Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица (табл.1), в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы №2.

Общий финансовый результат отчетного периода, как было сказано выше, отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от финансовой и прочей деятельности; прочих внереализационных операций.

Из данных табл.1 следует, что прибыль по отношению к предшествующему периоду выросла на 34,8%,что привело также к соответствующему увеличению прибыли, остающейся в распоряжении организации.

В динамике финансовых результатов можно отметить следующие положительные изменения.

Прибыль от реализации растёт быстрее, чем нетто- выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Это свидетельствует об относительном снижении затрат на производство продукции.

Чистая прибыль растёт быстрее, чем прибыль от реализации, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности прибыль отчётного периода. Это свидетельствует об использовании организацией механизма льготного налогообложения.

Вместе с тем динамика финансовых результатов включает и негативные изменения. Опережающими темпами растут расходы периода (148,7%) , внереализационные расходы. Все это привело к снижению прибыли отчётного периода на 8,2%.

Таблица 1.

Динамика показателей прибыли

Показатели Отчетный пе­риод Аналогичный период прош­лого гола Отчетный, в %, к предшест­вующему пери­оду
1.Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, услуг 3232,6 2604 124,1
2.Себестоимость (производственная) реализации товаров, работ, услуг 1840 1630 112,9
3. Валовый доход 1392,6 974 143,0
4.Расходы периода (коммерческие и управленческие) 684 460 148,7
5. Прибыль (убыток) от реализации 708,6 514 137,8
6. Сальдо операционных результатов - 2 -
7. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности 708,6 516 137,3
8. Сальдо внереализационных результатов -2 8 -
9.Прибыль (убыток) отчетного периода 706,6 524 134,8
10. Прибыль остающаяся в распоряжении организации 480,6 344 139,7
11. Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода 7 50 14,0

 

Изменения в структуре прибыли отчётного периода характеризуются данными табл. 2.

 Как следует из данных табл.2., в отчётном периоде произошли положительные изменения в структуре прибыли. Возросла доля прибыли от реализации товаров ( продукции, работ, услуг), от финансово- хозяйственной деятельности и финансовых операций. Возросла также против предшествующего периода доля прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли). Вместе с тем в отчётном периоде (см. табл.1) в обороте оставлено только 7 млн. руб. чистой прибыли, тогда как в предшествующем- 50 млн. руб.

Значимость финансовых результатов может быть оценена также по показателям рентабельности реализации товаров (продукции, работ, услуг), которая в отчётном периоде составила 21,9%, что выше, чем за предшествующей период. 

Таблица 2.

Структура прибыли

Показатели Отчетный пе­риод Аналогичный период прош­лого гола Отклонения (+,-)
Прибыль (убыток) отчетного периода-всего в % 100 100 -
В том числе:      
Прибыль (убыток) от реализации 100,3 98,1 2,2
От финансовых операций 2,4 1,5 0,9
 От прочей реализации -2,4 -1,1 -1,3
от финансово хозяйственной деятельности 100,3 98,5 1,8
от внереализационных операций -0,3 1,5 -1,8
Чистая прибыль 68,0 65,6 2,4
Нераспределенная прибыль 1,0 9,5 -8,5

  

2.3. Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)

 

Прибыль отчетного периода отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя - прибыль от реализации продукции - связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитика должна быть сконцентрирована на исследовании причин и факторов изменений данного показателя.

Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов: изменения объема реализации; изменения структуры реализации; изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

 Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции:

1. Расчет общего изменения прибыли (DR) от реализации продукции:

DR = R1 - R0 ,

Где  R1  – прибыль отчетного года;

   R0  – прибыль базисного года.

 

2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (DR1):

 

DR1 = N P1 - N R1,0 = Sp1q1- Sp 0q1 , где

 

N P1 =Sp1q1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р- цена изделия; q- количество изделий);

N R1,0 = Sp 0q1 - реализация в отчетном году в ценах базисного года.

 

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (DR2) (объема продукции в оценке по базовой себестоимости):

 

DR1 = R0K1 - R0 = R0(K1 - 1), где

 

R0 - прибыль базисного года;

K1 - коэффициент роста объема реализации продукции

   

     S1,0   

K1 =­­­­­­­­­­         , где   

      S0

 

S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный год в ценах и тарифах базисного года;

S0 - себестоимость базисного года.

 

4. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции (DR3):

 

DR3 = R0(K2 - K1), где

 

           K2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам

                                                    N r1,0       

                                                               K2 =                 ,   

                                           N r0

N r1,0           - реализация в отчетном периоде по ценам базисного года;

N r0 - реализация в базисном году.

 

5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (DR4):

 

DR4 = S1,0 - S1 , где

S1,0 - себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах и условиях базисного года;

S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года.

 

6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (DR5):

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (DR6):

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

 

DR=R1-R0=DR1+DR2+DR3+ DR4+DR5+DR6    или

                                                                                                     6

DR=S DRi , где

                                                                       i=1

R  – общее изменение прибыли;

R i – изменение прибыли за счет i – го фактора.

 

В табл.3 приведем исходные данные и цифровой пример факторного анализа прибыли от реализации продукции.   

Определим степень влияния на прибыль следующих факторов:

а) изменение отпускных цен на продукцию. Это влияние определяется как разность между выручкой от реализации по отчету в фактически действующих ценах (графа 4) и ценах базисного периода (графа 3). В нашем примере она составляет 421,6 млн. руб. (3232,6-2811) и отражает рост цен в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета позволит раскрыть причины и величину завышения (снижения) цен в каждом конкретном случае (по видам товаров, продукции, работ, услуг);

б) изменение договорных цен отчетного года на материалы, тарифов на энергию, перевозки и прочее. Для этого используют сведения о себестоимости продукции. В нашем примере влияние данных факторов составило:

-374 млн. руб. (2150 - 2524);

в) увеличение объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости (собственно объема продукции). Для расчета влияния данного фактора исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. В нашем примере он равен

11,067 = 2230 - 2090.

    Затем корректируют базисную прибыль на данный коэффициент и вычитают из нее базисную прибыль:

514х1,067х514 = 34,4 млн. руб.;

 

Таблица 3.

Анализ прибыли по факторам

Показатели По базису По базису фактически реализованную продукцию Фактические данные по отчету Фактические данные до корректировок на изменение договорных цен
1 2 3 4 5
1.Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг 2604 2811 3232,6 2811
2.Полная себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 2090 2230 2524 2150
3.Прибыль (убыток) от реализации 514 581 708,6 661

г) увеличение объема реализации продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции. Для расчета влияния данного фактора базисная величина прибыли корректируется на разность между коэффициентом роста объема реализации в оценке по отпускным базисным ценам и коэффициентом роста объема реализации продукции в оценке по себестоимости в базисных ценах. Приведем результат расчета:

 


                                     2811  2230

                       514 = –––––– - –––––– = 6,4 млн. руб.;         

                                     2604  2090           

д) уменьшение затрат на 1 руб. продукции. Влияние данного фактора определяется как разность между полной себестоимостью, в базисных ценах фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной без учета изменения договорных цен отчетного года на материальные и прочие ресурсы.

    В нашем примере это влияние составило

2230 - 2150 = 80 млн. руб.;

е) изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Влияние данного фактора определяется как разность между базисной полной себестоимостью, скорректированных на коэффициент роста объема реализации продукции, и полной себестоимостью в базисных ценах фактически реализованной продукции:

2090 х 1,0795 – 2230 = 26,2 млн. руб.

    Общее отклонение по прибыли составляет, 194,6 млн. руб. (708,6 – 514), что балансируется по сумме факторных влияний:

194,6 = 421,6 – 374 + 34,4 + 6,4 + 80 + 26,2.

    Результаты анализа представлены ниже в сводке влияния факторов на отклонение прибыли от реализации продукции:

                  

                     Показатели                                                 млн. руб.

 

Отклонение прибыли – всего                                                 194,6                                           

    В том числе за счет:    

Ø Изменения отпускных цен на продукцию                          421,6

Ø Изменения цен на материалы и тарифов                          -374

Ø Изменения объема реализации продукции                        34,4

Ø Изменения структуры продукции                                          6,4

Ø Снижения уровня затрат (режима экономии)                       80

Ø Изменения структуры затрат                                                26,2

Как видно из этих данных, наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы. За счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли только 17,7 % (34,4: 194,6), тогда как структурные сдвиги в затратах на производство позволили получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль 26,2 млн. руб., что составляет 13,5% общего отклонения по прибыли.

В рамках внутреннего финансового анализа при условии наличия необходимых аналитических данных бухгалтерского учета общая величина прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг) предприятия рассматривается как сумма величин прибыли (убытков) от реализации по товарным направлениям. Прибыли (убытки) от реализации по товарным направлениям выступают в качестве факторов общей прибыли (убытка) от реализации предприятия. Такой факторный анализ позволяет сопоставить прибыльность различных товарных направлений и сделать соответствующие выводы о корректировке рыночной стратегии предприятия. Лишь в исключительных, особых случаях убыточное товарное направление может финансироваться за счет прибыльных товарных направлений. Как правило, в результате такого анализа принимается решение об изменении структуры деятельности предприятия.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 203.