Управление персоналом – это совокупность принципов, методов, средств и форм воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их интеллектуальных и физических способностей при выполнении трудовых функций.
Управление персоналом является составной частью менеджмента, оно связано с людьми и их отношениями внутри предприятия. Именно люди – источник творчества, инициативы, энергии для достижения целей, стоящих перед предприятием. Без управления людьми не может функционировать ни одна организация.
Управление персоналом направлено на достижение эффективности деятельности и справедливости во взаимодействиях между работниками. Схема управления персоналом приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Схема управления персоналом
Разработка и проведение кадровой политики | Оплата и стимулирование труда | Групповое управление взаимоотношения в коллективе и с профсоюзами | Социально – психологические аспекты управления |
Определение потребности в персонале и планирование его численности | Формы оплаты труда | Вовлечение работников в управление на низком уровне | Мотивация труда работников и творческая инициатива |
Условия найма, отбор и увольнение персонала | Пути повышения производительности труда | Рабочие бригады и их функции | Организационная культура предприятия |
Обучение и повышение квалификации | Поощрительная система оплаты труда | Взаимоотношения в коллективе | Влияние управления персоналом на деятельность предприятия |
Оценка предприятия и работа служб предприятия | Взаимоотношения с профсоюзами |
Главная задача в области управления персоналом состоит в способности создать условия для реализации каждым работником своих потенциальных возможностей и найти в каждом конкретном случае необходимый инструмент воздействия на человека в целях решения стоящих задач.
Структура управления персоналом включает в себя следующие направления деятельности:
1 Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения потребностей в людских ресурсах и необходимых для этого затрат;
2 Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям;
3 Отбор: отбор кандидатов на рабочие места, отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора;
4 Определение заработной платы и компенсации: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения персонала;
5 Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и подразделения;
6 Обучение: разработка программ обучения;
7 Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение ее до работника;
8 Повышение, понижение, перевод, увольнение;
9 Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе;
10 Трудовые отношения: осуществление переговоров по заключению коллективных договоров;
11 Занятость;
Построение системы управления персоналом опирается на определенные принципы, которые реализуются во взаимодействии. Все их многообразие принято классифицировать на две большие группы: принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом и принципы, определяющие направления системы управления персоналом.
Методы управления персоналом предприятия подразделяются на три группы: административные, экономические и социально – психологические. При их помощи вырабатываются способы воздействия на коллективы и отдельных работников для осуществления их деятельности.
Многие годы основными структурными подразделениями по управлению кадрами на предприятии были отделы кадров, которые выполняли функции по приему и увольнению работников. При переходе к рынку стали создаваться новые структурные подразделения – службы управления персоналом на базе отдела кадров, отдел организации труда и заработной платы, отдел охраны труда и техники безопасности, отдел социального развития и другие.
Среди множества качеств, которыми должны обладать специалисты по управлению персоналом, наиболее важны:
1 Знание бизнеса;
2 Профессиональные знания и навыки в области управления персоналом;
3 Лидерство и умение управлять;
4 Способность к обучению и развитию;
Дата: 2019-05-28, просмотров: 212.