Глава 1. Общее понятие о факультативном курсе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

I. Теоретическая часть:

Глава 1. Общее понятие о факультативном курсе

1.1 Современные факультативы, принципы факультативного обучения, цели, содержание и классификация факультативных курсов

1.2 Особенности факультативных занятий

Глава 2. Факультативные занятия, как вид внеклассной работы

2.1 Организация факультативных занятий

2.2 Программа факультативных занятий «Художественно-речевая деятельность на иностранном языке»

II. Практическая часть:

1. Факультативные курсы по английскому языку для учащихся начальной школы

2. Программа факультативного курса по английскому языку для средних классов

3. Факультативный курс «Практическая грамматика английского языка» для старших классов

III. Заключение

IV. Список литературы

 



Введение

 

Актуальность темы исследования. XXI век это - век образованных и оно требует от нас все большее знание. При этом становиться учеба все более трудным. Например, владение английским языком. Кем бы определенный человек ни работал, желательно, что бы он владел английским языком, то есть в наше время владения английским языком востребуем. Кроме того, в своем послании народу Казахстана Президент Нурсултан Назарбаев сообщил, что при приеме на государственную службу новых работников должно стать обязательным требованием владение английского языка, а в будущем это требование уже станет обязательным. Это говорит о том, какую бы профессию в будущем школьник не выбрал, он обязательно должен владеть английским языком. Что бы хорошо владеть английским языком в школах лишь одних основных курсов не хватает, требуется дополнительные курсы. В таких ситуациях польза факультативных курсов английского языка много, так как факультативные занятия являются самой массовой формой, доступной для всех школьников. В свою очередь, факультативный курс по сравнению с основным курсом английского языка обладает некоторыми преимуществами: факультативные занятия позволяют учащимся убедиться в устойчивости своих интересов, глубже знать и критически оценивать свои возможности, то есть факультативные курсы расширяют и углубляют знания и умения, приобретаемые школьниками при изучении основного курса. Помимо того, они позволяют формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления, умение самостоятельно восполнять знания, приобщают школьников к самостоятельной исследовательской работе, дают возможность познакомиться с некоторыми современными достижениями науки. В рамках гуманизации образования, факультативные занятия способствуют раскрытию внутреннего потенциала учащихся, созданию условий для их самореализации и развития. Факультативные курсы позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. При этом форма организации занятий более свободна и предполагает в большей степени творческую активность учащихся. К тому же программы факультативных курсов не являются жёсткими и допускают коррекцию.

В программе факультативного курса по иностранным языкам сказано: «Факультативный курс иностранного языка является важной составной частью системы обучения этому предмету в общеобразовательной школе и тесно увязан с основным курсам». Изучение иностранного языка школьниками в обязательном и факультативном курсах может обеспечить им возможность лучше усваивать язык, читать и говорить на нем, а учителю - полнее реализовать практические, воспитательные, образовательные и развивающие цели в обучении своему предмету.

Факультативный курс также можно расценивать как один из способов практической профориентации, так как не разговоры о предмете «Иностранный язык», взвешивания «за» и «против» него, а непосредственное «погружение» в предмет является определяющим.

Точек приложения знания иностранного языка в настоящее время становится все больше. Авторы статьи «Иностранный язык как учебный предмет на современном этапе развития общества» указывают на роль иностранного языка в современном обществе в сфере материального производства. Успешное развитие науки, техники, всех областей народного хозяйства невозможно без обмена информацией. Для этого нужны специалисты, владеющие хотя бы одним иностранным языком. Владение иностранным языком специалистами авторы рассматривают как экономическую категорию и важный резерв ускорения социально- экономического развития общества. Указывается также на роль знания иностранного языка в борьбе за мир как средства пропаганды. Показательна роль иностранного языка в формировании личности. Она действительно велика. Факультативные занятия увеличивают возможности этого предмета в развитии социально- активной личности.

Поскольку факультативный курс не обязателен для учащихся, рассмотрим, при каких обстоятельствах он может «состояться».

Факультативный курс возможен при высоком качестве преподавания иностранного языка и его авторитета в школе. В этом случае легко собирается группа желающих заниматься языком и со стороны администрации обычно препятствий не бывает. В группу входят учащиеся, побуждаемые разными потребностями в углублении знаний языка, в совершенствовании и умений им пользоваться. Среди них могут быть:

- «гуманитарии», которые увлечены языком, процессом овладения им как таковым; у них большое желание научиться пользоваться языком в чтении и в устной речи;

- технари». Сюда мы относим всех тех, для кого язык носит прикладной характер; он дает им возможность обращаться к литературе на изучаемом языке для расширения своих знаний в интересующих их предметах;

- учащиеся, собирающиеся связать свою будущую профессию с иностранным языком;

- школьники, которые любят песни на изучаемом языке, увлекаются джазом, рок- группами.

Такой контингент учащихся с высокой мотивацией учения может многого достичь в изучении языка и определяет высокие требования к содержанию, методике и организации факультативных занятий. Такая аудитория нуждается в ярком заинтересованном учителе. Ему нужно постоянно поддерживать свои профессиональные знания «на максимуме», чтобы сохранить и развить высокую мотивацию у учащихся. В результате на факультативных занятиях возникает атмосфера взаимного доверия и уважения между учителем и учащимися, которая особым образом тонизирует учение.

Само собой разумеется, что проведение факультативного курса предполагает оснащенность кабинета нужной аппаратурой в рабочем состоянии и наличие дидактико-методического фонда, позволяющего создавать атмосферу языка и стимулировать речемыслительную деятельность на основе эталонов. Заинтересованный в успехе учитель обычно имеет в своем кабинете интересные записи поэтических произведений, современных и популярных песен, набор диафильмов, диапозитивов и, конечно, книги для чтения, разные по жанру и градуированные по трудности. Разумеется, современное оснащение кабинета, и наличие материалов для его использования требует от учителя хорошо развитых умений обращаться с ТС.

Тема курсовой работы была выбрана исходя из того, что факультативные курсы имеют огромное значение для усвоения школьниками учебного материала и овладения дополнительными знаниями по иностранному языку с использованием доступных и интересных методов.

В работе рассмотрены основные цели и задачи, внеклассных мероприятий, методика их проведения, требования к ним, а также современные методы и средства в проведении факультативных занятий.

Предмет исследования - факультативные курсы по английскому языку, содержание, методы, формы, средства изучения для учащихся младших, средних и старших классов средней школы.

Цель настоящего исследования - обосновать целесообразность проведения факультативного курса по английскому языку.

Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:

- рассмотреть факультатив как форму работы учащихся;

- описать принципы построения факультативной работы в средней школе;

- разработать методические рекомендации относительно изучения основных вопросов факультативного курса.

I . Теоретическая часть:

Современные факультативы

 

Современные факультативы - особая организационная форма учебно-воспитательной работы, отличающаяся и от урока, и от внеклассной работы. В то же время подчёркивается, что факультативы имеют много общего с уроками и внеклассными занятиями. Как и уроки, факультативные занятия проводятся по утверждённым программам, на этих занятиях применяют общие с уроком методы обучения и формы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Сходство с предметными кружками состоит в том, что факультатив, как и кружок, объединяет группу учащихся на основе общих интересов, добровольности выбора этой формы обучения. На факультативных занятиях применяются некоторые формы и методы, характерные для внеклассных занятий. Тем не менее учитель должен помнить, что факультативы не заменяют внеклассную работу по предмету. Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательной работы в школе, факультативы могут дополняться внеклассными (кружковыми) занятиями, на которых учащиеся в ещё большей степени углубляют и расширяют свои знания и умения . Отмечено, что факультативные курсы организуются по новейшим проблемам науки, техники и культуры. Обращается особое внимание на то, что факультативные занятия являются одной из гибких форм более полного отражения в школьном образовании современных достижений науки, техники, культуры и учёта местных особенностей каждой школы, поэтому они позволяют вносить существенные дополнения в содержание образования, трудовой и политехнической подготовки учащихся без изменения учебного плана, программ и учебников основного курса средней школы. При этом считается, что изучение факультативных учебных предметов в соответствии с желаниями и способностями школьников повышает эффективность их учебных занятий, является важным средством развития у них интереса к науке и искусству, углубляет, делает более устойчивыми и целенаправленными их интересы к определённым видам практической деятельности, готовит учащихся к самообразованию по окончании школы.

Принципы факультативного обучения

При разработке факультативных курсов авторы старались придерживаться определённых принципов. Д.А.Эпштейн считал, что любой факультатив:

• должен обеспечить углублённое изучение понятий, рассматриваемых в основном курсе

• должен быть цельным, не должен включать в себя большого числа разрозненных и мелких вопросов

• объём знаний должен быть ограничен школьной программой.

В настоящее время принципы отбора учебного материала и организации факультативных занятий расширены и конкретизированы: добровольности, научности, доступности, индивидуализации, связи теории с практикой, познавательной активности и самостоятельности, сознательности усвоения знаний, наглядности, развивающего обучения.

Цели, содержание и классификация факультативных курсов

В 1967/68, 1968/69, 1969/70 учебных годах были предложены факультативные курсы 2-х типов:

1. дополнительные главы и вопросы систематических курсов основ наук, изучаемые параллельно с занятиями по основному учебному предмету;

2. специальные курсы, развивающие и дополняющие отдельные разделы систематических курсов основ наук.

Целью изучения "Дополнительных глав...'" было углубление знаний учащихся по данному предмету, совершенствование их практических умений и навыков, развитие интересов и способностей. Факультативные занятия такого типа проводились одним из учителей соответствующего предмета по основному учебному плану, а дополнительный материал изучается синхронно с прохождением основного материала. Однако это не означало, что на таких занятиях и обычных уроках изучается один и тот же материал: содержание их различно, но круг рассматриваемых проблем существенно не расширялся. Считалось, что такие занятия будут, имеют большое значение для выявления и постепенного развития способностей учеников, обнаруживающих повышенные успехи в изучении того или иного предмета.

Для более подготовленных учащихся, чьи интересы и способности в основном уже определились, были предусмотрены специальные факультативные курсы, которые должны были значительно расширить круг научных и прикладных знаний, полученных учащимися при изучении соответствующих учебных предметов. Изучение всех специальных факультативных курсов после изучения на занятиях по основному учебному плану вопросов, развитием которых они являются.

С 1970 года были организованы факультативные курсы следующих типов:

1. Систематические курсы, целью которых было углубление теоретических знаний учащихся и практической подготовки, полученных в основном курсе, с которым данные факультативы согласованы тематически и во времени.

2. Специальные курсы (спецкурсы), тематика которых связана лишь с не- которыми разделами основного курса.

3. Прикладные факультативные курсы, которые связаны с основным курсом и знакомят учащихся с применением теоретических знаний на практике.

В 80-х годах была принята следующая классификация факультативных курсов:

1. Факультативные курсы повышенного уровня, целью которых было углублённое изучение содержания основного курса.

2. Специальные курсы (спецкурсы), на которых углублённо изучаются только отдельные разделы, темы основного курса или некоторые не входящие в программу разделы науки.

3. Прикладные факультативные курсы. Они связаны с развитием интересов к современной технике и производству.

4. Межпредметные факультативные курсы, при изучении которых используются сведения из 2-3 предметов.

М.А. Прокофьев предлагает следующую классификацию факультативных курсов:

1 .Курсы, углубляющие основной материал школы (т.е. систематические курсы);

2.Внепрограммные факультативные курсы (т.е. спецкурсы);

3.Факультативные курсы, ориентированные на применение знаний на практике (т.е. прикладные);

4.Межпредметные факультативные курсы;

5.Особая группа - кружки, секции, творческие объединения в домах пионеров.

По всем факультативным курсам утверждены программы, для учащихся изданы учебные пособия, а для учителей разработаны методические рекомендации. Обращается внимание на то, что содержание факультативных курсов непрерывно совершенствуется и уточняется, программы перерабатываются, поэтому учителю, приступающему к преподаванию факультативного курса, необходимо руководствоваться их последними изданиями.

Классификация факультативных курсов:

Типы факультативных курсов:

1. Дополнительные главы и вопросы к основному курсу

2. Специальные курсы (спецкурсы)

3. Систематические курсы

4. Прикладные факультативные курсы

5. Факультативы повышенного уровня

6. Факультативные спецкурсы

6. Курсы, углубляющие основной материал школы (т.е. систематические курсы)

7. Внепрограммные факультативные курсы (т.е. спецкурсы);

8. Факультативные курсы, ориентированные на применение знаний на практике.

9. Межпредметные факультативные курсы

10. Кружки, секции, творческие объединения в домах пионеров

Советам вузов (факультетов), педагогическим советам средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и общеобразовательных школ предоставлено право организовывать факультативные курсы по своему усмотрению в соответствии с интересами студентов и учащихся. Перечень факультативных курсов в школе на каждый год утверждается педагогическим советом и объявляется учащимся.

 

II . Тема: Цвета

 

Тип занятия: закрепление ЗУН.

Цели:

· развитие мотивации, фонематического слуха, языковой догадки;

· закрепление изученных лексических единиц, тренировка в аудировании, говорении;

· воспитание чувства прекрасного.

Оборудование:

Магнитофон, аудиозаписи песен, карточки различных цветов.

План занятия:

1. Оргмомент.

2. Активизация изученной лексики.

3. Предъявление новой песни.

4. Разучивание песни

5. Динамическая пауза

6. Отработка лексического материала в различных упражнениях.

7. Подведение итогов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Hello, boys and girls! How are you? Let’s start with the song “Hello, hello!”

Дети исполняют ранее разученную песню из УМК И.H. Верещагиной, Т.А. Притыкиной “English III”

Our theme is “Colours”. Look at the blackboard and guess what it means.

На доске развешены разноцветные карточки.

2. Активизация изученной лексики.

Let’s remember the colours.

В хоровой и фронтальной работе активизируются изученные слова.

Дополните рифму:

- Ох, неспелый мандарин.

Он зеленый, просто – (green)

- Очень черный негр Джек.

Черный по-английски – (black)

- Я тону, иду ко дну.

Синий цвет, конечно – (blue)

- Рыжий внук и рыжий дед.

Красный, рыжий будет – (red)

- Желтый фрукт – он, значит, спелый.

Желтый по-английски – (yellow)

3. Предъявление новой песни “Colours” из УМК Н.Н. Деревянко и др. “New Millennium English 5 ”.

I have a new song for you. Listen, please. Постарайтесь понять, о каких цветах поется в песне, и выберите карточки соответствующего цвета.

У каждого на парте приготовлен комплект карточек.

4. Разучивание песни.

Семантизация: Расскажите Незнайке, о чем поется в песне.

Играем в Эхо: Повторите, как эхо, слова песни.

Подскажите слово: Проговариваем слова и одновременно поднимаем карточку соответствующего цвета.

Расскажите слова друг другу.

Sing with the music.

Sing and dance. (Группы ребят получают карточки разных цветов.)

5. Динамическая пауза.

Let’s sing our favourite song “Say Hello” and dance.

Ребята поют песню из сборника английских песен УМК М.З. Биболетовой и др. “Enjoy English ”.

6. Отработка лексического материала. 

Let’s play.

Guess my favourite colour.

Учитель загадывает цвет – ребята пытаются угадать, угадавший становится ведущим.

Touch the colour.

По команде учителя ребятам необходимо найти в помещении предмет указанного цвета и дотронуться до него.

Загадайте цветную загадку. Учитель дает образец.

It is an animal. It is white in winter, it is grey in summer. (A hare)

It is in the forest. It is green in summer, it is yellow in autumn, it is white in winter. (a tree)

7. Подведение итогов.

What is your favourite colour?

Let’s sing our new song again.

Использованные песни взяты из УМК И.H. Верещагиной, Т.А. Притыкиной “English II, III”, Сборника английских песен УМК М.З. Биболетовой и др. “Enjoy English ”, из УМК Н.Н. Деревянко и др. “New Millennium English 5 ”.

Для учащихся 3-х классов было решено проводить занятия по фонетике на факультативе “Веселая фонетика”.

В задачи данного курса входило следующее:

· создание представлений о фонетическом строении английского языка;

· систематизация имеющихся знаний о звуках, интонации, ритме английского языка;

· изучение образцов детского фольклора на примере скороговорок, рифмовок;

· развитие фонематического слуха;

· закрепление навыков артикуляции английских звуков.

Для каждой темы были подобраны подходящие скороговорки, рифмовки, стихотворения, песенки, придуманы звуковые лесенки. Особенности артикуляции большинства звуков пояснялись при помощи забавных историй о нашей знакомой Miss Chatter. Большую пользу оказала наглядность, где звуки были представлены в виде различных сказочных героев. <Рисунок 1, 2>. Таблица.

 

III . Разработка занятия по теме “Звук [w]” из курса “Веселая фонетика”

 

Тема: Звук [w].

Тип занятия: комплексное.

Цели:

· развитие фонематического слуха, мотивации;

· воспитание звуковой культуры речи;

· закрепление артикуляционных навыков, навыков чтения, аудирования;

· расширение словарного запаса.

Оборудование: Карточки со звуком и буквами, магнитофон аудиозапись песни, раздаточный материал, бумага, цветные карандаши.

План занятия:

· Оргмомент.

· Введение нового звука.

· Закрепление.

· Творческий этап.

· Подведение итогов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Hello, boys and girls! How are you?

2. Введение нового звука.

К нам в гости пришла Miss Chatter, у нее небольшая проблема. Погода на улице ветреная, и дверь дома постоянно хлопает. То и дело Miss Chatter слышит звук [w]. Давайте поможем ей, научимся аккуратно открывать и закрывать дверь дома Miss Chatter и произносить звук [w]. Дверь хлопает сильно [w], а теперь тише [w], и еще тише [w].

Ребята хором и по-одному повторяют звук.

3. Закрепление.

Установление звуко-буквенных соответствий.

Из-за каких букв в словах двери в доме Miss Chatter начинают хлопать?

W – [w] wh – [w]

А в каких словах это происходит?

Ребята называют, а учитель записывает на доске слова со звуком [w], группируя по месту звука в слове и соответствия букве.

We What Sweet

Well Why             Swim

Walk Where          Twelve

Want When           Twenty

With White           Sandwich

Wish                         how

Willy

Would

Давайте проговорим эти слова так, чтобы дверь домика закрывалась аккуратно.

Ребята хором и индивидуально прочитывают слова, обращая внимание на произношение [w].

Listen, please. Somebody is crying. It is Willy. Let’s sing the song about him.

Учащиеся исполняют ранее изученную песню “Why do you cry, Willy?”

Если у Miss Chatter гости, то дверь дома хлопает все чаще и чаще, как в нашей “лесенке”.

Ребята в парах, по-очереди читают “лесенку”, напечатанную в раздаточном материале.

We

We walk

We walk well

We walk well with

We walk well with Willy

We walk well with Willy in winter.

А кто уже научился произносить звук [w] верно, тот без труда прочтет скороговорку.

Прослушивание, перевод, отработка произношения и конкурс на самый быстрый язычок. Скороговорка напечатана в раздаточном материале, учащиеся переписывают ее в специальные тетради для факультатива, чтобы дома можно было повторить и подсмотреть на итоговых занятиях.

Which witch wished which wicked wish?

4. Творческий этап.

Каким вы себе представляете звук [w]? Нарисуйте его.

5. Подведение итогов.

Как вы думаете, нам удалось сегодня научиться произносить звук [w] правильно и помочь Miss Chatter?

2. Программа факультативного курса по английскому языку для средних классов.

2. Программа факультативного курса по английскому языку для средних классов

Пояснение.

Программа факультативного курса разговорного английского языка "Поездка в Англию" предназначена для учащихся 5-7 классов и рассчитана на 34 часа.

Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Основной целью обучения иностранным языкам, а, следовательно, и предложенного курса, является формирование коммуникативных умений.

Данная программа отвечает требованиям к обязательному минимуму по английскому языку, предлагает дополнительный материал, который позволяет лучше усвоить материал школьной программы и более качественно подготовиться к урокам. Содержание курса способствует приобретению навыков понимания содержания текстов разных жанров, ведения диалога этикетного характера в стандартных ситуациях общения, восприятия на слух основного содержания несложных аутентичных текстов и выделения для себя отдельной значимой информации, навыков написания письма и заполнения анкет. Курс разговорного английского языка "Поездка в Англию" позволяет овладеть необходимым лексическим минимумом английского языка и получить ряд интересных сведений об Англии, а также учит ориентироваться в типичных ситуациях за границей. Этот курс, являясь своеобразным путеводителем по Англии, содержит интересные страноведческие материалы, которые знакомят с Великобританией, ее традициями и обычаями и способствует расширению лингвострановедческой компетенции. Все тексты имеют необходимое лексическое и фразеологическое наполнение, в них учтен опыт лучшей литературы.

Курс "Поездка в Англию" включает 32 урока. Структура и объем информации в каждом уроке стереотипны: основной текст-полилог с переводом на русский язык, словарь-минимум, текст для чтения, практические упражнения, грамматический комментарий, грамматические тесты. Содержание курса предполагает работу с различными источниками информации. При организации занятий создаются ситуации, в которых каждый ученик выполняет индивидуальную работу и принимает активное участие в работе группы.

Цели:

1. Развитие познавательных навыков учащихся в области изучения иностранных языков.

2. Развитие творческого мышления, воображения, фантазии, самостоятельности.

3. Развитие личностной активности.

4. Развитие навыков логического изложения.

5. Развитие умения самостоятельно выражать свои мысли, говорить в нормальном темпе.

6. Развитие умений ориентироваться в информационном пространстве

Задачи:

1. Систематизировать и обобщить знания о стране изучаемого языка.

2. Завершить у учащихся представление о менталитете и культуре Англии.

3. Подготовить учащихся к мотивированному выбору будущей профессии.

4. Научить брать интервью.

Содержание курса

1. Прибытие в страну. Общественный транспорт.

2. В гостинице.

3. В магазине.

4. Средства массовой информации.

5. Осмотр достопримечательностей.

В заключение следует отметить, что в содержание данного элективного курса входят все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной, парной, групповой. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения языком на каждом этапе обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции.

Содержание программы:

Введение. (1 час)

Тема 1. Как договариваться по телефону. (2 часа)

Практическое занятие: диалог "Назначение встречи", текст для чтения "Интернет ", грамматика "Существительные. Артикли", тестирование.

Тема 2. Обмен мнениями и информацией. (2 часа)

Практическое занятие: диалог "Что ты мне предложишь?", текст для чтения "В беседе "молчание-золото"?", грамматика "Прилагательные. Наречия. Числительные", тестирование.

Тема 3. Заказ билетов на самолет. (2 часа)

Практическое занятие: диалог "Собираемся в путь", текст для чтения "В аэропорту", грамматика "Местоимения", тестирование.

Тема 4. Железнодорожные билеты. На железнодорожном вокзале. (4 часа)

Практическое занятие: диалог "На вокзале", текст для чтения "Планирование городов", грамматика "Предлоги времени и места", тестирование.

Тема 5. Номера в гостинице. В гостинице. (2 часа)

Практическое занятие: диалог "В гостинице", текст для чтения "Деловые записки друзей", грамматика "Предлоги с другими частями речи", тестирование.

Тема 6. Прибытие. Как найти дорогу. Городской транспорт. (2 часа)

Практическое занятие: диалог "Справочное бюро", текст для чтения "Правила для владельцев транспортных средств", грамматика "Заглавные и строчные буквы. Сокращения", тестирование.

Тема 7. Как говорить о погоде. (2 часа)         

Практическое занятие: диалог "Как говорить о погоде", текст для чтения "Погода и климат", грамматика "Модальные глаголы", тестирование.

Тема 8. Общественное питание. (2 часа)

Практическое занятие: диалог "В ресторане", текст для чтения " Макдональдс", грамматика "Времена Simple", тестирование.

Тема 9. Бытовое обслуживание. (2часа)

Практическое занятие: диалог «Справки по телефону»; текст для чтения «Мы общаемся »; грамматика «Времена Continuous»; тестирование.

Тема 10. Осмотр достопримечательностей (2часа)

Практическое занятие: диалог «Осмотр достопримечательностей»; текст для чтения «Турция – рай для туристов»; грамматика «Времена Perfect»; тестирование.

Тема 11. Магазины за границей (2часа)

Практическое занятие: диалог «В супермаркете»; текст для чтения «Мой любимый шоппинг»; тестирование.

Тема 12. Работа на компьютере (2часа)

Практическое занятие: текст для чтения «Компьютерные вирусы»; грамматика «Условные предложения»; тестирование

Тема 13. Повседневное общение людей. (2часа)

Практическое занятие: текст для чтения « повседневное общение людей»; грамматика «Инфинитив »; тестирование; самостоятельная работа «Туристические фирмы в Англии».

Тема 14. Итоговое занятие. (1 час)представить проект по теме Путеводитель Англии

15.Заключительное занятие. (1 час)

16. Лексико-грамматический тренинг (2 часа)Повторение лексико-грамматических единиц

Формы проведения занятий.

1. Практическое занятие, развивающее навыки устной речи с опорой на схемы.

2. Урок – беседа.

3. Урок – диалог.

4. Практическое занятие, развивающее навыки и умения аудирования

5. Урок с использованием ролевых игр

6. Урок – лексический тренинг с использованием тестовых заданий

7. Урок – грамматический тренинг с использованием тестовых заданий

Формы контроля.

1. Устный опрос

2. Поурочные письменные лексико-грамматические работы

3. Ролевые игры

4. Письменное тестирование навыков аудирования, чтения и письма

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

В результате изучения английского языка ученик должен:

Знать/понимать:

• основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);

• особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;

• признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, местоимений, числительных, предлогов);

• основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;

• роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;

Уметь:

Говорение

• начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка;

Аудирование

• понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;

• понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;

Чтение

• ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку;

• читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

письменная речь

• писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.

3. Факультативный курс «Практическая грамматика английского языка» для старших классов

Факультативный курс „Практическая грамматика английского языка“ направлен на совершенствование навыка перевода и навыка устной и письменной речи учащихся. Знание грамматики является необходимым условием для успешного использования всех видов речевой деятельности: говорения, чтения, письма и аудирования.

Английская грамматика насчитывает 12 времён. Их усвоение и употребление в речи представляет наибольшую трудность для учащихся. При отсутствии или недостаточном объёме тренинга, обучающиеся английскому языку испытывают затруднения в выборе той или иной временной формы глагола. Для устранения данной проблемы учащиеся должны, прежде всего, изучить грамматический строй английского языка. Поскольку мышление детей организовано на родной язык, тесное взаимодействие родного языка и английского в процессе обучения играет исключительную роль.

Программа предусматривает обучение учащихся английской грамматике через выявление различий и сходства между грамматическими явлениями в обоих языках, что даёт возможность свести к минимуму появление типичных ошибок.

Изучение 68-часового курса рассчитано на 2 года ( 10 – 11 класс ). В основу разработки содержания занятий положены следующие методические пособия:

Цель курса:

формирование лингвистической культуры учащихся на основе базового знания иностранного языка.

Задачи факультатива:

· сформировать осознанное умение использования времён в устной и письменной речи;

· научить пониманию грамматических структур при чтении и аудировании.

Умения и навыки учащихся:

· адекватное употребление временных форм глаголов при чтении, говорении, письма, аудировании;

· адекватное использование в речи местоимений, глагола „to be“, вспомогательных и модальных глаголов.

Особенности курса:

1. блочное изучение материала;

2. систематический тренинг;

3. использование различных видов контроля, включая тестовый.

 

Тематический план на I полугодие

№ п/п Тема Количество часов
1. Имя существительное. Падеж. Артикль. § 1, 2, 3 стр. 199-203 1
2. Местоимение ( личные, притяжательные, возвратные) § 4 стр. 203 1
3. Имя прилагательное. § 5 стр. 209 Наречие. § 6 стр. 211 1
4. Глагол „to be“, оборот „there is“, „there are“. § 8 стр. 213 1
5. Глагол. Временная группа Indefinite § 10 стр. 216 1
6. Глагол. Временная группа Continuous § 11 стр. 220 1
7. Глагол. Временная группа Perfect § 12 стр. 222 1
8. Глагол. Временная группа Perfect Continuous § 12 1
9. Залог (пассивный) § 13 стр. 224 1
10. Контрольная работа по теме: „Глагол“ 1
11. Вспомогательные и модальные глаголы (do, have, can, may, must, should, would) § 15 стр. 227 1
12. Контрольная работа по модальным глаголам 1
   Итого часов: 12

 



III. Заключение

 

Подводя итоги, можно сказать, что в преподавании иностранного языка факультативные занятия занимает важное место и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она решает две главные задачи: во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков "и" умений" по данному предмету; во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития.

В работе рассмотрены основные цели и задачи, факультативных курсов, методика их проведения, требования к ним, а также современные методы и средства в проведении факультативных занятий.

Заключая курсовую работу можно сказать, что факультативные курсы (занятия) английского языка полезны учащемся при:

1. Развитии познавательных навыков в области изучения иностранных языков;

2. Развитии творческого мышления, воображения, фантазии, самостоятельности;

3. Развитии личностной активности;

4. Развитии навыков логического изложения;

5. Развитии умения самостоятельно выражать свои мысли, говорить в нормальном темпе;

6. Развитии умений ориентироваться в информационном пространстве;

 

На факультативных занятиях решаются следующие задачи:

· формирование культуры речи и культуры общения;

· формирование образного представления об окружающем мире;

· расширение кругозора, миропонимания, мироощущения и мировосприятия;

· воспитание культуры чувств, способности к сопереживанию;

· формирование ценностных ориентаций;

· развитие творческих способностей, воображения, памяти.

Также следует, отметит что, ученикам очень важно хорошо сдать единого национального теста (ЕНТ) так как тест – это процедура, предназначенная для выявления конкретного образца поведения, из которого можно сделать выводы об определенных характеристиках личности и узнать уровень знании. И в этом факультативные занятие имеет немаловажную роль, так как в основном курсе времени не хватает, к тому же в основном курсе учитель не может индивидуально заниматься учениками.

Факультативный курс по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Тема курсовой работы была выбрана исходя из того, что факультативные занятия имеют огромное значение для усвоения школьниками учебного материала и овладения дополнительными знаниями по иностранному языку с использованием доступных и интересных методов.

Основными преимуществами факультативного курса являются:

1. Добровольный характер участия учащихся во факультативном курсе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах факультативного курса прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями.

Этот ведущий принцип организации факультативного курса обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников факультативным курсом и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму факультативного курса — она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.

2. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, в факультативном курсе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.

Принцип добровольности состоит в том, что ученики включаются в факультативный курс по собственному желанию. Этот принцип имеет свою особенность: ученик, который сам определил свое участие в том или другом виде факультативного курса, берет на себя добровольное обязательство продолжать изучение ИЯ, что будет требовать от него дополнительных усилий. Принцип массовости предусматривает активное участие в факультативном курсе наибольшего количества учеников с разным уровнем владения иностранным языком. Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников предусматривает учет в контексте деятельности учеников их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе. Принцип связи факультативного курса с уроками прежде всего состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих целей факультативного курса и уроков.

Факультативный курс английского языка базируется на владении учениками привычками и умениями, приобретенными на уроках ИЯ, поэтому очень важным есть то, чтобы ученики наиболее полно использовали эти привычки и умения во время факультативного курса. Вместе с тем факультативный курс положительно влияет на учебную деятельность учеников по иностранному языку.

Она способствует развитию и углублению интереса учащихся к иностранному языку, совершенствованию их практических навыков и умений в нем, расширению их культурного кругозора и общеобразовательного уровня.

 



Список литературы

 

1.Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова «Методика обучения иностранным языкам в средней школе» 251-258 стр.

2.З.М.Цветкова - Особенности факультативных занятий для старшеклассников. 151 – 160 стр.

3. Волшебная шкатулка 3: Английский язык: Книга для чтения для учащихся 3 класса общеобразовательных школ с повышенным уровнем изучения английского языка. 4-е издание. / Н.М. Седунова, Лапицкая Л.М., А.И.Калишевич и др.- Мн.: Аверсэв. 2007. -56с. (разделы ‘Mowgli’s family’, ‘Mowgli goes to the people’, ‘Mr Tortoise and Mr Rabbit’, ‘Cinderella’, ‘Friends are always friends’, ‘Everything is good in its season’).

4. Панова И.И., Хмельницкая Е. А., Маглыш М.А. Английский язык. 3 класс. Минск: Выш. школа, 2006.

5. Панова И.И., Хмельницкая Е. А., Маглыш М.А. Английский язык. 4 класс. Минск: Выш. школа, 2007.

6. Н.М.Дюканова. "Поездка в Англию". Учебное пособие. Курс разговорного английского языка. - М., Иностранный язык. ОНИКС, 2000 г.

7. Т.П. Афанасьева, Н.В. Немова. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 1, 2. Москва 2004.

8. Т.Г. Новикова, Прудчинков А.С. и др. Теория и практика организации предпрофильной подготовки. Москва 2003.

9. Н.В. Немова. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников.

10. С.Ф. Хлебунова, Н.Д. Тараненко. Управление современной школой. Издательство «Учитель», 2004.

11. Т.В. Челышева. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Москва 2003.

12. С.Н. Чистякова, П.С. Лернер и др. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Москва 2004.

13. И.Д. Чечель. Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения. Москва 2003.

14. И.Д. Чечель. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Москва 2004.

15. Островский Б.С. Английский язык. Факультативный курс. Учеб. Пособие для 7 – 8 кл. ср. шк. – М., 1988.

16. Коростелев В.С. Обогащение словарного запаса учащихся на факультативных занятиях // Иностр. Яз. В школе. – 1981. №4. – С. 53.

Содержание

 

Введение

I. Теоретическая часть:

Глава 1. Общее понятие о факультативном курсе

1.1 Современные факультативы, принципы факультативного обучения, цели, содержание и классификация факультативных курсов

1.2 Особенности факультативных занятий

Глава 2. Факультативные занятия, как вид внеклассной работы

2.1 Организация факультативных занятий

2.2 Программа факультативных занятий «Художественно-речевая деятельность на иностранном языке»

II. Практическая часть:

1. Факультативные курсы по английскому языку для учащихся начальной школы

2. Программа факультативного курса по английскому языку для средних классов

3. Факультативный курс «Практическая грамматика английского языка» для старших классов

III. Заключение

IV. Список литературы

 



Введение

 

Актуальность темы исследования. XXI век это - век образованных и оно требует от нас все большее знание. При этом становиться учеба все более трудным. Например, владение английским языком. Кем бы определенный человек ни работал, желательно, что бы он владел английским языком, то есть в наше время владения английским языком востребуем. Кроме того, в своем послании народу Казахстана Президент Нурсултан Назарбаев сообщил, что при приеме на государственную службу новых работников должно стать обязательным требованием владение английского языка, а в будущем это требование уже станет обязательным. Это говорит о том, какую бы профессию в будущем школьник не выбрал, он обязательно должен владеть английским языком. Что бы хорошо владеть английским языком в школах лишь одних основных курсов не хватает, требуется дополнительные курсы. В таких ситуациях польза факультативных курсов английского языка много, так как факультативные занятия являются самой массовой формой, доступной для всех школьников. В свою очередь, факультативный курс по сравнению с основным курсом английского языка обладает некоторыми преимуществами: факультативные занятия позволяют учащимся убедиться в устойчивости своих интересов, глубже знать и критически оценивать свои возможности, то есть факультативные курсы расширяют и углубляют знания и умения, приобретаемые школьниками при изучении основного курса. Помимо того, они позволяют формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления, умение самостоятельно восполнять знания, приобщают школьников к самостоятельной исследовательской работе, дают возможность познакомиться с некоторыми современными достижениями науки. В рамках гуманизации образования, факультативные занятия способствуют раскрытию внутреннего потенциала учащихся, созданию условий для их самореализации и развития. Факультативные курсы позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. При этом форма организации занятий более свободна и предполагает в большей степени творческую активность учащихся. К тому же программы факультативных курсов не являются жёсткими и допускают коррекцию.

В программе факультативного курса по иностранным языкам сказано: «Факультативный курс иностранного языка является важной составной частью системы обучения этому предмету в общеобразовательной школе и тесно увязан с основным курсам». Изучение иностранного языка школьниками в обязательном и факультативном курсах может обеспечить им возможность лучше усваивать язык, читать и говорить на нем, а учителю - полнее реализовать практические, воспитательные, образовательные и развивающие цели в обучении своему предмету.

Факультативный курс также можно расценивать как один из способов практической профориентации, так как не разговоры о предмете «Иностранный язык», взвешивания «за» и «против» него, а непосредственное «погружение» в предмет является определяющим.

Точек приложения знания иностранного языка в настоящее время становится все больше. Авторы статьи «Иностранный язык как учебный предмет на современном этапе развития общества» указывают на роль иностранного языка в современном обществе в сфере материального производства. Успешное развитие науки, техники, всех областей народного хозяйства невозможно без обмена информацией. Для этого нужны специалисты, владеющие хотя бы одним иностранным языком. Владение иностранным языком специалистами авторы рассматривают как экономическую категорию и важный резерв ускорения социально- экономического развития общества. Указывается также на роль знания иностранного языка в борьбе за мир как средства пропаганды. Показательна роль иностранного языка в формировании личности. Она действительно велика. Факультативные занятия увеличивают возможности этого предмета в развитии социально- активной личности.

Поскольку факультативный курс не обязателен для учащихся, рассмотрим, при каких обстоятельствах он может «состояться».

Факультативный курс возможен при высоком качестве преподавания иностранного языка и его авторитета в школе. В этом случае легко собирается группа желающих заниматься языком и со стороны администрации обычно препятствий не бывает. В группу входят учащиеся, побуждаемые разными потребностями в углублении знаний языка, в совершенствовании и умений им пользоваться. Среди них могут быть:

- «гуманитарии», которые увлечены языком, процессом овладения им как таковым; у них большое желание научиться пользоваться языком в чтении и в устной речи;

- технари». Сюда мы относим всех тех, для кого язык носит прикладной характер; он дает им возможность обращаться к литературе на изучаемом языке для расширения своих знаний в интересующих их предметах;

- учащиеся, собирающиеся связать свою будущую профессию с иностранным языком;

- школьники, которые любят песни на изучаемом языке, увлекаются джазом, рок- группами.

Такой контингент учащихся с высокой мотивацией учения может многого достичь в изучении языка и определяет высокие требования к содержанию, методике и организации факультативных занятий. Такая аудитория нуждается в ярком заинтересованном учителе. Ему нужно постоянно поддерживать свои профессиональные знания «на максимуме», чтобы сохранить и развить высокую мотивацию у учащихся. В результате на факультативных занятиях возникает атмосфера взаимного доверия и уважения между учителем и учащимися, которая особым образом тонизирует учение.

Само собой разумеется, что проведение факультативного курса предполагает оснащенность кабинета нужной аппаратурой в рабочем состоянии и наличие дидактико-методического фонда, позволяющего создавать атмосферу языка и стимулировать речемыслительную деятельность на основе эталонов. Заинтересованный в успехе учитель обычно имеет в своем кабинете интересные записи поэтических произведений, современных и популярных песен, набор диафильмов, диапозитивов и, конечно, книги для чтения, разные по жанру и градуированные по трудности. Разумеется, современное оснащение кабинета, и наличие материалов для его использования требует от учителя хорошо развитых умений обращаться с ТС.

Тема курсовой работы была выбрана исходя из того, что факультативные курсы имеют огромное значение для усвоения школьниками учебного материала и овладения дополнительными знаниями по иностранному языку с использованием доступных и интересных методов.

В работе рассмотрены основные цели и задачи, внеклассных мероприятий, методика их проведения, требования к ним, а также современные методы и средства в проведении факультативных занятий.

Предмет исследования - факультативные курсы по английскому языку, содержание, методы, формы, средства изучения для учащихся младших, средних и старших классов средней школы.

Цель настоящего исследования - обосновать целесообразность проведения факультативного курса по английскому языку.

Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:

- рассмотреть факультатив как форму работы учащихся;

- описать принципы построения факультативной работы в средней школе;

- разработать методические рекомендации относительно изучения основных вопросов факультативного курса.

I . Теоретическая часть:

Глава 1. Общее понятие о факультативном курсе

Факультативный курс- это необязательный учебный курс, предмет, изучаемый по желанию студентами вузов, учащимися средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и общеобразовательных школ (старшие классы). Термин "факультативный" (от франц. facultatif и лат. facultas- возможность) означает возможный, необязательный, предоставляемый на выбор (напр., факультативный курс), действующий от случая к случаю. Согласно Педагогической энциклопедии, в современной школе факультативные курсы (темы) являются дополнением к основному объёму общеобразовательных знаний, который определяется учебным планом и программами, а факультативные занятия - это необязательные занятия, организуемые для углубления и расширения знаний по отдельным курсам, темам или вопросам в соответствии с желаниями и интересами учащихся.

Слово "факультативный" означает "необязательный". Название подчёркивает отличительную особенность этого вида учебной деятельности. Она связана с добровольным выбором учениками для углубленного изучения тех предметов, которые их более всего интересуют. Это сближает факультативные занятия с внеклассными формами познавательной деятельности, например, с предметными кружками.

Значение слова "Факультативный курс" в Большой Советской Энциклопедии:  

1. Факультативный курс, в СССР необязательный учебный курс, предмет, изучаемый по желанию студентами вузов, учащимися средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и общеобразовательных школ (старшие классы) в целях расширения и углубления научных и прикладных знаний, развития способностей и удовлетворения личных интересов.

2. Факультативный курс организуются по новейшим проблемам науки, техники и культуры, а также по темам, заинтересовавшим студентов (учащихся) в процессе изучения той или иной учебной дисциплины.

3. Факультативный курс обычно содержится в действующих учебных планах. Советам вузов (факультетов), педагогическим советам средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и общеобразовательных школ предоставлено право организовывать Факультативный курс по своему усмотрению в соответствии с интересами студентов (учащихся). Существуют также факультативные практикумы, семинары, лабораторные занятия и т.п. К проведению факультативных занятий в средних учебных заведениях привлекаются работники высшей школы и научно-исследовательских учреждений, специалисты народного хозяйства и культуры.

В. А. Юдин.

Факультативный Курс- это необязательные занятия школьника по предмету; Факультативные занятия приносят большую пользу не только учащимся, но самому учителю. Они заставляют его пользоваться литературой и таким образом обновлять и углублять свои познания, косвенно повышая качество классной работы и выявлять способных учеников, желающих продолжать образование.

Факультативный курс — наиболее распространенная и эффективная форма обучения. В основе организации курса лежит принцип добровольности. В каждом классе имеется некоторое число учащихся, интересующихся английским языком. Собрать их на первое занятие не трудно. Обычно для этой цели достаточно, чтобы учитель рассказал учащимся о том, чем они будут заниматься, какую им это принесет пользу, что они при этом узнают нового и интересного и то, что факультативные курсы дают им возможность расширять и углублять научных и прикладных знаний, развивать способностей и удовлетворить их личных интересов.

Факультативные курсы — это форма углубленного изучения одного из предметов по выбору учащихся, средство развития познавательных интересов школьников, их способностей, а также профессиональной ориентации учащихся.

В отличие от внеклассных занятий, факультативы проводятся по области программы, по расписанию, в рамках отведенного времени, с постоянным составом учащихся. В современных школах факультативные занятия ведутся с 1-го класса, тематика курсов постоянно увеличивается.

В повседневной жизни часто говорят «современное образование», «современная школа», имея в виду не простое обозначение их временной принадлежности, а качественную характеристику формируемой системы как школы, отвечающей реалиям, потребностям и надеждам сегодняшнего дня. Занятия по выбору, факультативные курсы, а не только выбранные системы и модели обучения, характеризуют современную школу, в том числе и начальную. Большинству родителей, а именно они выбирают школу для малыша, важно, что, кроме основных предметов, ведется в школе.

Факультативные занятия имеют организационно- управленческие преимущества перед внеклассными занятиями. Факультативные занятия организуются и реализуются, как и внеклассные занятия, в соответствии с интересами и индивидуальными способностями учащихся, но проводятся, как и уроки, согласно расписанию, имеют постоянный состав учащихся.

 

Современные факультативы

 

Современные факультативы - особая организационная форма учебно-воспитательной работы, отличающаяся и от урока, и от внеклассной работы. В то же время подчёркивается, что факультативы имеют много общего с уроками и внеклассными занятиями. Как и уроки, факультативные занятия проводятся по утверждённым программам, на этих занятиях применяют общие с уроком методы обучения и формы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Сходство с предметными кружками состоит в том, что факультатив, как и кружок, объединяет группу учащихся на основе общих интересов, добровольности выбора этой формы обучения. На факультативных занятиях применяются некоторые формы и методы, характерные для внеклассных занятий. Тем не менее учитель должен помнить, что факультативы не заменяют внеклассную работу по предмету. Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательной работы в школе, факультативы могут дополняться внеклассными (кружковыми) занятиями, на которых учащиеся в ещё большей степени углубляют и расширяют свои знания и умения . Отмечено, что факультативные курсы организуются по новейшим проблемам науки, техники и культуры. Обращается особое внимание на то, что факультативные занятия являются одной из гибких форм более полного отражения в школьном образовании современных достижений науки, техники, культуры и учёта местных особенностей каждой школы, поэтому они позволяют вносить существенные дополнения в содержание образования, трудовой и политехнической подготовки учащихся без изменения учебного плана, программ и учебников основного курса средней школы. При этом считается, что изучение факультативных учебных предметов в соответствии с желаниями и способностями школьников повышает эффективность их учебных занятий, является важным средством развития у них интереса к науке и искусству, углубляет, делает более устойчивыми и целенаправленными их интересы к определённым видам практической деятельности, готовит учащихся к самообразованию по окончании школы.

Принципы факультативного обучения

При разработке факультативных курсов авторы старались придерживаться определённых принципов. Д.А.Эпштейн считал, что любой факультатив:

• должен обеспечить углублённое изучение понятий, рассматриваемых в основном курсе

• должен быть цельным, не должен включать в себя большого числа разрозненных и мелких вопросов

• объём знаний должен быть ограничен школьной программой.

В настоящее время принципы отбора учебного материала и организации факультативных занятий расширены и конкретизированы: добровольности, научности, доступности, индивидуализации, связи теории с практикой, познавательной активности и самостоятельности, сознательности усвоения знаний, наглядности, развивающего обучения.

Цели, содержание и классификация факультативных курсов

В 1967/68, 1968/69, 1969/70 учебных годах были предложены факультативные курсы 2-х типов:

1. дополнительные главы и вопросы систематических курсов основ наук, изучаемые параллельно с занятиями по основному учебному предмету;

2. специальные курсы, развивающие и дополняющие отдельные разделы систематических курсов основ наук.

Целью изучения "Дополнительных глав...'" было углубление знаний учащихся по данному предмету, совершенствование их практических умений и навыков, развитие интересов и способностей. Факультативные занятия такого типа проводились одним из учителей соответствующего предмета по основному учебному плану, а дополнительный материал изучается синхронно с прохождением основного материала. Однако это не означало, что на таких занятиях и обычных уроках изучается один и тот же материал: содержание их различно, но круг рассматриваемых проблем существенно не расширялся. Считалось, что такие занятия будут, имеют большое значение для выявления и постепенного развития способностей учеников, обнаруживающих повышенные успехи в изучении того или иного предмета.

Для более подготовленных учащихся, чьи интересы и способности в основном уже определились, были предусмотрены специальные факультативные курсы, которые должны были значительно расширить круг научных и прикладных знаний, полученных учащимися при изучении соответствующих учебных предметов. Изучение всех специальных факультативных курсов после изучения на занятиях по основному учебному плану вопросов, развитием которых они являются.

С 1970 года были организованы факультативные курсы следующих типов:

1. Систематические курсы, целью которых было углубление теоретических знаний учащихся и практической подготовки, полученных в основном курсе, с которым данные факультативы согласованы тематически и во времени.

2. Специальные курсы (спецкурсы), тематика которых связана лишь с не- которыми разделами основного курса.

3. Прикладные факультативные курсы, которые связаны с основным курсом и знакомят учащихся с применением теоретических знаний на практике.

В 80-х годах была принята следующая классификация факультативных курсов:

1. Факультативные курсы повышенного уровня, целью которых было углублённое изучение содержания основного курса.

2. Специальные курсы (спецкурсы), на которых углублённо изучаются только отдельные разделы, темы основного курса или некоторые не входящие в программу разделы науки.

3. Прикладные факультативные курсы. Они связаны с развитием интересов к современной технике и производству.

4. Межпредметные факультативные курсы, при изучении которых используются сведения из 2-3 предметов.

М.А. Прокофьев предлагает следующую классификацию факультативных курсов:

1 .Курсы, углубляющие основной материал школы (т.е. систематические курсы);

2.Внепрограммные факультативные курсы (т.е. спецкурсы);

3.Факультативные курсы, ориентированные на применение знаний на практике (т.е. прикладные);

4.Межпредметные факультативные курсы;

5.Особая группа - кружки, секции, творческие объединения в домах пионеров.

По всем факультативным курсам утверждены программы, для учащихся изданы учебные пособия, а для учителей разработаны методические рекомендации. Обращается внимание на то, что содержание факультативных курсов непрерывно совершенствуется и уточняется, программы перерабатываются, поэтому учителю, приступающему к преподаванию факультативного курса, необходимо руководствоваться их последними изданиями.

Классификация факультативных курсов:

Типы факультативных курсов:

1. Дополнительные главы и вопросы к основному курсу

2. Специальные курсы (спецкурсы)

3. Систематические курсы

4. Прикладные факультативные курсы

5. Факультативы повышенного уровня

6. Факультативные спецкурсы

6. Курсы, углубляющие основной материал школы (т.е. систематические курсы)

7. Внепрограммные факультативные курсы (т.е. спецкурсы);

8. Факультативные курсы, ориентированные на применение знаний на практике.

9. Межпредметные факультативные курсы

10. Кружки, секции, творческие объединения в домах пионеров

Советам вузов (факультетов), педагогическим советам средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и общеобразовательных школ предоставлено право организовывать факультативные курсы по своему усмотрению в соответствии с интересами студентов и учащихся. Перечень факультативных курсов в школе на каждый год утверждается педагогическим советом и объявляется учащимся.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 287.