1. Балл Г.А., Бургин М.С. Анализ психологических воздействий и его психологическое значение // Вопросы психологии. № 4, 1994.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. М: 1994. 106с.
3. Бойко В.Г. Элементы внушения в лекционной пропаганде // Проблемы психологического воздействия: межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1979. 144с.
4. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. М.: ЭКСМО, 2003. 384с.
5. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2007. 368с.
6. Зимбардо Ф., Ляйпе М.Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000.448с.
7. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулирование поведения и взаимопонимание в межличностных отношениях // Вопросы психологии. № 6, 2002.
8. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. Дубна: Феникс, 1998. 224с.
9. Кружкова О.В., Шахматова О.Н.Социальная психология в схемах, таблицах и кроссвордах. Екб.: изд-во Рос. гос. проф. -пед. ун-та, 2004.130с.
10. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Социально-психологическое взаимодействие: учеб. пособ. для вузов. Екб.: изд-во РГППУ, 2003.168с.: ил.
11. Крысько В.Г. Социальная психология. СПб.: Питер, 2005. 567с.
12. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Влияние ролевой установки на экономическое поведение российского потребителя // Вопросы психологии. № 3, 1995.
13. Ловелле Р.П. психологическое воздействие как метод улучшения здоровья // Вопросы психологии. № 6, 1990.
14. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. 512с.
15. Мединцев В.А. Диалогическое психологическое взаимодействие // Вопросы психологии. № 5, 2005.
16. Науменко Т.В. Психологическое методы воздействия на массовые аудитории // Вопросы психологии. № 6, 2003.
17. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: изд-во Института психотерапии, 2003. 344с.
18. Психологический словарь / ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика – Пресс, 1999. 440с.
19. Психологический словарь / авт.-сост. Копорулина В.Н. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.640с.
20. Сидоренко Е.В.Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: РЕЧЬ, 2002. 256 с.
21. Социальная психология: Хрестоматия: учебное пособие для вузов / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект-Пресс, 2000.475 с.
22. Тадж Дж. Влияние взаимодействия и коммуникаций между сверстниками на их когнитивное развитие // Вопросы психологии. № 1, 1991.
23. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2000.272 с.
24. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособ. ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС. 1995. 544с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Инструкция к опроснику
Перед вами набор утверждений. Каждое утверждение представляет собой распространенное мнение и поэтому не может быть верным или неверным. Вероятно, вы согласитесь с одними утверждениями и не согласитесь с другими. Внимательно прочтите все высказывания. Затем отметьте степень Вашего согласия или несогласия с каждым мнением по семизначной шкале:
Ø 7 – полностью согласен
Ø 6 – согласен
Ø 5 – более согласен, чем не согласен
Ø 4 – затрудняюсь с ответом
Ø 3 – более не согласен, чем согласен
Ø 2 – не согласен
Ø 1 – совершенно не согласен
Текст опросника
1. Отрывать другим истинную причину своих действий нужно только в том случае, если это полезно для тебя.
2. Лучший способ получить от людей то, что тебе надо, - говорить им то, что они хотят услышать.
3. Человек должен делать что-либо, только если он уверен, что это морально оправданно, т.е. правильно с нравственной точки зрения.
4. Большинство людей, в сущности, хорошие и добрые.
5. В общем-то все люди порочны, и когда-нибудь это проявляется.
6. Честность – лучшая политика в любых ситуациях.
7. Нельзя оправдывать человека, который для достижения личных целей лжет другому.
8. В общем-то люди не хотят работать в полную силу без принуждения со стороны.
9. Лучше занимать скромное положение и быть честным, чем быть влиятельным и нечестным.
10. Когда просишь кого-либо сделать что-то для тебя, лучше сказать о настоящей причине, по которой тебе это необходимо, чем придумывать более веские аргументы.
11. Большинство из тех, кто достиг высокого положения в обществе, являются порядочными и нравственно безупречными в нравственном отношении людьми.
12. Человек, полностью доверяющий кому-то другому, напрашивается на неприятности.
13. Большинство преступников отличается от остальных людей в основном тем, что недостаточно умны; поэтому они и попадаются.
14. Большинство людей – смелые.
15. Льстить нужным людям – значит проявлять мудрость.
16. Можно быть человеком, хорошим во всех отношениях.
17. Большинство людей на Земле состоит из простаков, которых нетрудно обвести вокруг пальца.
18. Для того, кто хочет сделать карьеру, главное – не хорошо работать, а уметь обходить формальности и ради достижения цели не бояться идти на мелкие правонарушения.
19. Неизлечимо больные люди с их согласия могут быть умерщвлены.
20. Большинство людей легче забывают о смерти собственных родителей, чем о потере собственности.
Бланк ответов
№ | Ответ | Балл | № | Ответ | Балл | № | Ответ | Балл | № | Ответ | Балл |
1 | 6 | 11 | 16 | ||||||||
2 | 7 | 12 | 17 | ||||||||
3 | 8 | 13 | 18 | ||||||||
4 | 9 | 14 | 19 | ||||||||
5 | 10 | 15 | 20 | ||||||||
Σм |
Ключ
Шкала | «Прямые» утверждения (№ 1,2,5,8,12,13,15,18,19,20) | Балл | «Обратные» утверждения (№ 3,4,6,7,9,10,11,14,16,17) | Балл |
7 6 5 4 3 2 1 | Полностью согласен Согласен Более согласен, чем не согласен Затрудняюсь ответить Более не согласен, чем согласен Не согласен Совершенно не согласен | 7 6 5 4 3 2 1 | Полностью согласен Согласен Более согласен, чем не согласен Затрудняюсь ответить Более не согласен, чем согласен Не согласен Совершенно не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Психологическое влияние и противостояние ему (Сидоренко Е.В.)
Вид влияния | Конструктивные виды контрвлияния | Неконструктивные виды контрвлияния |
1. Убеждение | Контраргументация | Игнорирование Принуждение Деструктивная критика Манипуляция |
2.Самопродвижене | Конструктивная критика Отказ | Деструктивная критика Игнорирование |
3. Внушение | Конструктивная критика Энергетическая мобилизация Уклонение | Деструктивная критика Манипуляция Принуждение Игнорирование |
4. Заражение | Конструктивная критика Энергетическая мобилизация Уклонение | Деструктивная критика Манипуляция Принуждение Игнорирование |
5. Склонение к подражанию | Творчество Конструктивная критика Уклонение | Деструктивная критика Игнорирование |
6. Формирование благосклонности | Конструктивная критика Уклонение Энергетическая мобилизация | Деструктивная критика Игнорирование |
7. Просьба | Отказ Уклонение | Деструктивная критика Игнорирование |
8. Принуждение | Конфронтация | Деструктивная критика Манипуляция Ответное принуждение Игнорирование |
9. Деструктивная критика | Психологическая самооборона Уклонение | Ответная деструктивная критика Манипуляция Принуждение Игнорирование |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сводная таблица эмпирических данных
№ | пол | возраст | баллы |
1 | ж | 15 | 89 |
2 | ж | 15 | 73 |
3 | ж | 15 | 72 |
4 | ж | 16 | 89 |
5 | м | 16 | 79 |
6 | ж | 15 | 78 |
7 | м | 15 | 76 |
8 | м | 16 | 83 |
9 | м | 15 | 74 |
10 | ж | 15 | 79 |
11 | ж | 16 | 86 |
12 | ж | 15 | 85 |
13 | м | 15 | 79 |
14 | м | 15 | 81 |
15 | ж | 16 | 88 |
16 | ж | 16 | 74 |
17 | ж | 15 | 78 |
18 | м | 15 | 74 |
19 | м | 16 | 70 |
20 | ж | 16 | 72 |
21 | м | 15 | 77 |
22 | ж | 16 | 74 |
23 | ж | 15 | 78 |
24 | ж | 15 | 73 |
25 | м | 15 | 79 |
26 | м | 16 | 77 |
27 | ж | 15 | 68 |
28 | ж | 15 | 74 |
29 | ж | 16 | 78 |
30 | м | 15 | 78 |
31 | м | 15 | 60 |
32 | ж | 16 | 88 |
33 | ж | 15 | 82 |
34 | ж | 16 | 84 |
35 | м | 16 | 85 |
36 | ж | 15 | 96 |
37 | м | 15 | 80 |
38 | ж | 15 | 77 |
39 | м | 15 | 78 |
40 | м | 16 | 74 |
41 | м | 16 | 88 |
42 | ж | 15 | 72 |
43 | ж | 15 | 69 |
44 | ж | 15 | 65 |
45 | м | 15 | 87 |
46 | м | 15 | 87 |
47 | м | 16 | 76 |
48 | ж | 15 | 73 |
49 | ж | 15 | 83 |
50 | ж | 15 | 67 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Результаты статистического анализа данных
возраст |
| баллы |
|
|
|
|
|
Среднее | 15,34694 | Среднее | 77,89796 |
Стандартная ошибка | 0,068704 | Стандартная ошибка | 0,996697 |
Медиана | 15 | Медиана | 78 |
Мода | 15 | Мода | 78 |
Стандартное отклонение | 0,480929 | Стандартное отклонение | 6,976881 |
Дисперсия выборки | 0,231293 | Дисперсия выборки | 48,67687 |
Эксцесс | -1,62782 | Эксцесс | 0,300268 |
Асимметричность | 0,66361 | Асимметричность | 0,068835 |
Интервал | 1 | Интервал | 36 |
Минимум | 15 | Минимум | 60 |
Максимум | 16 | Максимум | 96 |
Сумма | 752 | Сумма | 3817 |
Счет | 49 | Счет | 49 |
Дата: 2019-05-28, просмотров: 226.