Методы оценки физического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Физическое развитие может быть оценено с помощью нескольких методов: антропометрических стандартов, антропометрических профилей, корреляции и индексов. На основании оценки физического развития врач может назначить необходимые лечебно-профилактические мероприятия для улучшения физического состояния школьника (двигательный режим, изменение питания, лечение, санаторий, лагерь и т. п.), рекомендовать меры соответствующей коррекции физических недостатков (корригирующая гимнастика при нарушениях осанки и плоскостопии; упражнения, укрепляющие те или иные группы мышц; дыхательные упражнения; определенные виды спорта) и, наконец, помочь педагогам в подборе детей, наиболее перспективных для занятий в том или ином виде спорта, так как достижения спортсмена во многом зависят от особенностей его физического развития и телосложения.

Антропометрические стандарты — это регионарные возрастно-половые средние величины признаков, которые разработаны на основании антропометрических исследований большого количества детей различных возрастов. Стандарты содержат общие средние величины, характеризующие средние значения признаков для коллектива детей данного возраста и пола,— групповые стандарты и средние величины признаков, соответствующие определенным ростовым группам — ростовые стандарты.

В оценочных таблицах физического развития («стандартах») для каждого возраста и пола составлена отдельная таблица с указанием для каждого признака средней арифметической (М) и среднего квадратического отклонения (а), характеризующего допустимую величину колебаний от средней. Если при сравнении данных обследования школьника окажется, что показатели роста, массы и окружности грудной клетки совпадают с величиной М±10, то физическое развитие его считается средним.

Метод оценки физического развития путем сопоставления показателей со «стандартами» прост и может использоваться (при наличии регионарных таблиц) школьными врачами в практической работе, однако он не дает представления о взаимосвязи отдельных показателей физического развития.

Представление о взаимной связи признаков физического развития между собой и в то же время характеристику степени развития каждого из них в отдельности дает метод антропометрических профилей, и особенно метод корреляции.

Антропометрический профиль — графическое, наглядное изображение степени отклонений признаков физического развития от средних, или «стандартных», величин. Для получения профиля выявленные отклонения в сигмах следует точками перенести на сетку. Соединенные прямыми линиями точки образуют антропометрический профиль (рис. 12), по которому можно судить о гармоничности развития.

Метод корреляции учитывает, что признаки физического развития, особенно рост, масса и окружность грудной клетки, взаимосвязаны между собой. Определить взаимосвязь показателей физического развития, т. е. на какую величину меняется масса и окружность грудной клетки при изменении длины тела на 1 см, позволяют коэффициент регрессии (R) и сигма регрессии (aR). Деля разность, например, между «нормальной» массой для данного роста и фактической массой обследуемого на величину сигмы регрессии, находят степень отклонения. Если отклонения признаков не выходят за пределы ±lcrR, то масса и окружность грудной клетки соответствуют данному росту, т. е. физическое развитие школьника следует считать гармоничным. В тех случаях, когда величины массы и окружности грудной клетки не соответствуют данному росту, а имеют большую, чем ±lcrR, необходимо учитывать описательные признаки физического развития (мускулатура, жироотложение и т. д.) и в каждом конкретном случае указывать, за счет чего отмечается дисгармоничное развитие.

Исходя из коэффициента регрессии, нередко составляют специальные таблицы — номограммы, позволяющие легко оценить тот или иной показатель физического развития по данным других показателей.

Метод индексов может быть использован лишь для приблизительной, ориентировочной оценки физического развития, так как индексы в большинстве случаев выражают отношение лишь двух показателей и часто не конкретизированы в возрастном и половом отношениях.

1. Массоростовой индекс (Кетле)—это отношение массы в граммах к длине тела в сантиметрах. В младшем школьном возрасте у мальчиков и у девочек этот показатель примерно одинаковый и колеблется от 18С до 260 г/см. Значительное превышение верхней границы свидетельствует об излишке массы, величина менее нижней границы указывает на недостаток массы. В среднем школьном возрасте массоростовой индекс колеблется от 220 до 360 г/см и у девочек несколько выше чем у мальчиков.

У старших школьников этот индекс колеблется от 325 до 400 г/см и, наоборот, у мальчиков выше чем у девочек.

2. Жизненный индекс — отношение жизненной емкости легких (в мл) к массе тела (в кг). Он показывает, какой объем воздуха из ЖЕЛ приходится на каждый килограмм массы. Индекс дает косвенное представление о функциональных возможностях системы внешнего дыхания.

3. Индекс Кверга указывает (приблизительно), какой величины должна быть ЖЕЛ у школьников определенного роста.

4. Индекс активной массы (ИАМ) показывает степень развития мускулатуры. Индекс активной массы у юных спортсменов выше, чем у их нетренированных сверстников, и по мере нарастания уровня тренированности увеличивается. Величина ИАМ зависит от спортивной специализации и от пола занимающихся.

У подростков, не занимающихся спортом, ИАМ составляет в среднем 0,77—0,86.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 183.