Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МЕТОДЕ ПОЗНАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глава 2. ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ

Идеалистические подходы

 

Представители такого философского направления как идеализм связывают существование государства и права либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Концентрируя внимание на отказе от доминирования социального над духовным, субъективные идеалисты считают, что не внешние социальные факторы определяют развитие государства и права, а внутреннее духовное начало, заключённое в душе индивидуума. В наше время получили распространение различные варианты объективно- и субъективно-идеалистических подходов к объяснению государства и права. К их числу относятся прагматизм, интуитивизм и аксиологический подход.

Согласно основным постулатам прагматизма понятие научной истины неуловимо, ибо истина всё то, что приносит успех. Верно ли идеи о государстве и праве отражают общественные связи, это выявляется лишь при их соотнесении с конкретными практическими результатами. Интуитивизм основан на анализе целостной проблематики государства и права с помощью вдохновения. Учёный-правовед лишь в состоянии мистического соединения с богом может установить, что представляет собой право и государство. Аксиологический метод представляет собой анализ государства и права как специфических ценностей, с помощью которых социальная группа или общество в целом регулируют соответствующие типы поведения отдельных лиц.

Аксиологический подход имеет место в любой науке и особенно в науках общественных, в том числе юридических. Он связан с проблемой ценностей и оценок. Ценность – это нечто значимое для субъекта. Ценностная позиция учёного связана с его интересами, предопределяет выбор научных проблем, отбор существенной, с его точки зрения, информации.[5]

Аксиологический подход в теории государства и права проявляется в том, что эти явления рассматриваются как определённые ценности, значимые для различных субъектов, как необходимые институты.

В этом подходе усматриваются два противоположных взгляда: юридический романтизм, согласно которому с помощью государства и права можно решить любые задачи, стоящие перед обществом, и юридический нигилизм, недооценивающий их роль, пренебрежительно относящийся к праву. Очевидно, что вредны как крайний нигилизм, так и безудержный романтизм. Истину следует искать на середине, не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать их роль. Государство и право могут сделать многое, но далеко не всё. Их уровень не может быть выше экономического и культурного уровня развития общества.

В аксиологическом подходе важно то, с точки зрения чего оцениваются политические и юридические институты. Основанием оценок могут быть интересы и цели тех или иных классов и социальных групп, их представления о ценностях. Особенно этот подход заметен в переходные периоды проведения экономических и политических реформ, когда происходит переоценка ценностей, переоценка политических, юридических институтов и прежде всего с точки зрения целей, которые стоят перед обществом. Только на основании негативных оценок тех или иных политических и правовых институтов осуществляется их реформирование.



Глава 3. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ

К числу общенаучных относят методы, которые, в отличие от философских, не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его стадиях. К числу общенаучных методов относят анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента, метод историзма, герменевтический метод.

Анализ явлений предполагает разделение их на части т последующее изучение каждой из этих частей. Разделение имеет целью переход от изучения целого к изучению его отдельных частей и осуществляется путём абстрагирования от связи частей друг с другом. Анализ – органичная составляющая часть любого научного исследования, являющаяся обычно его первой стадией, когда исследователь переходит от нерасчленённого описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, его свойств и признаков. Так многие категории государства и права формируются путём раскрытия их существенных признаков, свойств, качеств. Например, в категории <<система права>> выделяются и исследуются понятия отрасли, подотрасли, института и нормы права.

Синтез – это метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. Здесь происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта. Положение, полученное в результате синтеза, включается в теорию объекта, который, обогащаясь и уточняясь, определяет пути нового научного поиска. Например, когда речь идёт о праве, то предполагается изучение в единстве правовых норм. Анализ и синтез не просто связаны между собой, но и дополняют друг друга.

Системный метод представляет собой изучение государства и права, а также отдельных государственно-правовых явлений с позиции их системности, т. е. вхождения в состав соответствующей системы. Государство и право и сами могут рассматриваться в качестве системы. В этом случае внутрисистемные связи анализируются уже в рамках самого государства и права.

Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нём. В ходе системного анализа вычленяются, обособляются элементы исследуемого явления (например, элементы политической системы общества; отрасли, институты при анализе системы права; нормы при анализе института; структурные части нормы при её структурном анализе; структурные подразделения государственного органа), устанавливается специфика их содержания, даётся функциональная характеристика. Но одного лишь обособления элементов структуры недостаточно. При системном анализе важно выявить связи между элементами системы, которые придают структурно-организованному объекту качества единства, целостности. Так при анализе механизма государства и системы права определяются иерархические связи, различного рода функциональные связи между органами государства, элементами системы права. Важное место в системном подходе отводится функциональной характеристике элементов структуры, разграничению и взаимоувязке их функций.[6]

С системным методом тесно связан функциональный, который заключается в выяснении функций государства и права и их элементов (функции государства, функции юридической ответственности, функции налогообложения, функции правосознания, правовых льгот и поощрений, правовых привилегий и иммунитетов, правовых стимулов и ограничений и т. д.). Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений по отношению к другим.

Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. В качестве примера можно назвать эксперимент по введению в отдельных регионах Российской Федерации особых экономических зон, со льготным налогообложением субъектов хозяйствования.[7]

В соответствии с методом историзма к государственно-правовой деятельности надо подходить как к изменяющейся во времени, развивающейся. В различных философских системах рассматриваемый метод трактуется по-разному. Если, например, в марксизме при объяснении причин развития общества, государства и права приоритет отдаётся экономике, то в немарксистских учениях – идеям.

Герменевтический метод, используемый в правоведении, исходит из того, что текст нормы есть документ особого мировоззрения. Поэтому он нуждается в истолковании на основе <<внутреннего опыта>> человека и его непосредственного восприятия <<жизненной целостности>>. Всякую эпоху можно понять только с точки зрения её собственной логики. Юристу, чтобы понять смысл закона, действовавшего в далёком прошлом, недостаточно знать его текст. Он должен уяснить, какое содержание вкладывалось в соответствующие понятия именно в ту эпоху.



Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МЕТОДЕ ПОЗНАНИЯ

Любая наука, учебная дисциплина имеют определённый метод. Под методом понимается совокупность принципов, правил, приёмов научной деятельности, применяемых для получения истинных знаний, объективно отражающих действительность. Методология – учение о методе, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания материального мира.

Чем совершеннее методы изучения явлений и чем больше таких методов, тем шире возможности науки.[1] Плодотворность научного поиска, степень и глубина познания реальной действительности во многом зависят от методов, используемых исследователями. Сами по себе методы – продукт творческой, интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Постоянный поиск новых исследовательских приёмов, способов, методов обеспечивает прирост научных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономе6рностях.

Теория государства и права не собрание готовых истин, канонов или догм. Это постоянно развивающаяся, живая наука, находящаяся в непрерывном поиске. Обновляя и развивая свои методы познания, она приближается к осуществлению своего основного предназначения – служить научным ориентиром государственно-правовой практике. Так Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарём, освещающим путь учёному, считая, что даже хромой, идущий с фонарём по дороге, определит того, кто бежит впотьмах без дороги.[2]

Многовековой мировой опыт государственно-правового развития вызвал к жизни многочисленные и многообразные политико-правовые теории и доктрины. Все они опираются на различные методы, подходы и получают далеко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают саму возможность познания сущности государства и права, другие считают, что государство и право возникают и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и право создаются и совершенствуются по воле людей.

Любая теория, используя свои методы познания, несёт крупицы знаний в общую копилку, позволяет глубже и полнее понять те или иные стороны, грани изучаемых феноменов. Сегодня самым приемлемым является конструктивно-критический подход к оценке и анализу прошлых и настоящих государственно-правовых учений.

Сегодня в нашей стране свобода выбора методов, способов, подходов к изучению государства и права, плюрализм учений и мнений, идеологическое многообразие.

Методы теории государства и права тесно связаны с её предметом. Последний отвечает на вопрос, что изучает теория, методы – как, какими способами она это делает. В основе метода лежит предмет теории, ибо без теории метод остается беспредметным, а наука – бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооружённая адекватными методами, может выполнить стоящие перед ней задачи и функции.

Теория и методы возникают одновременно, к ним предъявляют сходные требования: не только результаты, но и путь к ним должен быть истинным. Но теория и методы не тождественны, не могут и не должны подменять друг друга.[3]

Методологической основой юридической науки является материалистическая теория познания. Согласно указанной теории:

· вещи (объект познания) существуют объективно, независимо от познающего субъекта, они доступны человеческому познанию;

· содержание знаний объективно определяется существованием реального, независимого от сознания человека внешнего мира;

· единственный источник знания – ощущения, которые представляют собой образы объектов внешнего мира;

· мышление отличается от чувственного познания тем, что оно является не непосредственным, а опосредованным познанием как процесс абстракции, формирования понятий, законов;

· мышление объективно, поскольку оно диалектично и следует законам логики;

· мышление не только физиологично и социально, но и субъективно, поскольку осуществляется субъектом, поскольку внешний мир отражается в идеальных, субъективных формах образов, логических формах (понятиях, суждениях, умозаключениях);

· субъективный характер мышления может служить источником ошибок, заблуждений;

· мышление тесно связано с языком, язык – непосредственная действительность мысли, язык есть средство материализации процесса и результатов познания;

· метод познания зависит от особенностей познаваемых объектов, целей, которые ставятся в ходе познания, и условий познания.



Глава 2. ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ

Дата: 2019-05-28, просмотров: 179.