Глава 1. Теоретические основы преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, “жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим”. Поэтому каждому человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью.

Сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избежать.

Проблема конфликтов занимает весомое место в отношениях детей с окружающими, несмотря на множество трудов по детской психологии, педагогическому мастерству, и иной литературы, призванной помочь разобраться в возникающих трудностях. Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Вопрос о необходимости изучения этих отношений неоднократно поднимался различными исследователями, среди них: Коломинский Я.Л., Рояк А.А., Репина Т.А., Мухина В.С., Аркин Е.К., Усова А.П., Аржанова А.И., Кульчицкая Е.И.

В последнее время активно развиваются исследования проблем возникновения, течения и разрешения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста. Во многих работах указывается, что личностные особенности, определяющие поведение ребенка в конфликтной ситуации, во многом зависят от его детского опыта. В связи с этим детские конфликты нередко становились объектом психологического изучения. Имеющиеся работы посвящены, в основном, изучению непосредственно наблюдаемых поведенческих проявлений. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно изучено субъективное восприятие конфликтной ситуации ребенком. Поэтому исследование детских представлений о причинах конфликта, вариантах поведения в нем и возможных путях его разрешения является весьма актуальным.

Рассмотрение феномена детских отношений, на фоне которых развёртывается конфликт, позволяет перейти к его описанию, анализу, а затем и поиску наиболее целесообразных путей разрешения. В нашей работе центральное место уделяется конфликту у детей старшего дошкольного возраста и такому условию его разрешения как сказкотерапия.

Анализ аспектов детской культурной традиции показывает, что сказкотерапия имеет разнообразные функции и удовлетворяет основные социально-психологические потребности детей, осваивающих правила межличностного общения.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью преодоления конфликтов у дошкольников и малым количеством разработок по использованию сказкотерапии в преодолении конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в изучении сказкотерапии как условии преодолении конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: "Сказкотерапия как условие преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста".

Объект исследования: преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: сказкотерапия как условие преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность сказкотерапии как условия преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно, если в процессе применения использовать сказкотерапию.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть содержание проблемы преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить педагогические условия преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

4. Экспериментальным путем проверить эффективность сказкотерапии как условия преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические исследования формирования конфликтов у дошкольников в трудах А.Н. Леонтьева, А.М. Фонарева, С.Л. Новоселовой, Н.М. Аксариной, концептуальные положения преодоления конфликтов у детей дошкольного возраста В.В. Гербовой, Л.Н. Павловой, Я.Л. Коломинского и других.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;

Эмпирические методы, включающие тестирование, психологический эксперимент, методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики и качественный анализ результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования: МДОУ ЦРР д/с №19 города Ишима. В эксперименте участвовали воспитанники старшей группы в количестве 20 человек.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап - постановочный (01.09.09 - 01.10 09) - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап - собственно-исследовательский (02.10 09 - 02.11 09) - разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап - интерпретационно-оформительский (03.11 09 - 03.12.09) - проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.

Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что преодоление конфликтов у дошкольников впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверена эффективность сказкотерапии как условия преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 62 наименования, приложения (3). Работа включает таблицы (5), иллюстрирована рисункам (4). Общий объем работы 46 страниц компьютерного текста.



Содержание преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

 

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие [9, с.220].

Начиная с 4-летнего возраста сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером, чем взрослый. Если перед дошкольником стоит выбор - с кем играть или гулять: с приятелем или с мамой, - большинство детей сделают этот выбор в пользу сверстника.

Дошкольный период детства сенситивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

Ж. Пиаже приписывает маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие чего он еще не может строить совместную деятельность со сверстниками (поэтому Пиаже считает, что общество детей возникает только в подростковом возрасте). В отличие от него А.П. Усова, а вслед за ней и многие отечественные психологи и педагоги считают, что первое детское общество образуется в детском саду [18, с.67].

Но в дошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки воспитания в детском саду могут создаваться условия, когда влияние среды становится "патогенным" для развития личности, поскольку ущемляет ее.

Вот почему ранняя диагностика и коррекция симптомов конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка среди сверстников приобретают столь огромное значение. Незнание их делает малоэффективными все попытки изучения и построения полноценных детских отношений, а также препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка [27, с.118].

Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе.

В свою очередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: как малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие - очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей.

Изменения в поведении ребенка - вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина, как правило, упускается воспитателем, и педагогическая коррекция оказывается уже неэффективной.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию психологического конфликта.

Причинами может являться недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов со сверстниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, когда, например, желание командовать побуждает ребенка оставить игру с любимым товарищем и вступить в игру с менее приятным, но податливым сверстником; отсутствие навыков общения. В результате таких взаимодействий могут возникнуть два вида противоречий: рассогласование между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре и рассогласование в мотивах игры ребенка и сверстников.

Для детей игра является наиболее значимым видом деятельности и здесь чаще всего возникают конфликты между ними. При этом необходимо отметить, что если при внутриличностном конфликте происходит борьба различных побуждений в одном человеке, то в ситуации межличностного конфликта, которым в данном случае и является детский игровой конфликт, имеет место столкновение интересов разных людей. Собственный генезис конфликта на начальных стадиях онтогенеза идет, скорее всего, от конфликта межличностного к внутриличностному, т.е. происходит его соответствующая интериоризация из внешнего плана во внутренний, и только с развитием личности ребенка, усложнением ее внутреннего содержания могут возникать и конфликты внутри самой личности, например между различными мотивами поведения [16, с.337].

Д.Б. Эльконин высказал мнение о том, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста - из-за ролей, а в более старшем возрасте-из-за правил игры [33, с.482]. Как показали полученные нами данные, до 75% конфликтов у младших детей возникает из-за игрушек, в среднем дошкольном возрасте наибольшее число конфликтов составляют конфликты по поводу распределения ролей, а конфликты по поводу правильности игровых действий возрастают к концу дошкольного возраста.

Разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между детьми, устранения различных недоразумений, недомолвок, несогласованности. Проблема понимания детьми друг друга довольно сложна, и поэтому мы остановимся на ней подробно.

Человек существует в двух измерениях: своем внутреннем "Я" и во взаимодействиях с другими людьми. Эти сферы человеческого бытия психологически принципиально различны. Все, что происходит в сфере личного "Я", есть непосредственная, близкая и очевидная реальность для человека: он чувствует, думает, переживает, желает, стремится и т.п. [42, с.189].

"Я" другого человека в известной степени закрыто и выступает "загадкой", которую необходимо отгадать. Чувства, мысли, переживания, желания и стремления другого не представлены непосредственно, в каких-то видимых "формах", о них можно только догадываться по поведению, словесным и символическим средствам выражения [1, с.286].

Выйти за границы своего "Я" и приблизиться к внутреннему "Я" другого не так-то просто. Существуют различные способы, помогающие понять другого человека.

Метод интроспекции заключается в том, что ребенок ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. После того, как такая психологическая имитация внутреннего мира другого произведена, делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов анализа строится взаимодействие со сверстником.

Метод эмпатии основан на технике вчувствования во внутренние переживания другого человека.

Метод логического анализа подходит для тех, у кого преобладает элемент рационализации психической жизни, кто опирается на свое мышление.

Верным способом решения многих конфликтов есть заинтересованность общей идеей и общение, когда причина или предмет конфликта становятся незначительны, воспитатель может продемонстрировать детям, преимущества их позитивного выбора, например, в сторону примирения или справедливости в рамках детского восприятия.

В процессе игровой и учебной деятельности дети оказываются в проблемных ситуациях, нередко приводящих к конфликтам. Участие в конфликтах выступает как неизбежный момент взросления, через преодоление внутренних и внешних конфликтов происходит формирование личности ребенка. Умение разрешать конфликты является одним из проявлений социальной адаптации и способствует продуктивности в межличностном взаимодействии. Возникает необходимость проведения специального исследования конфликтных проявлений, отражающих опыт детей [11, с.114].

Традиционно конфликтные проявления рассматриваются в плане отклонений от социальных норм, приводящим к депрессии, фрустрации, пассивным вариантам ухода от активной социальной роли. Ребенок в таком случае не принимает участия в разрешении ситуаций и демонстрирует нежелание решать проблемы, порождающие их. Практически любой возникший конфликт можно решать эффективными психолого-педагогическими методами, но никогда не следует откладывать решение во времени.

Для преодоления конфликтов у дошкольников необходим анализ педагогом-воспитателем индивидуальных навыков, умений и индивидуального развития каждого ребенка на общем фоне группы. Например, очень часто отсутствие определенных навыков у ребенка, воспринимается воспитателями как непослушание, что может привести к предвзятому отношению.

В зависимости от сложившейся конфликтной ситуации среди детей (например, если несколько детишек не поделили игрушку), следует предоставить возможность детям проявить решение конфликта в игровой форме или с использованием детского фольклора. Например, часто можно услышать дразнилку из детских уст, как способ относительно “мирного решения ” сложившейся ситуации, вместо ее обострения [9, с.331].

Следует уделять время и прилагать усилия для формирования открытого доброжелательно настроенного характера, чему способствуют совместные игры, чтение книг детям, совместная деятельность детей и взрослых.

Детям в игровой форме следует моделировать возможные конфликтные ситуации и предлагать верные, с точки зрения морали и общечеловеческих ценностей, способы их решения.

Следует применять золотое правило морали интерпретируемо для восприятия детьми, подчеркивая моральную пользу от его применения.

Необходимо полноценное общение воспитателей и детей, что не только способствует объективному решению конфликтов, но и предотвращает многочисленные конфликтные ситуации в будущем.

В конфликтной ситуации с ребенком следует использовать такой подход, который в большей степени соответствовал бы конкретным обстоятельствам и при котором вы могли бы чувствовать себя наиболее комфортно. Наилучшими советчиками в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить ребенка до стресса. Можно, например, добиться компромисса, приспособиться к нуждам ребенка; настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте; уклониться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен для вас; использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон. Поэтому лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения.

Содержание преодоления конфликтов состоит в конструктивном разрешении конфликта, которое зависит от следующих факторов [2, с.86]:

адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных;

открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации;

создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Преодоление конфликтов у дошкольников состоит из нескольких этапов.

На первом этапе проблема описывается в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в действиях детей. Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между детьми, то проблему можно выразить как “общение". На данном этапе важно определить саму природу конфликта.

На втором этапе выявляются главные участники конфликта. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт дети имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Например, если составляется карта конфликта между двумя

Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями детей в данном вопросе. Поступки детей и их установки определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо установить.

Таким образом, преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста - это система мер, направленная на их предотвращение, а также поиск путей выхода из конфликта. Преодоление конфликтов между дошкольниками заключается в создании таких объективных условий, когда каждый ребенок будет поставлен перед необходимостью развивать в себе качества хорошего товарища. Хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Организуемая деятельность должна быть значимой для коллектива и соответствовать возможностям включенных в нее детей.

В следующем параграфе мы рассмотрим педагогические условия преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

 

Заключение

 

К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками; у дошкольника преобладает непроизвольный характер поведения. Это позволяет эмпирически и экспериментально проследить связь нарушений общения ребенка со сверстниками и с проблемами развития его личности.

Для этого мы предлагаем использовать сказкотерапию, учитывая ее значение для дошкольника, и подтверждаем формирующую и корригирующую роль сказкотерапии для личности ребенка, при возникновении конфликтов в общении со сверстниками.

Уже простое наблюдение в любой группе детского сада позволяет обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Одни сразу чувствуют себя хозяевами; другие очень скоро оказываются в подчинении у первых; третьи остаются вообще вне игры, сверстники не принимают их (причем к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают); четвертые, хотя и держатся уверенно, при отсутствии каких-либо ссор и обид сами уходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве. Таков далеко не полный перечень различных коллизий в отношениях между детьми, свидетельствующих о том, что одна и та же среда неодинакова для разных детей, ибо у каждого из них уже имеется опыт эмоциональных отношений с близкими взрослыми, не всегда, к сожалению, положительно окрашенный, а также свой опыт деятельности с взрослыми и сверстниками.

Изучение динамики психологического конфликта показало, что независимо от особенностей такого конфликта ребенок не в состоянии разрешить его самостоятельно, не может полноценно развиваться ни как субъект деятельности, ни как личность. Такие дети требуют к себе особого, индивидуального подхода, нуждаются в помощи взрослого (психолога или педагога) по налаживанию полноценных отношений со сверстниками.

В результате исследования нами было рассмотрено понятие "конфликт" в психолого-педагогической литературе, определили содержание преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста, выявили педагогические условия преодоления конфликтов у дошкольников.

На констатирующем этапе мы определили уровень конфликтности дошкольников и установили, что большинство детей старшего дошкольного возраста склонны к ссорам, конфликтам с товарищами. Для диагностики нарушений отношений со сверстниками в дошкольной группе наряду с игровыми методами были использованы различные диагностические методики, которые позволяют сделать выводы о существовании межличностных конфликтов у ребенка. Для устранения такого негативного явления в группе, как конфликтность, нами был проведен формирующий этап эксперимента. Мы использовали сказкотерапию как эффективное условие для преодоления конфликтов.

При разработке приемов коррекции учитывалась необходимость:

1) изучать социальную ситуацию развития ребенка: конкретные отношения со сверстниками группы, удовлетворенность ими;

2) оказывать психологическую помощь ребенку не только в налаживании внешнего (делового) плана его отношений с другими детьми, но и в регулировании внутреннего (межличностных отношений).

В процессе сказкотерапии использовались специально разработанные приемы и методы занятий, содержание которых соответствует коррекционным задачам по устранению конфликтов со сверстниками.

Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что у детей экспериментальной группы произошли значительные изменения в уровне конфликтности. Большинство детей научились правильно относиться к ситуации, находить выход из конфликтных ситуаций, не вступая в ссоры.

Анализ результатов психолого-педагогической коррекции дает основание считать, что сказкотерапия, направленная на устранение нарушений отношений со сверстниками у дошкольника, способствует устранению аффективных препятствий в межличностных отношениях детей, а также достижению более адекватной адаптации и социализации дошкольников. Эти методы позволяют выявить основные параметры межличностных отношений и главные мотивы, обусловливающие значение сверстника для ребенка дошкольного возраста. Приведенные в данном исследовании методы могут быть использованы для диагностики уровня конфликтности дошкольников со сверстниками в детском саду, а также для устранения самих конфликтов. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая своих героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребенок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности.

Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, задачи, поставленные в начале работы, решены в полном объеме.



Библиография

 

1. Андреев, В.И. Конфликтология [Текст] / В.И. Андреев. - М.: Народное образование, 1995.

2. Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст] / А.Я. Анцупов. - СПб.: Питер, 2007.

3. Анцупов, А.Я. Системная концепция конфликтов [Текст] / А.Я. Анцупов // Мир психологии. - 2005. - №2.

4. Бабосов, Е.М. Конфликтология [Текст] / Е.М. Бабосов. - Минск: Тетрасистемс, 2002.

5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /. - СПб.: Питер, 2008.

6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.

7. Бородкин, Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! [Текст] /Ф.М. Бородкин. - Новосибирск: Наука, 1989.

8. Вересов, Н.Н. Формула противостояния или как устранить конфликт в коллективе [Текст] / Н.Н. Вересов. - М.: Флинта, 2000.

9. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология [Текст] /Н.Ф. Вишнякова. - Мн.: Университетское, 2002.

10. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред.А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1999.

11. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет сада / Сост.А.К. Воспитание детей в старшей группе детского сада Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; Сост.Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1984.

12. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] /Л.С. Выготский. - СПб.: Изд. "Союз", 1997.

13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - Спб.: Издательство "Союз", 2006.

14. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] /Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2005.

15. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта [Текст] / Р. Дарендорф // Социс. - 1994. - №5.

16. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной.М., 1987.

17. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной; Науч. - исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1987.

18. Донцов, А.И., Полозова, Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии [Текст] /А.И. Донцов, Т.А. Полозова // Психол. жури. 1980. - Т.1. - № 6. - С.119-133.

19. Донченко, Е.А., Титаренко, Т.М. Личность: конфликт, гармония [Текст] /Е.А. Доченко. - Киев, 1987.

20. Егорова, М.С. и др. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире [Текст] / М.С. Егорова. - СПб.: Алтейя, 2001.

21. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С.М. Емельянов. - СПб.: Питер, 2004.

22. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта [Текст] / А.Г. Здравомыслов. - М.: Аспект Пресс, 2004.

23. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1975.

24. Кибанов, А.Я. Конфликтология [Текст] / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2006.

25. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

26. Коломинский, Я.Л., Жизневский, Б.П. Становление социально-психологической структуры совместной деятельности в онтогенезе [Текст] / Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский // Совместная деятельность: Методология, теория, практика. - М.: Просвещение, 1988.

27. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений [Текст] / Я.Л. Коломинский. - Мн.: Нар. Асвета, 1984.

28. Конфликтология / Под ред.В.П. Ракитова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

29. Конфликты в современной России / Под ред. Е.И. Степанова. - М.: Эдиториал, 2004.

30. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М., 1986.

31. Крайг, Грейс. Психология развития [Текст] /Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2002.

32. Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение [Текст] / Н.И. Леонов. - СПб.: Питер, 2005.

33. Линчевский, Э.Э. Контакты и конфликты [Текст] / Э.Э. Линчевский. - М.: Экономика, 2000.

34. Лисина, М.И. Общение личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО "МОДЭК", 2001.

35. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986.

36. Лисина, М.И. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 1989.

37. Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2002. С.142-146.

38. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. - М.: Рос. Полит. Энцикл., 2005.

39. Мухина, В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр "Академия", 1997.

40. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Институт практической психологии, 1998

41. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие [Текст] / А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2006.

42. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Изд. "Роспедагенство", 1996.

43. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2007.

44. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1995.

45. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988.

46. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых [Текст] /М.В. Осорина - СПб.: Речь, 2004.

47. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования / Под ред. Т.А. Репиной. - М.: Педагогика, 1978.

48. Панфилова, М.Ф. Игротерапия общения [Текст] / М.Ф. Панфилова. - Москва: ТОО "ИнтелТех", 1995.

49. Петровская, Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта [Текст] /Л.А. Петровская // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М. Просвещение, 1977. - С.126-143.

50. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001.

51. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1965.

52. Психология человека от рождения до смерти / Под ред.А. А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

53. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 2005.

54. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской; Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989.

55. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии [Текст] /Е.С. Романова. - СПб.: Речь, 2001.

56. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка [Текст] /А.А. Рояк. - М.: Просвещение, 1988.

57. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] /Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Питер, 2001.

58. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] /Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

59. Уткин, Э.А. Конфликтология [Текст] /Э.А. Уткин. - М.: Экмос, 2003.

60. Фрадкина, Ф.И. Психология игры в раннем детстве: Автореф. канд. дис. [Текст] / Ф.И. Фрадкина. - М.: Просвещение, 1947.

61. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996.

62. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие / Ред. - сост. Бурменская Г.В. / Изд. 2-е, расш. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.

63. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978.

Введение

 

Каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, “жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим”. Поэтому каждому человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью.

Сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избежать.

Проблема конфликтов занимает весомое место в отношениях детей с окружающими, несмотря на множество трудов по детской психологии, педагогическому мастерству, и иной литературы, призванной помочь разобраться в возникающих трудностях. Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Вопрос о необходимости изучения этих отношений неоднократно поднимался различными исследователями, среди них: Коломинский Я.Л., Рояк А.А., Репина Т.А., Мухина В.С., Аркин Е.К., Усова А.П., Аржанова А.И., Кульчицкая Е.И.

В последнее время активно развиваются исследования проблем возникновения, течения и разрешения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста. Во многих работах указывается, что личностные особенности, определяющие поведение ребенка в конфликтной ситуации, во многом зависят от его детского опыта. В связи с этим детские конфликты нередко становились объектом психологического изучения. Имеющиеся работы посвящены, в основном, изучению непосредственно наблюдаемых поведенческих проявлений. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно изучено субъективное восприятие конфликтной ситуации ребенком. Поэтому исследование детских представлений о причинах конфликта, вариантах поведения в нем и возможных путях его разрешения является весьма актуальным.

Рассмотрение феномена детских отношений, на фоне которых развёртывается конфликт, позволяет перейти к его описанию, анализу, а затем и поиску наиболее целесообразных путей разрешения. В нашей работе центральное место уделяется конфликту у детей старшего дошкольного возраста и такому условию его разрешения как сказкотерапия.

Анализ аспектов детской культурной традиции показывает, что сказкотерапия имеет разнообразные функции и удовлетворяет основные социально-психологические потребности детей, осваивающих правила межличностного общения.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью преодоления конфликтов у дошкольников и малым количеством разработок по использованию сказкотерапии в преодолении конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в изучении сказкотерапии как условии преодолении конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: "Сказкотерапия как условие преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста".

Объект исследования: преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: сказкотерапия как условие преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность сказкотерапии как условия преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно, если в процессе применения использовать сказкотерапию.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть содержание проблемы преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить педагогические условия преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

4. Экспериментальным путем проверить эффективность сказкотерапии как условия преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические исследования формирования конфликтов у дошкольников в трудах А.Н. Леонтьева, А.М. Фонарева, С.Л. Новоселовой, Н.М. Аксариной, концептуальные положения преодоления конфликтов у детей дошкольного возраста В.В. Гербовой, Л.Н. Павловой, Я.Л. Коломинского и других.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;

Эмпирические методы, включающие тестирование, психологический эксперимент, методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики и качественный анализ результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования: МДОУ ЦРР д/с №19 города Ишима. В эксперименте участвовали воспитанники старшей группы в количестве 20 человек.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап - постановочный (01.09.09 - 01.10 09) - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап - собственно-исследовательский (02.10 09 - 02.11 09) - разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап - интерпретационно-оформительский (03.11 09 - 03.12.09) - проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.

Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что преодоление конфликтов у дошкольников впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверена эффективность сказкотерапии как условия преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 62 наименования, приложения (3). Работа включает таблицы (5), иллюстрирована рисункам (4). Общий объем работы 46 страниц компьютерного текста.



Глава 1. Теоретические основы преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 410.