Современные методы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Распространение наркотиков стало глобальным бедствием. Фактически криминалитет, наркосистема развязали своего рода мировую войну, оружием массового поражения в которой являются наркотики. За последнее десятилетие Россия в полной мере испытала на себе эту агрессию. Масштаб незаконного оборота и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ возрос до степени серьезной угрозы здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности и в целом безопасности государства.

УК РФ внес существенные изменения в нормы, устанавливающие ответственность за деяния с наркотиками. При этом была выдержана основная концепция борьбы с наркоманией: ужесточение наказания за наиболее опасные преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, и смягчение ответственности за менее серьезные преступления. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотиков содержалась в 6 статьях УК РФ. В ч. 2 ст. 188 УК РФ наркотические средства, психотропные вещества предусмотрены в качестве предмета, образующего при прочих необходимых признаках состав контрабанды, независимо от размера перемещения указанных веществ через таможенную границу РФ. В ст. 23 УК РФ оговорено, что лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, в том числе и вызванного употреблением наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.

Однако существенного сдерживания развивающегося роста наркопреступности в РФ нормативные акты последних лет не привнесли. Поэтому вышел в свет ФЗ от 08.12.03 г. “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации”, который из ст. 228 УК РФ (в ред. 13.06.96 г.) выделил незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта, а также незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.[7] В ч. 2 ст. 5 закона установлено, что данные нормы вступают в силу через пять месяцев со дня его официального опубликования. Дата официального опубликования закона– 16 декабря 2003 г.

По официальным данным, количество больных наркоманией в России за последнее десятилетие возросло более чем в 9 раз. По состоянию на 2004 год, в наркологических учреждениях страны зарегистрировано около 500 тысяч больных, при этом количество потребляющих наркотики исчисляется миллионами. Особую обеспокоенность вызывает распространение наркомании среди молодежи: согласно социологическим исследованиям, около двух третей потребителей наркотиков составляют молодые люди в возрасте до 30 лет.

Основным способом поступления наркотиков на российский подпольный рынок является контрабанда, в которой активно проявляют себя хорошо законспирированные организованные преступные группы с международными связями. Сегодня в России доля наркотиков зарубежного происхождения составляет более половины от общего количества, находящегося в нелегальном обороте. Всё более очевидна взаимосвязь наркопреступности с террористическими и экстремистскими формированиями, незаконным оборотом оружия и боеприпасов, финансовыми и иными преступлениями.

По имеющимся данным, ныне в России существует свыше 950 наркогруппировок, контролирующих этот преступный рынок. Более 330 из них сформированы по этническому признаку, располагают широкими, в том числе родственными связями вне России. Ими организованы стабильные и защищенные каналы для поставок крупных партий наркотических средств. Известна практика привлечения наркодилерами к своей противоправной деятельности сотрудников правоохранительных органов и властных структур. При их участии зачастую прикрываются каналы поставок, добывается упреждающая информация, вырабатываются системы защиты.

Наркодилеры хорошо осведомлены о методах и способах оперативно-розыскной деятельности, активно используют в своих преступных целях пробелы в действующем законодательстве, специальную технику и спецсредства. Для участия в противоправных операциях нередко привлекаются высококвалифицированные юристы, экономисты, банковские работники.

За 8 месяцев работы органами наркоконтроля выявлено свыше 23 тысяч наркопреступлений. Две тысячи преступников уже осуждены. Из незаконного оборота изъято свыше 27 тонн наркотических средств и психотропных веществ. Доля тяжких и особо тяжких наркопреступлений, выявленных и пресеченных Федеральной службой наркоконтроля России, превысила 70 процентов от общего числа. Ликвидировано 30 подпольных химических лабораторий и более 600 иных мест незаконного изготовления наркотиков. Уничтожено свыше 400 тысяч квадратных метров плантаций незаконно выращенных наркотикосодержащих растений общим весом более 65,5 тонн.

В результате совместных разработок международных организованных наркогруппировок с обширными транснациональными преступными связями Федеральной службой наркоконтроля совместно с органами ФСБ России пресечены попытки переброски в Россию автомобильным транспортом особо крупных партий героина массой 365, 140 и 40 кг каждая.

Новые подходы к организации борьбы с наркопреступностью позволили, к примеру, в Мурманской области только в феврале изъять несколько партий героина по 600-800 г. В Ростовской области за последние три месяца изъято из незаконного оборота около 2,5 кг героина. Подобные крупные партии наркотиков в этих регионах ранее не изымались. Ряд управлений наркоконтроля во взаимодействии с органами безопасности добились результатов в мероприятиях по перекрытию каналов использования доходов от продажи наркотиков для финансовой подпитки террористических групп, действующих на Северном Кавказе. Управлением наркоконтроля по Астраханской области предотвращена преступная деятельность группировки, распространявшей на территории региона наркотики и оружие. Управлением наркоконтроля по Ханты-Мансийскому автономному округу задержаны двое жителей Чеченской Республики, у которых изъята партия героина, два автомата Калашникова, пистолет Макарова и 14 боевых гранат.

Серьезной проблемой, осложняющей работу по противодействию наркобизнесу, является коррупция, охватившая многие сферы государственного управления, в том числе и правоохранительные органы. За восемь месяцев наркополицейские за пособничество, покрывательство и участие в распространении наркотиков задержали свыше 70 сотрудников правоохранительных органов.

В ходе операции выявлено 1403 преступления в сфере оборота наркотиков, из незаконного оборота изъято около 2 тонн различных наркотических средств и более 2 тонн прекурсоров – компонентов для производства наркотиков, в том числе более 1,5 тонн марихуаны, 168 кг опия, около 235 кг героина. Кроме этого, в процессе операции раскрыто более 2300 общеуголовных преступлений, изъято около 250 единиц огнестрельного оружия.

В декабре 2004 года при координирующей роли Федеральной службы наркоконтроля России проведена другая оперативно-профилактическая операция «Допинг», в ходе которой проверено более четырех с половиной тысяч предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере легального оборота наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров. Выдано более 500 предписаний об устранении нарушений установленных правил оборота наркотиков, составлено 80 протоколов об административных правонарушениях, возбуждено почти 200 уголовных дел. Изъято около 64 килограммов наркотических лекарственных средств, 70 литров растворов наркосодержащих лекарственных препаратов, 50 килограммов сильнодействующих веществ, более 260 тонн прекурсоров.

Наркологическая безопасность - одна из существенных составляющих национальной безопасности страны. Перед Федеральной службой наркоконтроля России стоит задача - переломить наркологическую ситуацию. Как известно, в борьбе с наркоманией наиболее эффективны профилактические методы. Поэтому органами наркоконтроля совершенствуется профилактическая деятельность, а также работа по предотвращению преступлений в сфере легального оборота наркотиков.

Практически во всех регионах России при участии сотрудников наркоконтроля созданы координационные антинаркотические советы. В их состав вошли руководители органов исполнительной власти, организаций и предприятий, деятели культуры, работники здравоохранения, преподаватели общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений, представители религиозных конфессий.

Становление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ можно считать завершенным. Напряженность наркоситуации и озабоченность общества ее развитием таковы, что нет ни времени, ни права на «разминку» или отвлеченное изучение обстановки. Усилия наркополицейских будут сосредоточены на перекрытии каналов контрабандных поставок в Россию наркотиков, выявлении мест незаконного изготовления и складирования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Системного подхода потребует работа по разоблачению организаторов и активных участников наркогруппировок, в том числе этнических, их коррумпированных связей во властных и правоохранительных структурах, а также лиц, финансирующих наркопреступность и отмывающих доходы от наркопреступлений.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 182.