Гарантии прав и свобод человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Гарантии - это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их классификация может быть проведена по различным основаниям.

По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ), через различного рода международные программы и проекты. Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Международного Суда ООН и специализированных учреждений, Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, являющиеся членами ООН.

Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Содружество Независимых Государств) осуществляются также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно-правовых актов.

Так, государства - члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и дополнительными протоколами к ней. Контроль за их реализацией осуществляют Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Страны - члены Содружества Независимых Государств приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств-членов СНГ. В частности, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г., Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 9 декабря 1994 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.

Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами. Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права. В ст. 18 Конституции права и свободы объявляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Контроль за соблюдением конституционных положений и защита прав граждан входят в компетенцию Конституционного Суда РФ, Комиссии по правам человека, Уполномоченного по правам человека, а также органов суда и прокуратуры. Вступление России в Совет Европы придает новый импульс делу усиления защиты прав и свобод граждан, повышения эффективности этой деятельности в нашей стране.

Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций). Так, обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с федеральными органами и субъекты Российской Федерации. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся положения о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на экономико-правовые (закрепление свободы экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальное партнерство), политико-правовые (механизм народовластия, разделение и равновесие властей, многопартийность, плюрализм мнений), социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования) и правовые (наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом).

Правовые гарантии могут быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико-юридическими.

В качестве правовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.[18]

В идеале государство должно служить человеку, создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развивать и проявлять свои способности и дарования, ибо человек - высшая из всех мировых ценностей, мера всех вещей. В действительности отношения между человеком и государством куда более сложны и весьма противоречивы. Веками между человеком и государством складывались отношения отчуждения и вражды. Для раба и подданного рабовладельческое и феодальное государство выступало как чуждая и враждебная сила. Они не имели прав и свобод, а только исполняли обязанности перед государством и поэтому не могли стать личностями. С наступлением эры капитализма отношения между человеком- гражданином и государством круто меняются. Гражданин становится носителем прав и свобод, которые придают ему автономный, независимый от государства статус. На государство же возлагается обязанность защищать и гарантировать эти права и свободы.

На развитие гражданских прав и свобод большое влияние оказала либерально-демократическая доктрина, которая акцентировала внимание на личностном аспекте демократии, на незыблемости неотчуждаемых прав и свобод человека, на ограничении вмешательства государства в личную жизнь человека, на возможности человека обратиться с жалобой на государство и его органы в независимый суд. Правда, оснований идеализировать отношения между гражданином и капиталистическим государством не наблюдается. И здесь возникали антидемократические (фашистские и авторитарные) режимы, которые превращали человека в придаток государственной машины; не всегда государство защищает человека от нищеты, социальной и национальной дискриминации.

В Советском государстве предпринимались меры по предоставлению трудящимся значительных социально-экономических прав, но в целом правовой статус человека был во многом урезан и слабо защищен. Сталинский тоталитарный режим отвел человеку роль винтика в государственной машине, сделал его полностью беззащитным перед государством. И в послесталинский период интересы государства ставились выше интересов личности. Слаба была судебная защита личных прав и свобод. И все же говорить о том, что Советское государство не заботилось о человеке, о развитии его духовных и физических сил, нельзя. Бесплатные образование, медицинское обслуживание, занятия физической культурой и спортом, уверенность в завтрашнем дне - все это и многое другое было реальностью.

Выводы ко второй главе

 

Конституция Российской Федерации закрепила такие взаимоотношения человека и государства, которые в целом отвечают современному пониманию демократии. В демократическом государстве силовые органы власти необходимы для того, чтобы любой человек был защищен от произвола и насилия, ощущал свое достоинство, выступал как полноправный партнер государства. Другими словами, вся мощь государства должна обеспечивать охрану и защиту прав личности.

В Конституции подчеркивается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А потому государственные органы, должностные лица обязаны строить свою деятельность в соответствии с ними. Однако, с принятием Конституции, разрыв, между широким кругом закрепленных в ней прав и свобод человека и гражданина и степенью их гарантированности, защищенности личности увеличился. Этот разрыв будет ликвидирован, а права и свободы человека станут реальными только после выхода общества из кризиса в экономике, политике, духовной жизни.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отделить государство от права, а право от государства невозможно. Вопрос о том, каким должно быть современное право особенно остро стоит в период глобализации, кризиса и т.д. Необходим правовой прогресс, который неотъемлемо связан с прогрессом государственности. Поскольку личность, ее права и свободы являются высшей государственно-правовой ценностью, то свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав и их гарантированность являются важнейшими критериями оценок прогресса государства.

А.Б. Венгеров говорил что, борьба за качество жизни личности, обеспечение ее достойных условий жизнедеятельности – главная задача государства и показатель ее развитости и прогрессивности.[19]

Помимо правового прогресса необходима стандартизация правовой жизни. В сфере законодательства – это распространение общемировых стандартов (технико-юридического наследия, испытанных технологий законодательствования), а также сетей коллективной солидарности, охватывающих большинство стран. Эти государства ориентируются на международно-правовые стандарты в области гуманитарного права, наднациональные механизмы защиты прав человека. Происходит стирание граней между различными типами правовых систем.

Именно поэтому необходим синтез юридического опыта различных народов и социальных укладов с характерными чертами современной отечественной правовой мысли.



Список литературы

Нормативные источники

 

1. Права человека. Итоги века, тенденции, перспективы.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

4. Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г.

5. Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 9 декабря 1994 г.

6. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.

 

2. Специальная литература

 

1. Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. Т. 1. Государство.-2-е изд., перераб. И доп. – М. : ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2008. – 752 с.

2. Общая теория прав человека/ рук. авт. колл. и отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2004. – 657 с.

3. Права человека: учеб. для вузов/ отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2005. – 761 с.

4. Краткий философский словарь/ под ред. А. П. Алексеева. М., 2002. – 793 с.

5. Вл. Соловьев, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. М., 2004. – 893 с.

6. Словарь русского языка. 2-е изд. М., 2000. Т. III. – 687 с.

7. Теория государства и права. Ред. Алексеева С.С. М., 2003. – 548 с.

8. Основы права. Ред. Лазарева В.В. М., 2005. – 459 с.

9. Демин А.В. Теория государства и права. М., 2002. – 704 с.

10. Государственное право РФ. Ред. Кутафина О.Е. М., 2004. – 685 с.

11. Матузова Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. – 736с.

12. Глухарева Л. И. Современные проблемы теории прав человека. М., 2005. - 581с.

 

3.Публицистические издания

 

1. Иванов В.В. К вопросу о теории нормативного договора // Журнал российского права. 2006. N 12. – 54 с.

2. Тихомиров Ю.А. Договор как регулятор общественных отношений // Правоведение. 2004. N 8.- 82 с.

3. Тихомиров Ю.А. Закон и формирование гражданского общества // Государство и право. 2003. N 8. – 62 с.

4. Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы (Круглый стол) // Государство и право. 2004. N 10. – 72 с.

3.5. Страшун Б.А. Конституционное право России, его источники и структура // Журнал российского права. 2006. N 4. – 56 с.


[1] Вл. Соловьев, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[2] Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. Т. 1. Государство.-2-е изд., перераб. И доп. – М. : ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2008. (стр. 617-619)

[3] Тэтчер М. Искусство управления государством.(стр.284).

[4] Глухарева Л. И. Современные проблемы теории прав человека. М., 2005. с. 51.

[5] Права человека. Итоги века, тенденции, перспективы. С.6.

[6] Общая теория прав человека/ рук. авт. колл. и отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2004. С. 21.

[7] Права человека: учеб. для вузов/ отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2005. С. 137.

[8] Матузова Н. И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 258, 259.

[9] Права человека. Итоги века, тенденции, перспективы. С. 37.

[10] Краткий философский словарь/ под ред. А. П. Алексеева. М., 2002. С. 275

[11] Словарь русского языка. 2-е изд. М., 2000. Т. III. С. 577.

[12] Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. Т. 1. Государство.-2-е изд., перераб. И доп. – М. : ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2008. С. 637.

[13] Теория государства и права. Ред. Алексеева С.С. М., 2003. С. 432

[14] Государственное право РФ. Ред. Кутафина О.Е. М., 2004. С.126

[15] Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М., 2003. С.358

[16] Демин А.В. Теория государства и права. М., 2002. С. 436

[17] Основы права. Ред. Лазарева В.В. М., 2001. С. 154

[18] Теория государства и права. Ред. Алексеева С.С. М., 2003. С. 440

[19] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Юристпруденция,2000.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 172.