Анализ государственной деятельности Республики Казахстан в области организации воспроизводства природных ресурсов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Среди мер по охране природной среды одно из центральных мест занимает воспроизводство природных ресурсов, которое еще в конце 70-х годов приобрело конституционное значение. Из Конституции Республики Казахстан заключается, что в интересах настоящего и будущего поколений необходимо принимать меры для обеспечения воспроизводства природных ресурсов и улучшения окружающей природной среды.

Воспроизводство природных ресурсов – объективная необходимость, обусловленная всевозрастающим их потреблением, а также некоторыми негативными последствиями хозяйственной и иной деятельности, например, загрязнением окружающей среды.

Воспроизводство – категория экономическая. Однако эта деятельность имеет и юридический аспект, т.к. значительная часть отношений по воспроизводству природных богатств возникает, изменяется и прекращается в установленном законом порядке, содержание его носит и правовой характер.

Особое значение в настоящее время в Республике Казахстан приобретает организация воспроизводства природных богатств. Эта деятельность, по существу, превратилась в одну из функций государственного управления в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов. В этой связи возрастает роль различных органов государственной власти и управления.

В советской юридической науке до сих пор не проводилось специальных исследований всего комплекса вопросов воспроизводства природных богатств. Имеющиеся работы были посвящены, главным образом, восстановлению земельных ресурсов, лесов, животного мира, причем без учета их взаимосвязи и взаимозависимости.

Отсутствие специальных научных разработок, а также всевозрастающая потребность в надлежащей организации процесса воспроизводства природных богатств, развитие соответствующего законодательства, повышение его регулятивной роли, организующей роли органов власти и управления в области охраны природы и побудили нас избрать данную проблему в качестве предмета исследования.

Исследование проблемы, и, прежде всего действующего законодательства, показало, что наряду с Конституцией Республики Казахстан в настоящее время существует целая система юридических норм, закрепляющих основные направления воспроизводства земельных, водных, лесных и других ресурсов природы, порядок и условия этой деятельности, определяющих круг субъектов данных отношений и органов управления названными процессами.

Имеются и нормы юридической ответственности за нарушения требований по воспроизводству природных ресурсов.

К числу наиболее значимых актов, предусматривающих мероприятия по воспроизводству ресурсов природы, относятся Земельный кодекс 2003 г., Водный кодекс 2003 г., Лесной кодекс 2003 г., Об охране окружающей среды 1997 г. и др. Содержание этих актов нацеливает все органы власти и управления, самоуправления общественности природопользователей на необходимость тщательного и систематического контроля за проведением работ по борьбе с эрозией почв; за правильным использованием земель, вод, лесов, других природных богатств; за соблюдением природопользователями действующих норм и правил по рекультивации земель, воспроизводству растительного и животного мира и т.п.

К примеру, актами, предусмотрена обязанность предприятий, учреждений и организаций следить за своевременным выполнением планировочных, строительно-монтажных, мелиоративных и других работ в соответствии с утвержденным проектом, за своевременным перечислением средств землепользователям на освоение земельной территории, указанной в проекте рекультивации. Землепользователи, в свою очередь, несут ответственность за качественное выполнение работ по восстановлению плодородия земель и за своевременное их вовлечение в сельскохозяйственное или другое производство. Базовыми нормами в данном случае являются гл. II Земельного кодекса РК.

К сожалению, воспроизводство земельных ресурсов по объективным и субъективным причинам еще не находится на должном уровне. В Республике практически уже нет площадей для освоения.

Известно, что при строительстве и эксплуатации Шардаринской ГЭС пришлось распроститься с более чем 90 тыс. гектаров плодородных земель. К тому же при сбросе водных масс из верхнего бьефа плотины в нижний мощными потоками воды разрушаются берега. За год из сельскохозяйственного производства выбывает несколько сот гектаров плодороднейших земель. Осваивать новые земли взамен выбывших, как уже было отмечено, не представляется возможным. Таких земель просто нет в природе.

В последнее время у нас в республике разгорелись дискуссии относительно того, поднимать ли уровень Балхашского водохранилища или оставить его прежним и даже понизить этот уровень. Действительно, проблема ее серьезная. Но хочется надеяться, что соответствующие специалисты все-таки при ее решении учтут интересы воспроизводства земельных ресурсов, животного мира и сохранения среды обитания диких наземных животных.

В ныне действующем водном законодательстве также содержатся нормы, посвященные воспроизводству водных ресурсов. Здесь, в первую очередь, следует назвать ст. 121, 125 и 127 Водного кодекса Республики Казахстан. К сожалению, восстановление водных ресурсов связано лишь с платой за их использование. Другие же вопросы, касающиеся, например, прав и обязанностей водопользователей, в Кодексе не отражены. Поэтому не случайно ни в законодательстве, ни на практике не упоминаются и не используются такие виды воспроизводства водных ресурсов, как переход на оборотное водоснабжение, безводную технологию, воздушное охлаждение и т.д.

Необходимо отметить, что перечисленные нормы, безусловно, будут способствовать сокращению количества случаев нарушения требований по воспроизводству животного мира. Однако предстоит еще многое сделать в смысле конкретизации и Закона, и других нормативных актов, а также практики их применения и установления конкретных мер ответственности за упомянутые нарушения.

На качестве воспроизводства животного мира заметно сказывается ухудшение среды обитания. Особенно это касается рыбных запасов. Наиболее характерна в этом отношении судьба рек и их рыбных запасов. Пример этот имеет давнюю историю, но подобные случаи весьма возможны и в настоящее время.

Эти реки (Ишим, Тобол и др.) до того, как они были зарегулированы в результате строительства гидроузлов и других гидротехнических сооружений, издавна считались идеальным местом нереста и нагула ценных промысловых рыб. Нарушение гидрологического режима рек значительно сократило рыбные запасы региона. Компенсационные меры в виде строительства рыбозаводов по выращиванию молоди рыб, рыбоходных каналов и т.д. не дали желаемого результата. К тому же строительство этих объектов неоправданно затягивалось, а последующая эксплуатация нередко осуществлялась с нарушением соответствующей технологии. Отсюда воспроизводство рыбных запасов рек продолжает оставаться до сих пор острой проблемой. В этой связи со всей очевидностью встает вопрос о более четкой регламентации прав и обязанностей лиц, ответственных за строительство и эксплуатацию такого рода сооружений. Отсутствие же подробной регламентации приводит порой к значительному снижению

Воспроизводство природных ресурсов требует больших материальных затрат, поэтому все нормы права, регулирующие этот процесс (обязывающие, запретительные), должны строго соблюдаться, ибо отступление от указанных норм не только сводит на нет уже затраченные усилия, но и нередко порождает более существенные по своим масштабам последствия.

Представляется, что экспериментирование с воспроизводством природных ресурсов может и должно иметь место, но только в целях познания природных процессов и в специально отведенных для этого местах, а не на широком поле производственной или иной деятельности. В этой связи целесообразно более детально конкретизировать правовые нормы, регулирующие воспроизводство и охраняющие при этом интересы государства. Пока же еще у нас в законодательстве существует больше общих, базовых норм, чем конкретных.

Важнейшим организационно-правовым средством, обеспечивающим рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, являются перспективные и текущие государственные планы экономического и социального развития. К этим планам относятся территориальные комплексные схемы охраны природной среды, генеральные схемы охраны и обеспечения рационального использования земельных, лесных и других ресурсов.

В последнее время стали чаще разрабатываться программы охраны природных ресурсов, в которых значительное место уделено их воспроизводству.

Важнейшим условием реализации планов по охране природы является их финансовое обеспечение. Анализ источников финансирования мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов показывает, что за счет государственного бюджета финансируются мероприятия по охране природы при строительстве наиболее крупных объектов общегосударственного значения. Из бюджета Республики Казахстан средства направляются на строительство отдельных природоохранительных объектов, на проведение мероприятий по мелиорации сельскохозяйственных земель, на развитие лесного хозяйства и т.д.

Общеизвестно, что в воспроизводстве природных ресурсов огромная роль принадлежит заповедной (консервативной) форме охраны среды.

Несмотря на количественный рост заповедных территорий, качество заповедной охраны природы оставляет желать лучшего. Главная причина здесь заключается в отсутствии полноценного ее финансирования. Кроме того, недостаток технических средств охраны, малочисленность штатных работников приводят к печальным результатам.

Третья форма охраны природной среды - ее улучшение, оздоровление - также играет большую роль в воспроизводственной деятельности. Проблем здесь довольно много, одна из самых острых - проблема утилизации отходов производства и потребления. В настоящее время уже предпринимаются серьезные меры в этом направлении. Не отстает в этом отношении и Республика Казахстан: достаточно сослаться на факт строительства в Шымкенте завода по переработке отходов.

Воспроизводство природных ресурсов немыслимо без такого рычага поведения участников экологических отношений, как материальное и моральное поощрение. Меры морального и материального поощрения предусмотрены всеми заглавными актами, законами. Применение этих мер становится все более заметным, важно, чтобы они и стали нормой жизни.

Исследование данной проблемы привело нас к выводу о необходимости принятия закона о воспроизводстве природных ресурсов, а также Постановления Правительства РК об улучшении и оздоровлении окружающей природной среды. Кстати сказать, первая форма охраны окружающей природной среды закреплена в специальном законе.

Воспроизводство природных ресурсов немыслимо без применения средств его обеспечения, в том числе мер юридической ответственности. Однако данный вопрос является большим, самостоятельным и специфическим. Вот почему мы в данном случае не будем его анализировать.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 182.