Земельный участок и его организация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Значение участка. Земельный участок детского сада, особенно в городских условиях,— это место игр, прогулок и занятий. Осенью, зимой и весной дети проводят на участке большую часть дня, а летом, если не уезжают на дачу,— весь день. Здесь во время игр обогащается чувственный опыт детей.

Работая в цветнике, на огороде, в саду, дети приучаются коллективно трудиться, приобретают некоторые трудовые навыки, у них воспитывается любовь и уважение к труду, ответственность за порученное дело. На участке детей знакомят с сезонными явлениями в природе, организуют длительные наблюдения за ростом растений и повадками животных. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями об окружающем мире.

Организация участка. Земельный участок должен быть озеленен и так организован, чтобы дети могли повседневно участвовать в выращивании растений и наблюдениях за ними. Поэтому на площадке каждой возрастной группы надо иметь цветочные, декоративные, фруктовые, ягодные и овощные растения, а также траву, на которой дети могли бы играть. В тех случаях, когда детский сад располагает достаточной земельной площадью, для детей средней и старших групп организуют цветник, огород и сад.

Традиционно для уголка содержание рыб в аквариуме. В аквариуме могут жить как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавки и др.), так и неприхотливые виды экзотических теплолюбивых рыбок (гуппи, меченосцы, скалярии и др.). Желательными обитателями уголка природы являются птицы. При правильном уходе они хорошо себя чувствуют, ноют, далее размножаются. Дети с большим интересом и любовью ухаживают за ними, кормят их, следят за чистотой в клетках.

Целесообразно для наблюдения содержать в детском саду зерноядных и всеядных зимующих птиц (чижа, щегла, снегиря, чечетку, клеста и др.). Но этих птиц можно держать в неволе только в самое трудное для них время — зимой; весной их необходимо выпустить на волю. Постоянные жители уголка природы—канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы давно уже стали домашними.

Из пресмыкающихся можно содержать только черепах — болотную или сухопутную.

Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям отбора отвечают, прежде всего, грызуны: кролик, белка, морская свинка, хомячок. Неприхотливая пища, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав животных и почти полная безопасность, разнообразие повадок делают их желанными обитателями уголков природы.

Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка или других мелких домашних животных.


4. Педагогическая Работа с дошкольниками на примере исследования живого уголка

 

С. Николаева в статье «Формирование начал экологической культуры» приводит разнообразные уроки для детей среднего дошкольного возраста. Рассмотрим один из уроков.

Воспитатель вместе с детьми вспоминает, как они играли в «зоопарк»; выясняет, кто с родителями был в, настоящем зоопарке и кого там видел; советует весной еще раз туда сходить и найти уже известных им животных.

Продолжаются подкормка зимующих птиц на участке и работа в уголке природы. Завершаются наблюдения за попугаем.

Наблюдение 9. Слышит ли попугай? Цель — сформировать представление о том, что попугай слышит хорошо (у него есть уши, но их не видно - они под перьями); громких неожиданных звуков может испугаться (не следует кричать возле клетки); некоторые слова может повторять.

Воспитатель спрашивает у детей, рассматривающих попугая, есть ли у него уши. (Нет.) Предлагает проветрить, слышит ли он. В полной тишине кто-нибудь звонит в колокольчик (или играет на металлофоне, бубне), остальные наблюдают: попугаи поворачивает голову на звук, прислушивается. Воспитатель рассказывает о том, где у попугая уши, почему их не видно; о том, что он может испугаться громких, резких звуков, а также о том что он может повторять слова, которые произносятся чаще других. Предлагает научить попугая здороваться (надо накрыть клетку, чтобы он ни на что не отвлекался, затем четко, достаточно громко, одинаково 4-5 раз повторить фразу: «Доброе утро Гоша»), Дети решают: каждое утро воспитатель будет накрывать клетку, а они - произносить приветствие (когда попугай усвоит эти слова, он сам их повторит).

В дальнейшем воспитатель и дети пытаются научить попугая говорить. Когда он начнет «здороваться», воспитатель может подкармливать его с руки любимым кормом (новая форма общения с птицей).

Занятие «Рисуем подарок к 8 Марта»

Программное содержание. Формировать стремление дарить подарки любимым людям; продолжать знакомить с творчеством Е. И. Чарушина; учить обводить контуры трафаретов, закрашивать их методом тычка.

Материал. Трафареты нескольких животных (рис. 1); книги Е. Чарушина; краски, кисточки для клея, плотная бумага (30х40 см) для рисования, простые или черные карандаши.

Примерный ход занятия

1-я часть. Воспитатель говорит о том, что скоро женский праздник и к этому дню было бы хорошо приготовить подарки для мам, бабушек, сестер; «Подарки приятно не только получать, но и самим готовить и дарить. Разве не прекрасно, когда видишь, как счастлив любимый человек, когда получает подарок! Ведь это подтверждение того, что его любят, о нем помнят».

Воспитатель предлагает подарить женщинам и девочкам портрет одного из тех животных, кого дети видели на площадке молодняка в зоопарке.

Затем воспитатель, предложив вспомнить, кто такой Е. Чарушин и какие его рассказы дети знают, рассказывает о том, что Е. Чарушин часто ходил в зоопарк, подолгу стоял стрелок возле клеток, любовался животными, наблюдал за ними, иногда садился рядом и рисовал. Все животные на его рисунках получались добрыми и красивыми. (Показывает иллюстрации Е. Чарушина в книгах.)

2-я часть. Воспитатель показывает, как надо карандашом обводить контур трафарета и закрашивать его методом тычка: «Нужно макнуть кисть в краску, потом несколько раз потыкать ею, не выходя за контур. Е. Чарушин, рисуя животных, тоже этим приемом».

Целесообразно, чтобы дети, сидя за одним столом, выполняли этот же рисунок,— это облегчит организацию занятия, и индивидуальную помощь каждому ребенку.

Вечером дети рассматривают рисунки, воспитатель дорисовывает портреты.

В конце недели воспитатель учит детей, как надо поздравлять, вручить подарок.[4]




Заключение

 

И в заключение необходимо отметить, что оптимальным вариантом формирования начал экологической культуры можно рассматривать тот случай, когда воспитательно-образовательный процесс начинается в младшем дошкольном возрасте (с двух-трех лет). Все разделы и пункты программы можно начинать реализовывать именно с этого возраста. Примером возможного распределения материала программы по возрастам являются авторские технологии, в которых представлены системы педагогических мероприятий с детьми.

Планирование органически включено в технологии: материал программы, развернутый в циклах наблюдений, занятиях, экскурсиях, акция. Технологии всех возрастных групп реализуют материал программы через разные виды практической деятельности: выращивание растений, поддержание необходимых условий для животных, зимняя подкормка птиц, ведение календарей природы, опытничество, изготовление самодельных книг о природе, участие в подготовке и проведении акций. В них представлено широкое использование сказок, игр, ИОС, вызывающих у детей положительные эмоции и чувства. Данные технологии - один из вариантов эколого-педагогической работы с детьми по программе «Юный эколог». Творческий воспитатель или коллектив ДОУ могут пойти иным путем - создать свои, совсем другие системы мероприятий, которые будут направлены на реализацию этой программы, на формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры.

Экологически воспитывать можно по-разному. Можно это делать в соответствии со средствами обучения, такими как: слово (устное слово учителя или печатное слово учебника), наглядные пособия, технические средства и т. д. В практике работы экологического воспитания возникла и другая классификация, когда методы обучения группируются по основным этапам (звеньям) традиционного классического понимания процесса обучения: методы начального этапа усвоения знаний (устное изложение, беседа, лабораторная работа, работа с книгой и пр.); методы совершенствования знаний (упражнения, повторение); методы закрепления; методы развития навыков; методы творческой деятельности и т. п. Такая классификация, так же как и предыдущая, не может быть признана удовлетворительной, так как здесь любой метод (например, упражнение) может использоваться на любом этапе усвоения учебного материала.

Иногда классифицируют методы на основе деятельности воспитателя или учащихся: методы изложения нового материала учителем и методы самостоятельной работы учащихся, их рассматривают как пассивные и активные методы. [5]



Список литературы

 

1. Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.194.

2. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими дошкольниками // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.296

3. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 1994. - №2. – С.382

4. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания дошкольников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1999. – С.403

5. Веретенникова. С. А. Ознакомление дошкольников с природой.

6. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание дошкольников: Проблемы и перспективы // Начальная школа. – 1997. - № 4. – С.159

7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / В.И.Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др./Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович.— СПб.: Изд-во «Акцидент», 1995.— 288 с.

8. Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников // Педагогика. – 1999. - №9. – С.385

9. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н, Соловьева Л.М. С любовью к природе – М.: Педагогика, 1993. – 232с.

10. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Педагогика. – 1994. - №9. – С.507.

11. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада/ Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 1988.— 159 с: ил.

12. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.

13. Николаева С. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание.- 1998.- № 2.- С. 13-20.

14. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 1999.

15. Технология экологического воспитания//Дошкольное воспитание. 1999. №8.

16. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993г. С. 46-49.


[1]Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада/ Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 1988.— 159 с: ил.

[2] Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / В.И.Ло­гинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др./Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Ми­хайловой, Л. М. Гурович.— СПб.: Изд-во «Акцидент», 1995.— 288 с.

[3] С. А. ВЕРЕТЕННИКОВА. Ознакомление дошкольников с природой. Утвержден Министерством просвещения СССР в качестве учебника для учащихся педагогических училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и М 2010 «Воспитание в дошкольных уч­реждениях»

[4] Николаева С. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание.- 1998.- № 2.- С. 13-20.

[5] Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.30


Дата: 2019-05-28, просмотров: 182.