Курсовая работа
Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
Выполнила:
Студентка 4 курса
Специальности «соц. работа»
Шавченко Лидия.
Научный руководитель:
Блаженко А.В.
Калининград
2010
Содержание
Введение
Глава I Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
1.1 Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы
1.2 Пациенты психиатрической больницы
1.3 Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
Глава II Эмпирическое исследование психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
2.1 Ход и организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация данных
Заключение
Библиография
Введение
Для большинства психически больных людей характерен дефицит социальных навыков, существующий либо изначально, либо вследствие длительной госпитализации. Развитие госпитализма может быть связано не только с длительной изоляцией больных, обусловленной стационированием в больницу, но и с проявлением особенностей подхода к оказанию психиатрической помощи, основанного на принципе патернализма, противоположного партнёрству, и стремлении по возможности оградить пациента от тягот реальной социальной жизни. В таких случаях ответственность за его поведение перекладывается на других лиц (медицинский персонал, родственников), игнорируется и даже не допускается какая-либо особенная активность и тем более попытки принять ответственность за своё социальное функционирование. В результате у пациентов утрачиваются навыки повседневной жизни, зачастую даже элементарные [15, с. 160].
Проведение психосоциальной работы с психически больными людьми способствует стимуляции активной позиции в преодолении психического заболевания и его последствий, формированию ответственности за своё социальное поведение и выработке адекватной стратегии совладания с болезнью, восстановлению нарушенных из-за психического заболевания социальных контактов и повышению социальной компетенции [15, с. 161].
Групповая работа как форма психосоциальной работы – динамичная среда для воспитания высокой самооценки, чувства самодостаточности и умения достигать своих целей. В группе возникает огромный потенциал взаимопонимания и доверия, помогающий людям раскрываться, чувствовать, что они не одиноки, и осознавать свою силу.
В социальной реабилитации и адаптации групповая работа важна и эффективна, а индивидуальная дополняет её и помогает ей стать более успешной. Групповая работа стимулирует пациентов к размышлениям и действиям, она формирует активные установки в отношении организации своей жизни. И, несомненно, оказывает терапевтическое действие не только на психическое, но и на физическое самочувствие человека.
В итоге, обратная связь, получаемая в ходе групповой работы от пациентов, показывает, что для людей с психиатрическим диагнозом очень важно осознать чувство собственной ценности и ответственность за свою жизнь, почувствовать свою способность достигать цель. Всё это в совокупности не только условие, но и ресурс физического и психического здоровья человека. Взаимная поддержка в группе помогает пациентам более успешно адаптироваться в социуме [15, с. 162-163].
Наша курсовая работа состоит из двух частей: теоретического анализа литературы по психосоциальной работе как направления социальной работы, а также литературы, касающейся особенностей такой работы с пациентами психиатрической больницы, и опытно-эмпирического исследования, состоящего из нескольких этапов.
В нашем исследовании выдвигается следующая гипотеза: отсутствие психосоциальной работы с психически больными людьми способствует искажению межличностного взаимодействия, процессов коммуникации, способности принимать активную позицию в решении вопросов устройства своей дальнейшей жизни.
Целью исследования является выявление особенностей искажения межличностного взаимодействия, процессов коммуникации, способности принимать активную позицию в решении вопросов устройства своей дальнейшей жизни, а также необходимости осуществления вследствие этого психосоциальной работы.
Задачами исследования являются:
1) проведение анализа литературы по исследуемой проблеме;
2) поэтапное исследование факта отсутствия психосоциальной работы в учреждении и её необходимости для пациентов;
3) сопоставление полученных данных с выдвинутой гипотезой.
Объектом нашего исследования является деятельность специалиста по социальной работе в психиатрии, не включающая в себя формы психосоциальной работы, что приводит в большинстве случаев к потере представлений пациента о самостоятельной жизни.
Предметом – специфика деятельности специалиста по социальной работе в психиатрии.
В ходе проведения исследования были использованы следующие методы:
1) теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
2) проведение опытно-эмпирического исследования с использованием стандартизированных методов: беседы и опроса.
Исследование проводилось на базе Калининградской областной психиатрической больницы №1 в первом мужском отделении. Исследовались: заведующая отделения, специалист по социальной работе, 10 пациентов отделения.
Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме включает в себя 26 источников.
Органические психозы.
А) Общий паралич (болезнь Бейля). Различают три периода: начальный период, период стабильного состояния и период окончательного маразма.
Общий паралич чаще всего начинается в возрасте 40-50 лет. Он может начаться скрытым образом: негативные изменения личности, действия, относящиеся к компетенции судебной медицины, необдуманные покупки, отсутствие стыдливости. В других случаях паралич начинается с приступа маниакального возбуждения. Но в этом приступе присутствует что-то детское. Например, при общем параличе идеи величия принимают гигантские размеры, абсурдные и инфантильные. С другой стороны, интеллектуальное ослабление существует с начала болезни. Наконец, соматические симптомы (провалы памяти, эпилептические проявления, вспышка апоплексических и эпилептических приступов, головная боль и в особенности расстройство артикуляции) и гуморальные симптомы, позволяющие подтвердить диагноз [14, с. 30].
В течение периода стабильного состояния предшествующие синдромы обостряются. Деменция и интеллектуальное ослабление проявляются всё больше. Наблюдаются многочисленные бредовые идеи, мобильные, абсурдные, противоречивые без систематизации и интерпретации. Расстройство произношения становится значительным. Лицо приобретает характерные черты.
В конечной стадии, если болезнь была пущена на самотёк, наступает полный маразм.
Б) Психотические расстройства при церебральных опухолях.
В) Острые токсико-инфекционные психозы. На любые инфекционные заболевания, грубые интоксикации психика реагирует неясными синдромами, в основном состоящими из психической спутанности или оцепенения, к которым может добавиться связанный с галлюцинациями бред.
При психической спутанности субъект дезориентирован во времени и пространстве, внимание непостоянно, отмечается глубокая амнезия, нарушенное течение мыслей.
Онирический бред – это бред сновидений. Образы меняются, как в фильме, но без связи между собой. К этим визуальным галлюцинациям добавляются иллюзии. Больной может реагировать на эти галлюцинации, например обратиться в бегство от ужасающих видений.
Описаны простые формы спутанности, с ониризмом, тревожные, нелепые, с возбуждением или без него [14, с. 31].
Эпилепсия. Чаще всего она рассматривается как особое заболевание органического происхождения, связанное с церебральными повреждениями. Но эпилепсия может быть также типом церебральной реакции, определяемой разнообразными факторами. Эпилептические проявления бывают следующих типов: конвульсивный припадок, эпилептические автоматизмы, абсансы и галлюцинации, психовисцеральные расстройства.
Конвульсивный эпилептический припадок грубый и короткий. Помрачнение сознания при этом полное. Больной падает как подкошенный. Бывают также остановка контроля сфинктера, укусы языка во время конвульсий. Наблюдается цианоз губ и сильная бледность лица.
При эпилептическом автоматизме больной может выполнять более или менее сложные действия, в противном случае мы сталкиваемся просто со стереотипами. Сознание глубоко помрачнено. Создаётся впечатление присутствия чего-то вроде автомата. Переход от нормального состояния к состоянию автоматизма очень быстрый.
Эпилептические абсансы – второстепенные проявления. Внезапно субъект бледнеет и прекращает свою деятельность на несколько секунд. Затем он возобновляет её, не зная, что произошло. Галлюцинации наблюдаются особенно при эпилептической ауре. В некоторых случаях предвестником эпилептического приступа в действительности выступает внезапное сознательное предупреждение. Ауры могут быть сенсорными, чувствительными, двигательными, психическими, даже висцеральными [14, с. 32-33].
Можно ещё привести нескончаемое количество классификаций психических расстройств (как характеристику группы людей, являющихся психически больными, т.е. «носителями» этих расстройств), но мы, пожалуй, остановимся на этой и далее начнём рассматривать то непосредственное окружение и ту среду, где эта специфическая группа (психически больные) осуществляет свою жизнедеятельность.
Психиатрическая помощь взрослым психически больным осуществляется в психиатрических стационарах и во внебольничных условиях [19].
Психиатрическая больница (стационар) — учреждение здравоохранения, осуществляющее лечение психических расстройств и также выполняющее экспертные функции, занимаясь судебной-психиатрической, военной и трудовой экспертизой [20]. Сама структура психиатрической службы (в которой психиатрические больницы являются одной из составляющих) заслуживает отдельного внимания, поэтому мы вернёмся к ней, но немного позже.
Для оказания помощи психически больным детям в детских поликлиниках работают детские психиатры, которые выполняют функции, аналогичные функциям психиатров, работающих в общих поликлиниках. Всех детей с психическими расстройствами, независимо от степени выраженности, они берут под наблюдение и проводят необходимую внебольничную терапию. Детей, достигших 15-летнего возраста, если их психическое состояние требует специализированной помощи, переводят для дальнейшего наблюдения и лечения в психоневрологический диспансер или детский психиатрический стационар, особенность работы которого состоит в сочетании лечебного и педагогического процессов. Эффективным методом лечения психически больных является трудовая терапия, создание условий для вовлечения их в общественно полезную деятельность [19].
Юридической основой, регламентирующей различные правовые аспекты проведения социально-трудовой реабилитации психически больных, служат специальные постановления Правительства. В 1988 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил Положение об условиях и порядке оказания психиатрической помощи, которое предусматривает правовые гарантии от возможных ошибок и злоупотреблений при оказании психиатрической помощи. Основными показаниями для госпитализации психически больных являются: необходимость лечения, которое может быть проведено только в условиях больницы; необходимость установления диагноза, систематическое наблюдение или проведение таких методов исследования, которые невозможно или трудно осуществить вне стен больницы; болезненные проявления, делающие больного опасным для самого себя или окружающих (стремление к самоубийству или агрессивным действиям); беспомощность больного при невозможности обеспечить за ним уход в домашней обстановке; некоторые специальные показания — судебно-психиатрическая, трудовая или военная экспертиза [19].
Решение гражданских правовых вопросов психически больных рассматривается с учетом их дееспособности и недееспособности. Наличие психической болезни не всегда ведет к изменению правового положения больного; оно зависит от особенностей и степени расстройства психической деятельности. В тех случаях, когда психически больные вследствие болезни или слабоумия не могут оценивать свои действия или руководить ими, они могут быть признаны судом недееспособными. Над ними устанавливается опека, которая утверждается комиссией по опеке и попечительству при районном исполнительном комитете народных депутатов. Действия опекуна в отношении подопечного контролируются Советом по опеке. Все дела больного, признанного недееспособным, ведутся опекуном. Степень тяжести психического нарушения определяет судебно-психиатрическая комиссия. На основании ее решения суд выносит свое определение. При значительном улучшении состояния больного или выздоровлении лица, признанного недееспособным, суд признает его дееспособным, установленная опека отменяется, и гражданин полностью восстанавливается в юридических правах [19].
В новом гражданском законодательстве введено положение об ограниченной дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотиками. Это относится главным образом к их имущественным сделкам и распоряжениям. По определению суда этим лицам назначается попечитель, и без его согласия они не могут совершать имущественные сделки. После прекращения злоупотребления алкоголем, наркотиками эти лица восстанавливаются судом в своих правах.
Оценка дееспособности больных при рассмотрении их возможности пользоваться избирательным правом и воспитывать детей производится при учете их настоящей психической болезни и возможного прогноза [19].
Если психически больные совершают уголовно наказуемые поступки, то в отношении их проводится судебно-психиатрическая экспертиза, назначаемая следствием, судом и прокуратурой в связи с сомнением в полноценности психического состояния обвиняемого. Так, в статье 11 УК РСФСР (и соответствующих статьях уголовных кодексов других союзных республик) указано, что лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло отдавать себе отчета и своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния, не подлежит уголовной ответственности. К такому лицу по назначению суда могут быть применены принудительные меры медицинского характера. Не подлежат наказанию также лица, совершившие преступление в состоянии вменяемости, но до вынесения судом приговора заболевшие психической болезнью, лишившей их возможности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими. Признание больного невменяемым исключает его виновность в содеянном, и его действие квалифицируется не как преступление, а как общественно опасное деяние. По решению суда к таким больным применяются меры медицинского характера — принудительное лечение в психиатрических больницах. Характер принудительного лечения и формы его проведения определяются судом с учетом рекомендации судебно-психиатрической экспертизы. Некоторые лица, совершившие общественно опасное деяние в период кратковременного болезненного расстройства психической деятельности и признаваемые невменяемыми, не нуждаются в принудительном лечении в психиатрических больницах. Их направляют на попечение родственников и под наблюдение участкового психиатра [19].
Психиатрическая помощь в России бесплатна, общедоступна (т.к. не один потенциальный пациент оплачивать эти услуги не станет), организованна по территориальному принципу, обеспечивая преемственность в её оказании, больные получают постоянную помощь после выписки из стационара в психоневрологическом диспансере и социо-реабилитационную помощь в зависимости от сохранности трудоспособности. С 1975 года наркологическая служба выделена в отдельную структуру [20].
Итак, перейдём далее к изучению структуры психиатрической службы, предусмотренной в России.
Помимо психиатрических больниц (стационаров) к психиатрическим службам относят:
· психоневрологические диспансеры;
· скорую психиатрическую помощь;
· учреждения полустационарного профиля;
· психиатрические отделения и кабинеты в общесоматической сети;
· лечебно-производственные мастерские;
· психоневрологические интернаты;
· дома-интернаты;
· детские дошкольные и школьные учреждения, профессионально-технические училища;
· центры реабилитации [9].
Психиатрическая больница как вид психиатрической службы имеет довольно объёмную структуру:
1. Приемное отделение.
2. Лечебные отделения:
1) общепсихиатрические (разделение по гендерному признаку);
2) соматогериатрические;
3) психотерапевтические;
4) экспертные (для лиц, проходящих трудовую, судебную или военную экспертизу);
5) судебно-психиатрические;
6) для лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание;
7) для лиц, содержащихся без стражи;
8) для принудительного лечения (с обычным, усиленным или строгим наблюдением);
9) туберкулезное;
10) детские;
11) подростковое;
12) наркологические отделения (для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманиями);
13) инфекционное (изолятор);
14) лечебно-реабилитационные;
15) реанимационное (блок интенсивной терапии).
3. Лечебно-диагностические отделения:
1) функциональной диагностики;
2) физиотерапевтическое с кабинетом лечебной физкультуры;
3) рентгенологическое;
4) патологоанатомическое с цитологической лабораторией;
5) специализированные кабинеты (стоматологический, хирургический, гинекологический, офтальмологический, отоларингологический);
6) лаборатории (патопсихологическая, электрофизиологическая, биохимическая, клиническая, бактериологическая, серологическая);
7) диспансерное отделение;
8) дневной стационар;
9) ночной стационар;
10) помещения Управления больницы;
11) вспомогательные отделения и службы: центральная стерилизационная, аптека, клуб для больных и помещения для проведения культтерапии, диктофонный центр, вычислительный центр;
12) административно-хозяйственные помещения: пищеблок, прачечная с дезинфекционной камерой, технические мастерские, склады, гараж, дезинфекционное отделение [20].
Приёмное отделение осуществляет госпитализацию на стационарное лечение в плановом порядке при наличии направления от врача-психиатра из психоневрологического диспансера или других учреждений здравоохранения, а также лиц направленных судом для проведения стационарной судебно-психиатрической экспертизы. Для госпитализации необходимо наличие направление врача-психиатра, паспорт, страховой полис или постановление суда. Осуществляет госпитализацию в экстренном порядке по направлению скорой помощи.
В приемном отделении больного осматривает врач-психиатр, уточняет диагноз и показания для госпитализации. Оформляется медицинская документация (заведение истории болезни), проводятся санитарно-гигиенические мероприятия (при необходимости). Комнаты в приемном отделении располагаются по принципу санитарного пропускника, смотровая комната, уборная, ванна. После всех необходимых мероприятий, больной больше не возвращается в приемное отделение, а поступает в соответствующее отделение [20].
Общие отделения служат для стационарного лечения больных. Чаще всего распределяются по территориальному признаку (каждому отделению соответствует определенная территория на карте), также отдельно выделено отделение неврозов, для больных с непсихотическими заболеваниями. Существуют мужские и женские отделения.
Специализированные отделения. С учетом возраста — детское и геронтологическое отделение. С учетом сопутствующей патологии, требующей особых условий лечения — инфекционное и туберкулезное. Отделение реанимации — при угрожающих жизни состояниях, также в отделении реанимации проводится электросудорожная терапия. Отдельно выделяют отделение первого психотического эпизода, куда направляют больных с социально сохранными установками и положительным отношением к лечению, при отсутствии выраженной психотической симптоматики, отсутствием социально-опасных установок у больного. Судебно-психиатрическое отделение - занимается проведением стационарной судебно-психиатрической экспертизы. В данное отделение больные направляются по решению суда или с санкции прокурора. Срок стационарной судебно-психиатрической экспертизы не должен превышать 30 дней [20].
Наблюдательная палата – специальная палата для больных с выраженными суицидальными, агрессивными тенденциями или нуждающиеся в дополнительном уходе. В наблюдательной палате имеется постоянный санитарский пост [20].
Современная психиатрическая больница мало чем отличается от соматических. Давно уже ушли в прошлое решётки на окнах, огромные палаты, «тюремные» коридоры. В большинстве новых психиатрических больниц учтены все возможные удобства, чтобы больные чувствовали себя не хуже, чем в других лечебных учреждениях. В палатах создаётся уют, для больных организуются просторные и светлые комнаты отдыха, где к их услугам радио, телевизор, настольные игры. Больные привлекаются к различным видам трудотерапии (картонажные работы, вышивание, резьба по дереву) [12, с. 143].
Таким образом, пациенты психиатрической больницы (психически больные, душевнобольные) – это особая категория клиентов психосоциальной работы. Для этих людей лечение лишь медицинскими препаратами является недостаточным. Здесь необходим комплексный подход, включающий и социальные, и психологические аспекты. Большие проблемы в лечении душевнобольных связаны с отношением к ним общества, людей «непосвящённых». Ведь во многих случаях именно лечение через общение, взаимодействие, трудовую деятельность и творчество является самым действенным, а без окружения людей, готовых предоставить данные услуги, это становится просто невозможным.
Заключение
Пациенты психиатрической больницы, как было выяснено в ходе нашего исследования, теряют либо частично утрачивают навыки, которые были приобретены ими в процессе жизнедеятельности до поступления в больницу. Это навыки межличностного взаимодействия, общения, бытового самообслуживания, а также такие важные показатели самостоятельной жизни, как цели, планы, интересы, увлечения. Это подтверждается и экспериментально, и тем анализом психологической литературы, который мы осуществили.
Факторами, способствующими этому, являются: специфика психического заболевания, условия проживания в больнице и, что наиболее важно, отсутствие психосоциальной работы с больными.
В ходе нашего исследования мы достигли поставленной цели, а именно: выявили необходимость осуществления психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы, изучив предварительно особенности проживания больных и те изменения, которые происходят с их «социальной стороной жизни» по мере длительности госпитализации. Также для достижения объективности и полноты ситуации, существующей на данный момент в психиатрии, мы выяснили мнение и особенности деятельности специалиста по социальной работе.
Достичь цели нам помогло решение поставленных задач, среди которых был анализ литературы по специфике психосоциальной работы в психиатрии, а также проведение опытно-эмпирического исследования, состоящего из нескольких этапов.
Все эти последовательные шаги и привели нас к подтверждению выдвинутой гипотезы.
Библиография
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург; М., 1995.
2. Аскевис-Леерпе, Ф. Психология: краткий курс/ Ф. Аскевис-Леерпе, К.Барух, А.Картрон; пер. с франц. М.Л.Карачун. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 155, [5] с.: ил.
3. Барбру Леннер-Аксельсон, Ингела Тюлефорс. Психосоциальная помощь населению. – М., 1998. – 232 с.
4. Беззубик К.В. Содержание и методики психосоциальной работы в системе социальной работы: Уч. пособие/ Под ред. проф. Е.А. Сигиды. – М.: ИНФРА – М, 2008. 168 с. – (Высшее образование).
5. Беличева С.А. Проблемы подготовки в России специалистов по психосоциальной работе// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – М., 2000. - № 3.
6. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб., 2001.
7. Гурович И.Я. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация психически больных// Российский психиатрический журнал. 2006. № 2.
8. Калитеевская Е.Р., Ильичёва В.Н. Адаптация как развитие: выбор психотерапевтической стратегии// Психологический журнал. – 1995. – Т.16. - №1.
9. Кирпиченко А.А. Нервные и психические болезни (с основами ухода за больными): Учеб. пособие/ А.А. Кирпиченко, А.М. Гурленя, А.А. Пашков. – Мн.: Высшая школа, 1997. – 256 с.
10. Курс лекций по методике психосоциальной деятельности в системе социальной работы
11. Лекция. Введение в курс «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы.
12. Лукьянова И.Е. Инновационная реабилитация – приоритетеное направление медико-социальной работы// Социальные технологии и исследования. 2006. №2.
13. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1989. -176 с.; ил. – (Учеб. пособие. Для учащихся мед. Училищ).
14. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь. – Екатеринбург, 1995.
15. Психитерапия / Г.Палмад. – 11-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 160 с. – (Серия «Концентрированная психология»).
16. Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы:
Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений/ Л.В. Сафонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с.
17. Социологический энциклопедический словарь/ под ред. Г.В. Осипова. – М., 1998.
18. Фирсов М.В. Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы.: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 192 с.
19. Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия – СПб: Речь, 2000. – 286 с.
20. http://www.doktorvisus.ru/medarticle/articles/33998.htm
21. http://ru.wikipedia.org/wiki
22. http://1stepisode.com.ua/ru/activity.html
23. http://do.teleclinica.ru/184573/ Танникова А.А. Социальная работа в психиатрии.
24. http://www.talagi.ru/info/ponom_most.htm. А.О. Пономарёв. Внедрение новых форм оказания практической социально-психологической помощи психически больным людям на опыте работы общественной организации «Мост».
25. http://tumbalalaika.memo.ru/articles/artn17/n17_05p6.htm
И.С. Бердышев. Интеграция в общество людей с психическими нарушениями.
25. http://psysphera.narod.ru/Public/Kirov/pismenskaya.htm
Т.Г.Письменская. Городская психиатрическая больница №1 им.П.П.Кащенко, Санкт-Петербург. Театральная студия как центр психосоциальной реабилитации в психиатрическом стационаре.
Курсовая работа
Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
Выполнила:
Студентка 4 курса
Специальности «соц. работа»
Шавченко Лидия.
Научный руководитель:
Блаженко А.В.
Калининград
2010
Содержание
Введение
Глава I Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
1.1 Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы
1.2 Пациенты психиатрической больницы
1.3 Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
Глава II Эмпирическое исследование психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
2.1 Ход и организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация данных
Заключение
Библиография
Введение
Для большинства психически больных людей характерен дефицит социальных навыков, существующий либо изначально, либо вследствие длительной госпитализации. Развитие госпитализма может быть связано не только с длительной изоляцией больных, обусловленной стационированием в больницу, но и с проявлением особенностей подхода к оказанию психиатрической помощи, основанного на принципе патернализма, противоположного партнёрству, и стремлении по возможности оградить пациента от тягот реальной социальной жизни. В таких случаях ответственность за его поведение перекладывается на других лиц (медицинский персонал, родственников), игнорируется и даже не допускается какая-либо особенная активность и тем более попытки принять ответственность за своё социальное функционирование. В результате у пациентов утрачиваются навыки повседневной жизни, зачастую даже элементарные [15, с. 160].
Проведение психосоциальной работы с психически больными людьми способствует стимуляции активной позиции в преодолении психического заболевания и его последствий, формированию ответственности за своё социальное поведение и выработке адекватной стратегии совладания с болезнью, восстановлению нарушенных из-за психического заболевания социальных контактов и повышению социальной компетенции [15, с. 161].
Групповая работа как форма психосоциальной работы – динамичная среда для воспитания высокой самооценки, чувства самодостаточности и умения достигать своих целей. В группе возникает огромный потенциал взаимопонимания и доверия, помогающий людям раскрываться, чувствовать, что они не одиноки, и осознавать свою силу.
В социальной реабилитации и адаптации групповая работа важна и эффективна, а индивидуальная дополняет её и помогает ей стать более успешной. Групповая работа стимулирует пациентов к размышлениям и действиям, она формирует активные установки в отношении организации своей жизни. И, несомненно, оказывает терапевтическое действие не только на психическое, но и на физическое самочувствие человека.
В итоге, обратная связь, получаемая в ходе групповой работы от пациентов, показывает, что для людей с психиатрическим диагнозом очень важно осознать чувство собственной ценности и ответственность за свою жизнь, почувствовать свою способность достигать цель. Всё это в совокупности не только условие, но и ресурс физического и психического здоровья человека. Взаимная поддержка в группе помогает пациентам более успешно адаптироваться в социуме [15, с. 162-163].
Наша курсовая работа состоит из двух частей: теоретического анализа литературы по психосоциальной работе как направления социальной работы, а также литературы, касающейся особенностей такой работы с пациентами психиатрической больницы, и опытно-эмпирического исследования, состоящего из нескольких этапов.
В нашем исследовании выдвигается следующая гипотеза: отсутствие психосоциальной работы с психически больными людьми способствует искажению межличностного взаимодействия, процессов коммуникации, способности принимать активную позицию в решении вопросов устройства своей дальнейшей жизни.
Целью исследования является выявление особенностей искажения межличностного взаимодействия, процессов коммуникации, способности принимать активную позицию в решении вопросов устройства своей дальнейшей жизни, а также необходимости осуществления вследствие этого психосоциальной работы.
Задачами исследования являются:
1) проведение анализа литературы по исследуемой проблеме;
2) поэтапное исследование факта отсутствия психосоциальной работы в учреждении и её необходимости для пациентов;
3) сопоставление полученных данных с выдвинутой гипотезой.
Объектом нашего исследования является деятельность специалиста по социальной работе в психиатрии, не включающая в себя формы психосоциальной работы, что приводит в большинстве случаев к потере представлений пациента о самостоятельной жизни.
Предметом – специфика деятельности специалиста по социальной работе в психиатрии.
В ходе проведения исследования были использованы следующие методы:
1) теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
2) проведение опытно-эмпирического исследования с использованием стандартизированных методов: беседы и опроса.
Исследование проводилось на базе Калининградской областной психиатрической больницы №1 в первом мужском отделении. Исследовались: заведующая отделения, специалист по социальной работе, 10 пациентов отделения.
Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме включает в себя 26 источников.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 251.