В 4—5 лет дошкольник проявляет значительный и более глубокий интерес к окружающей его природе: животным, растениям, явлениям погоды. Возникающие в этом возрасте вопросы «зачем?», «почему?», «откуда?» порой ставят взрослых — родителей, педагогов — в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. Удовлетворить детскую любознательность,, не подавив при этом, интереса к узнаванию природы, сформировать продуктивные для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления — важные задачи работы с детьми в этот возрастной период.
Чрезвычайно важным для дошкольников пятого года жизни оказывается «открытие» (выделение как предметов познания) живых существ в природе, их внутреннего сходства при внешней непохожести. Так, оказывается, что зверь и растение похожи — они живые: дышат, растут, питаются, чувствуют отношение к ним человека. Ребенок начинает вдумчиво размышлять над проявлениями отношения людей к природе, переживает гнев, боль от жестокости человека, получает удовольствие, радуется добрым, благородным, трогательным поступкам.
Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность четырехлетних малышей позволяет активно формировать экологически ценный опыт общения с животными и растениями, стимулировать и поощрять гуманные проявления поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка. Предлагаемая программа экологического образования поможет взрослым — педагогам, родителям — начать приобщение детей к экологической культуре, формирование у них основ экологического миропонимания.
Содержание представлений о природе (объем и уровень знаний)
Первый блок знаний — представления о растениях и животных как живых организмах, их признаках и свойствах.
Конкретные признаки отдельных растений и животных, доступные сенсорному анализу их качества и свойства: цвет, величина, части и органы, их пространственное расположение, вариативность у разных объектов одного вида (например, кошка может быть серой, черной или белой, достаточно крупной или небольшой и т. п.); вкусовые качества плодов огородных и садовых растений и т. п.
Конкретные представления о признаках живых организмов у отдельных представителей растений и животных (тех, у которых эти признаки наиболее ярко представлены): ест — что, чем, как; двигается — как, при помощи чего; дышит — чем; растет ).
Конкретные представления о назначении основных органов и частей растений и животных, хорошо знакомых детям. Например, корень у растения всасывает воду из земли и служит опорой растению; стебель проводит воду, пищу к другим частям растения и держит их; листьями растения дышат, улавливают свет; из цветка появляется плод, в котором зреют семена (детки) этого растения.
Общее представление о значении целостности организмов: нарушение целостности органов растения, животного приводит к ухудшению состояния, а иногда и к гибели живого существа. Беречь нужно каждое живое существо.
Конкретные представления об основных потребностях знакомых детям растений и животных в свете, тепле, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов; способах удовлетворения этих потребностей растениями и животными уголка природы, живущими дома, на даче. Достаточно отчетливые представления о труде человека по созданию условий и ухода за живыми существами, об отношении к ним. Дифференцированные представления о состоянии (хорошем, плохом) растений и животных, за которыми ухаживают дети, о причинах такого состояния.
Второй блок знаний — связь живых организмов со средой обитания, с неживой природой.
Общее представление о существовании разных сред обитания: наземной (почва, земля), воздушной (воздух), водной (вода).
Конкретные представления об основных компонентах сред обитания, их свойствах и качествах, доступных сенсорному анализу. Например, земля состоит из чернозема, песка, глины, камней, остатков частей растений; она может быть мягкой, рыхлой, влажной, сухой и т.д.
Третий блок знаний — понятие о таких существенных признаках всех живых организмов, как рост, развитие и размножение.
Конкретные представления о том, что растения, животные — живые, они рождаются от других живых организмов: растения от растений, а животные от животных. Знания об изменениях во внешнем виде (строении и способах существования хорошо знакомых растений и животных). В процессе роста и развития, о некоторых ярких стадиях и их последовательности. Конкретные представления о необходимости беречь целостности как молодого, так и взрослого живого организма: из маленького вырастает взрослое, у которого снова будет потомство (цикличность роста, развития и размножения).
Дифференцированные представления об условиях выращивания конкретных растений в уголке природы (свете, тепле, влаге, почве), отдельные животных (кошки, собаки, морской свинки), птиц (курицы, попугая или канарейки), рыб (гуппи, золотой рыбки), способах ухода за отдельными детенышами животных, ростками растений.
Четвертый блок знаний — понятия о сообществах растений и животных в природе.
Конкретные представления о местах произрастания некоторых хорошо знакомых детям растений (лесе, луге, водоеме, парке, газоне, аквариуме), основных условиях сред обитания, о связях потребностей растений условиями (например, на лугу много света, нет высоких деревьев — растут травянистые растения, любящие свет ).
Конкретные представления о животных, обитателях леса, луга, поля, водоема, о способах удовлетворения их потребностей в условиях определенной среды (экосистемы). Например, на лугу много невысоких цветущих растений, поэтому там живут разные насекомые и мелкие зверьки, над дугами летают птицы, которые питаются насекомыми.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 166.