Анализ и интерпретация полученных результатов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Итак, на первом этапе нашего исследования мы провели беседу с заведующей первого мужского отделения, основные аспекты которой представлены ниже.

Заведующая отделения отметила, что сама необходимость в социальном работнике в психиатрической больнице появилась в связи с тем, что многие пациенты стали поступать с утерянными документами, удостоверяющими личность. Процесс восстановления документов занимает большое количество времени, следовательно, нужен специалист, который выполнял бы эту работу. Первоначальными функциями социального работника в психиатрии были именно ведение и сбор документации. Причём выполнением этих функций занимались отнюдь не специалисты по социальной работе, и даже не социальные работники. В некоторых случаях это были сотрудники больницы, специалисты с высшим образованием из других сфер, либо люди без высшего образования, желающие выполнять данную работу.

В настоящее время из всех социальных работников больницы (а всего их четыре, как и отделений) только один является специалистом по социальной работе, который и занимается организацией социальной работы в отделении. В больнице лишь только начинает зарождаться психосоциальная работа, являющаяся одним из основных направлений социальной работы в психиатрии. Она проявляется в двух своих формах: индивидуальной (беседа, консультирование) и групповой (ведение психосоциальных групп).

Специалист по социальной работе также организует досуг больных. По словам заведующей отделения, в советские времена больница сотрудничала с производственными организациями, куда пациентов направляли на работу под руководством специалиста, отслеживающего состояние больного. Такая практика была очень эффективной. Больные, которые не имели возможности выхода из учреждения, занимались определёнными видами ручной работы непосредственно в больнице (изготовление папок, склеивание конвертов). Труд больных оплачивался и приносил большую пользу скорее даже от самого ощущения нужности, полезности обществу, чем от количества зарабатываемых денег. Но в результате смены власти такое сотрудничество прекратилось и больница осталась наедине со своими проблемами. В данный момент интеграция психически больных людей в общество посредством трудотерапии не осуществляется. Тем более что такие люди могут выполнять лишь низкоквалифицированный труд. Трудотерапия используются в стенах отделения и больницы в целом в целях поддержания порядка.

Помимо трудотерапии пациенты проводят время за просмотром телепередач, настольными играми. В дальнейшем планируется сотрудничество с городскими учреждениями культуры: музеями, кинотеатрами.

Как уже было упомянуто выше, трудности с организацией психосоциальной работы состоят в нехватке специалистов по социальной работе с опытом. Трудности в организации некоторых видов досуга – в отсутствии отдельных оборудованных помещений. Трудности с трудовой реабилитацией пациентов и их дальнейшей интеграцией в общество – в нежелании различных организаций идти навстречу таким людям, заключающееся в невыгодности данного мероприятия.

Психосоциальная работа сможет решить в дальнейшем многие проблемы психически больных, среди которых: выработка бытовых навыков, развитие коммуникативных способностей, умение взаимодействовать с окружающими, умение принимать себя и свою болезнь. Конечно, такая работа возможна не со всеми больными (здесь имеет место специфика заболевания), но на некоторых она действует благотворно и приносит свои плоды. Это направление необходимо развивать, поскольку в нём заинтересованы и нуждаются больные.

На данном этапе социальная работа в психиатрии далека от идеала, и потребуется много сил и времени для поднятия её на высокий уровень. Но начало уже положено, а поле деятельности обширно и бесконечно.

В перспективе в больнице планируется создание групп специалистов для комплексной работы с больными. В такую группу должны входить: специалист по социальной работе, психолог, психотерапевт и лечащий врач. Это будет способствовать использованию опыта других специалистов для более эффективной и целенаправленной работы.

В ходе беседы со специалистом по социальной работе, что предполагалось нами в качестве второго этапа исследования, было выяснено, что до появления в больнице специалиста по социальной работе с высшим образованием психосоциальной работы как таковой никогда не проводилось. В данный момент у специалиста по социальной работе (который в том числе выполняет и функции социального работника) есть разработки дальнейшей деятельности в данном направлении, которые представляют собой групповую работу в виде тренингов, игр, занятий. Для того чтобы организовать такую группу в целях проведения занятий, социальному работнику необходимо получить у врача список тех пациентов, с которыми возможна данная работа. Например, в первом отделении на лечении находится около 70 человек. В результате «отбора» (рекомендации врача, желание и возможность самих пациентов) группа составила 10-12 человек. Такая группа может быть полностью охвачена вниманием специалиста и эффективно функционировать.

Индивидуальная работа как форма психосоциальной работы представляет собой индивидуальное консультирование пациента со специалистом по вопросам, касающимся непосредственного ведения документации, встреч с родственниками, приёма некоторых препаратов, самочувствия.

Довольно большим недостатком работы является то, что специалист по социальной работе выполняет функции социального работника, которые занимают практически всё его время. Из-за чего страдает организация психосоциальной работы. В то время как необходимость в ней остро ощущается. Достаточно лишь пройтись по отделению и посмотреть, чем заняты больные. В основном это настольные игры, просмотр телепередач, сон. С другой стороны, сами сотрудники отмечают, что бывает довольно трудно организовать их на какую-либо деятельность ввиду специфики заболевания. На словах пациенты готовы выполнить какую-либо работу, заняться чем-либо, на деле – нет.

Также сложность в проведении групповых занятий в больнице обосновывается ещё и отсутствием свободных помещений, подходящих для подобной работы. А проводить занятия в холе не предоставляется возможным, поскольку многие пациенты не изъявляют желания делиться своими мыслями со всеми, а не только с группой и её руководителями. Хотя специалист по социальной работе отметил, что многим первые пробные тренинги понравились, что поспособствовало появлению мотивации к их продолжению.

Досуг больных (который также должен организовывать специалист) в целом однообразен, что создаёт большое количество возможностей для деятельности специалиста.

Единственное, что используется в работе с пациентами (в рамках психосоциальной работы) – это трудотерапия в целях поддержания порядка в палатах, отделении и на территории больницы.

Выходные дни в больнице проходят так же, как и будни. По праздникам устраиваются чаепития, иногда – концерты.

При поступлении пациентов в больницу проводится первичная адаптация, состоящая в ознакомлении больного с персоналом, структурой учреждения, распорядком дня, режимом приёма лекарств. Хотя, как отмечает специалист по социальной работе, нужно проводить с больными занятия, посвящённые навыкам бытового обслуживания, необходимости приёма лекарств, тренинги на тему «Жизнь с болезнью», что поспособствует адаптации пациента к новым условиям. Этого опять же, не проводится. При выписке пациента дальнейшей его деятельностью лишь интересуются, но не курируют пациента, поскольку в диспансере нет должности социального работника. И через некоторое время этот выписавшийся пациент в большинстве случаев вновь возвращается в больницу.

Родственники посещают больных довольно часто. В основном их задача – покупка продуктов и вещей, в которых нуждается больной, на деньги, выписанные по доверенности. Свидания с родственниками короткие, составляют 10-15 минут. Выезды домой – только с разрешения врача и крайне редко.

Больные интересуются тем, что происходит в мире, следят за новостями, читают газеты. Общаются в основном по подгруппам. Налаживанию контактов между пациентами способствует проведение тренингов и занятий.

Социальный работник работает самостоятельно. Совместная работа с другими специалистами не ведётся.

Итак, из беседы со специалистом по социальной работе было выяснено, что психосоциальная работа с больными лишь только начала осуществляться. И в основном она имеет одностороннее направление – групповая работа.

Далее мы представим анализ опроса, проведённого с пациентами мужского отделения психиатрической больницы. Этот вид работы был предусмотрен в качестве третьего этапа нашего исследования.

Рассмотрим вначале те вопросы, которые предполагают выявление особенностей времяпрепровождения в больнице. Режим дня чётко расписан и подлежит выполнению. В соответствии с этим все пациенты живут по расписанию, которое и формирует их времяпрепровождение. Это в основном приём пищи, лекарств, сон, просмотр телевизора, настольные игры. Половина опрошенных признались, что такое положение дел их не устраивает вовсе, либо они хотели что-то изменить. Например, добавить прогулки на свежем воздухе, «чтобы кормили лучше», разрешали посмотреть телевизор «часов до 12», среди особых желаний – наличие бассейна.

Среди увлечений больных можно отметить просмотр фильмов, чтение книг, прессы, интернет, музыку. Но всё это пациентам недоступно. Лишь единицы пишут стихи, рисуют. Творческая деятельность в больнице приветствуется.

Большинство опрошенных ничем не хотят заниматься в больнице по собственной инициативе, поскольку многие их желания недопустимы. Но, что особо важно, многие с удовольствием принимали бы участие в различных занятиях, кружках, мероприятиях, организуемых персоналом.

Все опрошенные пациенты интересуются событиями, происходящими в мире, стране, городе. Это можно объяснить их, пожалуй, единственным всеобщим занятием – просмотром телевизора. Но при этом многие читают журналы, газеты, книги, узнают информацию от вновь поступивших пациентов, по слухам, от сотрудников.

Многие больные часто общаются друг с другом, имеют друзей, но в то же время большую часть времени проводят в одиночестве. Этот факт порождает противоречия на счёт характера и целей такого общения. Один из пациентов отметил, что он скорее не общается, а спрашивает что-либо у других пациентов. Таким образом, можно сказать, что у многих видоизменено представление об общении, межличностном взаимодействии, потерян интерес к собеседнику, поскольку информация, которую можно получить от него, не имеет новизны. Поэтому лучшим «собеседником» считается телевизор, дающий пищу для размышлений в одиночестве, а не в группе.

Почти все респонденты до поступления в больницу либо работали, учились, либо занимались любимым делом. И только один из пациентов имеет желание работать, находясь на лечении, при предоставлении ему такой возможности. Хотя опять же превалирующее число больных после выписки хотят работать и устраивать свою жизнь. Это говорит о том, что в больнице жизнь пациентов как бы приостанавливается, теряет смысл из-за отсутствия возможности заниматься любимым делом.

Что касается взаимодействий больных со специалистом по социальной работе, то тут интересным будет следующий факт: с просьбами и вопросами к специалисту почти никто не обращается, а если и обращается, то только по вопросам, связанным с документами, пенсиями и покупкой продуктов. При этом необходимость наличия специалиста в отделении подтверждается всеми опрошенными. Но лишь для того, чтобы и решать те самые вопросы с документами и покупать продукты тем, у кого нет родственников. Таким образом, отсутствие психосоциальной работы в отделении порождает ещё одну важную проблему: специалиста по социальной работе сами пациенты воспринимают как социального работника. Лишь единицы отмечают его важность наравне с психологом.

Итак, проанализировав данные, полученные в ходе опроса пациентов, отметим основные аспекты:

1) досуг пациентов и времяпрепровождение в целом однообразны, что способствует снижению собственной инициативы пациента;

2) по мере длительности госпитализации у больных теряются навыки общения, межличностного взаимодействия, ведения беседы, интереса к другим как к личностям;

3) теряется мотивация к труду и другим видам активной деятельности;

4) у пациентов сложилось представление о специалисте по социальной работе как о социальном работнике.

Важно отметить, что подобные признаки длительной госпитализации можно постепенно сгладить путём продуманной и тщательно спланированной психосоциальной работы, необходимость которой ещё раз подтверждается существующим на данный момент состоянием пациентов. Это, пожалуй, является основополагающей рекомендацией.

Итак, гипотеза исследования, состоящая в том, что отсутствие психосоциальной работы с психически больными людьми способствует искажению межличностного взаимодействия, процессов коммуникации, способности принимать активную позицию в решении вопросов устройства своей дальнейшей жизни, подтвердилась.

 



Заключение

Пациенты психиатрической больницы, как было выяснено в ходе нашего исследования, теряют либо частично утрачивают навыки, которые были приобретены ими в процессе жизнедеятельности до поступления в больницу. Это навыки межличностного взаимодействия, общения, бытового самообслуживания, а также такие важные показатели самостоятельной жизни, как цели, планы, интересы, увлечения. Это подтверждается и экспериментально, и тем анализом психологической литературы, который мы осуществили.

 Факторами, способствующими этому, являются: специфика психического заболевания, условия проживания в больнице и, что наиболее важно, отсутствие психосоциальной работы с больными.

В ходе нашего исследования мы достигли поставленной цели, а именно: выявили необходимость осуществления психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы, изучив предварительно особенности проживания больных и те изменения, которые происходят с их «социальной стороной жизни» по мере длительности госпитализации. Также для достижения объективности и полноты ситуации, существующей на данный момент в психиатрии, мы выяснили мнение и особенности деятельности специалиста по социальной работе.

Достичь цели нам помогло решение поставленных задач, среди которых был анализ литературы по специфике психосоциальной работы в психиатрии, а также проведение опытно-эмпирического исследования, состоящего из нескольких этапов.

Все эти последовательные шаги и привели нас к подтверждению выдвинутой гипотезы.

 

 



Библиография

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург; М., 1995.

2. Аскевис-Леерпе, Ф. Психология: краткий курс/ Ф. Аскевис-Леерпе, К.Барух, А.Картрон; пер. с франц. М.Л.Карачун. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 155, [5] с.: ил.

3. Барбру Леннер-Аксельсон, Ингела Тюлефорс. Психосоциальная помощь населению. – М., 1998. – 232 с.

4. Беззубик К.В. Содержание и методики психосоциальной работы в системе социальной работы: Уч. пособие/ Под ред. проф. Е.А. Сигиды. – М.: ИНФРА – М, 2008. 168 с. – (Высшее образование).

5. Беличева С.А. Проблемы подготовки в России специалистов по психосоциальной работе// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – М., 2000. - № 3.

6. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб., 2001.

7. Гурович И.Я. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация психически больных// Российский психиатрический журнал. 2006. № 2.

8. Калитеевская Е.Р., Ильичёва В.Н. Адаптация как развитие: выбор психотерапевтической стратегии// Психологический журнал. – 1995. – Т.16. - №1.

9. Кирпиченко А.А. Нервные и психические болезни (с основами ухода за больными): Учеб. пособие/ А.А. Кирпиченко, А.М. Гурленя, А.А. Пашков. – Мн.: Высшая школа, 1997. – 256 с.

10. Курс лекций по методике психосоциальной деятельности в системе социальной работы

11. Лекция. Введение в курс «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы.

12. Лукьянова И.Е. Инновационная реабилитация – приоритетеное направление медико-социальной работы// Социальные технологии и исследования. 2006. №2.

13. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1989. -176 с.; ил. – (Учеб. пособие. Для учащихся мед. Училищ).

14. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь. – Екатеринбург, 1995.

15. Психитерапия / Г.Палмад. – 11-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 160 с. – (Серия «Концентрированная психология»).

16. Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы:

Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений/ Л.В. Сафонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с.

17. Социологический энциклопедический словарь/ под ред. Г.В. Осипова. – М., 1998.

18. Фирсов М.В. Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы.: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 192 с.

19. Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия – СПб: Речь, 2000. – 286 с.

20. http://www.doktorvisus.ru/medarticle/articles/33998.htm

21. http://ru.wikipedia.org/wiki

22. http://1stepisode.com.ua/ru/activity.html

23. http://do.teleclinica.ru/184573/ Танникова А.А. Социальная работа в психиатрии.

24. http://www.talagi.ru/info/ponom_most.htm. А.О. Пономарёв. Внедрение новых форм оказания практической социально-психологической помощи психически больным людям на опыте работы общественной организации «Мост».

25. http://tumbalalaika.memo.ru/articles/artn17/n17_05p6.htm

И.С. Бердышев. Интеграция в общество людей с психическими нарушениями.

25. http://psysphera.narod.ru/Public/Kirov/pismenskaya.htm

Т.Г.Письменская. Городская психиатрическая больница №1 им.П.П.Кащенко, Санкт-Петербург. Театральная студия как центр психосоциальной реабилитации в психиатрическом стационаре.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 217.