Важным шагом на пути "интеллектуализации" предприятия становится сокращение числа иерархических уровней (особенно, в средней части иерархической структуры), которое компенсируется структурной сложностью и неоднородностью реинтегрируемых организационных единиц, большим богатством внутрисистемных и межсистемных координационных (горизонтальных) связей. Такое обеспечение прогрессирующей обратимости функционально-динамических структур предприятия, связанное с увеличением удельного веса обратимых процессов и числа горизонтальных, относительно симметричных связей, приводит к установлению более высокого уровня сотрудничества и координации разнородных подразделений внутри предприятия и развитию более эффективной кооперации различных предприятий и организаций. Другой столь же важный шаг - это взаимная адаптация и коэволюция неоднородных сетевых организационных структур, дающие синергетический эффект взаимодействия. Эти две тенденции лежат в основе построения разновидностей распределенных организаций - оризонтального предприятия и расширенного предприятия. Следующий шаг состоит в еще большей интенсификации взаимодействий партнеров с помощью новейших коммуникационных технологий, что способствует дальнейшему повышению уровня сотрудничества и доверия предприятия по отношению к своим заказчикам, поставщикам и подрядчикам, когда каноническая организационная структура предприятия предельно "размывается", его границы становятся прозрачными, и в результате отбора и объединения лучших ресурсов с различных предприятий для выполнения инновационного совместного проекта образуется виртуальное предприятие.
Кроме того, понятие интеллектуального предприятия включает в себя экстремальные принципы ресурсосберегающего или минималистского производства, сочетающего метод "тотального управления качеством", стратегию "как раз во время" и методологию совмещенной разработки. Тотальное управление качеством - это впервые внедренный на фирме "Тойота" инновационный метод управления, направленный на более полное удовлетворение заказчика и основанный на участии всех работников предприятия бизнес-процессе. Реализация этого метода предполагает непрерывную и переподготовку персонала, реорганизацию предприятия и перепроектирование производственных процессов.
Этот метод тесно связан и обычно реализуется совместно со стратегией "как раз вовремя", направленной на организацию производства с минимальными запасами, практически без складирования конечной и промежуточной продукции.
Дальнейшим шагом на пути к интеллектуальным предприятиям является "обучающееся" предприятие. Обучающееся предприятие не только уделяет особое внимание проблемам управления персоналом, чтобы обеспечить углубление знаний и накопление опыта своих сотрудников (инновации четвертого типа), но и в целом строится как система коллективного самообучения, которая постоянно обучается и преобразует себя рада достижения своих целей. По мнению президента фирмы "Моторола" К. Гэлвина, в экономической борьбе ХХ1-го века главными факторами успеха будут: а) быстрая адаптация к потребностям клиента (время реакции на индивидуальные заказы); б) предвидение перемен; в) творческие возможности фирмы. Поэтому повышение уровня интеллектуальности предприятия связывается с формированием рефлексивного поведения, развитием способности понимать клиентов, моделировать "потребное будущее" и обучаться быстрее конкурентов.
Повышение общей (в том числе и технологической) культуры предприятия предполагает построение прогностических стратегий деятельности и увеличение их удельного веса по отношению к чисто реактивным стратегиям, формируемым в ответ на текущие изменения социально-экономической среды. При этом базовым процессом в обучении предприятия является "эталонное тестирование" или "сопоставление с образцом" - сравнительная оценка продуктов, услуг, методов и средств данного предприятия по отношению к наиболее сильным конкурентам или мировым лидерам в данной области. Это непрерывное сопоставление выступает как одно из неотъемлемых средств тотального управления качеством и перестройки предприятий.
Таким образом, важными чертами обучающегося предприятия являются:
1) способность организационной структуры к автономному целенаправленному функционированию в быстро меняющейся среде, благодаря автоматизированному накоплению, развитию, обобщению и использованию своего и чужого опыта;
2) обеспечение "информационной прозрачности" и формирование у сотрудников общих ценностей, разделенных потребностей и взглядов на будущее предприятия;
3) стимулирование познавательной мотивации и создание климата, благоприятствующего самообучению и развитию творческого потенциала сотрудников;
4) поддержка процессов группового обучения как важной предпосылки будущего сотрудничества.
Дальнейшее развитие вышеперчисленных тенденций приводит к становлению "организмического" подхода к предприятиям. Под организмом понимается такая организация, которая обладает собственными целями и средствами (возможностями) их достижения. Не всякая организация является организмом. Чтобы быть организмом, элементы организации (или организмы низшего уровня) должны проявлять не только известную общность целей, но и обладать способностью создавать общую петлю обратной связи, обеспечивающую гомеостазис системы.
Текущие изменения экономического климата, когда конкуренция между производителями становится очень жесткой и агрессивной, могут привести к гибели "промышленных динозавров". На повестку дня ставятся проблемы моделирования выживания, эволюции и адаптации предприятий. В целом, это означает переход от механицизма к психологической и биологической метафорам в организационных моделях, когда предприятие понимается как развивающаяся интеллектуальная организация, рассматриваемая сквозь призму эволюционной теории, а также функциональную трактовку жизненных явлений, в соответствии с которой предприятие уподобляется целостному организму, стремящемуся выжить в некоторой популяции.
Эволюционное моделирование предприятий основано на аналогии с биологической эволюцией, связанной с идеями выживания, скрещивания и мутации. Оно направлено на применение принципов и механизмов эволюции при анализе и проектировании предприятия как сложной системы.
В соответствии с основными постулатами эволюционной теории: целесообразностидцаптацни и самоорганизации, общими рекомендациями по обеспечению стратегических процессов развития предприятий, обеспечивающими их выживание и долгосрочную устойчивость, являются:
постоянная реорганизация изнутри, направленная на оптимизацию организационной структуры предприятия;
построение деятельности предприятия вокруг проектирования и перепроектирования ключевых деловых процессов;
создание и развитие специальных аналитических служб, занимающихся прогнозированием изменений условий рынка и имитационным моделированием соответствующих модификаций функций и структуры предприятия.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 210.