Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Торгово-технологические процессы, осуществляемые в магазинах, условно подразделяются на основные и вспомогательные. К основным относят: продажу товаров и обслуживание покупателей; выкладку товаров на оборудовании; организацию расчётов за товары; оказание покупателям дополнительных услуг. К вспомогательным относят: приёмка товаров от поставщика; доставка к месту хранения; обеспечение условий хранения; подготовка товаров к продаже; транспортирование в торговый зал; организация хранения и сдачи тары.
Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади. Состав конкретных помещений магазина и их размеры определяются его типом и существенно дифференцируются в зависимости от ассортимента реализуемых товаров, методов их продажи и видов дополнительных услуг, оказываемых покупателям. Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы:
1. Торговые помещения. Предназначены для осуществления торгово-технологических процессов и занимают центральное место в составе помещений магазина. Совокупный размер этих помещений характеризует величину торговой площади магазина, в которую входит площадь торгового зала, помещения приёма и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров площадь для организации дополнительных услуг покупателям. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обуславливают качество обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.
В проектируемом магазине торговая площадь равна 60 кв. м. и будет занимать 45% общей площади магазина. В составе её входит торговый зал, площадь, занимаемая узлом расчёта, площадь под оборудование для демонстрации товаров, для проходов покупателей и рабочих мест продавцов.
2. Помещения для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже. Предназначены для осуществления преобладающей части вспомогательных торгово-технологических процессов. В составе этих помещений могут быть выделены помещения для разгрузки товаров, склады, охлаждаемые камеры, фасовочные, помещения для комплектования заказов покупателей.
В строящемся магазине под эти цели будет выделено 19% общей площади магазина – 107 кв. м... На ней будут размещены 4 склада (по количеству отделов), помещение для приёмки и подготовки товаров к продаже.
3. Подсобные помещения. Предназначены для осуществления вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине, в первую очередь, связанных с движением тары и доставкой товаров на дом покупателям. В составе этих помещений могут быть выделены помещения для хранения и ремонта тары и оборудования, помещения для хранения упаковочных материалов и инвентаря, экспедиции для доставки товаров покупателям, приёмки и хранения стеклотары.
В структуре площадей строящегося магазина эти помещения будут занимать 23% общей площади магазина – 129 кв. м..
4. Административно-бытовые помещения. Включают в себя: служебные помещения аппарата управления; помещения для специалистов отдельных функциональных служб; комнаты отдыха и приёма пищи; гардеробные; душевые и т.д.. Удельные вес площади магазина, отведенной под эти помещения составляет 13% - 70 кв. м... В них входит площадь кабинета директора, зам. директора и товароведа, кабинет специалистов отделов и бухгалтерия, а также туалет.
5. Технические помещения. Включают котельную, отделение холодильных установок, телефонный коммутатор, электрощитовую, радиоузел, вентиляционные камеры и т. д.. Помещений такого типа в магазине не будет.
Структура площадей различных видов помещений зависит в первую очередь от применяемых методов продажи товаров, определяющих соотношение площадей, отводимых для осуществления основных и вспомогательных торгово-технологических процессов. Например, в магазинах с индивидуальным обслуживанием покупателей удельный вес торговой площади в общей площади магазина составляет 45 - 55%, в магазинах самообслуживания он возрастает до 55 - 65%, а в магазинах, реализующих товары по образцам и каталогам, до 65 – 75%.
Все помещения магазина должны быть расположены с учётом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними (приложение 1). Планировка торговых помещений, а также помещений для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых должна быть направлена на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке товаров, на нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников и отвечать основным требованиям:
- торговые помещения должны быть непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;
- оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;
- торговый зал должен быть связан с помещениями для приёмки товаров по возможности кратчайшим путём, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;
- помещения для хранения товаров должны быть непроходными, с максимально приближенными к ним помещениями для приёмки и подготовки товаров к продаже;
- административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже. Между помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаимосвязь.
Размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических процессов на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей.
2.2 Разработка технологической планировки торгового зала
В составе функций управления технологическими процессами значительное внимание должно быть уделено обеспечению рациональной технологической планировки торгового зала. Рациональная технологическая планировка торгового зала предполагает такое его зонирование и размещение оборудования, которое позволяет обеспечить максимальные удобства покупателям при движении, осмотре и выборе им товаров; не допускать очередей в местах выбора товаров и расчёта за них; рационально использовать торговую площадь; создать благоприятные условия труда для торгово-оперативного персонала.
По своему назначению площадь торгового зала магазина подразделяется на несколько зон. Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчётные процессы за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организуются рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролёров и других работников магазина. Важным требованием планировки торгового зала является свободное движение покупательских потоков, обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам выкладки и размещения, создание условий хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей.
Осуществлению технологической планировки должна предшествовать разработка в масштабе принципиального плана-схемы размещения оборудования в торговом зале с учётом его общего размера и конфигурации; площади, занимаемой колоннами, лестничными клетками, эскалаторами, лифтами; габаритов оборудования и т. п.. В этих целях может быть использован также модельный-макетный метод проектирования размещения оборудования, позволяющий рассмотреть различные его варианты.
Различают следующие варианты технологических планировок торгового зала:
- линейная;
- боксовая;
- смешанная;
Выбор варианта планировки осуществляется с учётом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи.
Линейная планировка является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания. При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендикулярно линий контрольно-кассового узла. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчитываться за все отобранные товары в одном месте, наиболее оптимально используется площадь торгового зала. В свою очередь, линейная планировка может быть трёх вариантов: продольная, поперечная и смешанная.
При боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают на отделы. Каждый имеет свой самостоятельный узел расчёта. Обычно такая планировка применяется в крупных магазинах с большой площадью. По сравнению с линейной она менее удобна, так как при комплексной покупке покупатель вынужден обращаться в различные отделы и производить оплату за отобранные товары в нескольких узлах расчёта. Такая планировка может быть оправдана при продаже специфических товаров, требующих специального выбора (ювелирных изделий и т. п.).
Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.
При размещении оборудования в торговом зале необходимо обеспечить рациональную направленность покупательских потоков. Для большинства покупателей характерна тенденция перемещаться в магазине в направлении против часовой стрелки. Следовательно, эту направленность движения покупателей необходимо использовать с тем, чтобы им был обеспечен хороший обзор торгового зала и потоки покупателей по возможности не пересекались. Однако же не следует направлять покупательские потоки по единым определённым маршрутам с помощью заградителей в идее декоративного оборудования и др.. Покупателю необходимо предоставить свободу в выборе маршрута движения в торговом зале.
В магазине парфюмерных товаров будут продаваться товары через прилавок с помощью смешанной линейной планировки.
Торговый зал можно разделить на следующие зоны или площади: установочную, проходов покупателей, рабочих мест продавцов и площадь зоны контрольно-кассового узла.
Торговый зал имеет большой периметр глухих стен, это расширяет возможности установки торгового оборудования.
Установочная площадь магазина – это часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки товара и его демонстрации. Под эти цели в магазине будет выделено 20 % общей площади торгового зала. Степень эффективности использования площади торгового зала можно определить путём расчёта коэффициента установочной площади по формуле:
Ку. = Sу. / Sт.з.,
где Ку – коэффициент установочной площади, кв. м.;
Sу – установочная площадь, кв. м.;
Sт.з. – площадь торгового зала, кв. м.;
Ку. = 12 / 60 = 0,2
В магазинах, где торговля ведётся через прилавок, выделяется площадь для организации рабочих мест продавцов. Её размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину прохода между прилавком и торговым оборудованием для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубину этого оборудования. В нашем магазине рабочее место представлено столом где оформляются заявки и на месте упаковываются товары. В магазине она равна 2 кв. м..
Для поддержания нормальной по санитарным нормам температуры воздуха в торговом помещении в холодный период времени, часть площади торгового зала занимает двойная входная дверь размерами 2,5 м. * 2,0 м. = 5,0 кв. м..
Остальная часть площади торгового зала отводится под зоны для прохода покупателей.
S прохода = S торг. зала - S рабочих мест продавцов – S двери.
S прохода = 60 – 2 – 5 = 57 кв. м..
2.3 Организация процессов приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже
Основу вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине составляют процессы приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже. Связанные с ними процессы существенно влияют как на уровень торгового обслуживания покупателей, так и на экономические показатели работы магазина. Частота и объём этих процессов определяются объёмом товарооборота, ритмичностью товароснабжения, периодом оборачиваемости товарных запасов. Персонал магазина, на который возлагается осуществление этих процессов, должен хорошо знать качественные признаки товаров соответствующих групп, основные признаки их брака, правила хранения, требования к подготовке, а также содержание нормативно-технической документации, связанной с выполнением отдельных процессов.
Первоначальным процессом, связанным с товародвижением в магазине является процесс приёмки товаров. Транспортные средства, доставившие товары в магазин, должны быть без задержки приняты и разгружены.
Для удобства разгрузки транспортных средств, подвозящих товары, с тыльной стороны магазина имеется приёмная рампа. При разгрузке и доставки товаров к месту хранения ведётся их количественный и качественный учёт. Зона приёмки товаров связана с помещением для хранения.
На первом этапе этого процесса проверяется полнота и правильность составления всех необходимых сопроводительных документов на поступивший в магазин товар. К их числу относят: товарно-транспортная накладная; счёт-фактура; свидетельство о качестве товара; сертификат соответствия; на товар. При поступлении товаров без сопроводительных документов (неотфактурованные поставки) их должна принимать специальная комиссия с участием представителей торгового предприятия, поставщика или незаинтересованной компетентной организации. Разгрузку осуществляют с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Поступившие в магазин товары доставляют в зону приёмки. Приёмку осуществляют лица, на которых возложена материальная ответственность.
На втором этапе процесса осуществляется количественная проверка поступившей в магазин партии товаров. Она заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. Приёмку товаров по количеству проводят в определённые сроки. Товары поступившие без тары, в открытой или повреждённой упаковке, принимают в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству тарных единиц – одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней с момента получения. Если в процессе приёмки будет выявлена недостача, то приёмку товаров останавливают. О выявлено недостаче составляют акт за подписями лиц, принимавших товар. По результатам окончательной приёмки товаров составляют акт установленной формы. В нём указывают количество недостающих товаров, их стоимость. К нему прилагают копии сопроводительных документов. Если при приёмке товаров выявлены излишки, то об этом также составляют акт.
На третьем этапе процесса приёмки осуществляется проверка качества поступивших товаров. Она также проводится в определённые сроки. Если поставщик находится в том же населённом пункте, где расположен магазин, то поступившие товары принимают в течении 10 дней. При иногородней поставке срок приёмки товаров составляет 20 дней с момента их поступления. Приёмка товаров по качеству осуществляется обычно в две стадии. На предварительной стадии проверка качества осуществляется по результатам внешнего осмотра товаров, где определяется наличие явных дефектов, соответствие маркировки товаров требованиям в сопроводительных документах. На последующей стадии проводится более углубленное определение качества товаров. По непродовольственным товарам простого ассортимента проводят выморочную проверку с распространением её результатов на всю партию. Качество непродовольственных товаров сложного ассортимента подлежит сплошной проверке. Оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий. В случае обнаружения несоответствия качества товаров требованиям нормативно-технической документации составляется акт об установлении расхождения за подписью лиц, принимавших участие в приёмке, который передаётся поставщику, ещё один экземпляр остаётся в магазине. О скрытых недостатках, обнаруженных в товарах с гарантийным сроком службы, акт составляют в течении пяти дней с момента их выявления, но в пределах установленного гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые не установлен, составляют в пятидневный срок с момента обнаружения дефекта, но не позднее четырёх месяцев со дня поступления товаров. Магазин принимает на временное хранение недоброкачественные или некомплектные товары до принятия поставщиком решения об их дальнейшем использовании. Если недоброкачественность обнаружена покупателем, то к акту магазина прикладывают: заявление покупателя с заключением магазина, фабричный ярлык или копию товарного чека и документы, подтверждающие стоимость ремонта.
После приёмки товары доставляют в помещение для хранения. Здесь их укладывают на стеллажи или в штабеля. Помещение для хранения товаров по своему устройству и расположению отвечает требованиям рационального хранения запасов товаров: оно не является проходным, имеется только один вход, он же выход; только глухие стены; снабжено необходимым количеством технологического оборудования, стеллажами и подтоварниками; непосредственно связано с зоной для подготовки товаров к продаже; расположено на одном уровне с торговым залом и имеет кратчайшую связь с ним.
Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Для предотвращения порчи и обеспечения полной сохранности товаров на складе должны быть созданы соответствующие условия их хранения. Основной задачей в процессе хранения товаров является обеспечение сохранности товаров по количеству и качеству. Это достигается путём создания в помещениях для хранения необходимых влаго-температурных режимов. Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируют при помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют. В магазине имеется склад в необходимо поддерживать температуру воздуха от 12 до 18 градусов, а влажность 60-70%. При повышенной влажности воздуха помещение проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства, при пониженной – воздух увлажняют (разбрызгивают воду и т. д.). На складе имеется вентиляция для проветривания помещения склада. Сохранность количества и качества товаров обеспечивают материально-ответственные лица.
Большое значение для оперативного контроля и уходя за товарами, быстрой их отборки и отпуска имеют разработка и соблюдение рациональной схемы размещения товаров, которая предусматривает закрепление за товарами отдельных групп, подгрупп и наименований постоянных мест хранения. При разработке таких схем необходимо учитывать объём и порядок поступления товаров на склад, условия их реализации, правильное товарное соседство и возможность повседневного наблюдения за их сохранностью. Товары, которые длительное время хранятся на складе, относительно редко поступают на склад, размещают дальше от выходов и выходов и, наоборот, товары с высокой оборачиваемостью, крупногабаритные, с большим объёмом поступления и отпуска размещают ближе к выходу. Каждому месту хранения присваивается индекс или код, обозначающий номер стеллажа (штабеля), номер секции и номер яруса. Номера стеллажей, секций и ярусов наносятся на конструкции стеллажей яркой краской. Схема размещения стеллажей с указанием индекса вывешивается на складах.
На хранение товары укладывают различными способами. Их выбор зависит от формы товара и тары, массы каждого тарного места, физических свойств товаров и других факторов. Предпочтению отдаётся такому способу укладки, при котором не допускается повреждения товара и тары, рационально используются складские помещения и оборудование, создаются удобства для контроля за состоянием товарных запасов.
Различают следующие способы хранения товаров:
- штабельное;
- стеллажное;
- навалом;
- в подвешенном состоянием;
Штабельное хранение применяют для различных продовольственных и непродовольственных товаров, затаренных в мешки, кипы, кули, ящики, бочки, а также товаров на поддонах и в малогабаритных контейнерах. При формировании штабеля необходимо следить за тем, чтобы он был устойчивым, соответствовал определённым нормам по высоте и обеспечивал свободный доступ к товарам. Таким способом в магазине хранятся большая часть игрушек, канцелярских товаров, все теле- видео- товары.
Широкое распространение получил стеллажный способ укладки товаров на хранение. При этом способе товары размещают рядами, десятками и т. д. на полках стеллажей. Наиболее эффективно стеллажное хранение товаров, уложенных на поддоны. Оно обеспечивает широкое применение подъёмно-транспортного оборудования, позволяет более рационально использовать ёмкость склада. Укладка товаров на стеллажи осуществляется по вертикали, что позволяет рационализировать процесс их отборки. На нижних полках размещаются товары, отпускаемые небольшими партиями, отборка которых осуществляется вручную, на верхних – товары, отпускаемые партиями не менее одного поддона.
При укладке товаров на стеллажи необходимо придерживаться следующих основных требований:
- однородные товары должны быть уложены в стеллажи по обе стороны прохода;
- при укладке товаров вручную их следует размещать в ячейках стеллажей по вертикали, с тем, чтобы они находились в одной или нескольких рядом расположенных секциях;
- на верхних ярусах стеллажей должны размещаться товары длительного хранения, а также товары, отпускаемые со склада крупными партиями;
- тарные места должны укладываться маркировкой наружу (при любом способе хранения);
На стеллажах в планируемом магазине будут храниться парфюмерные товары.
За товарами, хранящимися на складах, должны быть обеспечены постоянное наблюдение, уход и контроль. Необходимо регулярно проверять состояние товаров, обращая при этом внимание на появление признаков порчи. Товары, уложенные в штабеля, должны периодически перекладываться: верхние – вниз, нижние – вверх. Отсыревшие товары следует просушивать и проветривать.
Перед подачей в торговый зал товары полностью подготавливают к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, маркировке, проверке наличия маркировочных данных и качества после хранения. По технически сложным изделиям проверяется наличие инструкций по эксплуатации, технических паспортов, гарантийных талонов, комплектности изделия и проверка работы в действии. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент их поступления в магазин. При распаковке товары освобождаются от внешней транспортной тары, группируют по ассортиментным признакам, очищают от пыли, загрязнений, устраняют мелкие дефекты. Все эти операции проводятся в специальных помещениях с соответствующим образом оборудованными рабочими местами. Для подготовки к продаже теле- видео аппаратуры в магазине имеется мастерская, оборудованная сетевыми электрическими розетками и телевизионными антеннами. Здесь проверяют наличие инструкций по эксплуатации и паспортов, комплектность изделий и их работоспособность. При необходимости удаляют мелкие неисправности, вызванные транспортированием и приводят их в рабочее состояние. Парфюмерные товары не требуют особой подготовки, их только распаковывают и доставляют к месту продажи. При отсутствии маркировки на отдельных изделиях ил повреждении ярлыка предприятия-изготовителя (отсутствие пломбы, загрязнение, потёртость, нечёткость записи и т. п.) работником, осуществляющим подготовку товара к продаже, обновляются все маркировочные данные и выписывается дубликат товарного ярлыка, который подписывается материально-ответственным лицом и прикрепляется к товару. После этого товар доставляют в торговый зал для выкладки на место демонстрации.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 194.