Анализ использования и воспроизводства природных ресурсов и полезных ископаемых в РК
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Воспроизводство природных ресурсов естественный (регулируемый и нерегулируемый) и искусственный процесс приращения запасов природных ресурсов, восстановление качественных их характеристик. Включает такие виды, как рекультивация и мелиорация земель, агротехнические меры по улучшению почв, лесовосстановительные работы, выращивание рыбопосадочного материала, биотехнические мероприятия по сохранению и воспроизводству диких зверей и птиц, охрана водных ресурсов и воздушного бассейна.

Общее количество контрактов, по которым ведется мониторинг – 828 в том числе: углеводородного сырья –253, по твердым полезным ископаемым 335, по подземным водам 215 и по операциям, не связанным с добычей – 25.

Недропользование осуществляется 158 компаниями, из них отечественных - 79 (50 % от общего количества компаний), иностранных – 51 (32 %) и совместных – 28 (18 %).

Суммарный объем инвестиций в недропользование минерально-сырьевого комплекса за период 2000-2007 годы составил $ 74,6 млрд. По сравнению с 2000 г. его объем возрос в четыре раза и по итогам 2007 г. составил $ 16,5 млрд., в том числе $ 1,9 млрд. на проведение геологоразведочных работ, что составляет 12 % от общего объема инвестиций в недропользование МСК за 2007 г. Прогноз инвестиций на 2008 г. составляет - $ 18,4 млрд., в том числе на проведение геологоразведочных работ - $ 2,1 млрд.

Приоритетным направлением инвестирования являются объекты недропользования по углеводородному сырью - $ 13,0 млрд., что составляет 80 % от общего объема инвестиций за 2007 г.($ 16,5 млрд.).

Прогноз инвестиций на 2008 г. по углеводородному сырью составляет - $ 14,3 млрд.

По результатам анализа исполнения контрактных обязательств в 2007 году, расторгнуто 97 контрактов на недропользование, из них по углеводородному сырью – 14, твердым полезным ископаемым – 59, подземным водам – 24.

В адрес 182 компаний, направлены уведомления о нарушениях контрактных обязательств и лицензионных условий.

По истечении установленного срока контракты с недропользователями, не устранившими нарушения и не представившими разъяснения о причинах невыполнения обязательств, будут расторгнуты в одностороннем порядке.

Угледобывающая отрасль Казахстана, пережив нелегкие времена, сегодня занимает ключевые позиции в экономике страны. С начала независимости республики шахтерами страны добыто свыше 1 миллиарда 200 миллионов тонн "черного золота".

Для достижения указанных объемов будут приняты меры по обеспечению прироста добычи угля за счет:

- технического перевооружения действующих шахт и разрезов с переходом на угледобывающую технику современного технического уровня;

- реализации комплексных планов эффективной отработки Экибастузского и Шубаркольского угольных месторождений;

- повышения добычи низкозольного угля на Майкубенском месторождении, а также на разрезе «Каражира» для более полного обеспечения потребностей тепловых электростанций, улучшения снабжения твердым топливом других отраслей и коммунального сектора.

- повышения конкурентоспособности казахстанского угля путем внедрения международных стандартов серии ИСО. В этой связи разработана и утверждена Приказом Министра энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан от 31 мая 2006 года № 166 Программа «Обеспечение перехода угольной отрасли на международные стандарты».

В соответствии с вышеперечисленными документами в Республике Казахстан на период до 2020 года намечается:

- восстановление блоков №№ 1, 2 и 3 мощностью по 500 МВт на Экибастузской государственной районной электрической станции – 1 (далее ГРЭС-1);

- строительство энергоблоков № 3 и № 4 по 500 МВт на Экибастузской Государственной районной электрической станции - 2 (далее ГРЭС-2);

 расширение теплоагрегатов тепловой электроцентрали 2 (далее ТЭЦ) на 240 МВт в городе Астане, строительство новых теплоагрегатов № 1 и № 2 на ТЭЦ-3 городе Астане мощностью 240 МВт;

 - строительство новой ТЭЦ в поселке Кощи Акмолинской области мощностью 195 МВт;

- расширение Степногорской ТЭЦ на 200 МВт;

- строительство Семипалатинской ТЭЦ - 3 мощностью 130 МВт;

- строительство Карагандинской ТЭЦ - 4 мощностью 600 МВт;

- строительство Балхашской тепловой электростанции (ТЭС) мощностью 4000 МВТ на полное развитие;

- расширение мощностей на Усть-Каменогорской ТЭЦ, Семипалатинской ТЭЦ-1, Карагандинских ТЭЦ 2 и ТЭЦ - 3, Карагандинской ГРЭС-1, ГРЭС ТОО «Корпорация Казахмыс», ТЭЦ-3 акционерного общества «Павлодарэнерго», Рудненской ТЭЦ, Жамбылской и Талдыкорганской ГРЭС.

Развитие плантационного выращивания древесных пород различного целевого назначения является одной из приоритетных задач в области лесного хозяйства. В этой связи следует отметить большую роль развития института частного лесовладения.

Формирование и развитие частного лесного фонда должно осуществляться в рамках региональных программ областных исполнительных органов путем предоставления физическим и юридическим лицам в безвозмездное долгосрочное землепользование или собственность земельных участков для лесоразведения из земель лесного, земельного фонда, а также предоставления им инвестиционных преференций, налоговых льгот и других мер экономического стимулирования этой деятельности.

Это позволит привлекать инвестиции в лесоразведение, и в конечном итоге повышать лесистость территории республики, способствовать сохранению естественных лесов.

Для достижения благоприятного уровня ведения лесного хозяйства, обеспечивающего охрану и защиту лесов, стабильные объемы их воспроизводства и лесоразведения в первую очередь требуется принятие мер по сокращению площадей лесных пожаров, незаконных рубок и погибших лесонасаждений от вредителей и болезней, так как увеличение лесопосадочных работ не имеет смысла без обеспечения сохранения уже существующих лесов.

В этих целях численность государственной лесной охраны, уровень материально-технической обеспеченности лесоохранных учреждений и особо охраняемых природных территорий должны быть доведены до нормативных показателей. По особо охраняемым природным территориям республиканского значения данная работа в течение последних лет проводится целенаправленно. В лесоохранных учреждениях, находящихся в ведении акимов областей, и численность, и материально-техническое обеспечение далеко не соответствует нормативам, установленным Правительством.

Основная добыча природного газа ведется в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Кызылординской и Мангистауской областях.

В связи с тем, что в западных областях РК расположены основные запасы попутного и природного газа, в данных регионах проводится более активная работа по газификации населенных пунктов, чем в других областях РК. Вместе с тем уровень газификации в регионах не обеспечен в полном объеме.

Так, в Мангистауской области уровень газификации населения составляет 91%, Западно-Казахстанской - 67%, Актюбинской - 58,3%, Атырауской области - 56%.

На юге уровень газификации населения природным газом составляет: г. Алматы - 81% , Жамбылской-24% , Южно-Казахстанской-41,5% , г. Кызылорда - 44,5%, Костанайской области - 16%, Алматинская - 5,7%.

Для обеспечения стабильных поставок газа в Южные Регины страны требуется строительство магистральных газопроводов по маршруту «Запад-Юг».

С разработкой новых месторождений наращиваются объемы добычи и выработки товарного газа, что в свою очередь влечет за собой увеличение экспортного потенциала и насыщение внутреннего рынка газа.

В целях эффективной реализации основных направлений и положений Концепции развития газовой отрасли Республики Казахстан до 2015 года, одобренной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 января 2002 года №25 была разработана Программа развития газовой отрасли Республики Казахстан на 2004-2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2004 года №669.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 октября 2007 года №1007 утвержден План мероприятий по реализации Программы развития газовой отрасли Республики Казахстан на период 2007-2010 годы (второй этап).

В последние годы в Казахстане больше внимания стало уделяться развитию геологоразведочной отрасли. Ежегодно увеличивается финансирование на проведение геологического изучения недр. Комитетом геологии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан разработана и реализуется «Программа развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса страны на 2003-2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РК. Также Комитетом активно развивается международное сотрудничество со странами дальнего и ближнего зарубежья. В целом, геологическими исследованиями, выполняемыми за счет средств республиканского бюджета и привлекаемых инвестиций, обеспечивается геологическое изучение недр страны, выявление дефицитных видов сырья и поддержание общей конкурентоспособности минерально-сырьевой базы Республики Казахстан.

На данный момент в республике существует проблема с воспроизводством водных ресурсов. Экологи уже давно предупреждают: такое положение дел может привести кмасштабной экологической катастрофе, которая существенно подорвет ибез того слабую экономику центральноазиатских стран. Прорыв дамб иканалов чреват нетолько разрушениями от потоков воды иселей.

 


Таблица 3. Обязательства согласно трехстороннего соглашения по использованию водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ

 

По прогнозам аналитиков, значение чистой питьевой воды вЦентральной Азии скаждым годом будет только возрастать. Из-за интенсивного загрязнения атмосферы ледники Тянь-Шаня иПамиро-Алая стали таять гораздо позднее, что серьезно осложнило ситуацию вФерганской долине, где уже который год стоит засуха. Воды Сырдарьи сегодня едва доходят до середины территории Узбекистана, западные области которого уже практически полностью обезвожены. По прогнозам экспертов, через 15-20 лет водные ресурсы региона сократятся минимум натреть.

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 187.