Учет и аудит расчетов с подотчетными лицами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В процессе работы предприятия могут возникнуть хозяйственные расхо-ды, которые не могут быть оплачены с расчетного счета или из кассы. К этим расходам относятся закупка в торговле необходимых канцелярских товаров или других материальных ценностей, оплата услуг или товаров, реализуемых част-ными лицами или сторонними организациями, командировочные расходы и т.д.

При возникновении необходимости в таких операциях сотруднику предп-риятия выдаются наличные деньги под отчет с последующим отчетом о произ-веденных расходах. Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами". По отношению к балансу – это активно-пас-сивный счет, сальдо которого отражает сумму задолженности подотчетных лиц предприятию или сумму невозмещенного перерасхода. По дебету записывают-ся суммы, выданные под отчет, и возмещение перерасхода. По кредиту суммы списанной задолженности подотчетных лиц согласно утвержденных авансовых отчетов и суммы, сданные в кассу, неиспользованные подотчетными лицами.

В учете составляются следующие проводки по счету 71 "Расчеты с подот-четными лицами":

1. Выдано под отчет на хозяйственные нужды, командировочные расходы: Дт 71 "Расчеты с подотчетными лицами" Кт 50 "Касса".

2. Подотчетные суммы использованы на производственные нужды: Дт 25, 26 "Общепроизводственные, общехозяйственные расходы" Кт 71 "Расчеты с под-отчетными лицами"

3. Подотчетные суммы израсходованы на приобретение материалов, товаров:Дт 10, 41 "Материалы", "Товары" Кт 71 "Расчеты с подотчетными лицами". Дт 19 "Налог на добавленную стоимость" Кт 71 " Расчеты с подотчетными лицами".

4. Взнос неиспользованных подотчетных сумм в кассу: Дт 50 "Касса" Кт 71 "Ра-счеты с подотчетными лицами".

5. Удержан из заработной платы долг по подотчетным суммам: Дт70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" Кт 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

Аудит операций по расчетам с подотчетными лицами чаще всего проводится сплошным способом. Проверка обоснованности выдачи авансов под отчет заключа-ется в установлении соблюдения тре­бований Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации в части выдачи авансов под отчет на хозяйственно-операци-онные нужды. При этом аудитор устанавливает, соответствуют ли при­казу руково-дителя круг лиц, получающих под отчет авансы, а также размеры и сроки предоста-вляемых авансов.

При проверке расходных кас­совых ордеров, подтверждающих выдачу денег под отчет, обращается внимание на полноту заполнения всех реквизитов и, в частно-сти, на отражение осно­ваний для выдачи авансов. Выдача денег под отчет должна производиться при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ра-нее выданно­му авансу.

Проверка своевременности представления аван­совых отчетов осуществляется путем сопоставления фактических сроков представления авансовых отче­тов со сро-ками, предусмотренными в командиро­вочном удостоверении или в приказе руково-дителя. Согласно Порядку ведения кассовых операций (п. 11) лица, получившие на-личные деньги под от­чет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по ис­течении сро-ка, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъяви-ть в бух­галтерию отчет об израсходованных суммах и про­извести окончательный расчет по ним. Если аудитор установил несоблюдение этого порядка, то необходи-мо далее проверить выполне­ние требований плана счетов об отражении подотчет-ных сумм, невозвращенных в установленные сроки, на счете 94 "Недостачи и поте-ри от порчи ценностей" (Дт 94, Кт 71) и последующее списание этих сумм. Провер-ка документальной обоснованности ис­пользования подотчетных сумм осуществляет-ся путем установления наличия и правильности офор­мления документов, подтвер-ждающих расходова­ние подотчетных сумм, и их последующего отражения.

При проверке авансовых отчетов обращается внимание на соблюдение уста-новленного предель­ного размера расчетов наличными денежными сред­ствами, осу-ществляемых от имени организации, т.е. юридического лица. Суммы по первичным доку­ментам (накладная, счет-фактура, квитанция к при­ходному кассовому ордеру, акт выполненных работ и т.п.) сравниваются с лимитом, установленным ЦБ РФ. При этом следует проверить, не производились ли выплаты в адрес одного поста-вщика в один день по данному счету, накладной, договору. Такие выплаты сумми-руются и сравниваются с лимитом.

В ходе аудиторской проверке в МУП «Водоканал» установлено, что на пред-приятии соблюдаются сроки предоставления авансовых отчетов, не выявлено слу-чаев предоставления авансовых сумм под отчет лицам не отчитавшимся по ранее выданным авансам.  

Прослеживая корреспонденцию счетов, указан­ную в авансовых отчетах, ауди-тор обращает внима­ние на характер произведенных затрат:

• расходы, связанные с производственной деяте­льностью (Дт 20-26, 44, Кт 71), следует отражать на счетах учета затрат;

• расходы социального и непроизводственного назначения (Дт 84, Кт 71) списыва-ют­ся за счет собственных средств предприятия;

• расходы капитального характера (Дт 08, Кт 71) и расходы, связанные с приоб-рете­нием МПЗ, включаются в покупную стоимость (Дт 10, 15, 16, Кт 71).

Аудит расчетов с подотчетными лицами по командировкам предполагает приз-нание факта слу­жебной командировки и проверку обоснованно­сти и правильности Расходов, связанных с команди­ровкой.

Проверяя авансовые отчеты по командировкам, аудитор устанавливает нали-чие командировочного удостоверения с указанием цели командировки с соответст-вующими отметками о выбытии и прибы­тии; первичных документов, подтверждаю-щих рас­ходы. Авансовые отчеты должны быть утверждены руководителем предпри-ятия.

Проверка осуществляется путем сопоставления данных авансового отчета с данными приложенных к отчету первичных документов и расчета суточных. Аудитор подтверждает правильность определения срока командировки (по данным отметок о прибы­тии и убытии в командировочном удостоверении), размера суточных в преде-лах установленных норм и сверх норм. Расходы по проезду к месту команди­ровки и обратно определяются по данным прило­женных проездных документов воздушно-го, желез­нодорожного, водного и автомобильного транспорта общего пользования.

Затраты за пользование постельными принад­лежностями должны быть подт-верждены соответст­вующей справкой или отметкой, сделанной на би­лете.

Расходы на проживание возмещаются команди­рованному на основе подтверж-дающих документов и в полном размере относятся на себестоимость. В целях на-логообложения данные расходы прини­маются только в пределах действующих норм не более 550 руб. в сутки. В размере 50 % от стоимости места за сутки возмещаются расходы за бронирова­ние мест в гостинице. При отсутствии подтвержда­ющих доку-ментов оплата найма жилого помещения возмещается по норме 12 руб. Оплата су-точных – 100 руб. за каждый день нахождения в командировке.

Целесообразность оплаты других расходов, на­пример, телефонных счетов, ус-танавливается на основе подтверждающих документов. При этом определяется прои-зводственный характер расходов и правомерность отнесения их на себестоимость. С этой целью устанавливается наличие распечатки счетов за переговоры и соответст-вие номеру служеб­ного телефона организации. Расходы непроизводст­венного характе-ра, возмещенные подотчетному лицу, должны списываться за счет собственных сред-ств (Дт 84, Кт 71) и включаться в со­вокупный доход работника для удержания подо-ход­ного налога. Аудитору следует провести арифмети­ческую проверку командирово-чных расходов в пре­делах норм и сверх норм.

Проверка отражения в учете расчетов с подо­тчетными лицами проводится прослеживанием за­писей корреспондирующих счетов в авансовых от­четах и регист-ре по счету 71 "Расчеты с подотчет­ными лицами". Затраты на командировки, связан-ные с производственной деятельностью, включаются (в соответствии с Положением о составе затрат) в себестоимость и отражаются на счетах учета расходов с выделе-нием сверхнормативных расходов.

Выявленные при проверке несоответствия и от­клонения отражаются в рабочих документах аудитора. При обобщении результатов проверки определя­ется влияние выявленных отклонений на показатель себестоимости и прибыль, на величину начислен­ных налогов (подоходный, НДС, на прибыль).

Дата: 2019-05-28, просмотров: 263.