Понятие и система органов социальной защиты населения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Текст лекции

Оглавление

1. Понятие и система органов социальной защиты населения. 2

2. Понятие и виды социальной защиты. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения. 2

3. Трудовая пенсия по старости. 2

4. Трудовая пенсия по инвалидности. 2

5. Пособия по социальному обеспечению. 2

6. Понятие, виды и общая характеристика компенсационных выплат и предоставления материально-бытовых льгот по системе социального обеспечения. 2

7. Медико-социальное обслуживание. 2

Тесты по курсу. 2

 

Трудовая пенсия по старости.

Трудовая пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы или иного дохода, которые они получали перед установлением им трудовой пенсии.

По условиям назначения пенсии по старости можно условно классифицировать на пенсии, назначаемые:

· на общих основаниях (ст.7 Закона от 17.12.01 г.);

· досрочные пенсии – пенсии, назначаемые ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (то есть ранее 55 лет – женщинам и 60 лет – мужчинам). Условия назначения досрочных пенсий указаны в статьях 27 и 28 Закона от 17.12.01 г. Кроме того, есть еще одна категория застрахованных лиц, которая, хотя и не перечислена в названных статьях Закона от 17.12.01 г., но также имеет право на досрочный выход на пенсию – это безработные граждане. Им пенсия назначается на основании Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.91 г.

Пенсии по старости на общих основаниях:

Условия назначения трудовой пенсии по старости указаны в статье 7 Закона от 17.12.01 г.:

1. Достижение определенного возраста:

· мужчины – 60 лет;

· женщины – 55 лет.

2. Наличие не менее 5 лет страхового стажа (ст. 10-11 Закона от 17.12.01 г.)

3. Необходимо быть застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования.

 

 

Понятие, виды и общая характеристика компенсационных выплат и предоставления материально-бытовых льгот по системе социального обеспечения.

Компенсационные выплаты по социальному обеспечению являются одним из видов социального обеспечения граждан, который заключается в денежных выплатах (разовых и периодических), имеющих четко выраженный характер возмещения в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Различают следующие виды компенсационных выплат:

1. матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с работодателем, и женщинам-военнослужащим на период отпуска по уходу за ребенком;

2. на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;

3. студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;

4. неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

5. на питание обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

6. неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;

7. супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания вместе с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей;

8. отдельным категориям инвалидов (на санаторно-курортное лечение, на бензин и техническое обслуживание транспортных средств, на транспортное обслуживание).

9. иные компенсационные выплаты по социальному обеспечению.

 

 

III . БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний

1. Как можно охарактеризовать Социальное обеспечение.

2. Понятие и виды социальной защиты.

3. Дать определение трудовой пенсии по старости.

4. Дать определение трудовой пенсии по инвалидности.

ТЕСТ ОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1. Процедурные правоотношения – это:

а) правоотношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение;

б) правоотношения по рассмотрению споров между сторонами;

в) правоотношения по поводу отдельных видов социального обеспечения.

2. К субъектам общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, относятся:

а) беженцы и вынужденные переселенцы;

б) Министерство финансов РФ;

в) Министерство труда и социального развития РФ;

г) органы ЗАГС.

3. Под общим трудовым стажем понимается:

а) суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности на соответствующих видах работ;

б) суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая при оценке пенсионных прав;

в) суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности до 01.01.2002 г. и после 01.01.2002 г., учитываемая при определении права на пенсию.

4. Какие периоды засчитываются в страховой стаж:

а) учеба в институте;

б) период получения пособия по безработице;

в) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом II группы (II степени);

г) период получения пособия по временной нетрудоспособности.

5. Какие периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности включаются в общий трудовой стаж:

а) служба в Вооруженных силах бывшего СССР (Советской армии) с 1.11.1976г. по 2.11.1978г.;

б) период проживания за границей жены, муж которой направлялся в загранкомандировку (работал в Посольстве РФ в США с 5.09.85г.по 88г.);

в) период индивидуально-трудовой деятельности с 1.01.96г. по 31.12.96г.,за который уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд;

г) период работы медсестрой в городской поликлинике с 1.02.2002г.по 15.10.2002г.?

 

6. При исчислении страхового и общего трудового стажа учитывается в календарном порядке (по фактической продолжительности):

а) работа в районах Крайнего Севера,

б) работы в годы Великой Отечественной войны,

в) работа в течение полного сезона в организациях сезонных отрас­лей промышленности.

7. На основании какого документа устанавливается стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица:

а) трудовой книжки;

б) выписки из индивидуального лицевого счета;

в) справки работодателя.

8. Какое количество свидетелей необходимо для подтверждения страхового и общего трудового стажа свидетельскими показаниями:

а) не менее 5;

б) не менее 2;

в) не менее 1;

г) не менее 3.

9. Какой период работы или иной деятельности не может подтверждать­ся для включения (зачета) в страховой стаж на основании свидетельских показаний:

а) период работы гражданина в качестве инженера на заводе;

б) период работы в качестве частного детектива;

в) период получения пособия по безработице.

10. Какой минимальный страховой стаж требуется для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях:

а) 1 день;

б) 5 лет;

в) 1 год;

г) 20 лет.

11. Какого возраста необходимо достичь женщине для приобретения права на трудовую пенсию по старости на общих основаниях:

а) 45 лет;

б) 60 лет;

в) 55 лет.

12. При полном отсутствии у инвалида страхового стажа ему назначается следующий вид пенсии:

а) трудовая пенсия по инвалидности;

б) социальная пенсия;

в) право на пенсию отсутствует.

13. Влияет ли степень инвалидности на размер трудовой пенсии по инвалидности:

а) да, влияет на размер базовой части;

б) нет, не влияет;

в) да, влияет на размер базовой и страховой части.

14. Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют следующие члены семьи умершего кормильца:

а) ребенок умершего кормильца, 10 лет;

б) жена умершего кормильца, 20 лет, обучающаяся по очной форме в институте;

в) брат умершего кормильца, 17 лет, занят уходом за 7-летним сыном умершего кормильца, не работает;

г) теща.

15. При вступлении в новый брак трудовая пенсия по случаю потери кормильца:

а) сохраняется в любом случае;

б) не сохраняется;

в) сохраняется только в том случае, если она была установлена до вступления в новый брак.

16. Перерасчет базовой части трудовой пенсии может быть произведен по следующим основаниям:

а) в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет;

б) в связи с увеличением страхового стажа;

в) в связи с изменением степени ограничения способности к трудовой деятельности;

г) в связи с увеличением страховых взносов на индивидуальном лицевом счете пенсионера.

17. Индексация размеров трудовых пенсий производится на основании:

а) решения Правительства РФ;

б) заявления пенсионера;

в) решения Пенсионного фонда РФ.

18. Трудовая пенсия назначается:

а) со дня обращения за трудовой пенсией (но не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию);

б) со дня достижения пенсионного возраста, установления степени ограничения способности к трудовой деятельности или смерти кормильца;

в) со дня увольнения с работы (но не ранее чем со дня возникновения права на трудовую пенсию).

19. Перевод с одного вида трудовой пенсии на другой производится:

а) со дня подачи заявления о переводе;

б) по истечении 6 месяцев;

в) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе;

20. Выплата трудовой пенсии прекращается:

а) в связи с поступлением на работу;

б) в случае признания пенсионера безвестно отсутствующим;

в) в связи со вступлением в новый брак;

г) в случае утраты пенсионером права на назначенную пенсию.

21. На основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, может быть удержано:

а) не более 50 % трудовой пенсии;

б) не более 70 % трудовой пенсии;

в) не более 20 % трудовой пенсии.

22. Федеральные государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной службы:

а) не менее 25 лет;

б) не менее 20 лет;

в) не менее 15 лет.

23. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет не может превышать:

а) 1,8 должностного оклада;

б) 1,6 должностного оклада;

в) 3-х должностных окладов.

24. На основании какого нормативно-правового акта получают пенсионное обеспечение военнослужащие, проходившие военную службу по контракту:

а) Федерального закона от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;

б) Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ»;

в) Закона РФ от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

25. Родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении возраста:

а) 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

б) 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины);

в) 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины).

26. Пенсия за выслугу лет может быть назначена военнослужащим, проходящим военную службу:

а) по призыву;

б) по контракту;

в) и по призыву и по контракту;

г) военнослужащим пенсия за выслугу лет не может быть назначена.

27. Какие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению могут быть назначены гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей:

а) пенсия за выслугу лет, по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца;

б) пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца;

в) пенсия по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

г) пенсия по инвалидности и социальная пенсия;

д) пенсия по старости, по инвалидности и социальная пенсия.

28. Граждане из числа малочисленных народов Севера, не имеющие права на трудовую пенсию имеют право на социальную пенсию по достижении возраста:

а) 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины);

б) 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

в) 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

29. Социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) в период выполнения ими оплачиваемой работы:

а) не выплачивается;

б) выплачивается.

30. Назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению производится:

а) на основании заявления гражданина;

б) на основании решения Пенсионного фонда РФ;

в) на основании постановления Министерства труда и социального развития РФ.

31. Пенсии федеральным государственным служащим индексируются:

а) при увеличении стажа государственной службы;

б) при увеличении их денежного содержания;

в) не индексируется.

32. Каким органом выплачивается пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и других организаций в течение 12 месяцев до признания их безработными:

а) органами занятости населения;

б) органами социальной защиты по месту жительства;

в) органами ЗАГС;

33. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, назначается, если обращение за ним последовало не позднее:

а) 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам;

б) 6 месяцев со дня регистрации в медицинском учреждении;

в) срок обращения не имеет значения.

34. Получателем единовременного пособия при рождении ребенка является:

а) мать ребенка;

б) мать ребенка, отец, бабушка или дедушка;

в) один из родителей либо лицо, их заменяющее.

35. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет может выплачиваться:

а) только матери ребенка;

б) матери или отцу;

в) матери, отцу, бабушке, дедушке, другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

36. Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается:

а) до достижения ребенком возраста 16 лет (а учащимся в общеобразовательном учреждении – 18 лет);

б) до достижения ребенком возраста 18 лет (а учащимся в общеобразовательном учреждении – 23 лет);

в) до достижения ребенком возраста 14 лет.

37. Безработными не могут быть признаны:

а) граждане, которым назначена пенсия;

б) трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка;

в) осужденные по решению суда к наказанию в виде лишения свободы;

г) граждане, не достигшие 16-летнего возраста;

д) граждане, впервые ищущие работу.

38. Получателями пособия на погребение являются:

а) только супруг умершего, отец или мать;

б) супруг умершего, его близкие и иные родственники;

в) супруг умершего, его близкие и иные родственники, законный представитель или другое лицо, взявшее на себя обязанности и расходы по погребению умершего.

 

Ответы на тесты:

с ответами по выбору:

1. а; 2. а,в,г; 3. б;
4. б,г; 5. а,в; 6. а, б;
7. б; 8. б; 9. б,в;
10. б; 11. в; 12. б;
13. в; 14. а; 15. в;
16. а,в; 17. а; 18. а;
19. в; 20. б,г; 21. в;
22. в; 23. а; 24. в;
25. а; 26. б; 27. в;
28. б; 29. а; 30. а;
31. б; 32. б; 33. а;
34. в; 35. в; 36. а;
37. а,в,г,д; 38. в. 39.

 

 

Текст лекции

Оглавление

1. Понятие и система органов социальной защиты населения. 2

2. Понятие и виды социальной защиты. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения. 2

3. Трудовая пенсия по старости. 2

4. Трудовая пенсия по инвалидности. 2

5. Пособия по социальному обеспечению. 2

6. Понятие, виды и общая характеристика компенсационных выплат и предоставления материально-бытовых льгот по системе социального обеспечения. 2

7. Медико-социальное обслуживание. 2

Тесты по курсу. 2

 

Понятие и система органов социальной защиты населения.

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Если говорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.

В связи с введением в действие с 1 января 2001г. 2 части Налогового кодекса и установлением единого социального налога изменился порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. К данным фондам относятся:

· Фонд социального страхования РФ,

· Пенсионный фонд РФ,

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационной формой социального обеспечения является прямое ассигнование из федерального бюджета (например, пенсии военнослужащим, государственным служащим, предоставление социальных услуг престарелым и т. д.).

Наряду с централизованными формами в последнее время получают распространение и формы негосударственного социального обеспечения. К их числу можно отнести:

1. Муниципальное социальное обеспечение

Так, например, Правительством Москвы осуществляется многоплановая социальная политика, направленная на улучшение жизни москвичей всех социальных слоев и категорий. В этих целях Правительством Москвы ежегодно утверждается комплексная программа мер социальной защиты москвичей. В числе этих мер можно назвать выплату компенсации (или доплаты) неработающим пенсионерам (и отдельным категориям работающих) до социальной нормы.

2.Негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Эти фонды осуществляют свою деятельность на основании Федерального Закона от 07.05.98г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". В настоящее время в России функционирует свыше 250 НПФ, имеющих лицензию.

Исключительным видом деятельности НПФ является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность НПФ заключается в аккумулировании пенсионных взносов, размещении пенсионных резервов, учете пенсионных обязательств фонда и выплате негосударственных пенсий участникам фонда.

3. Благотворительную деятельность граждан и юридических лиц.

Правовое регулирование осуществляется на основании Федерального закона от 11.08.95г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Закона г. Москвы от 05.07.95г. № 11-46 "О благотворительной деятельности" (с изменениями и дополнениями от 10.06.98г.).

4.Предоставление работникам предприятий (в т.ч. и вышедшим на пенсию) за счет прибыли различных льгот и компенсаций.

Следует различать понятия "социальное обеспечение" и "социальная защита".

В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением экономической нестабильности, усилением расслоения общества, обнищания, ростом числа безработных, беженцев, бомжей очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Решить эту проблему в рамках одной отрасли - права социального обеспечения - невозможно, поскольку здесь необходим выход на несколько отраслей права:

трудовое право - проблемы безработицы, занятости и трудоустройства населения, повышения социальных гарантий в области труда (например, установление минимального размера оплаты труда);

жилищное право - вопросы, связанные с обеспечением жильем, семейное право - вопросы государственной поддержки брака и семьи, установление прав и обязанностей родителей, детей, супругов и т.д.;

экологическое право - проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.;

Вместе с тем, основные вопросы социальной защиты населения относятся к праву социальное обеспечение. Таким образом, понятие "социальная защита" значительно шире понятия "социальное обеспечение", а социальное обеспечение является составной частью социальной защиты.

Систему органов, осуществляющих социальную защиту населения, возглавляет Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд России).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 170.