Глава 1. Детско-родительские отношения и проявление в них личностных особенностей родителей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Актуальность исследования.

За последнее десятилетие ситуация в области практической психологии существенно изменилась. В различных учреждениях возникают психологические службы. Почти в каждом школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами. Однако специалисты все чаще указывают на то, что результаты оказываются ниже ожидаемых. Чаще всего это связано с тем, что проблемы ребенка являются лишь следствием проблем взрослых членов семьи, например, супружеских отношений в семье, личностных проблем родителей и т.п. В частности формирование личности ребенка зависит от стиля отношения родителей к ребенку. А стиль родительского отношения зависит от социокультурных и семейных традиций, от клинико-психологических особенностей ребенка, от этологического фактора раннего контакта ребенка с матерью, от особенностей общения взрослых членов семьи между собой и в том числе от особенностей личности самого родителя.

Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью зависимости стиля отношения к ребенку от личностных особенностей родителя.

Исходя из вышеизложенного, определена цель исследования: изучить соотношение личностных черт родителей и стиля воспитания ребенка.

В качестве объекта исследования выступают личностные особенности родителей. Предметом исследования является связь личностных особенностей родителей со стилем воспитания ребенка. В исследовании выдвинута гипотеза о влиянии личностных особенностей родителя на выбор им стиля отношения к ребенку.

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

Осуществить теоретический анализ литературы в области психологии личности, психологии семьи.

Определить стиль отношения родителя к ребенку.

Изучить личностные особенности родителей.

Изучить связь личностных особенностей родителей и стиля отношения к ребенку.

Выделить две группы испытуемых по критерию конструктивности и деструктивности стиля отношения к ребенку.

Сопоставить личностные особенности конструктивных и деструктивных родителей.



Глава 1. Детско-родительские отношения и проявление в них личностных особенностей родителей

 

Роль семьи в развитии и воспитании ребенка

 

Глава 2. Экспериментальное изучение связи личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку

 

Цель, гипотеза и задачи исследования

 

Проведенный анализ научных работ позволил определить цель экспериментального исследования: изучить соотношение личностных особенностей родителей и стиля воспитания ребенка.

В качестве объекта исследования выступают личностные особенности родителей.

Предметом исследования является связь личностных особенностей родителей и стиля воспитания ребенка.

Гипотеза исследования: личностные особенности родителей оказывают влияние на выбор ими стиля отношения к ребенку.

 

Методика исследования

 

Испытуемые.

В исследовании приняли участие 10 человек: женщины в возрасте от 25 до 46 лет, имеющие детей 6-10 лет. Из них 3 человек имеют среднее специальное образование, 7 человека высшее.

Методы исследования.

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина. (Практическая диагностика. Методы и тесты. / Д.Я. Райгородский, 1998). Данная методика является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойностью, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Шкала самооценки состоит из 2-х частей (по 20 утверждений каждая), раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность.

Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (Рукавишников А.А., Соколова М.В., 1995). Опросник 16 PF был предложен Р. Кеттеллом в 1949 г. на основе полученной им модели личности. Опросник представляет систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности. Методика имеет две эквивалентные формы А и В, каждая из которых содержит 187 вопросов, и предназначена для тестирования лиц от 16 лет и старше, имеющих среднее образование. Для каждого вопроса предлагается три варианта ответа, из которых требуется выбрать один. В отличие от многих других данный личностный опросник предназначен в первую очередь для оценивания нормальной личности. Он позволяет подробно описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязь отдельных характеристик личности, выявить скрытые личностные проблемы, найти компенсаторные механизмы поддержания психического здоровья.

Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин. (Практическая диагностика. Методы и тесты. / Д.Я. Райгородский, 1998). Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 5 шкал.

"Принятие - отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.

"Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается помочь ребенку, сочувствует ему. Поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.

"Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Высокие баллы по этой шкале интерпретируются как стремление родителя к симбиотическим отношениям с ребенком.

"Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм.

"Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.

Ход исследования.

Опрос родителей проводился индивидуально. Каждая мама получала тестовые материалы, содержащие инструкции, опросники и бланки ответов.

 



Результаты исследования

 

Выводы

 

Гипотеза исследования подтвердилась: обнаружено влияние личностных особенностей родителей на стиль отношения к ребенку.

Выделены две группы родителей с конструктивным и деструктивным стилем отношения к ребенку.

Установлены статистически значимые различия между родителями с конструктивным и деструктивным стилем отношения к ребенку.

Для родителей с конструктивным стилем характерны: зрелость, умеренная тревожность, эмоциональная устойчивость, высокое напряжение внутреннего мира, гибкость, оптимистичность, ответственность.

Для родителей с деструктивным стилем характерны: зависимость, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, повышенная тревожность, повышенная практичность, ригидность, пессимистичность, уклонение от ответственности.



Заключение

 

Поставленная в исследовании цель: изучить соотношение личностных черт родителей и стиля воспитания ребенка - достигнута.

Выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась: личностные особенности родителей оказывают влияние на выбор ими стиля отношения к ребенку. На этот факт указывали многие исследователи психологии семьи (Адлер А., 1998; Варга А.Я., 1986; Захаров А.И., 1998; Навайтис Г.А., 1998; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999 и др.).

Исследование по выявлению соотношения личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку позволило экспериментально доказать наличие связи между этими факторами, сравнить личностные черты родителей с конструктивным и деструктивным стилем отношения к ребенку и описать психологический портрет конструктивного родителя.

В теоретической части исследования изучена роль семьи в развитии и воспитании ребенка; описаны особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи или в условиях психологической депривации; рассмотрены различные классификации стилей родительского отношения в зарубежной и отечественной психологии.

Обзор исследований в области психологии личности и психологии семьи подтверждает теоретическую закономерность влияния личностных особенностей родителей на стиль отношения к ребенку.

Экспериментальная часть исследования подтвердила наличие связи между особенностями личности родителя и стилем воспитания ребенка, который он выбирает. Была установлена корреляционная связь между самодостаточностью личности родителя и уровнем принятия ребенка, между ригидностью родителя и стилем авторитарной гиперсоциализации. Была обнаружена отрицательная корреляционная связь между стремлением родителя инфантилизировать ребенка и эмоциональной устойчивостью. Определены различия между чертами личности родителей с конструктивным и деструктивным стилем отношения к ребенку. Так родителям, выбирающим деструктивный стиль, свойственны: повышенная тревожность, внешний локус контроля, эмоциональная неустойчивость, слабость "Я", непоследовательность, ригидность, консерватизм, недостаток воображения, повышенная практичность, зависимость от мнения и оценок окружающих. Для родителей, выбирающих конструктивный стиль отношения к ребенку, характерны: умеренная тревожность, внутренний локус контроля, самодостаточность, эмоциональная устойчивость,, последовательность, настойчивость, творческость, оптимистичность, гибкость, открытость, большая, по сравнению с деструктивными родителями, социальная успешность.

Существование статистически значимых различий в личностных особенностях конструктивных и деструктивных родителей подтверждает положение о том, что связь личностных качеств родителей со стилем отношения к ребенку носит закономерный, а не случайный характер.

На основании полученных данных может быть предложен комплекс рекомендаций для супругов, готовящихся стать родителями, и для родителей, задумывающихся над вопросами воспитания детей, обращающихся за психологической помощью к специалистам. Кроме того, полученные данные можно учитывать при разработке групповых и индивидуальных программ, направленных на коррекцию детско-родительских отношений, а также при планировании обучающих, развивающих тренинговых программ для родителей, способствующих их личностному росту.

Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение динамики изменения степени влияния личностных черт родителей на стиль воспитания по мере взросления ребенка. Кроме того, расширение выборки: увеличение численности, включение отцов в число испытуемых, позволит выявить гендерные различия в этом вопросе. Представляет интерес исследование влияния других факторов на стиль отношения к ребенку. Например, влияние социокультурных и семейных традиций, особенностей общения взрослых членов семьи между собой, степени удовлетворенности браком, количества детей, наличие в качестве участников воспитания бабушек и дедушек и т.д. Это даст возможность осуществлять более дифференцированный подход при разработке рекомендаций и коррекционных программ для родителей в зависимости от возраста ребенка, пола родителя, социальной ситуации.



Список литературы

 

1. Адлер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии.30 - 60 годы ХХ века. (Тексты). - М., 1986. - с.131 - 140.

2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов - Ростов-на-Дону, 1998 - 448 с.

3. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. // Вестник Московского Университета. Психология. Сер.14. - 1987. - № 2. - с.60 - 72.

4. Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории.: Дис. Ł канд. псих. наук., - М., 2000. - 143 с.

5. Антонов Л.И., Медведков В.М. Социология семьи. - М., 1996. - 304 с.

6. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста.: Дис. Ł канд. псих. наук - М., 1990. - 169 с.

7. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. - М., 1990. - 367 с.

8. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок - какой он есть. - М., 1999. - 429 с.

9. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения (Методика "включенного конфликта").: Автореферат канд. дис. - М., 1987. - 24 с.

10. Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек.: Дис. Канд. псих. наук. - Ставрополь, 2000. - 152 с.

11. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1992. - 400 с.

12. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. - 1976. - № 6. - с.45 -53.

13. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. - Минск., 1974. - 144 с.

14. Брагина Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: Дис. Ł канд. псих. наук. - Новосибирск, 2000. - 159 с.

15. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб., 2001. - 352 с.

16. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого.: Дис… канд. псих. наук. - Пенза, 2000. - 237 с.

17. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Дис… канд. псих. наук. - М., 1986. - 206 с.

18. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997. - 134 с.

19. Выготский Л.С. История развитие высших психических функций. Собрание сочинений в 6 т. Т.3. - М., 1983. - 265 с.

20. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6 т. Т.2. - М., 1982. - 280 с.

21. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М., 1998.

22. Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. - Л., 1990. - 176 с.

23. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000. - 240 с.

24. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. - 1992. - № 1 - 2. - с.22 - 33.

25. Дугарова Э.Л. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип личности младшего школьника.: Дис. Ł канд. псих. наук. - Иркутск, 1995. - 176 с.

26. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов. // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - с.24 - 31.

27. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации семьи как фактор родительско-юношеского конфликта.: Дис… канд. псих. наук. - М., 1995. - 222 с.

28. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 1998. - 336 с.

29. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб., 2000. - 224 с.

30. Земска М. Семья и личность. - М., 1986. - 224 с.

31. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей.: Дис. канд. псих. наук. - М., 1999. - 188 с.

32. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989. - 255 с.

33. Конончук Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания. // Психологический журнал. - 1985. - № 5. - с.32 - 39.

34. Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: Дис… канд. псих. наук. - Улан-Удэ, 1998. - 166 с.

35. Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие. - Магнитогорск, 1999. - 88 с.

36. Крэйг Г. Психология развтия. - СПб., 2000. - 992 с.

37. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. - М., 1990. - 189 с.

38. Курганская Л.О. Влияние семьи на взаимодействие дошкольника со сверстниками.: Дис… канд. псих. наук. - Киев, 1989. - 151 с.

39. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М., 1990. - 272 с.

40. Лебединская О.Т. Любовь. Семья. Дети. - СПб., 2000. - 375 с.

41. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с.

42. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / А.Г. Рузская. - М., 1997. - 234 с.

43. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. - Л., 1983. - 256 с.

44. Лунин И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоролевого поведения ребенка.: Автореферат дис. Ł канд. псих. наук. - Л., 1987. - 21 с.

45. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1998. - 456 с.

46. Навайтис Г.А. Тайны семейного (не) счастья. - М., 1998. - 171 с.

47. Наранхо К. Характер и невроз. - СПб., 1998. - 336 с.

48. Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. Учебное пособие. - М., 1999. - 166 с.

49. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981. - 76 с.

50. Петровский В.А. Личность в психологии. - Ростов-на-Дону, 1996. - 512 с.

51. Петровский В.А. Трехфакторная модель значимого другого. // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - с.7 - 18.

52. Петровский В.А. Феномены субъектности в развитии личности. - Самара, 1997. - 258 с.

53. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений. // Психологический журнал. - 2000. - № 1. - с.28 - 36.

54. Полевая М.В. Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений.: Дис. канд. псих. наук. - М., 1998. - 187 с.

55. Попова Л.В. Методы изучения процессов идентификации. // Вопросы психологии. - 1988. - № 1. - с.163 -167.

56. Популярная психология для родителей. / А.С. Спиваковская. - СПб., 1997. - 304 с.

57. Попцова Е.В. Качества матери, необходимые для психического развития ребенка раннего возраста.: Дис. Ł канд. псих. наук. - Иваново, 1995. - 169 с.

58. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Д.Я. Райгородский. - Самара, 1998. - 672 с.

59. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности младших школьников, воспитывающихся вне семьи. // Вопросы психологии. - 1982. - № 2. - с.80 -86.

60. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. / Д.Я. Райгородский. - Самара, 1997. - 640 с.

61. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. - М., 1997., - 320 с.

62. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994. - 480 с.

63. Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла - 95. Руководство по использованию. - СПб., 1995. - 92 с.

64. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992. - 192 с.

65. Семья и формирование личности. / А.А. Бодалев. - М., 1981. - 285 с.

66. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье. // Вопросы психологии. - 1985. - № 4. - С.83-92.

67. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной. // Вопросы психологии., - 1996. - № 6. - с.76 - 87

68. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалии личности. / Семья и формирование личности. Ред.А. А. Бодалева. - М., 1981. - с.15 -21.

69. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989. - с. 192-201.

70. Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей. // Вопросы психологии. - 1986. - № 2. - с.31-42.

71. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватности родительских позиций. / Семья и формирование личности. - М., 1981. - с.38 - 48.

72. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М., 1988. - 200 с.

73. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - М., 2000. - 464 с.

74. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. - М., 1997. - 397 с.

75. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - с.105 - 115.

76. Усова А.В. Влияние родителей на становление социальной активности ребенка 6-7 лет.: Дис… канд. псих. наук. - М., 1996. - 181 с.

77. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М., 1987. - 304 с.

78. Файн М. Дж. Помощь родителям в воспитании детей. / В.Я. Пилиповский. - М., 1992. - 268 с.

79. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. - М., 1999. - 203 с.

80. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. - СПб., 1997. - 240 с.

81. Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т. Т.1. Психология женщины; Невротическая личность нашего времени. - М., 1997. - 496 с.

82. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб., 1997. - 608 с.

83. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. - М., 1993. - 112 с.

84. Чеснова И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка.: Автореферат канд. дис. - М., 1987. - 26 с.

85. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999. - 656 с.

86. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996. - 344 с.

Введение

 

Актуальность исследования.

За последнее десятилетие ситуация в области практической психологии существенно изменилась. В различных учреждениях возникают психологические службы. Почти в каждом школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами. Однако специалисты все чаще указывают на то, что результаты оказываются ниже ожидаемых. Чаще всего это связано с тем, что проблемы ребенка являются лишь следствием проблем взрослых членов семьи, например, супружеских отношений в семье, личностных проблем родителей и т.п. В частности формирование личности ребенка зависит от стиля отношения родителей к ребенку. А стиль родительского отношения зависит от социокультурных и семейных традиций, от клинико-психологических особенностей ребенка, от этологического фактора раннего контакта ребенка с матерью, от особенностей общения взрослых членов семьи между собой и в том числе от особенностей личности самого родителя.

Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью зависимости стиля отношения к ребенку от личностных особенностей родителя.

Исходя из вышеизложенного, определена цель исследования: изучить соотношение личностных черт родителей и стиля воспитания ребенка.

В качестве объекта исследования выступают личностные особенности родителей. Предметом исследования является связь личностных особенностей родителей со стилем воспитания ребенка. В исследовании выдвинута гипотеза о влиянии личностных особенностей родителя на выбор им стиля отношения к ребенку.

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

Осуществить теоретический анализ литературы в области психологии личности, психологии семьи.

Определить стиль отношения родителя к ребенку.

Изучить личностные особенности родителей.

Изучить связь личностных особенностей родителей и стиля отношения к ребенку.

Выделить две группы испытуемых по критерию конструктивности и деструктивности стиля отношения к ребенку.

Сопоставить личностные особенности конструктивных и деструктивных родителей.



Глава 1. Детско-родительские отношения и проявление в них личностных особенностей родителей

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 272.