Сводная таблица эмпирических данных:
№ | пол | возраст | баллы |
1 | ж | 15 | 89 |
2 | ж | 15 | 73 |
3 | ж | 15 | 72 |
4 | ж | 16 | 89 |
5 | м | 16 | 79 |
6 | ж | 15 | 78 |
7 | м | 15 | 76 |
8 | м | 16 | 83 |
9 | м | 15 | 74 |
10 | ж | 15 | 79 |
11 | ж | 16 | 86 |
12 | ж | 15 | 85 |
13 | м | 15 | 79 |
14 | м | 15 | 81 |
15 | ж | 16 | 88 |
16 | ж | 16 | 74 |
17 | ж | 15 | 78 |
18 | м | 15 | 74 |
19 | м | 16 | 70 |
20 | ж | 16 | 72 |
21 | м | 15 | 77 |
22 | ж | 16 | 74 |
23 | ж | 15 | 78 |
24 | ж | 15 | 73 |
25 | м | 15 | 79 |
26 | м | 16 | 77 |
27 | ж | 15 | 68 |
28 | ж | 15 | 74 |
29 | ж | 16 | 78 |
30 | м | 15 | 78 |
31 | м | 15 | 60 |
32 | ж | 16 | 88 |
33 | ж | 15 | 82 |
34 | ж | 16 | 84 |
35 | м | 16 | 85 |
36 | ж | 15 | 96 |
37 | м | 15 | 80 |
38 | ж | 15 | 77 |
39 | м | 15 | 78 |
40 | м | 16 | 74 |
41 | м | 16 | 88 |
42 | ж | 15 | 72 |
43 | ж | 15 | 69 |
44 | ж | 15 | 65 |
45 | м | 15 | 87 |
46 | м | 15 | 87 |
47 | м | 16 | 76 |
48 | ж | 15 | 73 |
49 | ж | 15 | 83 |
50 | ж | 15 | 67 |
Общее количество обследуемых – 50 человек, из которых 20 мальчиков и 30 девочек в возрасте от 15 до 16 лет, средний возраст – 15,35 лет. Возрастной разброс составил 1 год.
По результатам статистического анализа среднее значение по данной выборке – 77,89 балла; наиболее повторяющийся балл (мода) – 74 и 78 баллов. Максимальное значение – 96 баллов, минимальное – 60 баллов (см.прил. 4).
2.3 Психодиагностическое заключение об уровне выраженности личностного макиавеллизма у подростков
Все респонденты попали в категорию со средним уровнем выраженности личностного макиавеллизма.
Макиавеллизм как черта личности способствует успешной манипуляции. Манипуляция, подобно многим другим событиям в окружающем нас мире, не проявляется сама по себе. Всегда существуют некие силы и условия, способствующие ей или прямо вызывающие ее к жизни. А также всегда находятся люди, благодаря активности которых эти силы и условия действуют.
Итак, у пятидесяти подростков, согласно данным, средний уровень выраженности личностного макиавеллизма, т.е. это значит, что они достаточно эмоциональны и не всегда умеют держать свои эмоции, мысли, чувства под контролем, возможно, часто демонстрируя их окружающим. Следовательно, цели свои они раскрывают окружающим.
Они ориентируются на собственные желания и при этом готовы помогать остальным, может, даже в ущерб себе. Если они и сопротивляются социальному влиянию, то неявно, вяло, не надеясь на успех. Для них очень важно быть подготовленными к определенной ситуации, чтобы правила, способы действий были четко определены.
Подростки, возможно, еще не совсем понимают, что при общении с людьми ими можно и даже нужно манипулировать для достижения собственных целей, и не имеют навыков манипулирования, которые включают в себя способность убеждать других, понимать их намерения и причины поступков. У конкретного подростка макиавеллистские убеждения и навыки могут не совпадать и реализовываться в поведении отдельно друг от друга.
Возможно, дети переняли от родителей систему убеждений, которая косвенно влияет на их поведение, или непосредственно копируют у родителей успешные способы манипулирования людьми, но не перенимают у них макиавеллистские убеждения.
Для данной выборки характерно частое вмешательство эмоций в рациональную оценку ситуации, подростки зависимы от эмоций и от давления со стороны. Однако при необходимости они в состоянии убедить партнеров по взаимодействию, направить свои действия и действия других людей в русло, нужное им для достижения собственной цели.
Подростки еще весьма доверчивы, восприимчивы к новому, необычному, а также к влиянию на них со стороны. Именно поэтому в подростничестве необходимо не только овладеть навыками манипулирования, но и научиться адекватно реагировать на влияние со стороны и конструктивно выстраивать свое поведение, противодействующее влиянию.
Итак, у подростков десятых классов МОУ «СОШ №18» средний уровень выраженности личностного макиавеллизма, хотя подразумевается, что в сензитивный подростковый период он должен быть максимально выражен. Следовательно, необходимо формировать высокий уровень желания влиять на окружающих и противодействовать влиянию, для чего мной был разработан тренинг на формирование навыков влияния.
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Дата: 2019-05-28, просмотров: 218.