Опричнина и ее последствия.
В XVI веке государство вступило в новый этап своего развития, связанного закреплением успехов централизации и укреплением самодержавной власти (монархии).
После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV, при регенстве его матери Елены Глинской. В годы ее правления и после ее смерти в 1538 г. не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских. Борьба сопровождалась неоднократными попытками отстранить малолетнего князя от руководства страной, что навсегда запечатлелась в сознании будущего царя. И этот страх во многом предопределил многие его последующие действия и поступки.
В январе 1547 г. достигнув совершеннолетия, Иван IV официально венчался на царство. Как писал историк Н.М. Карамзин «Иван IV был первым из московских государей, который почувствовал в себе царя, помазанника Божия, и с той поры его царствие сделалось для него предметом набоженного поклонения. В этом же году он женился на боярыне Анастасии Романовой.
Обретя политическую самостоятельность после провозглашения его царем, Иван IV вступил на путь проведения реформ, т.к. боярское правление сопровождалось фактами грубого произвола и вызывало широкое недовольство и открытые выступления в ряде русских городов. Народные волнения показали, что страна нуждается в реформах по укреплению государственности и централизации власти.
В 1548 г. вокруг молодого Ивана сложился совет наиболее близких ему людей – «Избранная Рада», который и определял все знаковые мероприятия внутренней политики России вплоть до учреждения особого порядка управления стираной, известного под названием «опричнина» в 1565 г.
В работе Избранной рады участвовали князья: Д. Курлятев, А. Курбский, М. Воротынский, московский митрополит Макарий, духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Избранная рада сглаживала компромисс между различными слоями господствующего класса.
Сам царь не скрывал, что всецело разделяет мысли известного общественного деятеля того времени Ивана Пересветова, который считал, «что дела, составившие славу царствования до падения Сильвестра, исходили от этого духовника, и его единомышленников. После роспуска «Избранной Рады» Иван IV резко взял курс на установление неограниченной царской власти.
Общей чертой реформ 50-60-х гг. ХVI века является их антибоярская направленность. Провозглашая реформы, правительство ставило целью ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции дворянства, которое в тот период представляло основную социальную опору.
В 1549 г. был учрежден новый орган власти – Земский собор, который занимался решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов.
В состав Земского собора входили: Боярская дума, Освященный собор – представители высшего духовенства, представители дворянства и руководители посада (торгово-промышленная часть города, расположенная вне городской крепостной стены). В период междуцарствий на Земских соборах даже избирались новые цари.
Земские соборы поддерживали власть царя, носили совещательный характер, способствовали проведению в жизнь на местах политических мероприятий верховной власти и превратили нашу страну в сословно-представительную монархию.
В 1550 г. было ограничено местничество, суть которого состояла в том, что возможность занятия какого-либо руководящего поста теперь не предопределялась знатностью. Иван IV потребовал разрушить порядок местничества и сам стал назначать на руководящие посты преданных ему людей.
В 1550 г. был издан приказ о создании «избранной тысячи» из дворян, которая должна была составить основу войска и стать опорой царю. Дворяне были освобождены от суда бояр-наместников, и все судебно-административные дела были переданы в ведение государственных органов. Эта мера способствовала ослаблению власти бояр и укреплению власти царя.
В 1550 г. было создано стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием. Это войско, в основном несло службу.
Общая тенденция к централизации страны отразилась в издании Судебника (1550). Взяв за основу Судебник Ивана III, составители внесли в него изменения в уголовное право, статьи связанные с усилением центральной власти и власти феодалов над крестьянами. Судебник продолжал ужесточение системы крепостничества в России.
В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской православной церкви, который принял свое законодательство, состоящее из ста глав. Решения церковных служителей отразили перемены, связанные с централизацией государства. На Соборе была предпринята попытка секуляризации церковного имущества, ограничение монастырского землевладения. Согласно принятому Собором решению, земли, приобретенные церковью до собора, передавались в руки царя, а все новые можно было приобретать только с дозволения царя. Помимо этого, Собор постановил провести унификацию церковных обрядов, был создан единый пантеон святых, а также принять меры искоренения безнравственности духовенства (в частности, запрет ростовщичества). Собор одобрил принятие Судебника и реформы Ивана IV.
Поводом перехода к Опричнине (1565-1572) стал результат расхождения Ивана Грозного с Избранной Радой по внешнеполитическим вопросам, и следствием прямого несогласия царя с представителями бояр по вопросам внутренней политики.
Противоречия в политических взглядах усугубились кончиной жены Ивана IV –Анастасии Романовны (1560 г.). Она, как и его мать была отравлена. Это повлекло за собой казнь сторонников и близких царю людей Избранной рады.
Главную причину неудач своей политики царь видел в боярской знати. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти. Основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеская оппозиция. И царь стал решать этот вопрос чисто средневековыми средствами.
В январе 1565 г. из подмосковной царской резиденции села Коломенского через Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу. Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, направленном духовенству и Боярской думе, просил выделить ему особый удел – опричнину (от слова «опричь» – кроме). Во втором послании, обращенном к посадским людям столицы, в котором сообщал, что к горожанам у него претензий нет.
На деле это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия – право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины.
Вокруг царя образовалось новое окружение. В него входили Алексей и Федор Басмановы, Афанасий Вяземский, Василий Грязной, Малюта Скуратов. Были изменены политические порядки и поведение царя.
Страна была разделена царем на две части: опричнину и земщину. В опричнину были включены наиболее плодородные и важные в стратегическом отношении земли: города с большими посадами, а также наиболее экономически развитые районы страны. В этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско (около тысячи человек). Земщиной управлял наместник, которого избирал царь.
В конце 1569 г. начался поход на Новгород, который якобы хотел выйти из состава России и присоединиться к Литве. Пятнадцатитысячное войско под руководством Ивана Грозного громило все села по дороге к нему.
Опричный террор наносил безжалостные удары не только по боярской и княжеской знати, но и по всему населению. По мере расширения границ террора основным фактором внутриполитической жизни страны становились подозрительность и страх. В конечном итоге, «жертвою страха стал и сам Грозный». Нарастание массового террора приводило к тому, что уже и сами опричники становились объектом царского гнева.
Опричнина помогла сохранить централизацию государства, но вызвала в стране еще больше противоречий: назрел экономический кризис, наступила разруха. Катастрофу усугубили стихийные бедствия, голод, чума. В 1571 г. опричное войско не смогло защитить Россию от крымского татарского нашествия, и крымский хан Девлет-Гирей учинил погром Москвы. Казнены были Алексей Басманов, фактический руководитель опричнины, его сын Федор, князь Вяземский, руководитель земщины Иван Висковатый.
В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и запретил даже упоминать о ней. Территория страны была объединена в единое государство. Внутриполитическое положение, усугубленное тяжелыми военным поражениями и людскими потерями, подорвало ресурсы страны. Наступил невиданный упадок Московского царства. Были разорены города, заброшены пашни, голод и крайнее отчаяние местных жителей, бежавших из страны.
Эпоха Ивана Грозного, скончавшегося в марте 1584 г., оказалась одной из самых сложных и противоречивых в российской истории.
Она привела, с одной стороны, к успехам в централизации страны, но с другой к разорению страны, произволу и уничтожению людей.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 240.