Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях.
Самым общим образом конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.
В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом. Ниже мы будем говорить о конфликтах в социально-психологическом плане. На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ Н.В. Гришина предлагает определять психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей [30, с.69]. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов. Факторы, объективно обуславливающие возникновение конфликтов, интерпретируются как некоторый набор объективных параметров, вызывающих объективное конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия. При этом подчеркивается также существенная зависимость конфликта от внешнего контекста, в котором данный конфликт возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста называется социально-психологическая среда, (различные социальные группы с их специфическими особенностями), понимаемая достаточно широко и не ограничиваемая лишь ближайшим окружением личности.
Определяющую роль в восприятии человеком конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или тот "личностный смысл", который это противоречие имеет для данного индивида. Этот личностный смысл определяется всем индивидуальным жизненным опытом человека, точнее - такими характеристиками его личности, как ценностный ориентации и мотивация.
Момент осознания ситуации как конфликтной связан также с превышением индивидуального порога толерантности. Этот универсальный психологический механизм возникновения конфликтов не исключает возможности последующей многовариантности в развитии конфликтной ситуации.
Уже в силу самой своей природы конфликт может являться носителем и созидательных, и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно, приносить как благо, так и вред участвующим в нем сторонам. Поэтому его функции характеризуются с учетом позитивных и негативных последствий.
Составные части конфликта:
1. противоречие,
2. осознание индивидом этого противоречия,
3. активность.
Типология конфликтов
По субъекту конфликта:
1) Внутриличностные конфликты:
Мотивационные. К. Левин выделил 3 вида конфликтов выбора: конфликт в условиях изобилия; конфликт наименьшего зла; конфликт равенства положительных и негативных целей. З. Фрейд говорит о противоречии между тремя составными частями личности: бессознательное, "Я", социальное "Я" [6, с.386];
Когнитивные - противоречия несовместимых представлений: аргументация выбора, конфликты - фантомы;
Деятельностные - противоречия, затрагивающие деятельностную сферу личности: ролевые, межролевые и внутриролевые.
2) Межличностные конфликты:
ценностные конфликты - различия между людьми с точки зрения их ценностных ориентаций;
конфликты интересов - различия интересов;
конфликты из-за нарушения групповых норм или правил взаимодействий.
3) Личностно-групповые конфликты.
4) Межгрупповые конфликты.
Конфликты с точки рения властных отношений:
1) Вертикальные: конфликты власти и конфликты безвластия.
2) Горизонтальные.
По степени публичной объективации взаимодействия:
1) Скрытые.
2) Открытые.
По последствиям:
1) Конструктивный конфликт - чаще возникает в случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения.
2) Деструктивный конфликт - ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию, чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу "на личности", чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение кол-ва включенных участников, их конфликтных действий, умножение негативных установок, выражаемых в адрес друг друга, остроты высказываний ("экспансия" конфликта). Другая черта - "эскалация" конфликта - означает наращивание напряженности, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого конфликта особенно сложно.
По включенности в сознание:
1) Стихийно возникающие.
2) Целенаправленно, сознательно возникающие.
По способу возникновения:
1) Объективно возникающие.
2) Субъективно возникающие.
Структура конфликта [22, с.152].
А) Конфликтующие стороны - две или несколько конфликтующих сторон, кроме того, могут быть и другие участники - сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы.
Б) Зона разногласий - предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласия.
В) Представления о ситуации - сложившиеся в зоне разногласий представления участников конфликта, очевидно, не совпадают, что создает почву для их столкновения.
Г) Мотивы - стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию установок, потребностей и т.д. Мотивация определяет формирование цели, которой хочет достигнуть индивид. Мотивы и цели сторон расходятся.
Д) Действия - конфликтующие стороны начинают вести себя так, что их действия сталкиваются и мешают другой стороне достичь своей цели.
Процесс развития конфликта
Предконфликтная ситуация - положение дел накануне конфликта.
Инцидент - первая стычка конфликтантов.
Эскалация - конфликт "шагает по ступенькам", реализуясь в серии отдельных актов - действий и противодействий конфликтующих сторон.
Кульминация - верхняя точка эскалации, обычно выражается в каком-то "взрывном" эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы [27, с.189].
Завершение конфликта - сравнение цены конфликта и цены выхода из конфликта позволяет решить вопрос: стоит ли продолжать конфликт. Завершение конфликта может достигаться потому, что конфликтанты устают враждовать и приспосабливаются к сосуществованию. Чаще конфликт завершается посредством специальных усилий, направленных на его разрешение.
Постконфликтная ситуация - последствия конфликтов: позитивные, негативные.
Таким образом, конфликт - столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов и т.п. оппонентов, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.
О содержании преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста пойдет речь в следующем параграфе.
Содержание преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.
Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие [9, с.220].
Начиная с 4-летнего возраста сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером, чем взрослый. Если перед дошкольником стоит выбор - с кем играть или гулять: с приятелем или с мамой, - большинство детей сделают этот выбор в пользу сверстника.
Дошкольный период детства сенситивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.
Ж. Пиаже приписывает маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие чего он еще не может строить совместную деятельность со сверстниками (поэтому Пиаже считает, что общество детей возникает только в подростковом возрасте). В отличие от него А.П. Усова, а вслед за ней и многие отечественные психологи и педагоги считают, что первое детское общество образуется в детском саду [18, с.67].
Но в дошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки воспитания в детском саду могут создаваться условия, когда влияние среды становится "патогенным" для развития личности, поскольку ущемляет ее.
Вот почему ранняя диагностика и коррекция симптомов конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка среди сверстников приобретают столь огромное значение. Незнание их делает малоэффективными все попытки изучения и построения полноценных детских отношений, а также препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка [27, с.118].
Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе.
В свою очередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: как малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие - очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей.
Изменения в поведении ребенка - вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина, как правило, упускается воспитателем, и педагогическая коррекция оказывается уже неэффективной.
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию психологического конфликта.
Причинами может являться недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов со сверстниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, когда, например, желание командовать побуждает ребенка оставить игру с любимым товарищем и вступить в игру с менее приятным, но податливым сверстником; отсутствие навыков общения. В результате таких взаимодействий могут возникнуть два вида противоречий: рассогласование между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре и рассогласование в мотивах игры ребенка и сверстников.
Для детей игра является наиболее значимым видом деятельности и здесь чаще всего возникают конфликты между ними. При этом необходимо отметить, что если при внутриличностном конфликте происходит борьба различных побуждений в одном человеке, то в ситуации межличностного конфликта, которым в данном случае и является детский игровой конфликт, имеет место столкновение интересов разных людей. Собственный генезис конфликта на начальных стадиях онтогенеза идет, скорее всего, от конфликта межличностного к внутриличностному, т.е. происходит его соответствующая интериоризация из внешнего плана во внутренний, и только с развитием личности ребенка, усложнением ее внутреннего содержания могут возникать и конфликты внутри самой личности, например между различными мотивами поведения [16, с.337].
Д.Б. Эльконин высказал мнение о том, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста - из-за ролей, а в более старшем возрасте-из-за правил игры [33, с.482]. Как показали полученные нами данные, до 75% конфликтов у младших детей возникает из-за игрушек, в среднем дошкольном возрасте наибольшее число конфликтов составляют конфликты по поводу распределения ролей, а конфликты по поводу правильности игровых действий возрастают к концу дошкольного возраста.
Разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между детьми, устранения различных недоразумений, недомолвок, несогласованности. Проблема понимания детьми друг друга довольно сложна, и поэтому мы остановимся на ней подробно.
Человек существует в двух измерениях: своем внутреннем "Я" и во взаимодействиях с другими людьми. Эти сферы человеческого бытия психологически принципиально различны. Все, что происходит в сфере личного "Я", есть непосредственная, близкая и очевидная реальность для человека: он чувствует, думает, переживает, желает, стремится и т.п. [42, с.189].
"Я" другого человека в известной степени закрыто и выступает "загадкой", которую необходимо отгадать. Чувства, мысли, переживания, желания и стремления другого не представлены непосредственно, в каких-то видимых "формах", о них можно только догадываться по поведению, словесным и символическим средствам выражения [1, с.286].
Выйти за границы своего "Я" и приблизиться к внутреннему "Я" другого не так-то просто. Существуют различные способы, помогающие понять другого человека.
Метод интроспекции заключается в том, что ребенок ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. После того, как такая психологическая имитация внутреннего мира другого произведена, делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов анализа строится взаимодействие со сверстником.
Метод эмпатии основан на технике вчувствования во внутренние переживания другого человека.
Метод логического анализа подходит для тех, у кого преобладает элемент рационализации психической жизни, кто опирается на свое мышление.
Верным способом решения многих конфликтов есть заинтересованность общей идеей и общение, когда причина или предмет конфликта становятся незначительны, воспитатель может продемонстрировать детям, преимущества их позитивного выбора, например, в сторону примирения или справедливости в рамках детского восприятия.
В процессе игровой и учебной деятельности дети оказываются в проблемных ситуациях, нередко приводящих к конфликтам. Участие в конфликтах выступает как неизбежный момент взросления, через преодоление внутренних и внешних конфликтов происходит формирование личности ребенка. Умение разрешать конфликты является одним из проявлений социальной адаптации и способствует продуктивности в межличностном взаимодействии. Возникает необходимость проведения специального исследования конфликтных проявлений, отражающих опыт детей [11, с.114].
Традиционно конфликтные проявления рассматриваются в плане отклонений от социальных норм, приводящим к депрессии, фрустрации, пассивным вариантам ухода от активной социальной роли. Ребенок в таком случае не принимает участия в разрешении ситуаций и демонстрирует нежелание решать проблемы, порождающие их. Практически любой возникший конфликт можно решать эффективными психолого-педагогическими методами, но никогда не следует откладывать решение во времени.
Для преодоления конфликтов у дошкольников необходим анализ педагогом-воспитателем индивидуальных навыков, умений и индивидуального развития каждого ребенка на общем фоне группы. Например, очень часто отсутствие определенных навыков у ребенка, воспринимается воспитателями как непослушание, что может привести к предвзятому отношению.
В зависимости от сложившейся конфликтной ситуации среди детей (например, если несколько детишек не поделили игрушку), следует предоставить возможность детям проявить решение конфликта в игровой форме или с использованием детского фольклора. Например, часто можно услышать дразнилку из детских уст, как способ относительно “мирного решения ” сложившейся ситуации, вместо ее обострения [9, с.331].
Следует уделять время и прилагать усилия для формирования открытого доброжелательно настроенного характера, чему способствуют совместные игры, чтение книг детям, совместная деятельность детей и взрослых.
Детям в игровой форме следует моделировать возможные конфликтные ситуации и предлагать верные, с точки зрения морали и общечеловеческих ценностей, способы их решения.
Следует применять золотое правило морали интерпретируемо для восприятия детьми, подчеркивая моральную пользу от его применения.
Необходимо полноценное общение воспитателей и детей, что не только способствует объективному решению конфликтов, но и предотвращает многочисленные конфликтные ситуации в будущем.
В конфликтной ситуации с ребенком следует использовать такой подход, который в большей степени соответствовал бы конкретным обстоятельствам и при котором вы могли бы чувствовать себя наиболее комфортно. Наилучшими советчиками в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить ребенка до стресса. Можно, например, добиться компромисса, приспособиться к нуждам ребенка; настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте; уклониться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен для вас; использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон. Поэтому лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения.
Содержание преодоления конфликтов состоит в конструктивном разрешении конфликта, которое зависит от следующих факторов [2, с.86]:
адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных;
открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации;
создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
Преодоление конфликтов у дошкольников состоит из нескольких этапов.
На первом этапе проблема описывается в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в действиях детей. Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между детьми, то проблему можно выразить как “общение". На данном этапе важно определить саму природу конфликта.
На втором этапе выявляются главные участники конфликта. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт дети имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Например, если составляется карта конфликта между двумя
Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями детей в данном вопросе. Поступки детей и их установки определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо установить.
Таким образом, преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста - это система мер, направленная на их предотвращение, а также поиск путей выхода из конфликта. Преодоление конфликтов между дошкольниками заключается в создании таких объективных условий, когда каждый ребенок будет поставлен перед необходимостью развивать в себе качества хорошего товарища. Хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Организуемая деятельность должна быть значимой для коллектива и соответствовать возможностям включенных в нее детей.
В следующем параграфе мы рассмотрим педагогические условия преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 218.