Результаты психологической диагностики, проведенной для определения стиля отношения к ребенку, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты изучения стиля отношения к ребенку.
Š пп | Прин. | Кооп. | Симб. | Гиперс. | Инф. |
1. | 9 | 80 | 5 | 69 | 46 |
2. | 97 | 49 | 75 | 69 | 15 |
3. | 77 | 12 | 93 | 69 | 85 |
4. | 89 | 31 | 75 | 32 | 70 |
5. | 68 | 49 | 75 | 69 | 93 |
6. | 31 | 80 | 75 | 14 | 70 |
7. | 54 | 80 | 93 | 32 | 46 |
8. | 68 | 49 | 93 | 84 | 70 |
9. | 77 | 80 | 87 | 54 | 70 |
10. | 68 | 31 | 20 | 69 | 97 |
Из полученных результатов видно, что более половины матерей (55%) принимают своего ребенка. Им нравится ребенок таким, какой он есть. Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, одобряют его интересы и планы. Небольшое количество матерей имеют низкие показатели по шкале "Принятие - отвержение", что говорит о том, что они склонны воспринимать ребенка плохим, неприспособленным и неудачливым.
82% испытуемых набрали высокие и средние баллы по шкале "Кооперация". Это свидетельствует о том, что большинство родителей проявляет заинтересованность делами и планами ребенка, стараются помочь ему, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него.
Однако у 73% испытуемых дистанция в общении с ребенком слишком мала. Эти матери ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Они постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется им маленьким и беззащитным. Это может объясняться небольшим возрастом детей (6-10 лет), а может быть связано и с повышенной личностной тревожностью самих матерей.
97% испытуемых набрали высокие и средние показатели по шкале "Инфантилизация". Это говорит о том, что практически все родители видят своего ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом, приписывают детям личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка не воспринимаются всерьез. Ребенок кажется родителям не приспособленным, открытым для дурных влияний. Возможно, именно поэтому 40% матерей предпочитают жестко контролировать своих детей.
Небольшой части данной группы испытуемых (40%) свойственен авторитарный стиль воспитания: строгая дисциплина, безоговорочное послушание. Такие родители стараются навязать ребенку свою волю, не в состоянии понять точку зрения ребенка. Они пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
Результаты изучения личностных особенностей родителей
Таблица 2. Результаты изучения личностных особенностей родителей
Š | Кеттел | |||||||||||||||
пп | A | B | C | E | F | G | H | I | L | M | N | O | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 |
1. | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 4 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 |
2. | 2 | 5 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 4 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 |
3. | 2 | 5 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 5 | 3 | 1 | 2 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2 |
4. | 3 | 6 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 5 | 3 | 1 | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 |
5. | 3 | 6 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 6 | 3 | 1 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 |
6. | 3 | 6 | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 6 | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 |
7. | 3 | 6 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 6 | 4 | 2 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 |
8. | 3 | 6 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 6 | 5 | 2 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 |
9. | 3 | 7 | 2 | 3 | 2 | 4 | 4 | 6 | 5 | 2 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 |
10. | 3 | 7 | 2 | 4 | 2 | 4 | 4 | 6 | 5 | 2 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 |
По результатам обследования личностных качеств, используя опросник Кеттелла, выборку родителей отличают показатели по следующим факторам: по фактору В - 8,2 стена; по фактору F - 3,4 стена; по фактору I - 7,8 стена; по фактору О - 7,1 стена.
Для выборки в целом характерны высокие общие мыслительные способности, широкие интеллектуальные интересы. Испытуемые хорошо образованы, могут решать абстрактные задачи, быстро обучаются (фактор В - 8,2 стена).
Средние показатели по фактору F низкие (десургенсия, озабоченность). Это говорит о том, что испытуемые являются ответственными, трезвыми людьми, с серьезным подходом к жизни. Вместе с тем это свидетельствует о пессимизме, тревожности и некоторой ригидности испытуемых.
Высокая оценка по фактору I (премсия, мягкость) характеризует испытуемых как людей мягких, утонченных с развитым воображением, эстетическим вкусом. При этом они тревожны, обеспокоены состоянием здоровья, зависимы и нуждаются в помощи и внимании.
Несколько повышенные показатели по фактору О (гипотимия, склонность к чувству вины) в сочетании с низкими показателями по фактору F могут сигнализировать о наличии депрессивных тенденций у испытуемых.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 211.