Политика Бисмарка и становление системы Бисмарка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С 1871 г. вплоть до отставки (17 марта 1890 г.) фактическим правителем Германской империи был канцлер князь Отто фон Бисмарк.[25]

Канцлер понимал, что Германия при всей своей силе окружена страшными опасностями извне, что для нее проигрыш большой войны вследствие географических и экономических условий всегда опаснее, чем для любой другой державы и что поражение для нее может стать равносильным уничтожению великодержавности.

Вся его политика была направлена на сохранение добытого, а не на приобретение нового. Даже когда в 1875 г. он намеревался напасть на Францию, это объяснялось страхом Бисмарка перед несомненной будущей войной. Он намеренно старался сбросить со счетов все, что сколько-нибудь увеличивало вероятность войны Германии с какой-либо великой державой или коалицией держав. «Кошмар коалиций» — так определялось душевное состояние Бисмарка.

Бисмарк заключил союз с Австрией в 1879 г., союз с Италией в 1882 г. (создав этим Тройственный союз), чтобы иметь опору па случай войны с Россией или Францией. Но в 1887 г. он вступил в соглашение с Россией («Договор о перестраховании»), в котором Германия и Россия обязывались не выступать друг против друга в случае войны каждой из них с какой-либо третьей державой.

Он всячески поощрял завоевательную политику Франции в Африке и Азии, во-первых, чтобы отвлечь французов от мысли о реванше — об обратном завоевании Эльзаса и Лотарингии, а во-вторых, чтобы этим способствовать ухудшению отношений Франции с Англией и Италией. Наконец, он очень скупо и неохотно шел на создание германских колоний, чтобы, в свою очередь, не ввязываться в опасные ссоры с великой морской державой — Англией. Эта политика воздержания и осторожности требовала многих жертв, что раздражало правящие круги Германии. Но Бисмарк, уступая им, старался все же уступать как можно меньше.

Несомненно, Бисмарк был единственным выдающимся дипломатом Германской империи. Он являлся представителем прусского юнкерства и германской буржуазии в период борьбы за национальное объединение Германии, а затем за упрочение созданного им государства. Он жил и действовал в эпоху, когда империализм еще далеко не сложился.

Отличительной особенностью внешнеполитической деятельности Бисмарка был ее агрессивный характер. Когда Бисмарк видел перед собой противника, то первым движением канцлера было отыскать наиболее уязвимые его места, чтобы как можно сильнее ударить по ним. Нажим и удар были для Бисмарка средством не только побеждать врага, но и добывать себе друзей. Чтобы обеспечить верность союзника, Бисмарк всегда держал против него камень за пазухой. Если подходящего камня в его распоряжении не оказывалось, он старался запугать своих друзей всяческими мнимыми неприятностями, которые он якобы может им причинить.[26]

Если нажим не помогал, или при всей своей изобретательности Бисмарку не удавалось отыскать никакого средства давления или шантажа, он обращался к другому своему излюбленному приему — к подкупу, при этом чаще всего за чужой счет. Постепенно у него выработались своего рода стандарты взяток Англичан он покупал содействием в египетских финансовых делах, русских — предоставлением помощи или свободы действий в той или иной из восточных проблем, французов — поддержкой в деле захвата самых разнообразных колониальных территорий. Арсенал таких «подарков» был у Бисмарка достаточно велик

Менее охотно применял Бисмарк такой дипломатический прием, как компромисс. Это был не его стиль. Бисмарк являлся большим реалистом Он любил, когда это требовалось, толковать о монархической солидарности. Однако это не мешало ему поддерживать республиканцев во Франции, а в 1873 г. и в Испании, в противовес монархистам, поскольку тогда он считал, что республиканские правительства в этих странах, с точки зрения Германской империи, будут наиболее удобными

Бисмарк не давал простора чувствам в своей политике, но всегда старался руководствоваться исключительно расчетом. Если какое-то чувство иногда и мешало его логике, то чаще всего — гнев. Гнев и ненависть были, пожалуй, единственными эмоциями, которые порой могли отклонить канцлера с пути холодного и трезвого расчета — и то лишь на время.[27]

Еще одной чертой характера Бисмарка была исключительная активность. Первый канцлер Германской империи был энергичной, чрезвычайно деятельной натурой, которая буквально не знала покоя. К особенностям бисмарковской политики не принадлежала простота, несмотря, на то, что ее цель была обычно выражена с предельной ясностью Бисмарк почти всегда отчетливо знал, чего он хочет, и умел развивать поразительное напряжение воли для достижения своей цели. Шел он к ней иногда напролом, но чаще — сложными, порой запутанными, темными, всегда разнообразными и беспокойными путями

Что касается внутренней политики, здесь стремления Бисмарка были также консервативны, как и в политике внешней. Сначала, вплоть до 1878 г., он вел упорную борьбу против тех политических сил, в которых видел опасность для созданной им империи, против сепаратистских течений и в южных католических странах Германии, а также на западе Пруссии в Рейнланде, и в польских провинциях Пруссии — против католического духовенства, в котором он усматривал угрозу единству империи. Эта борьба по существу не была тем, чем ее называли сторонники Бисмарка и он сам — «культуркампфом», борьбой за культуру (т.е. за светскую культуру против клерикального невежества и фанатизма). Это была по существу борьба против сепаратистских течений.

В экономическом плане Бисмарк заканчивал свое долгое правление, придерживаясь принципа соблюдения внутри империи такого экономического равновесия, которое обеспечивало бы стабильность общества.[28]

И все-таки, внешняя, а не внутренняя политика приковывала беспокойный взор Бисмарка. Одной из причин, приведших непосредственно к его отставке, были разногласия между канцлером и кайзером по вопросу об отношении к России.

Генерал Вальдерзее, сменивший в 1888 г. дряхлого генерала фон Мольтке на посту начальника германского генерального штаба, продолжал настаивать на превентивной войне против России. Молодой кайзер склонялся к этой точке зрения. Бисмарк считал войну против России гибельной.

Иногда в западной историографии Бисмарка изображают чуть ли не другом России. Это неверно, он был ее врагом, поскольку усматривал в ней главное препятствие для германского превосходства в Европе. Бисмарк всегда старался вредить России, стремясь втянуть ее в конфликты с Англией, Турцией, но канцлер был достаточно умен, чтобы понимать, какая огромная сила таится в русском народе. Всячески вредя России, Бисмарк старался делать это чужими руками.

Грозным предостережением звучат строки, посвященные Бисмарком проблеме русско-германской войны. «Эта война с гигантскими размерами своего театра была бы полна опасностей, — говорил Бисмарк. — Примеры Карла XII и Наполеона доказывают, что самые способные полководцы лишь с трудом выпутываются из экспедиций в Россию». И Бисмарк полагал, что война с Россией явилась бы для Германия «большим бедствием». Если бы даже военное счастье улыбнулось Германии в борьбе с Россией, то и тогда «географические условия сделали бы бесконечно трудным доведение этого успеха до конца».

Но Бисмарк шел дальше. Он не только осознавал трудности войны с Россией, но и считал если бы даже вопреки ожиданию Германии удалось добиться полного успеха в чисто военном смысле этого слова, то и тогда она не достигла бы настоящей политической победы над Россией, ибо нельзя победить русский народ. Полемизируя со сторонниками нападения на Россию, Бисмарк в 1888 г. писал: «Об этом можно было бы спорить в том случае, если бы такая война, действительно, могла привести к тому, что Россия была бы разгромлена. Но подобный результат даже и после самых блестящих побед лежит вне всякого вероятия. Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах собственно русских... Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединятся друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути Это неразрушимое государство русской нации сильно своим климатом, своими пространствами и ограниченностью потребностей...» Эти строки отнюдь не свидетельствуют о симпатии канцлера к России. Они говорят о другом - Бисмарк был осторожен и прозорлив.

Бисмарк в большой степени был своеобразным олицетворением союза буржуазии с юнкерством. Но по мере вызревания империалистических тенденций в экономике и политике Германии его политика все больше становилась политикой «государственного капитализма».[29]

Таким образом, вся политика Бисмарка была направлена на сохранение добытого, а не на приобретение нового. Он намеревался напасть на Францию, это объяснялось страхом Бисмарка перед несомненной будущей войной. Он намеренно старался сбросить со счетов все, что сколько-нибудь увеличивало вероятность войны Германии с какой-либо великой державой или коалицией держав. Бисмарк заключил союз с Австрией в 1879 г., союз с Италией в 1882 г. (создав этим Тройственный союз), чтобы иметь опору па случай войны с Россией или Францией. Но в 1887 г. он вступил в соглашение с Россией («Договор о перестраховании»), в котором Германия и Россия обязывались не выступать друг против друга в случае войны каждой из них с какой-либо третьей державой.

Он всячески поощрял завоевательную политику Франции в Африке и Азии, во-первых, чтобы отвлечь французов от мысли о реванше — об обратном завоевании Эльзаса и Лотарингии, а во-вторых, чтобы этим способствовать ухудшению отношений Франции с Англией и Италией. Отличительной особенностью внешнеполитической деятельности Бисмарка был ее агрессивный характер. Когда Бисмарк видел перед собой противника, то первым движением канцлера было отыскать наиболее уязвимые его места, чтобы как можно сильнее ударить по ним.

Объединение Германии

 

Объединение Германии было необходимым условием ее экономического и политического развития. Оно было оправдано уже единством языка и культуры.

Объединение это могло совершиться двумя путями. Пример первого пути показали события 1848 года. Революционный путь объединения должен был привести к возникновению велико-германской республики. Но он не удался. Развитие пошло по второму пути. Сделавшись самым сильным из германских государств, Пруссия взялась за объединение по-своему, стремясь возвести здание империи на фундаменте прусской политической системы.

В 1862 году, приехав в Лондон, Бисмарк сказал британскому премьеру Дизраели: «В непродолжительном времени я буду вынужден взять на себя руководство политикой Пруссии. Моя первая задача будет заключаться в том, чтобы с помощью или без помощи ландтага реорганизовать прусскую армию. Далее я воспользуюсь первым удобным предлогом для того, чтобы объявить войну Австрии, уничтожить Германский союз, подчинить своему влиянию средние и мелкие государства и создать единую Германию под главенством Пруссии. Я приехал сюда затем, чтобы сообщить об этом министрам королевы».[30]

Этот план неукоснительно выполнялся. Разгром Австрии, как мы уже знаем, свел в могилу Германский союз. Вместо него Пруссия создала Северогерманский союз государств, принявших ее главенство. В следующем, 1867 году Союз получил уже конституционное устройство. Управление им осуществлялось «президентом» в лице прусского короля, канцлером в лице прусского первого министра и двумя палатами, из которых нижняя — рейхстаг — избиралась всеобщим избирательным правом. Некоторые другие германские государства вроде Ганновера и Нассау были попросту присоединены к Пруссии.

За пределами Союза оставались лишь большие и влиятельные южно-германские государства (Вюртемберг, Бавария и др.). На пути к их насильственному объединению в рамках единой империи стояла Франция: появление большого и сильного государства у самых ее границ было для Франции неприемлемым.

В 1870 году Пруссия получила наконец возможность спровоцировать войну с Францией (которую, впрочем, не менее желал и Наполеон III). Конфликт возник из-за замещения вакантного испанского престола, на который как Франция, так и Пруссия намеревались возвести своего человека. Франция требовала от Пруссии отказа от испанских планов. Прусский король, помнивший Иену и Тильзит и потому боявшийся войны с Францией, занял примирительную позицию. Бисмарк, шантажируя угрозой отставки, требовал «твердости». Обедая с руководящими генералами прусской армии, Бисмарк спросил их, когда лучше начать войну с Францией — сейчас или позже. Те высказались за немедленные действия.

Тогда Бисмарк, имея поручение короля сообщить Наполеону и прессе о телеграмме, составленной в умеренных выражениях, «вычеркнул», как он сам пишет, «кое-что из телеграммы... не прибавив и не изменив ни слова».

Расчет Бисмарка заключался в том, чтобы оскорбить Францию и тем самым вынудить ее к объявлению войны. «Важно, чтобы мы были теми, — сознается он в своих мемуарах, — на кого напали». Так оно и случилось. Разгромив Францию, Пруссия лишила южно-германские государства свободы выбора. Волей-неволей они должны были заявить о своем согласии войти в состав единой Германской империи. В 1871 году Германская империя получила конституцию.[31]

Согласно этой конституции, в состав империи входили 22 монархии (Пруссия, Бавария, Саксония и др.) и несколько вольных городов, в том числе Гамбург. Конституция наделяла всех их известной независимостью, но в действительности то был союз, в котором не было даже и формального равенства членов.

Главой империи объявлялся король Пруссии — самого большого из всех германских государств (60% населения, свыше половины всей территории). Ему присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил империи, он назначал всех имперских чиновников, включая канцлера — главу правительства. Император же назначал делегатов в верхнюю палату парламента и мог, если желал, осуществлять непосредственное руководство министрами.

Верхней палатой империи являлся Союзный совет — бундесрат. Нормы представительства земель в бундесрате были установлены самой конституцией. Из 58 депутатов бундесрата 17 представляли Пруссию, остальные государства империи имели в нем от одного до шести депутатов.

Конституция предоставляла бундесрату законодательную власть — наряду с рейхстагом — и значительную долю исполнительной власти. Он имел постоянный аппарат, специализированный в разных областях государственной деятельности. Решающее влияние на работу бундесрата оказывала, разумеется, Пруссия. Председателем Союзного совета (бундесрата) был, по положению, канцлер империи — прусский министр, назначаемый прусским королем.[32]

Для отрицательного решения по любому из важных вопросов политики достаточно было 14 голосов, меж тем как Пруссия (одна!) имела в бундесрате 17 голосов (а затем 22).

Господство Пруссии было столь очевидно, что мелкие государства воздерживались от делегирования своих представителей в бундесрат.

Нижняя палата парламента называлась, по традиции, рейхстагом. Он избирался сначала на три, а затем — с 1887 года — на пять лет. Законодательная инициатива рейхстага была незначительной, так же как и его реальное значение в общей системе германских властных структур. Когда, случалось, рейхстаг отклонял правительственный законопроект, правительство легко обходило это препятствие, проведя через бундесрат несколько отредактированный «указ» — с тем же содержанием, что и отклоненный рейхстагом закон.

Никакого контроля над министрами рейхстаг не имел. Неоднократные попытки рейхстага изменить ситуацию введением ответственного — перед парламентом — правительства парализовались противодействием Бисмарка и его людей в бундесрате.

Рейхстаг избирался всеобщим мужским избирательным правом при тайном голосовании.

Как это ни странно, но именно Бисмарк настоял на всеобщей подаче голосов, хотя именно он не раз говорил, что считает всеобщее избирательное право «вредным институтом». Бисмарк не скрывал и того, что питает глубокое презрение к общественному мнению, признавая за это последнее одно только мнение «образованных людей в парламенте и прессе», Бисмарк оставлял за ними право на некоторое влияние — и только.[33]

Причины, заставившие Бисмарка ввести всеобщее избирательное право, чисто политические. Он опасался, что без этого труднее будет осуществить объединение Германии. Нужно было показать другом европейским державам, что объединение Германии «одобрено народом», и потому пришлось, как он выразился, «бросить на сковородку крупнейший из тогдашних либеральных козырей — всеобщее избирательное право, чтобы отбить охоту у монархической заграницы совать пальцы в наш национальный омлет». Досрочный роспуск рейхстага мог быть произведен простым постановлением Союзного совета, и это не раз делалось.

Имперское правительство было представлено в единственном лице — канцлера Бисмарка. Кабинета министров не существовало. Министры, ведающие определенным кругом обязанностей, были не столько коллегами канцлера, сколько его подчиненными, его заместителями (по данному ведомству).

Задним числом, оправдывая свои методы, Бисмарк писал: «Действительную ответственность в делах большой политики может нести... только один единственный руководящий министр, а отнюдь не анонимная коллегия с мажоритарным голосованием» (имелся ввиду Совет министров).

Функции имперского правительства были весьма широкими. Помимо политики и армии, оно ведало банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т.д. На долю местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов.

Реакционная по своему основному строю и духу конституция 1871 года была наполнена юридическими нелепостями и несообразностями. «Президент» империи был связан контрассигнатурой канцлера, которого он назначал и смещал по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король он мог приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный закон, касающийся финансов и военного дела.

Сам император (Вильгельм 1) носился с идеей ликвидации парламента и всеобщего избирательного права. Император требовал, чтобы преподавание истории велось не от Греции к современности, а, наоборот, от современности к прошлому, ибо это, по его мнению, способствовало бы выработке верноподданнических чувств. Французская революция и социалистические движения должны были трактоваться как «преступления против бога и людей».[34]

По своему классовому содержанию конституция 1871 года была выражением неписаного, но явного союза, установившегося между феодально-юнкерским землевладением и быстро растущим прусско-германским капиталом.

Таким образом, вся политика Бисмарка была направлена на сохранение добытого, а не на приобретение нового. Он намеревался напасть на Францию, это объяснялось страхом Бисмарка перед несомненной будущей войной. Он намеренно старался сбросить со счетов все, что сколько-нибудь увеличивало вероятность войны Германии с какой-либо великой державой или коалицией держав. Бисмарк заключил союз с Австрией в 1879 г., союз с Италией в 1882 г. (создав этим Тройственный союз), чтобы иметь опору па случай войны с Россией или Францией. Но в 1887 г. он вступил в соглашение с Россией («Договор о перестраховании»), в котором Германия и Россия обязывались не выступать друг против друга в случае войны каждой из них с какой-либо третьей державой.

Он всячески поощрял завоевательную политику Франции в Африке и Азии, во-первых, чтобы отвлечь французов от мысли о реванше — об обратном завоевании Эльзаса и Лотарингии, а во-вторых, чтобы этим способствовать ухудшению отношений Франции с Англией и Италией. Отличительной особенностью внешнеполитической деятельности Бисмарка был ее агрессивный характер. Когда Бисмарк видел перед собой противника, то первым движением канцлера было отыскать наиболее уязвимые его места, чтобы как можно сильнее ударить по ним.

Объединение Германии могло совершиться двумя путями. Пример первого пути показали события 1848 года. Революционный путь объединения не удался. Развитие пошло по второму пути. Сделавшись самым сильным из германских государств, Пруссия взялась за объединение по-своему, стремясь возвести здание империи на фундаменте прусской политической системы.

 



II. Заключение

 

В результате выполненного курсового исследования можно сделать следующие выводы и заключение.

В 50-х и 60-х годах XIX-го века Германские государства переживали конституционный кризис. В Германии активизировалась борьба социалистических и коммунистических обществ, ратующих за революционное переустройство германских государств.

Бисмарк провел военную реформу. Одновременно он сформулировал свою программу объединения Германии. Свою политику Бисмарк начал крайне решительно и бесцеремонно претворять в жизнь.

Противостоять реакционной политике правительства Бисмарка пыталась недавно созданная партия Всеобщего германского рабочего союза, которую возглавлял социалист Фердинанд Лассаль. В вопросах теории и в практической деятельности Лассаль стоял на позициях реформ в обществе исключительно легальными и только парламентскими средствами. Лассаль оказался орудием политической игры Бисмарка, который рассчитывал использовать его влияние среди рабочих, чтобы с их помощью сломить сопротивление либералов. Позже оформилась еще одна партия, представлявшая интересы рабочих — социал-демократическая, которая пыталась бороться против планов объединения Германии под главенством прусской монархии. Ее возглавляли Вильгельм Либкнехт. Но, как возглавляемые Бебелем и Либкнехтом социал-демократическая рабочая партия Германии, так и лассальянский Всеобщий рабочий германский союз не могли повести за собой широкие народные массы и помешать проведению бисмарковской политики.

Бисмарк, добившись создания Северогерманского союза, в котором руководство неоспоримо принадлежало Пруссии, подготовил Германию к новой войне с Францией за окончательное завершение своего объединения.

Франко-прусская война явилась результатом имперской политики отживающей свое французской Второй империи и нового агрессивного государства — Пруссии, желающей утвердить свое господство в центре Европы.

Вся политика Бисмарка была направлена на сохранение добытого, а не на приобретение нового. Он намеревался напасть на Францию, это объяснялось страхом Бисмарка перед несомненной будущей войной. Он намеренно старался сбросить со счетов все, что сколько-нибудь увеличивало вероятность войны Германии с какой-либо великой державой или коалицией держав. Бисмарк заключил союз с Австрией в 1879 г., союз с Италией в 1882 г. (создав этим Тройственный союз), чтобы иметь опору па случай войны с Россией или Францией. Но в 1887 г. он вступил в соглашение с Россией («Договор о перестраховании»), в котором Германия и Россия обязывались не выступать друг против друга в случае войны каждой из них с какой-либо третьей державой.

Он всячески поощрял завоевательную политику Франции в Африке и Азии, во-первых, чтобы отвлечь французов от мысли о реванше — об обратном завоевании Эльзаса и Лотарингии, а во-вторых, чтобы этим способствовать ухудшению отношений Франции с Англией и Италией. Отличительной особенностью внешнеполитической деятельности Бисмарка был ее агрессивный характер. Когда Бисмарк видел перед собой противника, то первым движением канцлера было отыскать наиболее уязвимые его места, чтобы как можно сильнее ударить по ним.

Объединение Германии могло совершиться двумя путями. Пример первого пути показали события 1848 года. Революционный путь объединения не удался. Развитие пошло по второму пути. Сделавшись самым сильным из германских государств, Пруссия взялась за объединение по-своему, стремясь возвести здание империи на фундаменте прусской политической системы.

 



III. Список литературы

 

1. Бабанцев Н.М., Прокофьев В.П. Германская империя 1871-1919 гг. Красноярск, 1984. – 279 с.

2. Беляева Г.П., Ливанцев К.Е. История государства и права зарубежных стран. – Л.: Издательство ЛГУ, 1985. – 513 с.

3. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К.И. Бытыра. - М.: Проспект, 1999. – 656 с.

4. Галанза П.Н. Феодальное государство и право Германии. М., 1968. – 215 с.

5. Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986. – 197 с.

6. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов / Под ред. Жидкова О.А. М.: Норма - Инфра, 1998. – 624 с.

7. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. С.А. Чибиряева. М.: Былина. 2002. – 465 с.

8. Оболенская С. В. Отто Бисмарк // Вопросы истории. 1999. № 1. – 117 с.

9. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Т. 1 – М.: Остожье, 1998 – 477 с.

10.  Прокопьев В.П. История германской государственности Х1Х-ХХ вв. Калининград, 1985 – 323 с.

11.  Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учебник. - Ростов-на-Дону, 1994. – 534 с.

12. Черниловский З.М. История государства и права зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1996. – 365 с.


[1] Бабанцев Н.М., Прокофьев В.П. Германская империя 1871-1919 гг. Красноярск, 1984.

[2] Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К.И. Бытыра. - М.: Проспект, 1999.

[3] Беляева Г.П., Ливанцев К.Е. История государства и права зарубежных стран. – Л.: Издательство ЛГУ, 1985.  

[4] Галанза П.Н. Феодальное государство и право Германии. М., 1968

[5] Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986

[6] История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов / Под ред. Жидкова О.А. М.: Норма - Инфра, 1998

[7] Оболенская С. В. Отто Бисмарк // Вопросы истории. 1999. № 1.

[8] Прокопьев В.П. История германской государственности Х1Х-ХХ вв. Калининград, 1985

[9] Черниловский З.М. История государства и права зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1996

[10] История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. С.А. Чибиряева. М.: Былина. 2002

[11] Бабанцев Н.М., Прокофьев В.П. Германская империя 1871-1919 гг. Красноярск, 1984. С. 17.

[12] История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. С.А. Чибиряева. М.: Былина. 2002. С. 399.

[13] Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К.И. Бытыра. - М.: Проспект, 1999. С. 431.

[14] Беляева Г.П., Ливанцев К.Е. История государства и права зарубежных стран. – Л.: Издательство ЛГУ, 1985.  С. 369.

[15] Прокопьев В.П. История германской государственности Х1Х-ХХ вв. Калининград, 1985. С. 32.

[16] Прокопьев В.П. История германской государственности Х1Х-ХХ вв. Калининград, 1985. С. 34.

[17] Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986. С. 34.

[18] Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986. С. 34.

[19] История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов / Под ред. Жидкова О.А. М.: Норма - Инфра, 1998. С. 302.

[20] История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов / Под ред. Жидкова О.А. М.: Норма - Инфра, 1998. С. 302.

[21] Галанза П.Н. Феодальное государство и право Германии. М., 1968. С. 29.

[22] Галанза П.Н. Феодальное государство и право Германии. М., 1968. С. 30.

[23] Черниловский З.М. История государства и права зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1996. С. 261.

[24] Галанза П.Н. Феодальное государство и право Германии. М., 1968. С. 33.

[25] Оболенская С. В. Отто Бисмарк // Вопросы истории. 1999. № 1. С. 12-14.

[26] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Т. 1 – М.: Остожье, 1998. С. 356.

[27] Оболенская С. В. Отто Бисмарк // Вопросы истории. 1999. № 1. С. 12-14.

[28] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Т. 1 – М.: Остожье, 1998. С. 356.

[29] Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учебник. - Ростов-на-Дону, 1994. С. 236. 

[30] Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учебник. - Ростов-на-Дону, 1994. С. 237. 

[31] Черниловский З.М. История государства и права зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1996. С. 265.

[32] Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986. С. 39.

[33] Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986. С. 39.

[34] Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986. С. 40.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 227.