовый документ.
Этап.
3 группа - учащиеся по 2 человека работают за компьютером с текстом диктанта, в тексте пропущены те орфограммы и пунктограммы, на знание которых ребята допустили ошибки. (Работают с учителем информатики).
2 группа - ученики работают в тетрадях, исправляя ошибки, объясняя их графически (орфограммы и пунктограммы).( Работают самостоятельно, при необходимости помощь учителя русского языка)
1 группа - работают с деформированным текстом стихотворения Н. С. Гумилева. (Работают с учителем русского языка).
Его глаза - подземные озера,
Покинутые царские чертоги.
Отмечен знаком высшего позора,
Он никогда не говорит о Боге.
Его уста - пурпуровая рана
От лезвия, пропитанного ядом.
Печальные, сомкнувшиеся рано,
Они зовут к непознанным усладам.
И руки - бледный мрамор полнолуний,
В них ужасы неснятого проклятья,
Они ласкали девушек-колдуний
И ведали кровавые распятья
Ему в веках достался страшный жребий -
Служить мечтой убийцы и поэта
Быть может, как родился он - на небе
Кровавая растаяла комета.
В его душе столетние обиды,
В его душе печали без названья.
На все сады Мадонны и Киприды
Не променяет он воспоминанья.
Он злобен, но не злобой святотатца,
И нежен цвет его атласной кожи.
Он может улыбаться и смеяться,
Но плакать плакать больше он не может
(Н Гумилев)
Задание:
1. Вставить пропущенные буквы.
2. расставить знаки препинания, объяснить.
3. сгруппировать орфограммы по видам.
Этап.
3 группа - по окончании 1 задания ученики работают в тетрадях, графически объясняя свои ошибки. (Наблюдает учитель русского языка).
2 группа - работают с деформированным текстом за компьютером. (Наблюдает учитель информатики).
Я броси..л (в) к..стер гнил.. бревнышко (не) досмотрел что изнутри его зас..лили мурав..и.
Затр..щало бревно. Выв..лили мурав..и в уж..се забегали поверху карежились сг..рая в плам..ни .
Я зац..пил бревно охваче..ое огнем смог отк..тить его на край. Теперь многие мурав.и были спасены бежали на песок на сосновые иглы. Но было странно что они (не) уб..гали от к..стра. Едва пр..одолев ужас они заворачивали начинали кружиться и какая-то сила вл..кла их назад к покинутой родине. И многие были такие кто опять стремились попасть на г..рящее бревнышко метались по нему и пог..бали там.
Задание:
1. Вставить пропущенные буквы.
2. расставить знаки препинания, объяснить.
3. подчеркнуть сказуемые. В скобках после каждого указать тип его (пг, сг, си).
1 группа - аналитическая работа с текстом. (Работают с учителем русского языка)
Учитель русского языка: прочтите выразительно стихотворение Н. Гумилева.
Итак, перед вами поэтический портрет мужчины, «рассмотрите» его.
- Что вы видите (человека, прожившего трудную жизнь).
- Разделите стихотворение на части, определите главную мысль каждой.(2 части: 1-внешний вид- отмечен знаком высшего позора; 2- внутренний мир героя, его характер- Ему в веках достался страшный жребий).
-Какова композиция стихотворения? Как она способствует логике проникновения в художественный образ?
1 часть - описание внешности - опускается от глаз к рукам.
2 часть - проникновение во внутренний мир, который отражается во внешности.
-Первая часть стихотворения воссоздает внешний вид человека. Отражается ли во внешности его характер, как?
(Темные глаза с потухшим взглядом говорят о равнодушии или тяжкой усталости от жизни. Рот яркий, узкими губами, способен говорить жестокое и злое, не случайно словосочетание «пропитанное ядом». Руки холодные, бесчувственные, как мрамор, не могут творить добро).
- Какие синтаксические конструкции создают яркий и тревожащий нас образ. (Предложения с тире, сказуемые составные именные)
-1 часть: Попробуем составные именные сказуемые заменить на простые глагольные в 1 части стихотворения. (Темные глаза смотрят в пустоту, тонкие пурпурные уста сомкнулись, холодные руки, похожие на мрамор полнолуния, напоминают ужасы не снятого проклятия.)
-Что теряет образ в результате такой замены? (яркость, выпуклость, он как бы расплывается).
2 часть: проникновение во внутренний мир, в характер и даже в прошлое героя:
· Какой перед вами человек? (наверное был красив, жестокий, озлобленный, натура сильная. Он безжалостен, способен убить, ему чужды страдания других.)
· Поэт описывает портрет или свое впечатление от портрета? Подтвердите свою мысль.(многое поэт домысливает, как бы угадывая прошлое, слова- метафоры свидетельствуют о том, что это личные впечатления поэта.
· Какое впечатление производит портрет на вас? (Человек страшен своей безжалостностью.)
· Убедил ли вас поэт, что прошлое человека именно таково?
· Почему вы считаете предположения Н. Гумилева убедительными.
· Какие чувства вызывает у поэта картина, подтвердите это текстом.(особенно убедительны последние строчки)
· Какую жизнь по-вашему прожил этот человек?
· Он злобен и он злится. Есть ли разница между этими выражениями и какая?
Злится - временное состояние человека, он может злиться и на себя.
Злобен - характер, состояние души, отсутствие доброты по отношению к людям.
3 этап:
3 группа - работа с текстовым редактором (диктует учитель информатики)
Красиво осенью. Листья золотые и багровые. Воздух чистый, прозрачный. Тихо в лесу. Только изредка слышны голоса птиц да дятел нарушает тишину своим громким постукиванием. Сквозь поредевшие деревья проникают яркие, но холодные лучи осеннего солнца.
2 группа
а) творческое задание (работа с карточками). Тренировка в подборе сказуемых с учетом общего замысла текста, его жанровой и стилистической характеристики.
Задание: списать, вставить необходимые сказуемые, чтобы они соответствовали стилю).
Павел рас..т..гнул кобуру осторожно вынул бл..стящий револьвер и побежал домой.
Мать возилась на кухне и (не) обратила на него внимания.
Он …. Лежавшую за сундуком тряпку ….ее в карман потом ….за дверь и….по дороге ведущей к старому кирпичному заводу.
(схватил, сунул, выскользнул, помчался)
работа с учителем русского языка.
б) Работа с текстовым редактором.
- Составить 5-6 предложений, чтобы получился текст, употребив разные типы сказуемых.
Темы: Утро в лесу;
Рассвет (закат) на реке;
Поздняя осень;
Вспоминая 1 класс.
1 группа- даны портреты.
- Рассмотрите репродукцию картин и напишите сочинение- миниатюру (описание внешности и внутреннего мира изображенного на картине человека, употребив различные виды сказуемых.
2 учащихся - индивидуальная работа, 2 - совместная (Джоконда)
Стих. Н. Озерова (чтение учителем)
Еще не видно лица на портрете.
Ни рук на нем, ни одежды нет
Как воплощается замысел в цвете?
Как возникает женский портрет
Художник не отрывает взора
От натурщицы, от полотна.
- Можете шевелиться, синьора,
Ваша скованность мне вредна.
Смуглая женщина в свете зыбком,
Прост и чудесен ее наряд.
Неуловима ее улыбка,
Необъясним ее чистый взгляд.
То ли улыбка, то ли догадка,
То ли намек, то ли укор.
Бежит пробор посередке гладко
И пропадает тропой среди гор. ..
Еще кантилена, еще два аккорда.
Послеобеденный ровный свет.
Музыку слушает Джоконда.
Леонардо пишет портрет.
Этап
3 группа (карточка)
Устранить повторы.
С западной стороны Красной площади находится самая высокая стена Кремля со Спасской башней.
В южной части находится Покровский собор, шедевр русского зодчества, известный более как храм Василия Блаженного. Рядом с собором находится круглое каменное возвышение, Лобное место.
-определить тип сказуемого. (проверяет учитель русского языка)
2 группа - работа с текстовым редактором (учитель информатики)
распечатать
1 группа - Работа с текстовым редактором (оформить текст сочинения- миниатюры, распечатать.
Дома: 1 группа- подражание Гумилеву (любой портрет)
2 группа - к тексту написать начало
Осинки и березки стоят тоненькие просвечивающиеся (на)сквозь. Заметнее стали пихты выделяющиеся своей темной хвоей. Лес пр..готовился к зиме и стоит молч..ливый и поч..рневший.
3 группа - Написать небольшой текст или отдельные предложения (4-5 предложений) описательного характера, используя различного типа сказуемые.
3. Подведение итогов урока [RusEdu.Ru, 2009: http://www.rusedu.info.].
Интегрированный урок математика-информатика. 6 кл.
Всесторонняя проверка знаний. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового учебного материала.
Задание 1. На плакате изображены пары пересекающихся координатных прямых. Какие из этих пар не образуют координатную плоскость. Почему?
Задание 2. Как построить точку А(-2;5)?
Какие знаки имеют координаты точек в III четверти, во I четверти?
В какой четверти располагаются точки В(4;-2); С(-3;5); М(-2;-4); Е(5;1); К(0;6); Р(-6;0).
Задание 3. Что называется координатной плоскостью?
Какие координаты имеет точка на координатной плоскости?
Задание 4. Разгадайте кроссворд (задание выполняют два ученика параллельно с заданием №1, 2).
Вопросы к кроссворду.
По вертикали:
1. 1. Четверть, в которой точки имеют положительные абсциссу и ординату (первая).
2. С помощью оператора PSET в графическом режиме языка Бейсик рисуется…(точка)
3. Как называется плоскость, которую образуют две координатные прямые при пересечении под прямым углом в начале отсчета? (координатная).
5. Какой режим включается, если в программе установлен оператор SCREEN.(графический).
По горизонтали:
4. Как называется вторая координата точки? (ордината)
6. Как называется координата x? (абсцисса)
7. Дана точка М(-6;3). Как называются числа –6 и 3? (координаты)
8. С помощью оператора LINE в графическом режиме языка Бейсик рисуется…(линия)
9. Что нарисуется на экране после выполнения следующей программы:
|
| 1.П |
| 2.Т | |||||||||
Е | О | ||||||||||||
| 3.К |
| Р | Ч | |||||||||
О | В | К | |||||||||||
4.О | Р | Д | И | Н | А | Т | А | ||||||
Р |
|
|
| Я |
| ||||||||
Д |
| ||||||||||||
И | 5.Г | ||||||||||||
Н | Р | ||||||||||||
6.А | Б | С | Ц | И | С | С | А | ||||||
Т |
|
| Ф | ||||||||||
7.К | О | О | Р | Д | И | Н | А | Т | Ы | И | |||
| А |
| Ч | ||||||||||
| 8.Л | И | Н | И | Я | Е | |||||||
| С | ||||||||||||
| 9.П | Р | Я | М | О | У | Г | О | Л | Ь | Н | И | К |
| И | ||||||||||||
Й |
Вопросы к кроссворду.
SCREEN 9
LINE (40,10) – (450,120), 5, B
END
(прямоугольник)
Задание 5. На доске выписаны координаты точек A (-2;4), B (2;3), C (-5;0), D(4;1),
E(-3;-6), а на координатной плоскости(на магнитной доске) отмечены точки, но не подписаны. Обозначить их буквами. Все ли точки правильно отмечены? Если нет, то найти и исправить ошибки.
Задание 6. Для чего используются следующие операторы:
SCREEN, LINE, PSET, PAINT? (Написать на листах, показывать)
Задание7. Найти ошибки в программах. Какое изображение получится после выполнения программ?
LINE (100,20)-(280,160),4
END
§ SCREN 9
LINE (100,20)-(280,160),10
END
§ SCREEN 9
LINE (100,20)-(280,160),10,B,BF
END
§ SCREEN 9
LINE (100,20) - (280,160),8, B
PSET (130,100)
PAINT (130,100),4
END
Усвоение новых знаний.
Ребята, как в математике называется плоскость, в которой мы выполняем построение различных фигур по точкам с заданными координатами?
Как в информатике называется такая плоскость?
Что общего между ними?
Чем отличаются?
Где можно построить данные точки А(-12; 3), В(-3, 12)?
Как записываются координаты точек в математике, в информатике?
Ребята, помните про эти отличия, и не путайте при выполнении заданий.
Самостоятельная работа.
Первая группа выполняет задание в тетрадях, вторая за компьютерами, затем меняются местами. В результате выполнения учащиеся получают по две оценки(одну по математике, другую по информатике).
Карточки с заданиями прилагаются.
Учитель дает задание второй группе, ребята самостоятельно выполняют задание.
С первой группой записывает тему урока по математике, ставит перед детьми задачу: выполнить два задания по карточкам.
5. Домашнее задание.
1) По математике. Придумайте и нарисуйте любую картинку на координатной плоскости и выпишите координаты всех точек. Задание оформите на альбомном листе. (Показать выполненные задания предыдущих годов). Задание творческое, поэтому постарайтесь использовать все свои творческие возможности.
2) 2) По информатике. Напишите программы для рисования тех рисунков, которые у Вас на карточках. (Карточки прилагаются).
Подведение итогов.
Подошел к концу наш урок. Скажите, что общего между координатной плоскостью и координатной сеткой? В чем их отличия? Как записываются координаты точек в математике?
Где Вам больше всего понравилось рисовать: на координатной плоскости в тетрадях или на компьютере? [Metodichka.Net, 2009: http://www.metodichka.net/integr.php?catid=40&blogid=15] Начало формы
Конец формы
Заключение
Изучение процесса интеграции, проходившее во время написания нашей работы, привело к выводу, что единого понимания пути этого явления нет.
Существует много мнений, точек зрения на данное явление. Зачастую под интеграцией понимается механическое соединение в учебно-воспитательном процессе отдельных явлений, не имеющих "общего знаменателя". Как следствие этого перед процессом интеграции стоит множество нерешённых проблем, главными из которых на сегодняшний день можно назвать такие: как интегрировать? Проблема отбора конкретного материала, конкретного содержания. Большую трудность представляет встраивание интегрированных курсов, уроков в школьную программу.
На сегодняшний день нет ещё разработанных программ, учебников, методических рекомендаций; а интеграция в обучении приобретает широкий размах и популярность.
Но главной при определении жизнеспособности идеи интеграции в современной школе остаётся проблема подготовки кадров. Нынешняя система подготовки специалистов не может подготовить универсально образованного педагога, который сможет в своей практической деятельности применять данные подходы к учебно-воспитательному процессу.
Важно отметить, что к изучению проблемы интеграции приступили именно учителя-практики, которые высказывают свои соображения на страницах печати. Это есть положительный факт для развития интеграции.
Изучив и обобщив литературу по вопросам интеграции, мы убедились в важности этой проблемы и её значимости в практике школы. И хотим особо подчеркнуть важные, по нашему мнению, выводы, вделанные нами по завершении работы.
Действительно, процесс интеграции возник не на пустом месте. Это есть длительный этап становления, представляющий собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.
Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.
Таким образом, подводя итог проделанной работе, хочется сказать, что задуматься над тем, что интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимо веем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.
Содержание
Введение
1. Межпредметные связи в обучении
1.1 Анализ интегрированных уроков
1.2 Проблемы интеграции в процессе обучения
2. Интеграция предметов
2.1 Интегрированные уроки как основное средство повышения активности учащихся
2.2 Роль информатики в интеграции
2.3 Концепция интегрированного обучения
3. Интеграция информатики с другими предметами
3.1 Применение информационных компьютерных технологий на уроках
3.2 Результаты интегрированного обучения и его значение
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории так и для практики.
Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.
Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.
Интеграция, на наш взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных.
Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Важно учесть тот факт, что интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне.
В связи с этим мы разработали следующий аппарат исследования:
Цель: раскрыть сущность интеграции как инновационной формы работы в обучении.
Задачи:
1. Рассмотреть причины потребности интегрированных уроков.
2. Разработать практические рекомендации по проведению интегрированных уроков.
3. Найти преимущества и проблемы интеграции.
4. Выявить результаты интегрированного обучения и его значение.
Объект: учебный процесс в школе.
Предмет: процесс интеграции учебных предметов в школе.
При написании дипломной работы основными методами были изучение и анализ литературы, наблюдение, обобщение.
Межпредметные связи в обучении
Дата: 2019-05-28, просмотров: 232.