РОЛЬ ВРАЧА В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

РОЛЬ ВРАЧА В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Врачебно-педагогический контроль

Врачебное обследование школьников, занимающихся физической культурой

Анамнез

Объективное обследование

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Методы оценки физического развития

Общая характеристика телосложения

МЕДИЦИНСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Распределение на медицинские группы

ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Содержание врачебно-педагогических наблюдений

Профилактика спортивных травм и оказание первой помощи

ВЫВОДЫ

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ



Введение

 

Тема работы: "Содержание врачебно-педагогического контроля в процессе физического воспитания школьников".

Актуальность. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что вопросы, укрепления здоровья, повышения уровня общей физической подготовленности школьников на основе принципа гармонического развития личности всегда были и будут главной заботой государства

Научно-технический прогресс не может не изменять характера требований к двигательной подготовленности человека, поэтому выдвигаются новые, современные требования к физическому совершенствованию организма. Чтобы физическое воспитание могло целесообразно выполнять свою функцию, необходимы глубокие знания, о структуре моторики человека начиная уже с ранних этапов его онтогенеза. Тем более что в настоящее время отмечается тенденция к ускорению как физического, так и интеллектуального развития подрастающего поколения на фоне значительного снижения двигательной активности.

Объект исследования – дети-школьники.

Субъект исследования – школьники младших классов.

Предмет исследования – основные показатели физического развития школьников и необходимость врачебно-педагогического контроля на уроках физкультуры.


1 Задачи и содержание физического воспитания в школе

 

Задачами физического воспитания детей школьного возраста являются:

а) укрепление здоровья, закаливание учащихся, содействие их правильному физическому развитию и поддержанию высокого уровня умственной работоспособности;

б) воспитание физических качеств (ловкости, силы, быстроты, выносливости, гибкости) и формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, строевая подготовка, лыжная подготовка, упражнения) равновесие, упражнения, воспитывающие правильную осанку, точность и координацию движений, чувство ритма и темпа, навыки коллективных действий и т. д.); обеспечение подготовки школьников к выполнению нормативных;

 в) сообщение доступных специальных знаний и привитие организованных навыков в области физической культуры, а также навыков личной и общественной гигиены и привычек культурного поведения в связи с занятиями физическими упражнениями; воспитание интереса и любви к физической культуре и спорту; формирование умения самостоятельно тренироваться с целью личного физического совершенствования и для проведения занятий с группой учащихся.

В процессе занятий физической культурой и спортом у школьников воспитываются, кроме того, крайне необходимые обществу волевые качества: целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, настойчивость, дисциплинированность, выдержка и самообладание, а также чувство товарищества, дружбы и коллективизма.

При осуществлении задач, стоящих перед физическим воспитанием школьников, учитываются состояние здоровья, возраст, пол, степень физического развития и уровень физической подготовленности учащихся различных классов, обеспечивается взаимосочетание физического воспитания со всей учебно-воспитательной работой в школе.

Физическое воспитание в школе осуществляется системой взаимосвязанных форм:

— уроки по физической культуре (в сетке учебного расписания и факультативно);

— физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня (гимнастика до занятий, физкультурные минуты на уроках, игры и физические упражнения на переменах и в режиме продленного дня);

— внеклассная спортивно-массовая работа в школе (кружки физической культуры, спортивные секции, туристические походы, спортивные соревнования, спортивные праздники — дни здоровья);

— внешкольная спортивно-массовая работа (по месту жительства учащихся, занятия в детско-юношеских спортивных школах, дворцах пионеров, детских туристских станциях, спортивных обществах, самостоятельные занятия школьников физическими упражнениями в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах, в парках и др.).

Структура и содержание каждого урока определяются учебной программой по физической культуре, учитывающей возраст, состояние здоровья и уровень физической подготовленности учащихся. Ответственность за выполнение учебной программы, за овладение учащимися на уроках необходимыми знаниями, умениями и навыками несет учитель физической культуры. Он же обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических требований, принятие мер, предупреждающих спортивные травмы и несчастные случаи, и ведет систематический контроль за уровнем физической подготовленности учащихся с помощью экспресс-тестов (2—3 раза в год), учитывая при этом результаты текущих и дополнительных медицинских осмотров.

Гимнастика до занятий является одним из оздоровительных мероприятий и мерой борьбы с дефицитом движений, наблюдающимся у современных школьников. Она оказывает благоприятное воздействие прежде всего на центральную нервную систему: улучшается настроение школьников, они становятся более активными, бодрыми и дисциплинированными. Кроме того, регулярная гимнастика укрепляет мышечную систему, усиливает обмен веществ и повышает деятельность внутренних органов, особенно сердца и легких. Гимнастика должна проводиться ежедневно перед уроками в течение 7—10 мин. В хорошую погоду обязательно проводить ее на открытом воздухе (на школьном дворе, спортивной площадке), а в плохую погоду и в холодное время года — в актовом зале, вестибюлях, рекреациях, коридорах или классах при условии хорошего проветривания и влажной уборки помещений. Делать гимнастику перед уроками обязаны все учащиеся основной и подготовительной групп, за исключением тех, кто перенес болезнь или травмы. Большинство школьников специальной медицинской группы также могут заниматься вводной гимнастикой, однако лишь после дополнительного медицинского осмотра и разрешения врача.

Показано, что после физкультурной паузы усиливается дыхание и кровообращение, уменьшаются застойные явления в сосудах нижних конечностей и полости таза; повышаются внимание и умственная работоспособность; повышается мышечный тонус и улучшается осанка. При проведении физкультминутки должен быть обеспечен доступ свежего воздуха. Для выполнения упражнений ученик встает в проход между столами, расстегивает воротник и ослабляет пояс. Физкультурная пауза продолжается 2—3 мин и включает 3—4 простых упражнения для конечностей и туловища. Упражнения физкультурной паузы периодически видоизменяются, однако всегда обязательным является упражнение в потягивании. Физкультурные паузы следует делать и при выполнении домашних заданий.

Игры на переменах имеют большое оздоровительное значение и являются важным фактором в борьбе с гипокинезией. Игры снимают чувство усталости, повышают эмоциональный тонус и уровень умственной работоспособности учащихся. На обычных переменах необходимо создавать условия для свободных игр учеников в школьном дворе, коридорах и рекреациях, а на больших переменах следует организовывать силами учителей, спортивного актива проведение целенаправленных, коллективных игр. Если после игры дети приходят на общеобразовательный урок возбужденными, отмечаются смех, разговоры и т. п., можно дать упражнение на внимание, после которого учащиеся быстро успокаиваются.

Физические упражнения в режиме групп продленного дня повышают уровень двигательной активности и умственную работоспособность детей. Трудно переоценить большое значение для школьников и для семей организации групп продленного дня, количество которых неуклонно растет. Однако увеличение времени целенаправленного педагогического воздействия таит в себе опасность перегрузки нервной системы учащихся, дальнейшего снижения двигательной активности, понижения умственной и физической работоспособности. Это может отрицательно повлиять на здоровье и на успеваемость школьников. С помощью физических упражнений и подвижных игр, организованных в отведенное для отдыха и прогулок время, можно с успехом не только противодействовать упомянутым выше отрицательным факторам, но и способствовать укреплению здоровья детей, развитию их двигательных способностей, повышению умственной и физической работоспособности и успешной подготовке к сдаче норм физкультурного комплекса ГТО. Опыт свидетельствует о том, что эффективность физических упражнений и подвижных игр выше, если они проводятся на свежем воздухе.

Внеклассная работа по физическому воспитанию организуется и осуществляется учителями по физической культуре, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и советом школьного коллектива физической культуры, которые опираются в своей работе по развертыванию спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий в школе на весь педагогический коллектив, физкультурный актив, пионерскую и комсомольскую организации.

Школьный коллектив физической культуры работает по Положению, утвержденному Министерством просвещения, и имеет следующие задачи:

— вовлечение возможно большего числа школьников в занятия физической культурой, спортом и туризмом;

— углубление умений и навыков, полученных учащимися на уроках физкультуры;

— содействие формированию у школьников военно-прикладных знаний и навыков;

— организация внутришкольных соревнований и физкультурных праздников;

— организация подготовки школьников к районным (городским) спортивным мероприятиям.

Учителя физической культуры не только направляют работу школьного коллектива физической культуры и ведут занятия в спортивных секциях, но и готовят общественных инструкторов и судей по спорту из числа учащихся и максимально привлекают их в доступных формах к проведению различных физкультурно-оздоровительных занятий и мероприятий. Во внеклассной работе следует шире использовать метод заданий на дом, а также самостоятельных тренировок по графику, составленному учителем физкультуры. Важно не прекращать спортивно-массовую и оздоровительную работу в период школьных каникул. Работа в каникулы проводится по планам, в составлении которых принимает активное участие врач.

Внешкольная работа по физическому воспитанию учащихся включает в себя занятия спортом и туризмом во внешкольных учреждениях, а также различные занятия по физической культуре и спорту в семье. Занятия во внешкольных учреждениях проводятся высококвалифицированными специалистами в определенном виде спорта на основе положений о соответствующих учреждениях и имеют одну из основных задач — спортивное совершенствование школьников.

Значение уроков по физической культуре и внеклассной работы особенно возрастает теперь, когда проводятся новые массовые соревнования школьников «Старты надежд», при которых честь школы на районных и городских соревнованиях будет защищать не сборная команда школы, а самый спортивный класс.

Физическое воспитание школьников в семье осуществляется родителями путем постоянного и активного содействия выполнению учащимися следующих условий: соблюдение режима дня, правил гигиены и закаливания; ежедневное выполнение утренней гимнастики; воспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями; контроль за выполнением заданий учителя физической культуры; поощрение разнообразных подвижных и спортивных игр, особенно игр на воздухе, купания и плавания, систематических занятий спортом.

Непосредственное руководство физическим воспитанием учащихся возлагается на директора школы; заместитель директора по учебно-воспитательной работе отвечает за выполнение учебных программ и качество преподавания физической культуры и обеспечивает систематический контроль за проведением уроков по физкультуре, а также занятий со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В физическом воспитании учащихся принимает участие весь педагогический коллектив школы, пионерская и комсомольская организации, но особенно важная роль принадлежит врачу.




Анамнез

 

Любое врачебное обследование начинается с анамнеза, который в применении к врачебно-физкультурной практике имеет некоторые особенности, а именно включает в себя так называемый спортивный анамнез. Возраст школьника регистрируется с точностью до года, менее 6 месяцев сверх числа полных лет отбрасываются, а более 6 месяцев — приплюсовываются. Например, детей, которым исполнилось на день обследования от 7 лет 6 месяцев до 8 лет 5 месяцев 30 дней относят к возрасту 8 лет, от 8 лет 6 месяцев до 9 лет 5 месяцев 30 дней — к возрасту — 9 лет. Этого не следует забывать, так как по такому принципу строятся таблицы возрастных стандартов физического развития, по которым медицинские работники обычно дают оценку антропометрическим данным, полученным при обследовании школьников.

В анамнезе жизни особое внимание следует обращать на перенесенные заболевания и травмы, так как последствия некоторых из них могут ограничивать функциональные и двигательные возможности школьников. При этом важно подчеркнуть заболевания последних, предшествующих обследованию месяцев. Определенное значение имеет наследственность. Необходимо попытаться выяснить возможность наследственного предрасположения к тем или иным заболеваниям, особенно системы кровообращения. С этой целью иногда приходится приглашать на беседу родителей младших школьников. Своевременное и рациональное применение средств физической культуры может способствовать предотвращению проявлений неблагоприятных наследственных признаков. Известно, что нередко от родителей к детям передаются особенности двигательных реакций в сочетании с типом телосложения. Учитывая это, врач может помочь преподавателю в отборе наиболее способных ребят для занятий в определенной спортивной секции, а ученику посоветовать серьезные занятия тем или иным видом спорта.

При выяснении условий жизни обращают внимание на бытовые (квартирные) и материальные (бюджет семьи) условия, выполнение режима дня, а также количество и качество питания, его регулярность, насыщенность витаминами. Следует выяснить, не совмещает ли ребенок учебу в школе с дополнительными занятиями музыкой, иностранным языком, спортом, балетом и т.д. Совмещение без учета функциональных возможностей ребенка иногда приводит к переутомлению, которое создает фон для возникновения тех или иных отклонений. У старших школьников необходимо выяснить вредные привычки (курение).

Спортивный анамнез дает представление о физической подготовленности школьника. Здесь следует выяснить, занимался ли обследуемый физической культурой в школе ранее или начинает занятия впервые. Если занимался, то был ли допущен на общих основаниях (основная группа) или по медицинским показаниям занимался в подготовительной или специальной группе, либо вообще был освобожден от занятий. Успеваемость по физкультуре в школе. Занимается ли утренней зарядкой и закаливанием Занимался ли в спортивных секциях или в детско-юношеской спортивной школе, начиная с какого класса, каким видом спорта, какие предельные напряжения приходилось переносить, участвовал ли в соревнованиях, какого масштаба (внутриотрядные, внутришкольные, районные, городские и т. д.) и по каким видам спорта, имеет ли спортивный разряд, когда получил впервые? Участвовал ли в туристических походах, лыжных, велосипедных пробегах, пионерских военно-спортивных играх и т. д.?

У школьников, занимающихся спортом в спортивных школах, спецклассах или школах-интернатах спортивного профиля, выясняется, с какого возраста начали систематические тренировки и по каким видам спорта, каким видом спорта занимаются в настоящее время, какова динамика роста физической подготовленности и тренированности в избранном виде спорта, рост спортивных достижений, а также задачи, содержание, используемые средства, условия тренировок и участие в соревнованиях в настоящее время.

 

Объективное обследование

 

Соматоскопия, или наружный осмотр, дает представление о телосложении обследуемого, основных морфологических (формы, размеры, пропорции) особенностях его тела и позволяет отметить определенные отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата и физические недостатки (искривления позвоночника, плоскостопие, рубцы и т. д.), которые могут повлиять на врачебное заключение о допуске к занятиям физическими упражнениями. С помощью наружного осмотра можно установить некоторые признаки заболеваний (бледность кожных покровов, синюшность, высыпания, шелушения, расчесы, грыжевые выпячивания, пульсация сосудов и т. д.). Осмотр обычно сопровождается пальпацией. Некоторые соматоскопические признаки (развитие мускулатуры, степень жироотложения и развитие вторичных половых признаков) являются необходимыми компонентами комплексной оценки физического развития школьников.

Для проведения осмотра большое значение имеет правильное, прямое (лучше дневное) освещение. Боковое освещение может создавать видимость асимметрий различного рода. В последнее время во врачебных кабинетах начали на стене рисовать темный экран с нанесением на нем светлой дециметровой сетки. На таком фоне лучше видны особенности телосложения, пропорции тела и дефекты осанки. Осматривают школьника спереди, сзади и в профиль.

Кожа. При обследовании кожи отмечают ее окраску (нормальная, бледная, смуглая, желтушная и др.), выраженные местные изменения цвета кожи и их локализацию, поверхность ее (гладкая, шершавая). Отмечают различные изменения кожи: шелушение, высыпания, рубцы, омозолелости, потертости, опрелости. Тургор кожи определяют взятием ее в складку и оценивают как упругую, если кожная складка быстро исчезает, как вялую, если складка расходится медленно. При резком снижении тургора кожа становится морщинистой. Тыльной поверхностью руки врач определяет влажность кожи (сухая, нормальная, повышенная), получая, в частности, представление о потливости.

Кроме того, осматривают губы (розовые, бледные, синюшные) и конъюнктиву глаз (нормальная, бледная, гиперемированная).

Мускулатура. Состояние мускулатуры характеризуется количеством мышечной ткани, пропорциональностью, равномерностью и симметричностью развития основных групп мышц, а также тонусом (эластичным сопротивлением, упругостью при сдавливании) в напряженном и расслабленном состоянии. Развитие считается слабым, когда рельеф в спокойном состоянии мышцы не выражен («рисунок» мышцы не просматривается через покровные ткани), объем небольшой и упругость понижена; средним — когда несколько обозначен рельеф мышц, объем их средневыраженный и упругость удовлетворительная; хорошим — при отчетливо выраженном рельефе, достаточном объеме и хорошем тонусе.

Дополнительно об общем состоянии и развитии мускулатуры судят по положению лопаток и форме живота. При слабом развитии мышц спины наблюдается отставание лопаток (крыловидные), а при слабом развитии мышц передней брюшной стенки живот выглядит отвислым. Суммируя перечисленные показатели и данные динамометрии, дают общую оценку развития мускулатуры (слабое, среднее, хорошее).

Жироотложение. Степень развития подкожной жировой клетчатки свидетельствует об упитанности и определяется по выраженности рельефа костей (ключицы, ребра), мышц и толщине жировой складки на животе. Следует учитывать равномерность и возможное локальное отложение жира. Жироотложение считается малым, когда отчетливо виден рельеф костей пояса верхней конечности и мышц, а пальцы врача (большой и средний) легко прощупывают друг друга через пятисантиметровую кожную складку; средним (нормальным)— если рельеф костей несколько сглажен, кожная складка берется легко, но концы пальцев прощупываются нечетко, жировой слой достигает 6—12 мм. При большом жироотложении костный и мышечный рельеф явно сглажены, контуры тела округлены, на животе, груди, спине и ягодицах имеются значительные скопления подкожной жировой клетчатки, кожная складка берется с трудом, толщина жировой складки на животе достигает 2—3 см.

Степень полового созревания. При общей характеристике физического развития подростков особое внимание должно уделяться оценке степени полового созревания, которое определяется на основании развития вторичных половых признаков по так называемой половой формуле.

Без учета степени биологического развития, основываясь лишь на паспортном возрасте ребенка, в настоящее время в условиях акселерации детей невозможно рациональное построение процесса физического воспитания. У детей с разной степенью полового созревания отмечается различный уровень работоспособности. Поэтому отсутствие дифференцированного подхода при планировании учебного процесса по физическому воспитанию может привести к тому, что дети с ускоренным темпом полового созревания (акселераты) не дополучат своей доли функциональной нагрузки, а дети замедленного типа развития (ретарданты), наоборот, «перегрузятся».

Осанка. Под осанкой понимают привычную ненапряженную позу стоящего человека. При нормальной осанке оси туловища и головы расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры; тазобедренные и коленные суставы разогнуты; изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный) умеренно выражены; плечи несколько развернуты и слегка опущены; лопатки расположены симметрично и прижаты к ребрам; живот плоский или умеренно выпуклый. Осанка во многом зависит от формы спины (позвоночника).

Форма спины считается нормальной при умеренно выраженных физиологических изгибах позвоночника: величина шейного и поясничного лордоза (при измерении в профиль) достигает 3—5 см, а наиболее вышестоящие назад точки грудного и крестцово-копчикового кифозов располагаются на одной вертикали.

Слабо выраженные естественные изгибы позвоночника или отсутствие их делают спину плоской, функционально неполноценной, так как рессорная функция позвоночника при этом резко снижается. Если отсутствует лишь грудной кифоз, а поясничный лордоз выражен, то отмечается вариант плоской спины — плосковогнутая спина. Если кривизна грудного кифоза увеличена и захватывает часть поясничного отдела позвоночника, а шейный и поясничный лордозы уменьшены, то спина определяется как круглая. При увеличении грудного кифоза и поясничного лордоза спину называют круглово гнутой (седлообразной).

При отклонениях положения позвоночника плечи обычно сильно опущены и выступают вперед, грудная клетка становится впалой, лопатки крылообразно отстают, шея и голова наклоняются вперед, живот выпячивается. Все это вызывает нарушение нормальной функции позвоночника и создает неблагоприятные условия для деятельности внутренних органов, в частности сердца. В наибольшей степени это проявляется при боковых искривлениях позвоночника — сколиозах.

 

                                         

 

Рисунок 2.1 - Форма спины

 

Сколиоз может быть в верхней, средней и нижней части позвоночника; выпуклость вправо — правосторонний, влево — левосторонний. Искривление позвоночника в одной его части влево часто сопровождается компенсаторным искривлением нижележащего отдела позвоночника вправо и наоборот. Возникает S-образный сколиоз (рис. 2.2).

 

 

1 — грудной правосторонний; 2 — общий левосторонний; 3 — S-образный.

Рисунок 2.2 - Виды сколиозов.

 

При наличии сколиоза определяется неравномерное расположение плеч и лопаток: на выпуклой стороне позвоночника они расположены выше.

Искривления позвоночника хорошо выявляются при изучении «треугольников талии» — щелевидных просветов треугольной формы, образующихся между туловищем и внутренней поверхностью опущенных рук с вершиной на уровне талии. При сколиозе «треугольник талии» на выпуклой стороне уменьшается, а на вогнутой увеличивается. При осмотре спереди может быть обнаружен различный уровень стояния сосков, а иногда асимметрия грудной клетки. Наличие сколиоза определяется и по расположению остистых отростков позвонков. При этом, сильно прижимая указательный и средний пальцы к телу обследуемого, проводят ими от остистого отростка седьмого шейного позвонка до крестца. Белая полоса по линии остистых отростков на фоне двух розовых полос — следов пальцев дает представление о локализации, типе и выраженности искривления. Однако точную локализацию, степень выраженности сколиоза и динамику изменений можно определить лишь с помощью сколиозиметра, например методом Подъяпольской.

При выраженном сколиозе на разные половины тел позвонков падает неравномерная нагрузка, в результате чего отдельные позвонки могут принимать клиновидную форму, что создает условия для так называемой торсии — скручивания позвоночника по его оси. В тяжелых случаях торсия ведет к появлению реберного горба. Начинающуюся торсию можно определить по асимметрично выступающим мышечным валикам и углам ребер при наклоне исследуемого вперед стоя на прямых ногах со свободно свисающими руками.

Важно установить этиологию деформации позвоночника, последствия заболеваний (чаще рахит), функциональные изменения нервно-мышечного аппарата, слабое или неравномерное развитие мускулатуры, неправильное держание тела, недостаточность освещения, несоответствие мебели росту учащегося и т. д. Следует определить также степень выраженности и тяжести деформации позвоночника. Первая степень — нарушение осанки и функциональные, нефиксированные формы искривления позвоночника, которые при активном вытяжении спины исчезают. Вторая степень — промежуточная между первой и третьей, позвоночник при активном вытяжении выпрямляется лишь в некоторой степени. Третья степень — прочно фиксированные искривления позвоночника, которые мало изменяются даже при насильственном вытяжении и часто сопровождаются деформацией грудной клетки и образованием реберного горба. Все это следует иметь в виду врачу, когда он делает заключение о необходимости проведения со школьниками, страдающими сколиозом, тех или иных гигиенических и профилактических мероприятий, а также участии этих школьников в занятиях корригирующей гимнастикой либо о введении специальных физических упражнений в уроки физической культуры, физкультпаузы, домашние задания. Третья степень сколиоза почти не поддается консервативному лечению.

Формы грудной клетки определяются при осмотре в профиль и анфас по величине надчревного угла, направлению нижних ребер и линии, ограничивающей грудную клетку спереди. При плоской грудной клетке надчревный угол острый, передняя линия почти прямая, нижние ребра имеют значительный наклон. Цилиндрическая грудная клетка спереди ограничивается овальной линией, надчревный угол равен или близок к прямому, нижние ребра имеют средний наклон. При конической грудной клетке надчревный угол тупой, передняя линия овальная с выпуклостью в нижней части, ребра имеют малый наклон. Кроме того, встречаются патологические формы грудной клетки и асимметрии как следствие перенесенного рахита.

Форма ног отмечается как нормальная, если при стойке «ноги вместе — носки врозь» соприкасаются друг с другом внутренние мыщелки бедра и внутренние лодыжки. Если внутренние лодыжки соприкасаются, а внутренние мыщелки бедер нет, то это О-образные ноги (варусная форма); если внутренние мыщелки бедра соприкасаются друг с другом, а внутренние лодыжки нет, то это Х-образная форма ног (вальгусная форма). При этом учитывают лишь ясно выраженные случаи искривления ног, так как незначительные степени Х- и О-образности не нарушают опорной функции нижних конечностей.

Необходимо вообще дать оценку костной системе и состоянию суставов (ограниченность движений в тех или иных сочленениях, укорочение одной конечности по сравнению с другой, последствия травм).

Стопа — орган опоры и передвижения. При обследовании стоп необходимо обращать внимание на состояние продольного свода (нормальный, плоский, повышенный), на состояние поперечного свода, на деформацию пальцев (молоткообразные пальцы), на положение пятки (варусное или вальгусное отклонение), на состояние кожи (потертости, омозолелости).

Антропометрия. С помощью антропометрии получают объективные данные о важнейших морфологических параметрах тела — массе тела, длинах, окружностях и диаметрах (соматометрия) и о некоторых функциональных признаках — жизненной емкости легких, дыхательных размахах грудной клетки, силе отдельных групп мышц, толщине жировой складки (физиометрия).

Для получения наиболее точных данных необходимо соблюдение определенных условий: а) все приборы должны систематически контролироваться, б) исследования следует проводить в утренние часы, желательно натощак в одни и те же часы (что важно для повторных измерений), в отдельном, теплом помещении, имеющем хорошее освещение; в) исследуемый должен быть раздет до трусов.

У детей, систематически занимающихся спортом, особенно у учащихся ДЮСШ, спецклассов и школ-интернатов спортивного профиля, необходимо определение состава тела—активной и пассивной (резервный жир) его части, поскольку функциональная готовность и спортивная работоспособность тесно связаны с морфологическим составом тела и прежде всего с количеством активных тканей, которые под влиянием тренировок увеличиваются в своей массе. Причем, чем моложе спортсмен, тем быстрее у него наступают под влиянием тренировок количественные изменения компонентов тела.

Известно, что количественным критерием содержания жира в теле может служить толщина кожно-жировых складок. Для определения жировой ткани толщину кожно-жировых складок измеряют в последние годы с помощью метода калиперметрии. Измерение калиперметром производят в 10 точках на правой стороне тела.

Результаты измерений складываются и по сумме 10 точек в миллиметрах с помощью таблиц Паржисковой определяют процент жировой ткани. Затем можно рассчитать процент активной ткани, а также массу жировой и активной ткани (под последней подразумевается масса тела за вычетом массы жира).

Для повышения точности определения состава тела необходимо соблюдение ряда условий. Бранши калипера должны иметь постоянное давление в 10 г/мм2. Складку плотно зажимают большим и указательным пальцами (избегая болевых ощущений), используя при этом 20—40 мм2 поверхности кожи. Высота складки должна быть не более 1 см.



Оценка физического развития

Содержание врачебно-педагогических наблюдений

 

Врачебно-педагогические наблюдения являются важным разделом врачебного контроля за физическим воспитанием школьников, они значительно дополняют сведения, полученные при медицинском обследовании учащихся. Врачебно-педагогические наблюдения проводятся врачом совместно с преподавателем или тренером непосредственно во время занятий физической культурой, спортивных тренировок и соревнований. Они направлены на оценку правильности построения занятий физическими упражнениями и выбора величины нагрузки в зависимости от состояния здоровья занимающихся, их физического развития и уровня подготовленности. Основная цель наблюдений — способствовать улучшению процесса физического воспитания школьников и получению ими максимального оздоровительно-тренировочного эффекта от занятий физическими упражнениями.

Задачами врачебно - педагогического контроля являются ознакомление с учебно-методической документацией (классный журнал, учебный план, конспект урока) и определение правильности разделения учащихся на группы; оценка гигиенических условий (температура, влажность, вентиляция, освещенность, соответствие одежды и обуви, техника безопасности, организация первой помощи), организации и методики проведения занятий; изучение воздействия занятий и соревнований на организм учащихся для уточнения состояния их здоровья и функционального состояния; коррекция на основе полученных данных планирования процесса физического воспитания и дозировки физических нагрузок.

Оценку оздоровительно-тренировочного эффекта, правильности построения занятий и качества приспособительных реакций организма можно провести простыми методами исследования. Так, данные визуального наблюдения и беседа позволяют выяснить, соответствует ли физическая нагрузка состоянию здоровья и уровню подготовленности учащегося.

Визуальные наблюдения дают возможность судить о степени утомления по внешним признакам. Следует обращать внимание на окраску кожи, степень потливости, выражение лица, характер дыхания, координацию движений и внимание. Выяснение самочувствия дополняет эти данные. Небольшое покраснение кожи, незначительная потливость, учащенное, ровное дыхание, бодрое, четкое выполнение команд и заданий, отсутствие жалоб — все это свидетельствует о небольшом, обычном для урока физкультуры утомлении.

Для средней степени утомления характерно значительное покраснение кожи, напряженное выражение лица, большая потливость, особенно лица, большое учащение дыхания с периодическими глубокими вдохами и выдохами, нарушение координации движений (неуверенные движения, нечеткое выполнение заданий, добавочные движения, покачивания), жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиения.

Резкое утомление (переутомление) характеризуется резким покраснением или побледнением или даже синюшностью кожи, страдальческим выражением лица, общей резкой потливостью и выступанием соли на коже, майке, рубашке, резко учащенным, поверхностным и аритмичным дыханием, вплоть до одышки, отказом от выполнения упражнений, глубоким нарушением координации движений (частые покачивания, отставание в ходьбе от группы, требуется опора или посторонняя помощь), дрожанием конечностей, жалобами на головокружение, шум в ушах, головную боль, тошноту, иногда рвоту.

Более выраженная степень утомления у некоторых детей по сравнению с остальными свидетельствует о чрезмерности нагрузки для них и требует немедленных изменений в дозировке упражнений с целью предупреждения перенапряжения.

Определение моторной плотности урока проводится методом хронометража. Регистрируют по секундомеру отрезки времени, затраченного школьником во время урока непосредственно на выполнение физических упражнений. Отношение суммы этих отрезков к общей длительности всего урока, выраженное в процентах, характеризует моторную плотность урока. Чем больше моторная плотность урока, тем выше его физиологический эффект. Например, если за 45 мин урока общая продолжительность занятий физическими упражнениями равнялась 30 мин, то моторная плотность составит: 66%. Остальное время было потрачено на показ и объяснение, ожидание очереди к выполнению упражнения, паузы отдыха и т. д. Моторная плотность урока физкультуры более 60% считается достаточной. При более низкой моторной плотности школьники не получают оптимальной физической нагрузки, снижается качество урока, плохо усваивается программный материал, мало выражен оздоровительно-тренировочный эффект.

Проверка величины нагрузки и приспособляемости организма к тем или иным упражнениям осуществляется путем определения так называемой физиологической кривой урока. Для этого подсчитывают пульс по 10-секундным отрезкам времени до начала занятий, в начале занятий и в конце каждой части урока, непосредственно перед началом и сейчас же после окончания отдельных физических упражнений. На основании полученных данных графически изображают физиологическую кривую урока, при этом по горизонтали отмечается продолжительность каждой части урока (вводной, подготовительной, основной и заключительной) и отдельных наиболее интенсивных упражнений, а по вертикали реакция пульса на нагрузку по сравнению с исходными данными.

Физиологическая кривая должна представлять собой восходящую линию, поднимающуюся в основной части урока на 80—100% от исходной величины с несколькими зубцами при наиболее интенсивных упражнениях, заметно снижающуюся к концу урока. Незначительный подъем и плоская форма кривой свидетельствуют о недостаточной нагрузке. Если пульс при отдельных упражнениях не достигает 130—140 в минуту, то нельзя рассчитывать на тренировочный эффект урока. Резкое учащение пульса и отсутствие выраженной тенденции физиологической кривой к снижению в конце урока, указывают на чрезмерность нагрузки. Следует учитывать, однако, что выраженность пульсовой реакции зависит не только от величины нагрузки и степени подготовленности, но и от типологических особенностей нервной системы, а также от характера физических упражнений. Так, после упражнений в равновесии на бревне пульс учащается значительно, хотя непосредственная физическая нагрузка при этом невелика.

Особое значение имеют данные врачебно-педагогических наблюдений школьников, отнесенных к подготовительной и специальной группам, а также юных спортсменов. У первых из-за тех или иных отклонений в состоянии здоровья, а у вторых в связи с широким применением больших тренировочных нагрузок в раннем возрасте врачебно-педагогические наблюдения проводятся более глубоко. Так, в процессе занятий или до и после них (в зависимости от поставленных задач) исследуются наряду с частотой пульса артериальное давление, жизненная емкость легких и сила дыхательных мышц, проводятся динамометрия, ортостатическая или клиноортостатическая проба, проба с дополнительными и повторными нагрузками, анализы крови, мочи, электрокардиография.

Кроме осуществления описанных выше задач, врач при посещении занятий физической культурой должен установить, достаточно ли высока дисциплина на уроке; достаточно ли правильны, точны, ясны и кратки объяснения педагога; каково материально-техническое оснащение урока и соблюдаются ли возрастные нормы оборудования и инвентаря; как организована «страховка» при различных упражнениях; учитывает ли педагог уровень нагрузки на предыдущем уроке (все это имеет большое значение для профилактики спортивных травм и для повышения качества педагогического процесса); следит ли педагог за осанкой и дыханием и достаточно ли используются общеразвивающиеся и корригирующие упражнения; соблюдаются ли правила личной гигиены.

На уроках физкультуры, на занятиях спортом, во время всех спортивно-массовых мероприятий школьники обязаны носить спортивную одежду, отвечающую гигиеническим требованиям: она должна быть свободной, не стеснять и не затруднять дыхания и кровообращения; соответствовать климатическим и метеорологическим условиям; соответствовать характеру занятий, не создавая затруднений при выполнении упражнений; предохранять от травм и не создавать опасности повреждений; давать возможность наблюдать за движениями и осанкой занимающегося. Особое внимание должно уделяться спортивной обуви. Исправность и соответствие ее размеров длине и ширине стоп занимающихся обязательны. Во время дальних экскурсий и походов школьники должны иметь крепкую обувь на достаточно плотной подошве. Неношенная, а также сильно поношенная обувь непригодна.

Выше уже подчеркивалось большое оздоровительное и общеукрепляющее значение уроков физической культуры, проводимых на открытом воздухе во все времена года. Во избежание переохлаждения и обморожений зимой следует иметь соответствующую одежду и обувь и учитывать нормы температуры воздуха, при которых разрешено проведение зимних спортивных мероприятий.

Занятия зимой на открытом воздухе требуют особенно четкой организации и несколько отличной от обычной методики проведения урока (Фатеева Л.П.).

Важнейшим вопросом методики проведения уроков физической культуры на открытом воздухе является обеспечение оптимальной моторной плотности. Известно, что наибольшая плотность урока достигается ликвидацией простоев, сокращением времени на объяснение. При проведении уроков на открытом воздухе она обеспечивается правильным планированием и методикой, учитывающими метеорологические условия проведения занятий, своевременной и тщательной подготовкой к каждому уроку и преподавателя, и занимающихся, а также предельным сокращением времени на показ и объяснения.

Чем ниже температура воздуха при проведении уроков на воздухе, тем выше должен быть показатель двигательной активности. Наибольший эффект в увеличении моторной плотности урока дает одновременное и поточное выполнение упражнений. Хороший результат дают выполнение упражнений и по отделениям, но лишь тогда, когда занимающиеся обеспечены необходимым инвентарем в количестве, не меньшем, чем один снаряд на 2-—3 ученика. При разбивке на пары для выполнения упражнений очень важен учет индивидуальных особенностей занимающихся. Так, например, включение в одну пару с малоактивным занимающимся подвижного и активного полезно для обоих, так как активизирует одного или несколько сдерживает активность другого, тем самым облегчая преподавателю регулирование нагрузки для всей группы. Включение в одну пару пассивных или, наоборот, очень активных занимающихся зачастую приводит к тому, что первые получают недостаточную нагрузку, а вторые — слишком большую.

Моторную плотность урока можно значительно увеличить за счет улучшения дисциплины, сокращения до минимума различных перестроений. Для успешного проведения уроков па открытом воздухе имеет значение эмоциональная их насыщенность. Важной предпосылкой к созданию положительных эмоций являются веселый тон, подбадривание и шутка преподавателя, чистота и порядок на площадке и в одежде, четкая организация выдачи и приема инвентаря. Но наиболее сильным средством повышения эмоциональности урока является проведение упражнений в виде соревнований и игр, которые вполне возможно проводить в холодное время года и в основной, и в подготовительной части урока. Умелое использование в работе всех этих факторов позволяет проводить уроки на открытом воздухе фактически при любых метеорологических условиях, проводить их в достаточной мере эффективно.

Врачебно-педагогические наблюдения следует проводить при деятельном участии преподавателя (тренера), который обязан оказывать врачу содействие, а также помощь, сообщая свои педагогические наблюдения. Тесный контакт врача и педагога в осуществлении совместного систематического контроля за занятиями школьников физическими упражнениями является условием постоянного совершенствования педагогического процесса.

Данные своих наблюдений врач должен фиксировать в протоколах, анализировать и обобщать (и доводить до сведения преподавателей — тренеров — на протяжении всего периода учебы) с целью оценки качества постановки физического воспитания и влияния его на здоровье и физическое развитие школьников. Полученные материалы, выводы и соображения врач не только включает в отчет, но и регулярно доводит их до сведения преподавателей (тренеров), периодически выносит на заседания педагогического совета, на методические совещания преподавателей или тренеров. Совместное широкое обсуждение доклада врача приводит, как правило, к предложениям мероприятий, направленных на дальнейшее улучшение качества процесса физического воспитания детей в школе, а также на углубление и расширение врачебного контроля и врачебно-педагогических наблюдений.

Выводы

Физическое воспитание подрастающего поколения является органической частью системы воспитания, образования и обучения детей и служит целям всестороннего развития физических и духовных сил школьников, их подготовке к жизни, формированию нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Всестороннее физическое воспитание и гармоническое физическое развитие детей достигается при выполнении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в их взаимосвязи.

Урок по физической культуре является основной формой физического воспитания в школе. От правильной организации и методики проведения уроков и от педагогического мастерства преподавателя во многом зависит успешное разрешение задач физического воспитания.

Физкультурные минутки на уроках — важное оздоровительное мероприятие, содействующее предупреждению утомления и повышению работоспособности учащихся.

Физическое развитие школьников является одним из важнейших показателей санитарного состояния детского населения. В отличие от взрослых у детей «физическое развитие» не ограничивается только морфологическими особенностями строения и размеров тела, а включает в себя и функциональные возможности организма, т.е. может служить признаком запасов его физических сил, а у детей еще и критерием правильности их роста и развития.

Успех и качество физического воспитания школьников во многом зависят от уровня компетенции врача в области гигиены физических упражнений, знаний анатомо-физиологических особенностей организма детей школьного возраста и основ методики занятий физической культурой и спортом, квалифицированного врачебного контроля и умелого осуществления врачебно-педагогических наблюдений, а также активного проведения санитарно-просветительной работы среди педагогов, школьников и их родителей.

Большинство травм могло быть предупреждено, если бы всегда были четкая организация и правильная методика проведения занятий, неукоснительное выполнение правил врачебного контроля, должная индивидуализация процессов обучения и тренировки, повседневный учет физического состояния занимающихся и метеорологических условий, соответствие нормам оборудования и инвентаря, хорошая дисциплина и внимательность занимающихся.

Врач должен быть всегда готовым к оказанию скорой помощи при любой спортивной травме как на занятиях физическими упражнениями, так и на соревнованиях.



Перечень литературы

 

1. Методичні рекомендації до виконання курсових робіт для студентів факультету фізичного виховання / Підготувала доцент, кандидат біологічних наук Т.М. Чиженюк - Запоріжжя, ЗДУ, 2003. – 27 с.

2. Абрамов М. С., Рыбалко А. И. Современные подходы к оценке уровня физического развития – важного показателя общественного здоровья // Гигиена и санитария. – 1983. - №6. – с. 69-71.

3. Мотылянская Р. Е., Ерусалимский Л.А. Врачебный контроль при массовой физкультурно-оздоровительной работе. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 96с., ил.

4. Присяжнюк С. И. Комплекс ГТО в физкультурно-оздоровительных группах. – К.: Здоровье, 1990 – 96 с.

5. Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. – М.: Медицина,1984 – 125 с.

6. Белов Р.А. Организация работы по физической культуре по месту жительства. – К.: Олимп. Лит., 1987. – 239с.

7. Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Физическая культура трудящихся. – Мн.: Олимп. Лит., 1988. – 223с.

8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт., 1991 – 543с.

9.  Зациорский В.М. Спортивная метрология. – М.: Физкультура и спорт., 1982 – 256с.

10. Короп Ю.В. Розвиток гнучкості в школярів // Фызичне виховання в школі. - 1997. -№3.-С.40-45.

11. Зациорский В.М. Методика воспитания силы. Методика воспитания быстроты // В кн.: Физические качества спортсмена - М.: ФиС, 1970. -С.8-103.

12. Волков Л.В. Теория спортивного отбора: способности и одаренности // В сб.: Мат. междун. научн. конф. Спортивный отбор и ориентация в системе многолетней подготовки спортсменов. - К., 1996. - С.32-33.

13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: ФиС, 1991. -543с.

14. Козленко М.П., Вільчковський Є.С., Цвек С.Ф. Теорія і методика фізичного виховання. - К.: Вища школа, 1984. - 220 с.

15. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. -М.: Просвешение, 1990. - 287 с.

ВВЕДЕНИЕ

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

РОЛЬ ВРАЧА В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Дата: 2019-05-28, просмотров: 238.