СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОТРАСЛИ ЖКХ Г. ХАБАРОВСКА.. 5
1.1. Структура управления органов МСУ системой ЖКХ г. Хабаровска. 5
1.2. Система жилищно- коммунального хозяйства как объект управления органов МСУ.. 11
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ЖКХ ГОРОДА ХАБАРОВСКА.. 16
2.1. Краткая характеристика ГУП ЖКХ г. Хабаровск. 16
2.2. Обоснование необходимости реформирования системы коммунальных платежей 20
2.3. Проект создания единого расчетного центра как направление реформирования системы коммунальных платежей. 24
2.4. Экономическое обоснование предлагаемого проекта реформирования. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 42
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 44
ВВЕДЕНИЕ
Взятый в начале 90-х гг. курс на развитие рыночных отношений в экономике страны, естественно, не обошел вниманием такую отрасль, как жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Отрасль ЖКХ в дореформенный период составляла, по оценкам специалистов, треть основных фондов страны. Охватывая единое экономическое и географическое пространство, отрасль функционировала под жестким государственным регулированием всех жилищно-коммунальных отношений с доминирующей государственной формой собственности на все основные фонды ЖКХ.
Курс, взятый на преобразование отрасли, потребовал немедленного решения конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии недвижимости жилищно-коммунальной сферы. В первую очередь к ним следует отнести:
- остаточный принцип финансирования;
- отсутствие четкого разграничения властных полномочий и ответственности различных уровней управления за ее сохранность;
- мизерное участие населения в оплате жилья и коммунальных услуг;
- отсутствие рынка жилья и услуг в сфере ЖКХ;
- многофункциональность, а значит, и многоуровневая ведомственная подчиненность предприятий и др.;
Главными были вопросы собственности на основные фонды, относящиеся к сфере ЖКХ, ответственности за сохранность этой собственности, ее целевое использование и развитие, а также особенности финансового анализа предприятий ЖКХ.
Обеспечение эффективного функционирования предприятий ЖКХ требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности, оцениваются результаты деятельности предприятия ЖКХ, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Целью данной работы выступает исследование проектного управления в деятельности органов МСУ по реформированию системы ЖКХ в городе Хабаровске.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. рассмотреть теоретические основы управления системой отрасли ЖКХ г. Хабаровска
2. рассмотреть практические аспекты управления реформированием системы ЖКХ г. Хабаровска
Объектом исследования в данной работе выступает ГУП ЖКХ г. Хабаровск.
Предметом исследования выступает деятельность органов МСУ по реформированию системы ЖКХ на примере ГУП ЖКХ г. Хабаровск
В работе были использованы статистические материалы деятельности сферы ЖКХ г .Хабаровска за соответствующие периоды.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОТРАСЛИ ЖКХ Г. ХАБАРОВСКА
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ЖКХ ГОРОДА ХАБАРОВСКА
Осуществление платежей
Житель города Хабаровск , являющийся абонентом коммунальных и других предприятий, получает идентификационную карту с указанием адреса абонента (вместо существующих в настоящее время нескольких расчётных книжек).
Расчёты с помощью карты производятся в сети Расчётных Пунктов, охватывающей как существующие, так и новые места приёма платежей, следующим образом[8]:
- на автоматизированном рабочем месте с помощью карты клиент получает информацию о состоянии своих расчётов по всем видам коммунальных и других услуг в виде специального бланка;
- на этом бланке по каждому виду коммунальных платежей проставлена сумма задолженности (или начисления) и имеется графа для написания сумм, которые клиент платит в настоящий момент;
- проставив в бланк суммы по видам платежей, клиент подаёт его вместе с деньгами кассиру, который принимает оплату и выдаёт чек;
Информация о совершённых платежах собирается и обрабатывается процессинговым центром. Затем в электронном виде пересылается коммунальным предприятиям для разнесения по лицевым счетам абонентов, и контроля поступления средств на расчётный счет в банке.
Компоненты системы
Процессинговый центр в составе:
· Сервер базы данных
· Сервер безопасности
· Сетеобразующие компоненты
· АРМ системного бухгалтера
· АРМ администратора базы данных
· Сетевой принтер
ЖЭКи, имеющие пункты приема платежей
АРМ кассира-оператора
Принтер
Фискальный регистратор
Штрихкодовый сканер
Модем
Коммунальные предприятия
АРМ обмена информацией
Модем
Банки, имеющие пункты приема платежей
АРМ кассира-оператора
Принтер
Фискальный регистратор
Штрихкодовый сканер
Модем
Общая логика работы системы
В системе каждому клиенту присваивается платёжный код, соответствующий его адресу. Городские коммунальные службы сопоставляют абонентские номера клиентов платежному коду и периодически (раз или два раза в месяц) передают (на магнитных носителях или по электронной почте) информацию о задолженности клиента за коммунальные услуги городской Системе Приёма Платежей (далее СПП). В СПП информация от разных коммунальных служб объединяется в единую городскую базу данных и передается на пункты приёма платежей. В то же время организуется встречный поток информации об уже оплаченных услугах от пунктов приёма платежей в СПП, затем, после обработки, в соответствующие коммунальные службы, где производится учет оплаченных услуг и начисление новых сумм платежей[9].
· обмен данными между коммунальными службами и их клиентами, конвертируя данные в единый формат и распределяя информацию о поступивших и начисленных платежах;
· верификацию (проверку на корректность) данных, поступающих как от клиентов, так и от коммунальных служб, что позволяет коммунальным службам поддерживать их базы в актуальном состоянии;
· обмен информацией о плательщиках с отделом субсидий и паспортным столом;
· доставку сводных счетов плательщикам;
· хранение и предоставление, по требованию, информации плательщикам о ранее сделанных оплатах.
· выпуск единой городской пластиковой карточки-идентификатора с платежным кодом плательщика взамен расчетных книжек;
· предоставление отчетов для администрации города;
Осуществление платежей
Житель города Хабаровск, являющийся абонентом коммунальных и других предприятий, получает идентификационную карту с указанием адреса абонента (вместо существующих в настоящее время нескольких расчётных книжек).
Расчёты с помощью карты производятся в сети пунктов приема платежей, охватывающей как существующие, так и новые места приёма платежей, следующим образом:
- на автоматизированном рабочем месте с помощью карты клиент получает информацию о состоянии своих расчётов по всем видам коммунальных и других услуг в виде специального бланка;
- на этом бланке по каждому виду коммунальных платежей проставлена сумма задолженности (или начисления) и имеется графа для написания сумм, которые клиент платит в настоящий момент;
- проставив в бланк суммы по видам платежей, клиент подаёт его вместе с деньгами кассиру, который принимает оплату и выдаёт чек;
- при отсутствии у клиента карты, кассир находит клиента по адресу;
Информация о совершённых платежах собирается и обрабатывается процессинговым центром. Затем в электронном виде пересылается коммунальным предприятиям для разнесения по лицевым счетам абонентов, и контроля поступления средств.
Нештатные ситуации
Отключение электроэнергии, ошибка кассира, иные ситуации, определенные при сведении баланса системы или после заявления клиента — выполнить ручную корректировку. Эта операция должна выполняться при обязательном оформлении соответствующих документов на бумажных носителях.
Потеря инкассированной информации или не возможность ее прочитать электронным образом — восстановить данные по бумажной ленте кассового аппарата.
Основные экономические требования
Внедрение системы должно производиться без привлечения средств бюджета и коммунальных предприятий и не приведёт в период эксплуатации ни к каким дополнительным затратам с их стороны по сравнению с существующими сейчас.
Программное обеспечение для работы Системы, а также необходимое оборудование для устройства пунктов приема платежей в ЖЭКах УЖКХ, предоставляется фирмой-разработчиком и окупается за счет хозяйственной деятельности. На этапе формирования городской сети приемных пунктов допускается совместное использование в ЖЭКах компьютеров, на которых производится начисление платежей.
Оборудование в банковских пунктах приема платежей является банковским, но программное обеспечение банкам предоставляется фирма-разработчик, согласно договорам.
Размер тарифа, оплачиваемого участниками Системы, определяется договорами, но не может превышать тариф, применяемый сейчас Сберегательным банком – 2% от объема обрабатываемых платежей.
Так, как стоимость расчетных книжек включена в размер тарифа за коммунальные услуги, стоимость карточек, выдаваемых вместо книжек, может возмещаться коммунальными службами в размерах и сроках, определяемых договорами с фирмой-разработчиком.
Организация работы в пункте приема платежей
При первом обращении в ППКП плательщик предоставляет заполненные расчетные книжки, так же, как и раньше.
Оператор-кассир, приняв книжки, заносит в компьютер данные по каждой книжке, а именно - №№ лицевых счетов по каждому платежу, если их нет в базе или они не совпадают. Дальше кассир производит прием платежей системы и другие одноразовые платежи через окно «Коммунальные платежи».
Отметка о принятии платежей делается так же, как и раньше – по книжечкам. При этом справка о состоянии расчетов плательщику выдается только при наличии сведений о задолженности.
При последующих обращениях в ППКП плательщику распечатывается справка о состоянии счета, причем, если плательщик вновь пришел с расчетными книжками, кассир с книжек заносит суммы платежей, а также текущее показание счетчика.
На рис. 6 (приложение Е) отражена схема работы единой городской системы коммунальных платежей
.КОММЕНТАРИЙ к схеме Единой городской системы коммунальных платежей:
1 – Сведения о начислениях за коммунальные услуги
2 – Оплата населением за коммунальные услуги
3 – Поступление денег в Банки
4 – Зачисление средств на расчетные счета
5 – Информация о персональных расчетах за коммунальные услуги
6 – Сводная информация о расчетах за коммунальные услуги
Капитальные затраты
Карты клиентов
190 800 руб.
Процессинговый центр
162 063 руб.
Расчётные пункты
120 000 руб.
Всего затрат
Руб.
где: Карты клиентов – стоимость 1 карты ´ количество плательщиков =
= 1,06 ´ 180 000 = 190 800 руб.
Процессинговый центр – затраты на ПО + сервер БД + оборудо-
вание = 79 500 + 26 500 + 56 063 = 162 063 руб.
Расчетные пункты – (компьютеры + принтеры + сканеры штрих-
кода + аксессуары) ´ кол-во расчетных пунктов = (2 650 + 750 +
+ 470 + 130) ´ 30 = 120 000 руб.
В таблицах 8 – 11 (приложения Ж-К) представлен расчет основных показателей по проекту.
В таблице 11:
услуги банка – всего сборов в месяц ´ долю банковских пунктов ´
´ цену банковских услуг = = 17 616 руб.
услуги Почты – всего сборов в месяц ´ долю Почты ´
´ цену услуг Почты = = 6 218 руб.
Период окупаемости – всего затрат ¸ чистую прибыль в год =
= 472 863 ¸ 227 993 = 2,1 года
В таблице 12 (приложение Л) сгруппированы все мероприятия по созданию единой городской системы приема коммунальных платежей в городе Хабаровск.
Таким образом, внедрение проекта создания единого расчетного центра в городе Хабаровск позволит ГУП ЖКХ г. Хабаровск получить дополнительный резерв прибыли в 2006 году в размере 227993 руб. за счет увеличения собираемости коммунальных платежей
Однако, если принять во внимание, что в других городах где были внедрены подобные системы собираемость платежей возросла на 15-20 %, то можно сказать, что срок окупаемости в таком случае составит 1,4 – 1,2 года соответственно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время вся система жилищно-коммунального хозяйства города Хабаровск представлена в виде ГУП ЖКХ г. Хабаровск, являющегося юридическим лицом, действующим на праве хозяйственного ведения. Учредителем ГУП ЖКХ г. Хабаровск является администрация города.
ГУП ЖКХ г. Хабаровск действует на основании хозяйственного расчёта и дотаций из бюджета, отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств, руководствуется в своей деятельности ГК РФ, законом о муниципальных унитарных предприятиях, Уставом и другим действующим законодательством Российской Федерации.
Предметом деятельности ГУП ЖКХ г. ХАБАРОВСК является оказание услуг и выполнение работ, направленных на удовлетворение потребностей населения, предприятий, организаций, заводов и т.д., независимо от форм собственности, необходимых им для нормальной жизнедеятельности, а также выполнение других работ и услуг, не запрещённых действующим законодательством, но необходимых ГУП ЖКХ г. ХАБАРОВСК для его нормального функционирования.
Органом управления ГУП ЖКХ г. ХАБАРОВСК является руководитель, назначаемый учредителем. Он несёт персональную ответственность по выполнению возложенных на него функций.
В настоящее время идея создания единого расчетного центра уже не является ноу-хау. На протяжении последних 5 лет многие крупные города перешли на подобные системы сбора коммунальных платежей. И затраты оправдали себя. Денежные перечисления стали проходит намного быстрее и без ошибок, начисление субсидий и льгот проводится строго в соответствии с законодательством и без задержек, поскольку сотрудники ЕРЦ постоянно отслеживают все изменения в законодательстве и быстро реагируют на них. Управления ЖКХ получили возможность оперативно получать всю необходимую информацию из одного источника, а не посылать запросы в несколько предприятий. Обслуживание население ускорилось из-за быстрой обработки информации о задолженности и отсутствия необходимости для населения заполнять несколько расчетных книжек с 14-тизначными номерами счетов. Потребители коммунальных услуг также остались довольны нововведениями, поскольку оплатить услуги они могут в любом пункте ЕРЦ в том объеме, который они на данный момент желают оплатить и не нося с собой расчетные книжки. Информацию о своей задолженности они также могут оперативно получить в любом пункте приема платежей.
Однако в городах, подобных Хабаровску ситуация обстоит намного хуже. Внедрение информационных технологий происходит очень медленно, в основном из-за нехватки средств и отсутствия квалифицированного персонала для организации и обслуживания данных систем.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать следующие выводы:
- единые расчетные центры – это первый и главный шаг на пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства и информатизации данной отрасли;
- внедрение ЕРЦ ускоряет и упрощает работу управлению ГУП ЖКХ г. Хабаровск;
- процедура оплаты коммунальных услуг для населения упрощается до минимума;
- ЕРЦ может служить отправной точкой для создания общегородской информационной системы, базы данных предприятий и населения города;
Таким образом, можно подвести итог работы: внедрение информационных технологий для управления жилищно-коммунальным хозяйством города должно быть первым шагом в реформировании данной отрасли, и все средства, вложенные в этот процесс не пропадут даром, а окупятся за счет повышения эффективности и скорости выполнения любой поставленной задачи.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОТРАСЛИ ЖКХ Г. ХАБАРОВСКА.. 5
1.1. Структура управления органов МСУ системой ЖКХ г. Хабаровска. 5
1.2. Система жилищно- коммунального хозяйства как объект управления органов МСУ.. 11
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ЖКХ ГОРОДА ХАБАРОВСКА.. 16
2.1. Краткая характеристика ГУП ЖКХ г. Хабаровск. 16
2.2. Обоснование необходимости реформирования системы коммунальных платежей 20
2.3. Проект создания единого расчетного центра как направление реформирования системы коммунальных платежей. 24
2.4. Экономическое обоснование предлагаемого проекта реформирования. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 42
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 44
ВВЕДЕНИЕ
Взятый в начале 90-х гг. курс на развитие рыночных отношений в экономике страны, естественно, не обошел вниманием такую отрасль, как жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Отрасль ЖКХ в дореформенный период составляла, по оценкам специалистов, треть основных фондов страны. Охватывая единое экономическое и географическое пространство, отрасль функционировала под жестким государственным регулированием всех жилищно-коммунальных отношений с доминирующей государственной формой собственности на все основные фонды ЖКХ.
Курс, взятый на преобразование отрасли, потребовал немедленного решения конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии недвижимости жилищно-коммунальной сферы. В первую очередь к ним следует отнести:
- остаточный принцип финансирования;
- отсутствие четкого разграничения властных полномочий и ответственности различных уровней управления за ее сохранность;
- мизерное участие населения в оплате жилья и коммунальных услуг;
- отсутствие рынка жилья и услуг в сфере ЖКХ;
- многофункциональность, а значит, и многоуровневая ведомственная подчиненность предприятий и др.;
Главными были вопросы собственности на основные фонды, относящиеся к сфере ЖКХ, ответственности за сохранность этой собственности, ее целевое использование и развитие, а также особенности финансового анализа предприятий ЖКХ.
Обеспечение эффективного функционирования предприятий ЖКХ требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности, оцениваются результаты деятельности предприятия ЖКХ, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Целью данной работы выступает исследование проектного управления в деятельности органов МСУ по реформированию системы ЖКХ в городе Хабаровске.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. рассмотреть теоретические основы управления системой отрасли ЖКХ г. Хабаровска
2. рассмотреть практические аспекты управления реформированием системы ЖКХ г. Хабаровска
Объектом исследования в данной работе выступает ГУП ЖКХ г. Хабаровск.
Предметом исследования выступает деятельность органов МСУ по реформированию системы ЖКХ на примере ГУП ЖКХ г. Хабаровск
В работе были использованы статистические материалы деятельности сферы ЖКХ г .Хабаровска за соответствующие периоды.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОТРАСЛИ ЖКХ Г. ХАБАРОВСКА
Дата: 2019-05-28, просмотров: 216.